Конспект урока русского языка "Письменное изложение", 4 класс, ПНШ
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 4
Тема урока: Письменное изложение «Муравьишкин корабль».
Цели урока: научиться внимательно читать текст, составлять его план и письменно пересказывать текст с опорой на план.
Планируемые результаты
- предметные: уметь определять основную мысль текста, уметь составлять план текста и писать по нему изложение, использовать логическое мышление, речь, уметь систематизировать и обобщать.
- личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.
Тип урока: УКИЗ
Оборудование: карточки с текстом, тетради.
Этап урока. Методы и приёмы. | Хро номет раж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Орг.момент | ≈3 | Приветствие учителя. | Приветствовать учителя, настраиваться на работу. | Р: настраиваться на работу. |
Постановка учебной задачи и её решение Словесн.: устный опрос, составление плана действий на уроке. | ≈5 | - Сегодня на уроке русского языка мы будем писать изложение. - Что значит написать изложение? (подробно письменно пересказать текст, сохраняя авторский стиль, язык) - Ребята, вам уже знакома такая работа? - Давайте составим план действий на сегодняшний урок.
| Отвечать на вопросы. Составлять план урока. | Л: учебно-познавательный интерес к учебному материалу. Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения. |
Решение частных задач Практич.: чтение текста. Словесн.: ответы на вопросы, анализ текста. Практич.: выборочное чтение. Практич.: выделение опорных слов. Словесн.: устная работа с текстом. Практич.: составление плана. Словесн.: анализ плана. Практич.: пересказ по плану, работа в парах. Практич.: анализ пересказа, самопроверка. Практич.: запись изложения в тетрадь. Практич.: выборочная проверка. | ≈25 | - Прочитайте текст на карточках, которые я раздала вам. (Муравьишкин корабль. Жил на свете муравьишка. Однажды он нашёл золотую скорлупку. Долго муравей думал, что с ней делать. Наконец решил показать её другу лягушонку. Лягушонок опустил скорлупку в речку и сказал, что это муравьишкин корабль. Забрался муравьишка на корабль, а лягушонок протянул ему маковый лепесток. Он сказал, что это самый лучший парус, ибо он живой. Подул ветер, и поплыл корабль в далёкие края. И вдруг…Красивый остров, на острове пристань и много всякого народа. Все муравья встречают. Кто-то в трубы трубит, кто-то в барабаны бьет, а кто просто танцует. Удивился муравьишка. Не поверил, что это его встречают. Ведь корабль у него маленький и парус ненастоящий. Но все думали иначе. Корабль настоящий, раз приплыл издалека. И парус самый лучший, потому что пахнет лесом, мёдом и серебряной росой). - Ребята, о чём говорится в тексте? - Какая чудесная находка появилась у муравьишки? (скорлупка) - Что придумал сделать из скорлупки лягушонок? (корабль для муравья) - А что было необходимо для того, чтобы корабль поплыл? (парус) - Как встретили муравьишкин корабль на острове, куда он приплыл? - Процитируйте ту часть текста, где об этом говорится. - Устно перескажите последнюю часть текста, где об этом говориться. - Определим тип текста. - А его жанр? (Рассказ) - Почему вы так решили? (События в тексте излагаются последовательно) – Какие слова в тексте вам не знакомы? - Где можем найти объяснение этих слов? (“Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова) - Давайте найдём в тексте слова, которые будут опорными и помогут написать изложение. - Теперь давайте разобьём текст на части. - На сколько частей вы разбили текст? - О чём говорится в первой части текста? (о том, что муравей нашёл скорлупку) - О чём говорится во второй части текста? (о том, что лягушонок помог муравьишке сделать корабль) - О чём говориться в третьей части текста? (о том, что муравьишку с восторгом встречали на другом острове) - О чём говориться в четвёртой части? (об удивлении муравьишки, что его так встречают и о том, что корабль оказался самым лучшим). - Мы с вами прочитали и проанализировали текст, выделили опорные слова и разбили текст на части, что нужно сделать дальше? (составить план). - Давайте все вместе составим план. (1.Чудесная находка. 2.Изобретательный лягушонок. 3.Торжественная встреча. 4.Настоящий корабль) - Теперь давайте проанализируем составленный план. - Проверьте, все ли главные смысловые части текста нашли отражение в плане? - Соответствуют ли пункты плана последовательности изложения текста? - Можно ли, руководствуясь этим планом, пересказать текст? - Тогда давайте попробуем в парах пересказать текст с опорой на план и опорные слова. - Теперь послушайте текст ещё раз и проверьте, правильно ли вы пересказали текст. - Правильно ли вы пересказали текст? - Все ли смысловые части текста были соблюдены в вашем пересказе? - Теперь запишите текст в тетрадь, опираясь на план и опорные слова. - Теперь давайте прочитаем некоторые работы и оценим их. | Читать рассказ. Анализировать рассказ, отвечать на вопросы. Выборочно пересказывать текст. Строить речевые высказывания. Находить и выделять опорные слова. Разбивать текст на части. Составлять план текста. Анализировать план. Пересказывать текст по составленному плану своему соседу по парте. Слушать текст ещё раз, проверять пересказ. Записывать изложение в тетрадь. Выборочная проверка. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем. П: дополняют и расширяют знания. Р: осмысляют учебный материал. П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. П: развитие художественной образной речи, логического мышления; умение наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу; обогащение своего словарного запаса; умение выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства; наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. |
Итог урока. Рефлексия Словесн.: анализ своей работы на уроке. | ≈5 | – Каждый из вас старался воспроизвести текст по памяти, правильно его оформить на письме. Прочтите ещё раз свою запись и постарайтесь проанализировать, все ли у вас получилось. - Спасибо за урок! | Анализировать свою работу на уроке. | Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/07/picture-205755-1449499976.jpg)
Конспект урока русского языка. Изложение "Скворушка" УМК "Школа России"
Мы ждём вас из далёких стран.Для гнёзд построим вам дворцыИ будем слушать по утрам,Как весело поют (скворцы)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/03/picture-976134-1654232446.jpg)
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта» УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/09/picture-1019396-1520595309.jpg)
Конспект урока русского языка 3 класс - Обучающее изложение "Голубой зверёк" Бианки. УМК Перспектива
Конспект урока русского языка 3 класс - Обучающее изложение "Голубой зверёк" Бианки. УМК Перспектива...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/14/picture-1304683-1610641133.jpg)
Конспект урока русского языка «Изложение» (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Изложение»Цели деятельности учителя: формирование умения передавать содержание текста по составленному плану.Планируемые результаты:Предметные: Знать: с...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/10/picture-1292008-1610294750.jpg)
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изложение повествовательного текста по опорным словам и составленному плану"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема:Изложение повествовательного текстапо опорным словам и составленному плануЦели деятельности учителя:формирование умения передавать содержание текста по составленно...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/16/picture-1305170-1610823835.jpg)
Конспект урока русского языка "Изложение повествовательного текста по опорным словам и составленному плану" , УМК "Школа России", 3 класс
Цели деятельности учителя: формирование умения передавать содержание текста по составленному плану.Планируемые результаты:Предметные:Знать содержание текста по плану,Знать тему и основную мысль текста...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/16/picture-1290073-1613422935.jpg)
Конспект урока русского языка 4 класс "Изложение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по готовому плану «Мимоза» "
Конспект урока русского языка 4 класс "Изложение повествовательного текста с элементами описания по зрительному восприятию по готовому плану «Мимоза» "...