Конспект урока русского языка "Синонимы и антинимы"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Слаутина Елена Сергеевна

Конспект урока русского языка "Синонимы и антинимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinonimy_i_antonimy.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока  русскому языку

на тему: «Синонимы и антонимы»

Предмет: Русский язык

Тема урока: синонимы и антонимы.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, полученных во 2 классе с элементами проблемного изложения материала.

Цель: систематизировать  знания  о синонимах и антонимах, научиться находить их в тексте, подбирать к словам антонимы (синонимы), классифицировать их по частям речи, обобщить  знания  об их роли  в предложении, учится контролировать себя, давать самооценку формирования  личностных качеств, в результате чего ученик учится учиться.

Форма работы на уроке: индивидуальная, работа в парах, самостоятельная  работа,  деятельностный подход.

Планируемые результаты:

Предметные – овладевают учебными действиями и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

Личностные – проявляют навыки сотрудничества со  сверстниками в различных социальных ситуациях, умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование самооценки;

УУД (метапредметные):

Регулятивные – корректируют деятельность, устраняют ошибки, вносят изменения, формируют  навык самоконтроля  и познавательной активности;

Познавательные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, выявляют пробелы в знаниях и умениях,  развивают логическое мышление, анализируют пословицы;

Коммуникативные – определяют общую цель и пути её достижения, осуществляют контроль в совместной деятельности,  оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные – развивают орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение, формируют навыки самоконтроля.

  Оборудование урока: учебник Канакиной В. П. «Русский язык» 3 класс, печатные карточки, листы оценивания своих знаний.

Этап урока:

Ход урока:

I. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте все в порядке

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово!

II.Повторение изученного. Актуализация знаний.

Дети открывают тетради, записывают число, классная работа.

( На доске буквы: г  у  р  щ д  ц)

•Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.

•Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.

•Эта буква обозначает гласный звук.

•Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.

Какое слово у вас получилось?

-Друг.

- Какая орфограмма в этом слове?

-Парная согласная в корне слова.

-Проверка друг - нет друга.

 - Как вы понимаете лексическое значение слова друг? Где мы можем его посмотреть?

-В толковом словаре.

- Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.

- Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию.

- Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.

Один ученик выходит и читает из словаря Ожегова значение слова «Друг».

-  Какие пословицы вы знаете о дружбе?

( на доске в разнобой висят карточки со словами из пословицы).

• Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.

• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

• Друг познается в беде.

Старый друг лучше новых двух.

(пословица на отдельных карточках, собираем её на доске, записывают дети в тетрадь).

III.Постановка проблемы урока.

- Подберите к слову друг слова близкие по значению. (запишите их в тетрадь возле слова друг)

-Приятель, товарищ.

- Что общего у этих слов? (Ребята, я спросила, что общего у этих слов?)

- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи существительное.

- Как такие слова называются  …(синонимы.)

- Слова близкие по значению.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы.

Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению. (распечатка лежит у каждого на парте).

    Далеко мой стук

    Слышится вокруг.

    Червякам я враг,

     А деревьям друг.  

 

-  Что общего у этих слов?

- Враг – друг. (запишите эти слова себе в тетрадь)

- Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи и т.д.

- Такие слова называются …( антонимы.)

- Слова, противоположные по значению.

Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы.

IV.Формирование темы и цели урока.

-Сформулируйте  тема   урока?

- Слова синонимы и антонимы. 

-Какая цель нашего урока?

-научиться находить и распознавать в тексте синонимы и антонимы.

Работа с учебником: с.42 правило читаем.

 После прочтения правила, проговариваем его своими словами, приводим примеры.

V.Открытия нового знания.

По вариантам выполняем задание:

I - вариант подбирает синоним к слову зябнуть (мерзнуть)

II – вариант подбирает синоним к слову

грустить (печалиться). Записываем в тетрадь.

Самопроверка по словарю в конце учебника, поставить себе на полях «+» или «-» за выполнение задания.

-Какой частью речи являются все слова, которые мы записали с вами сегодня на уроке в тетрадь?

Возвращаемся к пословице про друга и подчеркиваем в ней волнистой линией прилагательные.

-Существительные, прилагательные, глаголы.

Но есть и другие части речи, которые мы с вами ещё не проходили, тоже имеют синонимы и антонимы, например: громко-тихо, мой-твой, весело-радостно и т.д.

VI.Физминутка.

Встаём. Игра с мячом (я кидаю мяч любому ученику и говорю слово, он мне кидает мяч обратно и называет синоним или антоним):

1.подбираем слова-синонимы (путешественник-путник, картина-эскиз, грустный-печальный, смелый-отважный, помидор-томат).

2.подбираем слова-антонимы (умный, здравствуй, красивый, жара, день, доска (нет антонима), кровать (нет антонима). Садимся.

VII.Закрепление учебного материала.

Постоянная обратная связь от детей, выполняют ли они задания или нет, получается ли у них или нет.

-Давайте сделаем ещё один вывод:

Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов, то же самое касается и синонимов.

Закрепление.

Учебник стр. 44 упр. 73.

2 первых предложения записывают мальчики;

2 следующих предложений записывают девочки.

Работаем у доски с обратной стороны, выходят по одному мальчику и девочке.

Проверяем правильность выполнения задания с доской.

-Какой ещё мы можем сделать вывод?

-Есть более точные синонимы.

-Все справились с заданием, покажите мне знаком?

Поставьте на полях карандашом себе «+», за правильное выполнение этого задания.

Самостоятельная работа.

С утра до вечера светило жаркое (жгучее) солнце. Мы загорали под его жаркими (палящими) лучами. (Вывешиваю на доску или пишу на маленькой доске)

- Понравились ли вам предложения по конструкции? Почему?

- Как можно избежать повторения слов в предложении?

- Замените.

Взаимопроверка: дети меняются тетрадями друг друга и ставят «+» или «-».

-  Для  каких целей мы   применяем  в речи синонимы и антонимы?

-Благодаря использованию синонимов и антонимов  речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.

VIII.Итог урока. Рефлексия.

-Над какой темой мы сегодня работали?

-Синонимы и антонимы.

- Какую задачу мы перед собой ставили? 

-Научиться подбирать антонимы и синонимы к словам, правильно использовать их в своей речи.

- Научились?

-Да.

Какое сейчас время года в природе?

-Осень.

Давайте сделаем так, чтобы частичка осени была и у нас в классе. У вас на партах лежат по три листочка, красные, желтые и зеленые. Посмотрите по своей тетради на «+» и «-», которые вы себе ставили:

•у кого все «+», поднимите красный листочек.

•у кого есть  «+» и «-» , поднимите желтый листочек.

•у кого одни «-», поднимите зеленый листочек.

Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.

IX.Домашнее задание.

Записываем в дневники домашнее задание: учебник стр. 44, упр. 72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме Конспект урока по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

Программа Т.Г. Рамзаева 4 класс.Цели:Познавательные:Ввести сведения об изменении правописания безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени по н.ф.;Формировать умения определять с...

Технологическая карта урока русского языка "Слова-антинимы" (УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся понятия «антонимы» и умения осуществлять подбор антонимовДидактические:1) познакомить с понятием &laqu...