Обобщение знаний учащихся о правописании проверяемой безударной гласной в корне слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Обобщение знаний учащихся о правописании проверяемой безударной гласной в корне слова.
Цели урока:
1. сформировать знания о правописании проверяемых гласных в корне слова;
2. совершенствовать умение различать в словах ударные и безударные гласные, обозначать звуки буквами, сопоставлять произношение и написание, анализировать, обобщать, точно формулировать вывод;
3. сформировать у учащихся представление о способах проверки правописания гласных в корне слова;
4. развивать мотивацию к обучению посредством использования интерактивной доски;
5. развивать монологическую речь учащихся;
6. развивать орфографическую зоркость;
7. воспитывать санитарно – гигиенические навыки;
8. воспитывать бережное отношение к русскому языку и к слову.
Оборудование:
Карточки с заданиями, наглядный материал (таблицы с алгоритмом проверки безударной гласной в корне слова, таблица со справочным материалом по теме, интерактивная доска)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prav._bez._gl._3_kl.doc | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку,
проводимый в 3 б классе
лицея № 281
Адмиралтейского района
Паюнен Галиной Владимировной
Тема: Обобщение знаний учащихся о правописании проверяемой безударной гласной в корне слова.
Санкт – Петербург
2009 год
Цели урока:
- сформировать знания о правописании проверяемых гласных в корне слова;
- совершенствовать умение различать в словах ударные и безударные гласные, обозначать звуки буквами, сопоставлять произношение и написание, анализировать, обобщать, точно формулировать вывод;
- сформировать у учащихся представление о способах проверки правописания гласных в корне слова;
- развивать мотивацию к обучению посредством использования интерактивной доски;
- развивать монологическую речь учащихся;
- развивать орфографическую зоркость;
- воспитывать санитарно – гигиенические навыки;
- воспитывать бережное отношение к русскому языку и к слову.
Оборудование:
Карточки с заданиями, наглядный материал (таблицы с алгоритмом проверки безударной гласной в корне слова, таблица со справочным материалом по теме, интерактивная доска)
Ход урока
І. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся.
II. Словарный диктант.
Учащиеся записывают слова через запятую в соответствии с появляющимися иллюстрациями на интерактивной доске.
Образец выполнения задания:
Берёза, тетрадь, медведь, морковь, кровать.
- Проверьте написание слов. (Учащиеся сверяют с образцом на доске)
- Обозначьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные.
ІІІ. Формулировка темы урока.
- Что общего между словами? (Везде есть безударные гласные, которые требуют проверки, однако, проверить их нельзя – это непроверяемые безударные гласные)
- В какой части слова они стоят? (В корне)
- А есть ли безударные гласные, которые можно проверить? (Да)
- Как выполняется проверка? (Если безударный гласный в корне,
надо подобрать проверочное слово. Проверочным может быть однокоренное слово ударным гласным в корне.)
- Что необходимо сделать, чтобы найти проверочное слово? (Чтобы найти проверочное слово, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударными подобрать однокоренное слово, с ударным гласным в корне)
- Какое слово называется однокоренным? (Слово, имеющее общую часть и общее значение)
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? (О правописании проверяемой гласной в корне слова?)
- Какие гласные требуют проверки? (а, о, е, и, я)
IV. Работа по теме урока.
Далее учащиеся самостоятельно выполняют задание на карточке. Проверка выполняется устно.
Образец задания:
В каждой строчке найдите однокоренные слова.
Учить, школьник, ученик.
Сила, сильный, спортсмен.
Вода, подводный, моряк.
Выпишите однокоренные слова, выделите корень.
V Работа по составлению алгоритма проверки правописания безударных гласных в корне слова
- Ребята, что необходимо делать, если вам необходимо написать слово с безударной гласной в корне? Какой будет ваш первый шаг?
Учащиеся под руководством учителя составляют алгоритм проверки правописания безударной гласной в корне. В ходе обсуждения на интерактивной доске появляется алгоритм:
1 – й шаг: найди в слове корень.
2 – й шаг: определи, есть ли в корне безударный гласный?
Да: нужно проверять Нет. Значит, проверка не нужна.
3 – й шаг: Измени слово или подбери родственное.
4 – й шаг: Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчётливо. Напиши. Проверь написанное.
На интерактивной доске:
VI Работа по теме урока. Применение полученных знаний на практике.
Молодцы! А теперь тот алгоритм, который мы сейчас с вами составили, используем при выполнении следующего упражнения.
Образец задания:
Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Перед каждым слово пиши проверочное слово. Поставь знак ударения, выдели корень.
… - т..жёлые колосья, …- х..лодный ветер, …- пр..мая дорога,
…- м..рская волна, …- сп..ртивные успехи.
Образец выполнения задания:
Тяжесть – тяжёлые колосья, холод – холодный ветер, прямо- прямая дорога, море – морская волна, спорт - спортивные.
Далее выполняется взаимопроверка с устными комментариями учащихся.
Вы все справились с заданием, а теперь используя алгоритм правописания безударной гласной в корне слова, спишите текст, подбирая устно проверочные слова. Вставленную пропущенную букву подчеркнуть.
Образец задания:
Спишите текст, подбирая устно проверочные слова. Вставленную пропущенную букву подчеркнуть.
У утки были пушистые утята. Однажды л..сица ут..щила утку. Мы научили собаку в..дить к р..ке утят. Вот утята важно идут за собакой. Они радостно ныряют в в…де. Собака с..дит и зорко охр..няет утят.
Образец выполнения задания:
У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку водить к реке утят. Вот утята важно идут за собакой. Они радостно ныряют в воде. Собака сидит и зорко охраняет утят.
VII. Итог урока.
- Что узнали нового?
- Чему научились?
- Какие вопросы возникли?
- Какие задания вызвали наибольшие трудности?
- Какие задания понравились?
VIII. Домашнее задание.
С 114 упр. 63
Карточка с заданием.
Задание № 1.
Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Перед каждым словом пиши проверочное слово. Поставь знак ударения, выдели корень.
… - т..жёлые колосья, …- х..лодный ветер, …- пр..мая дорога,
…- м..рская волна, …- сп..ртивные успехи.
Задание № 2.
Спишите текст, подбирая устно проверочные слова. Вставленную пропущенную букву подчеркнуть.
У утки были пушистые утята. Однажды л..сица ут..щила утку. Мы научили собаку в..дить к р..ке утят. Вот утята важно идут за собакой. Они радостно ныряют в в…де. Собака с..дит и зорко охр..няет утят.
-------------------------------------------------------------------------------
Карточка с заданием.
Задание № 1.
Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Перед каждым словом, пиши проверочное слово. Поставь знак ударения, выдели корень.
… - т..жёлые колосья, …- х..лодный ветер, …- пр..мая дорога,
…- м..рская волна, …- сп..ртивные успехи.
Задание № 2.
Спишите текст, подбирая устно проверочные слова. Вставленную пропущенную букву подчеркнуть.
У утки были пушистые утята. Однажды л..сица ут..щила утку. Мы научили собаку в..дить к р..ке утят. Вот утята важно идут за собакой. Они радостно ныряют в в…де. Собака с..дит и зорко охр..няет утят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
Конспект открытого урока по русскому языку, который давался в рамках конкурса "Педагог года-2012"...
Теоретические основы формирования орфографической зоркости в процессе изучения правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.
В материале изложены теоретические основы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах ....
Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".
В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...
Конспект урока русского языка "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова"
Урок русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занкова...
Конспект урока русского языка "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова"
Урок русского языка во 2 классе по системе Л.В.Занкова...
Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова.
В основе формирования навыка лежат знания из области фонетики ,графики ,морфологии....
"Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях. Знакомство с правилом правописания проверяемого безударного гласного в корне слова"
В конспекте урока использованы разные виды работы по развитию речи учащихся и грамматической зоркости. Урок построен в игровой форме с учётом интересов детей. На уроке особое внимание уделяется сбереж...