Обобщение знаний учащихся о правописании проверяемой безударной гласной в корне слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Паюнен Галина Владимировна

Обобщение знаний учащихся  о правописании проверяемой безударной гласной в корне слова.

Цели урока:

1.    сформировать знания о правописании проверяемых гласных в корне слова;

2.    совершенствовать умение различать в словах ударные и безударные гласные, обозначать звуки буквами, сопоставлять произношение и написание, анализировать, обобщать, точно формулировать вывод;

3.    сформировать у учащихся представление о способах проверки правописания гласных в корне слова;

4.    развивать мотивацию к обучению посредством использования интерактивной доски;

5.    развивать монологическую речь учащихся;

6.    развивать орфографическую зоркость;

7.    воспитывать санитарно – гигиенические навыки;

8.    воспитывать бережное отношение к русскому языку и к слову.

Оборудование:

 

Карточки с заданиями, наглядный материал (таблицы с алгоритмом проверки безударной гласной в корне слова, таблица со справочным материалом по теме, интерактивная доска)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prav._bez._gl._3_kl.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по русскому языку,

проводимый в 3 б  классе

лицея № 281

Адмиралтейского  района

Паюнен Галиной Владимировной

Тема:  Обобщение знаний учащихся  о правописании проверяемой безударной гласной в корне слова.

        

Санкт – Петербург

2009 год

Цели урока:

  1. сформировать знания о правописании проверяемых гласных в корне слова;
  2. совершенствовать умение различать в словах ударные и безударные гласные, обозначать звуки буквами, сопоставлять произношение и написание, анализировать, обобщать, точно формулировать вывод;
  3. сформировать у учащихся представление о способах проверки правописания гласных в корне слова;
  4. развивать мотивацию к обучению посредством использования интерактивной доски;
  5. развивать монологическую речь учащихся;
  6. развивать орфографическую зоркость;
  7. воспитывать санитарно – гигиенические навыки;
  8. воспитывать бережное отношение к русскому языку и к слову.

Оборудование:

Карточки с заданиями, наглядный материал (таблицы с алгоритмом проверки безударной гласной в корне слова, таблица со справочным материалом по теме, интерактивная доска)

Ход урока

І. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся.

II. Словарный диктант.

Учащиеся записывают слова через запятую в соответствии с появляющимися иллюстрациями на интерактивной доске.

Образец выполнения задания:

Берёза,  тетрадь, медведь, морковь, кровать.

- Проверьте написание слов. (Учащиеся сверяют с образцом на доске)

- Обозначьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные.

ІІІ. Формулировка темы урока.

- Что общего между словами? (Везде есть безударные гласные, которые требуют проверки, однако,  проверить их нельзя – это непроверяемые безударные гласные)

- В какой части слова они стоят? (В корне)

- А есть ли безударные гласные, которые можно проверить? (Да)

- Как выполняется проверка? (Если безударный гласный в корне,

надо подобрать проверочное слово. Проверочным может быть однокоренное слово ударным гласным в корне.)

- Что необходимо сделать, чтобы найти проверочное слово? (Чтобы найти проверочное слово, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударными подобрать однокоренное слово, с ударным гласным в корне)

- Какое слово называется однокоренным? (Слово, имеющее общую часть и общее значение)

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня? (О правописании проверяемой гласной в корне слова?)

- Какие гласные требуют проверки? (а, о, е, и, я)

IV. Работа по теме урока.

Далее учащиеся самостоятельно выполняют задание на карточке. Проверка выполняется устно.

Образец задания:

В каждой строчке найдите однокоренные слова.

Учить, школьник, ученик.

Сила, сильный, спортсмен.

Вода, подводный, моряк.

Выпишите однокоренные слова, выделите корень.

V Работа по составлению алгоритма проверки правописания безударных гласных в корне слова

- Ребята, что необходимо делать, если вам необходимо написать слово с безударной гласной в корне? Какой будет ваш первый шаг?

Учащиеся под руководством учителя составляют  алгоритм проверки правописания безударной гласной в корне. В ходе обсуждения на интерактивной доске  появляется алгоритм:

1 – й шаг: найди в слове корень.

2 – й шаг: определи, есть ли в корне безударный гласный?

Да: нужно проверять                Нет. Значит, проверка не нужна.

3 – й шаг: Измени слово или подбери родственное.

4 – й шаг: Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень. Проговори отчётливо. Напиши. Проверь написанное.

На интерактивной доске:

VI Работа по теме урока. Применение полученных знаний на практике.

Молодцы! А теперь тот алгоритм, который мы сейчас с вами составили, используем при выполнении следующего упражнения.

Образец задания:

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Перед каждым слово пиши проверочное слово. Поставь знак ударения, выдели корень.

… - т..жёлые колосья,   …- х..лодный ветер,   …- пр..мая дорога,

…- м..рская волна, …- сп..ртивные успехи.

        

Образец выполнения задания:

Тяжесть – тяжёлые колосья, холод – холодный ветер, прямо- прямая дорога, море – морская волна, спорт - спортивные.

Далее выполняется взаимопроверка с устными комментариями учащихся.

Вы все справились с заданием, а теперь используя алгоритм правописания безударной гласной в корне слова, спишите текст, подбирая устно проверочные слова. Вставленную пропущенную букву подчеркнуть.

Образец задания:

Спишите текст, подбирая устно проверочные слова. Вставленную пропущенную букву подчеркнуть.

У утки были пушистые утята. Однажды л..сица ут..щила утку. Мы научили собаку в..дить к р..ке утят. Вот утята важно идут за собакой. Они радостно ныряют в в…де. Собака с..дит и зорко охр..няет утят.

Образец выполнения задания:

У утки были пушистые утята. Однажды лисица утащила утку. Мы научили собаку водить к реке утят. Вот утята важно идут за собакой. Они радостно ныряют в воде. Собака сидит и зорко охраняет утят.

VII. Итог урока.

- Что узнали нового?

- Чему научились?

- Какие вопросы возникли?

- Какие задания вызвали наибольшие трудности?

- Какие задания понравились?

VIII. Домашнее задание.

С 114  упр. 63


Карточка с заданием.

Задание №  1.

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Перед каждым словом пиши проверочное слово. Поставь знак ударения, выдели корень.

… - т..жёлые колосья,   …- х..лодный ветер,   …- пр..мая дорога,

…- м..рская волна, …- сп..ртивные успехи.

Задание №  2.

Спишите текст, подбирая устно проверочные слова. Вставленную пропущенную букву подчеркнуть.

У утки были пушистые утята. Однажды л..сица ут..щила утку. Мы научили собаку в..дить к р..ке утят. Вот утята важно идут за собакой. Они радостно ныряют в в…де. Собака с..дит и зорко охр..няет утят.

-------------------------------------------------------------------------------

Карточка с заданием.

Задание №  1.

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы. Перед каждым словом,  пиши проверочное слово. Поставь знак ударения, выдели корень.

… - т..жёлые колосья,   …- х..лодный ветер,   …- пр..мая дорога,

…- м..рская волна, …- сп..ртивные успехи.

Задание №  2.

Спишите текст, подбирая устно проверочные слова. Вставленную пропущенную букву подчеркнуть.

У утки были пушистые утята. Однажды л..сица ут..щила утку. Мы научили собаку в..дить к р..ке утят. Вот утята важно идут за собакой. Они радостно ныряют в в…де. Собака с..дит и зорко охр..няет утят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

Конспект открытого урока по русскому языку, который давался в рамках конкурса "Педагог года-2012"...

Теоретические основы формирования орфографической зоркости в процессе изучения правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.

В материале изложены теоретические основы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка  в начальных классах ....

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".

В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...

Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова.

В основе формирования навыка лежат знания из области фонетики ,графики ,морфологии....

"Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях. Знакомство с правилом правописания проверяемого безударного гласного в корне слова"

В конспекте урока использованы разные виды работы по развитию речи учащихся и грамматической зоркости. Урок построен в игровой форме с учётом интересов детей. На уроке особое внимание уделяется сбереж...