урок русского языка по теме: "Синтаксический разбор простого предложения"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Синтаксический разбор простого предложения, на уроке решается ряд задач:
1. Закрепить порядок синтаксического разбора простого предложения;
2. Формирование умения производить синтаксический разбор простого предложения;
3. Формирование умения излагать свои мысли;
4. Воспитание внимания к слову через конструирование предложения и текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка по теме: "Синтаксический разбор простого предложения" | 36.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: Синтаксический разбор простого предложения.
Тип урока: урок закрепления изучаемого материала.
Задачи урока:
- Закрепить порядок синтаксического разбора простого предложения;
- Формирование умения производить синтаксический разбор простого предложения;
- Формирование умения излагать свои мысли;
- Воспитание внимания к слову через конструирование предложения и текст.
Методы: частично-поисковый, практический.
Оборудование: учебник, таблицы, карточки со схемами.
Ход урока
- Организационный этап.
Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Подарите, пожалуйста, друг другу улыбку. Пусть на урок вам сопутствует успех! Запишите число, классная работа.
- Актуализация знаний.
Ребята, мы с вами поиграем в игру «Знаешь ли ты?». Я задаю вопросы, вы отвечаете «да» или «нет» (используются сигнальные карточки: красный цвет (нет), зеленый (да) )
Вопросы:
- Предложения по цели высказывания могут быть восклицательными и невосклицательными? (нет) А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные)
- По интонации восклицательные и невосклицательные? (да)
- По наличию грамматических основ бывают распространенные и нераспространенные? (нет) А какие бывают? (простые и сложные)
- По наличию второстепенных членов различают распространенные и нераспространенные? (да)
- Дополнение, определение, обстоятельство – это главные члены предложения? (нет) А какие? (второстепенные)
- Главные члены предложения составляют основу? (да)
- Все вопросы задания на какую тему? ( Предложение) Как устанавливается связь слов в предложении? (при помощи смысловых вопросов) Название члена предложения от чего зависит? (от вопроса)
Дополнение: вопросы косвенного падежа
Определение: Какой? Чей?
Обстоятельство: Где? Куда? Откуда? Когда? Как?
Как называется разбор предложения по членам? (Синтаксический разбор) Как вы думаете чему мы будем учиться на уроке? ( Синтаксическому разбору)
Запишите тему.
- Закрепление ранее изученного материала.
- Повторим порядок синтаксического разбора простого предложения (Работа по таблице)
Простое предложение | ||||
По цели высказывания | По интонации | По наличию грамматической основы | По наличию второстепенных членов | Чем осложнено |
|
|
|
|
|
- Синтаксический разбор записанного предложения
Характеристика предложения: Пришла осень и позолотила листья на деревьях. ( повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное, осложнено однородными сказуемыми) - Задание №3 (работа в парах)
На партах лежат листочки со схемами. Найти предложения к своей схеме.
- Обледеневшая березка ожидала прихода весны.
- Ветер беспощадно трепал ветви березы.
- Снег засыпал поля, леса и жилища людей.
- На просторной равнине у дороги стояла белая береза.
- Придорожная канава заросла травой с желтыми цветами.
Проверка выполнения задания( фронтальный опрос).
- Составить предложение, выполнив ряд действий.
- Из предложения «Парашютисты опустились в центре стадиона.» выписать сказуемое.
- Из предложения «Вдруг послышались легкие шаги.» взять определение.
- Из предложения «На щеках тают снежинки.» взять подлежащее.
- Из предложения «Тропинки в саду засыпали листья.» взять дополнение.
- Прочитать полученное предложение. Опустились легкие снежинки на тропинки. (Определить изученные орфограммы в словах предложения)
- Произвести синтаксический разбор.
- Взаимопроверка.
- Задание №4
Составить предложения из слов. (Слова в конвертах. Работаем в парах.)
- Вражда не делает добра.
- Друг познается в беде.
- Дружба заботой и подмогой крепка.
- Крепкую дружбу и топором не разрубить.
- Ласковый роток да чистые руки по всей земле обведут.
- Мстят сильно иногда бессильные враги.4
- Недоверие убивает дружбу.
- Тихая вода берега подмывает.4
Какую тему затрагивают пословицы и поговорки. (Тему дружбы ) Постарайтесь запомнить и руководствоваться ими в жизни.
Проверка (Сверка с образцом). Провести синтаксический разбор указанных предложений.
- Задание №5 (Стадия «Рефлексия»)
Работа с текстом (текст у каждого ученика).
- Прочитать текст.
- Определить основную мысль текста.
- Озаглавить по основной мысли (Летний лес).
- Выписать слово, где звуков больше, чем букв (боец).
- Найти слова, где буква «з» обозначает [с] (берез), буква «в» обозначает [ф] (малиновка).
- Подчеркнуть слова с безударной гласной в корне слова, проверить ударение, орфограмму обозначить.
- Произвести синтаксический разбор указанного предложения. Выписать словосочетания, указать вид подчиненной связи.
Мухи желтые (согласование)
Висят в воздухе (управление)
В воздухе золотистом (согласование)
Висят неподвижно (примыкание)
Подведение итогов.
- Чем полезен сегодняшний урок?
- Понравился ли вам урок? Что, по-вашему, было удачным?
Задание на дом: Составить и записать предложения по схемам.
Текст
Вот и лес. Тень и т.шина. Статные ọсины высоко лепечут над вами, длинные, высокие ветки берёз едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
Вы 'идете по зеленой дорожке'. Желтые мухи неподвижно висят в золотистом воздухе.4
Золотой голосок малиновки звучит невинной радостью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка 4 класс "Запятая в простом и сложном предложениях с союзами и, а, но"
Данная разработка поможет учителю провести урок в соответствии с ФГОС НОО с применением оценочной деятельности....
Урок русского языка в 4 классе "Разбор по членам предложения" УМК Начальная школа XX Iвека
Урок разработат в соответствии с требованиями ФГОС. Учебник "Русский язык" 4 класс, автор С. В. Иванов, 2013 г...
разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."
Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....
Урок русского языка УМК Перспективная начальная школа .Характеристика предложения и разбор слова как части речи.4 класс
Русский язык №13.3. Характеристика предложения и разбор слова как части речи.Тип урока: Открытия новых знаний ОНЗ Цель – систематизировать сведения о членах предложения и на примере ...
Конспект урока русского языка 4 класс на тему " Простые и сложные предложения" ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложногоЦели деятельности учителя: обобщение и уточнение знаний детей о простом и слож...
Конспект урока русского языка по теме: "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами"в 4 классе
Конспект урока русского языка по теме "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами" в 4 классе содержит материал для работы по учебнику "Русский язык...
Презентация урока русского языка по теме: "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами" 4 класс
Презентация урока русского языка по теме "Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами" в 4 классе содержит материал для работы....