Урок русского языка 3 класс "Школа РОССИИ", тема "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Казанцева Ирина Петровна

Цель урока: создание  условий для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_slova.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                            Урок русского языка в 3 классе

МБОУ « СОШ № 1»

Учитель: Казанцева Ирина Петровна.

Тема урока: «Сложные слова»

Дидактическая цель: создание  условий для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний.

Задачи урока:

  • Образовательные:

совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.

познакомить с понятие «сложные слова», со способом их образования

  • Развивающие:

развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с учебником.

развивать орфографическую зоркость, обогащать письменную и устную  речь учащихся;

развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, внимание, память.

развивать навыки самоконтроля и самопроверки.

  • Воспитательные:

воспитывать навыки сотрудничества;

формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

воспитывать интерес к урокам русского  языка, любовь к родному языку.

Личностные результаты:

  • осознание значимости отобранного материала;
  • формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее;
  • формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

           Регулятивные УУД:

  • формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
  • готовность к преодолению трудностей;  

Познавательные УУД:

  • развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
  • устанавливать аналогии;  
  • решать языковые задачи моделированием;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение  находить общее решение;
  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты

  • формирование умений составлять сложные слова из двух корней используя соединительные гласные –о- и –е-
  • создание условий для практической деятельности учащихся;
  • выведение правила

Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану (1 урок в теме «Состав слова»).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые методы обучения: работа в группах, проблемный (подводящий) диалог, частично-поисковый метод, практический метод.

Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время самостоятельной работы практический, во время письменного выполнения задания.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык» В. П. Канакина 3класс
  • ПК, проектор, презентация
  • рабочая тетрадь
  • лист рефлексии
  • карточки - правила

Сценарий урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика                

УУД

I.Организационный. момент. Мотивация учебной деятельности. (Самоопределение к деятельности.)

Цель: включить учащихся в учебную деятельность,создание условий для Возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

II. Постановка учебной проблемы

Цель:  постановка проблемы, определение средств решения проблемы

- Здравствуйте! Настал день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Вдохните глубоко. Вдохните в себя свежесть и красоту осеннего леса, тепло последних солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Начнем наш урок.

- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?

- Чтобы урок получился таким недостаточно одного учителя необходима ваша помощь и  ваше активное участие .

Сегодня на уроке мы будем работать в группах, а оценивать свою работу вы будите на листах самооценки.

Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа

Рассказать секреты слова Слайд 1

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам исследовать секреты слов.

Упр. в чистописании (на доске)

_-На минутке чистописания повторим соединение гласных и согласных букв.

Какие соединения вы здесь увидели?

Что вы знаете о буквах О и Е?

—  Напишите слово лист  и  запишите однокоренные слова к этому слову.

—  Что такое корень слова?

—  Как пишется корень в однокоренных словах? А в слове листопад? А сколько корней в слове?

Мнения детей расходятся. Проблема?

Проблема  

-Наши мнения разошлись.

У нас возникла проблема. И нам с вами предстоит её решить .

Объясните лексическое значение этого слова.

—  Что вы заметили? Слова падать, упал – будут однокоренными к слову листопад? 

Учитель проговаривает «листья падают», значит «падать» тоже однокоренное слово?

—  Правильно, это слово образовано из двух слов.—  Как называют такие слова? Такие слова называются сложными.

 

Ответы детей.

Ответы: верхнее, нижнее, среднее.

Дают характеристику звукам [о, е]

Отвечают, сталкиваются с расхождение мнений и недостаточностью знаний.

Отвечают: да и нет.

Объясняют.

Личност-ные.УУД

Регулятив-ные.УУД

Коммуникативные

УУД

(Уметь оформлять свои мысли в устной форме)

Личност-ные.УУД

Регулятив-ные.УУД

(Уметь проговаривать последовательность действий на уроке)

Личност-ные.УУД

III. Постановка темы урока и задач урока

                   

Сформулируйте тему урока «Сложные слова».

Цель. Формирование умения писать сложные слова с орфограммами - безударными гласными в корне слова и буквами соединительных гласных.

-Как вы думаете, что надо знать и уметь на уроке?

Запись: (на доске)

Знать.

  1. Какие слова называют сложными.
  2. Почему их так назвали.

Уметь.

  1. Составлять сложные слова.
  2. Выделять корни в сложных словах.

Называют тему, цели, что необходимо знать и уметь на уроке.

IV. Актулизация знаний  

Цель: осознание потребности к действиям, развивать орфографическую зоркость

Давайте продолжим наш урок. Что ещё падает в природе?

Листопад        Звездопад

Камнепад       Водопад             Снегопад

Записать слова, убедиться в расхождении мнений о правильном написании безударной соединительной гласной буквы.

Отвечают, предполагают, расходятся мнения.

Физминутка

На зарядку солнышко разбудило нас,
Поднимаем руки мы по команде "раз".
А над нами весело шелестит  листва.
Опускаем руки мы по команде "два!"

Выполняют движения

V. Открытие детьми нового знания.

Цель:  практическим способом из двух слов образовывать новые слова, постановка проблемы (нет гласной), определение средств решения проблемы.

1) Что вы скажете об этих словах? Сколько в них корней?

-Ребята, вы уже можете сказать, какие слова называются сложными?

ПРАВИЛО слайд

Сложные слова – это слова, состоящие из двух корней и более.

2) Достаточно ли двух корней, чтобы образовать новое слово?

На доске карточки со словами. Задание сложением корней  образовать новое слово.

Дети в карточке слове загибают концовку слов, оставляя корни. Складывая корни, учитель подводит ребят к объяснению, почему слова называют сложными ( сложение корней), затем убеждаются, что ещё необходима гласная буква.

Ответ: сложить корни недостаточно,  нужны гласные буквы

Познава-тельные

УУД

Коммуникативные

УУД

Личност-ные.УУД

Познава-тельные

УУД

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: фиксация нового способа действия с опорой на алгоритм

1) работа с учебником с. 77 упр. 138 Устно.  Слайд

Работа в группе по 4 ученика

2) формулировка правила Слайд

- Кто может сказать, какие слова называются сложными?  

4)Практическая работа по нахождению соединительных гласных –о, -е  в сложных словах.

 

Сложные слова – это слова, состоящие ____________________

__________________.    В сложных словах есть соединительные гласные буквы _______.

- Знаете ли вы ещё слова с двумя корнями?

Запись слов и выделение корней по алгоритму на слайде

Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Выделите корни слов.

Закричу, заурчу,

Под небеса улечу. (Вертолёт.)

С высоты большой срываясь,

Грозно он ревёт

И о камни разбиваясь,

Пеною встаёт. (Водопад.)

Он пыхтит, как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится —

Пригласит чайку напиться. (Самовар.)

Ходит-бродит по коврам,

Водит носом по углам.

Где прошёл — там пыли нет,

Пыль и сор — его обед. (Пылесос)

- Как вы соединили два корня в сложных словах?

- Как можно назвать гласные о и е в сложных словах? Почему?

     

Ребята наблюдают за словами из упражнения и находят, что во всех словах соединительные гласные буквы о, е.

В группе обсуждают и записывают правило на карточке.

Ответы детей: сложные слова – это слова, состоящие из двух и более корней.   В сложных словах есть соединительные гласные буквы о и е.

Каждый ученик заполняет карточку – правило.

Ответы детей

У доски пройти алгоритм пошагово с каждым словом. Слова записывают в тетрадь.

Ответы детей

Личност-ные.УУД

Коммуникативные

УУД

(сохранять доброжелательное отношение друг к другу)

Познава-тельные

УУД

(Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свои знания, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке )

Коммуникативные

УУД

(Уметь оформлять свои мысли в устной форме)

VII. Рефлексия учебной деятельности .Итог урока.

Цель: соотнесение  цели урока и результата.

Наш урок подходит к концу, но я хочу вернуться к началу нашего урока.  Всё ли мы узнали, что хотели узнать?(обращаемся к таблице ,которую составили в начале урока

         

-Всем спасибо за работу. Урок окончен.

Дети высказывают свои мнения

Коммуни-кативные

УУД (Уметь оформлять свои мысли в устной форме)

Личност-ные.УУД

VIII. Домашнее задание

Стр. 78 упр. 140 Учитель объясняет выполнение домашнего задания.

Находят упражнение, спрашивают, что непонятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» .2 класс

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» .2 класс...

Урок русского языка по теме: "Корень слова. Однокоренные слова" УМК "Школа России"3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку по теме: « Корень слова. Однокоренные слова» 3 класс...

Технологическая карта урока русского языка «Школа России» "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "

Технологическая карта урока русского языка «Школа России»  "Правописание слов с суффиксами – ек, - ик "...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова." 2 класс , "Школа России.

Разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова" составлена для 2 класса в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о корне слова и однокоренных словах  и умения употреблять их в устной и письменной речи.Задачи урокаДидактические:Познакомить обучающихся с ко...

Урок русского языка « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?» УМК «Школа России» 2 класс

Урок русского языка« Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»УМК «Школа России» 2 класс...