Конспект урока русского языка "Письменное изложение", 4 класс, ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема урока: Письменное изложение «Муравьишкин корабль».
Цели урока: научиться внимательно читать текст, составлять его план и письменно пересказывать текст с опорой на план.
Планируемые результаты
- предметные: уметь определять основную мысль текста, уметь составлять план текста и писать по нему изложение, использовать логическое мышление, речь, уметь систематизировать и обобщать.
- личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.
Тип урока: УКИЗ
Оборудование: карточки с текстом, тетради.
Этап урока. Методы и приёмы. | Хро номет раж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Орг.момент | ≈3 | Приветствие учителя. | Приветствовать учителя, настраиваться на работу. | Р: настраиваться на работу. |
Постановка учебной задачи и её решение Словесн.: устный опрос, составление плана действий на уроке. | ≈5 | - Сегодня на уроке русского языка мы будем писать изложение. - Что значит написать изложение? (подробно письменно пересказать текст, сохраняя авторский стиль, язык) - Ребята, вам уже знакома такая работа? - Давайте составим план действий на сегодняшний урок.
| Отвечать на вопросы. Составлять план урока. | Л: учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения. |
Решение частных задач Практич.: чтение текста. Словесн.: ответы на вопросы, анализ текста. Практич.: выборочное чтение. Практич.: выделение опорных слов. Словесн.: устная работа с текстом. Практич.: составление плана. Словесн.: анализ плана. Практич.: пересказ по плану, работа в парах. Практич.: анализ пересказа, самопроверка. Практич.: запись изложения в тетрадь. Практич.: выборочная проверка. | ≈25 | - Прочитайте текст на карточках, которые я раздала вам. (Муравьишкин корабль. Жил на свете муравьишка. Однажды он нашёл золотую скорлупку. Долго муравей думал, что с ней делать. Наконец решил показать её другу лягушонку. Лягушонок опустил скорлупку в речку и сказал, что это муравьишкин корабль. Забрался муравьишка на корабль, а лягушонок протянул ему маковый лепесток. Он сказал, что это самый лучший парус, ибо он живой. Подул ветер, и поплыл корабль в далёкие края. И вдруг…Красивый остров, на острове пристань и много всякого народа. Все муравья встречают. Кто-то в трубы трубит, кто-то в барабаны бьет, а кто просто танцует. Удивился муравьишка. Не поверил, что это его встречают. Ведь корабль у него маленький и парус ненастоящий. Но все думали иначе. Корабль настоящий, раз приплыл издалека. И парус самый лучший, потому что пахнет лесом, мёдом и серебряной росой). - Ребята, о чём говорится в тексте? - Какая чудесная находка появилась у муравьишки? (скорлупка) - Что придумал сделать из скорлупки лягушонок? (корабль для муравья) - А что было необходимо для того, чтобы корабль поплыл? (парус) - Как встретили муравьишкин корабль на острове, куда он приплыл? - Процитируйте ту часть текста, где об этом говорится. - Устно перескажите последнюю часть текста, где об этом говориться. - Определим тип текста. - А его жанр? (Рассказ) - Почему вы так решили? (События в тексте излагаются последовательно) – Какие слова в тексте вам не знакомы? - Где можем найти объяснение этих слов? (“Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова) - Давайте найдём в тексте слова, которые будут опорными и помогут написать изложение. - Теперь давайте разобьём текст на части. - На сколько частей вы разбили текст? - О чём говорится в первой части текста? (о том, что муравей нашёл скорлупку) - О чём говорится во второй части текста? (о том, что лягушонок помог муравьишке сделать корабль) - О чём говориться в третьей части текста? (о том, что муравьишку с восторгом встречали на другом острове) - О чём говориться в четвёртой части? (об удивлении муравьишки, что его так встречают и о том, что корабль оказался самым лучшим). - Мы с вами прочитали и проанализировали текст, выделили опорные слова и разбили текст на части, что нужно сделать дальше? (составить план). - Давайте все вместе составим план. (1.Чудесная находка. 2.Изобретательный лягушонок. 3.Торжественная встреча. 4.Настоящий корабль) - Теперь давайте проанализируем составленный план. - Проверьте, все ли главные смысловые части текста нашли отражение в плане? - Соответствуют ли пункты плана последовательности изложения текста? - Можно ли, руководствуясь этим планом, пересказать текст? - Тогда давайте попробуем в парах пересказать текст с опорой на план и опорные слова. - Теперь послушайте текст ещё раз и проверьте, правильно ли вы пересказали текст. - Правильно ли вы пересказали текст? - Все ли смысловые части текста были соблюдены в вашем пересказе? - Теперь запишите текст в тетрадь, опираясь на план и опорные слова. - Теперь давайте прочитаем некоторые работы и оценим их. | Читать рассказ. Анализировать рассказ, отвечать на вопросы. Выборочно пересказывать текст. Строить речевые высказывания. Находить и выделять опорные слова. Разбивать текст на части. Составлять план текста. Анализировать план. Пересказывать текст по составленному плану своему соседу по парте. Слушать текст ещё раз, проверять пересказ. Записывать изложение в тетрадь. Выборочная проверка. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем. П: дополняют и расширяют знания. Р: осмысляют учебный материал. П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. П: развитие художественной образной речи, логического мышления; умение наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу; обогащение своего словарного запаса; умение выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства; наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. |
Итог урока. Рефлексия Словесн.: анализ своей работы на уроке. | ≈5 | – Каждый из вас старался воспроизвести текст по памяти, правильно его оформить на письме. Прочтите ещё раз свою запись и постарайтесь проанализировать, все ли у вас получилось. - Спасибо за урок! | Анализировать свою работу на уроке. | Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка. Изложение "Скворушка" УМК "Школа России"
Мы ждём вас из далёких стран.Для гнёзд построим вам дворцыИ будем слушать по утрам,Как весело поют (скворцы)...
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта» УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта»...
Конспект урока русского языка 3 класс - Обучающее изложение "Голубой зверёк" Бианки. УМК Перспектива
Конспект урока русского языка 3 класс - Обучающее изложение "Голубой зверёк" Бианки. УМК Перспектива...
Конспект урока русского языка «Изложение» (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Изложение»Цели деятельности учителя: формирование умения передавать содержание текста по составленному плану.Планируемые результаты:Предметные: Знать: с...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изложение повествовательного текста по опорным словам и составленному плану"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема:Изложение повествовательного текстапо опорным словам и составленному плануЦели деятельности учителя:формирование умения передавать содержание текста по составленно...
Конспект урока русского языка "Изложение повествовательного текста по опорным словам и составленному плану" , УМК "Школа России", 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование умения передавать содержание текста по составленному плану.Планируемые результаты:Предметные:Знать содержание текста по плану,Знать тему и основную мысль текста...