Конспект урока по русскому языку на тему "Одушевленные и неодушевленны имена существительные" 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта по русскому языку
Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"
Цели деятельности учителя: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных Выявить способ определения одушевлённых и неодушевлённых существительных.
Планируемые результаты:
предметные:
- применяют орфографические правила
личностные:
- ориентируются на понимание причин успеха в учёбе;
- сохраняют мотивацию к учёбе.
Оборудование: учебник Русский язык 3 класс 2ч. "Начальная школа 21 века", рабочая тетрадь ,презентация.
Тип урока: закрепление
№ | Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Организационный Мотивационный Фронтальная Слове.: слово учителя, работа с пословицей | = 2 | Приветствие учителя Проверка готовности к уроку. - Ребята, я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, полезным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка. | Приветствовать учителя Работать с пословицей | К.: настрой на урок, знакомство с учителем. П.: строят речевое высказывание. |
2 | Мотивационный Практич.: работа с предложением | =3 | Самые сильные спортсмены собрались на центральном стадионе. - Запишите это предложение. Разберите по членам предложения. - Слово "сильные" разберите по составу и сделайте фонетический разбор. | Работать со словами | Р.: осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных ориентиров. |
3 4. 5. | Постановка учебной задачи Слов.: запись слов в два столбика. Практич.: из первых слогов составить слова. Словес.: формулировка темы и цели Решение частных задач Словес.: определение значений слов Практич.: работа с упражнением Практич.: работа с словарными словами Практич.: игра "одуш. и неодуш" Практич.: превращение слов Работа в парах Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. | =30 | Записать название картинок в два столбика: медведь, помидор, ракета, воробей, учитель, кастрюля. Взаимопроверка (обменяться тетрадями) - Что объединяет эти слова? (Имена существительные) - Что такое существительное? 3. Разделить слова на группы по определенному признаку.(Кто?что?) - Какие слова отвечают на вопрос кто? - Какие слова отвечают на вопрос что? - Так над чем мы сегодня будем работать на уроке? Сформулируйте цель урока. Как вы думаете, может ли одно и тоже имя существительное быть и одушевленным и неодушевленным. Предлагаю вам провести исследование. 2. Расшифруй слова. - Даны цепочки слов, у каждого слова вам необходимо выделить первые слоги, из них составить новое слово.
Получившиеся слова, записанные на карточках, фиксируются на доске. гитара, мышка, роза, собака, колесо, синица - Первый вариант запишите одушевлённые существительные, а второй вариантзапишите неодушевлённые существительные. Работа выполняется самостоятельно. - Какие слова выписал I вариант? Почему? - Какие слова выписал II вариант? Почему? - А теперь сверим свои ответы. - Что заметили? - Что не так по сравнению с вашими ответами? (Слова мышка и роза записаны в 1 и во 2 столбиках) Как вы думаете, почему? - В первом столбике, какое значение имеет слово мышка? А во втором? (в 1 столбике - животное, во 2 столбике - компьютерная мышка) - А слово роза? (в 1 столбике – девочка Роза, а во втором – цветок роза) -Вывод: в русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. Такие слова имеют определённое название – многозначные. А теперь я предлагаю немного отдохнуть. Поиграем в группы слов, Кто из вас играть готов? - Сейчас будут звучать слова, обозначающие предметы, услышав слово, отвечающее на вопрос кто? вы хлопаете в ладоши, если услышите слово, отвечающее на вопрос что? делаете два прыжка. Окно, узор, снегирь, сугроб, олень, санки, красивый, воробей, шуба, валенки, водитель, ласточка, стакан, Мурка, морж, льдина, тюлень. А теперь я предлагаю вам побывать в роли волшебников, но не забывайте, у нас урок русского языка, поэтому превращать мы будем?...Как вы думаете что? (слова) 1 группа. - Даны слова: коса, мак, капля, сон – что общего у этих слов? (Эти слова отвечают на вопрос что? Это неодушевлённые существительные) Образуйте от данных слов одушевлённые существительные, заменив одну лишь букву.(коса, коза, мак, рак, капля, цапля, сон) 2 группа. Даны слова: силач, грибник, лыжник, футболист, пожарный. - Что общего у этих слов? (Эти слова отвечают на вопрос кто? Это одушевлённые предметы) Образуйте от данных слов однокоренные неодушевлённые существительные. - На какой вопрос должны отвечать эти слова? (на вопрос что?)сила-силач, гриб-грибник, лыжи- лыжник ,пожар-пожарный. Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы). Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор. Что новое узнали на уроке? - Чему учились? - Какое задание вам больше понравилось? - Где вам пригодятся полученные знания? Работа с листами самооценки. Продолжите предложение: На уроке я… | Записывать слова в два столбика Формулировать тему и цель Определять значение слов Превращать слова Выполнять упражнение Отвечать на итоговые вопросы учителя, обобщать пройденный материал | П: извлекают необходимую информацию из рассказа учи-теля, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации. Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания. Л.: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. П: извлекают необходимую информацию из учебника К: формулируют ответы и выводы. Р.: принимают и сохраняют учебную задачу. Р.: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку «В гостях у Осени» для 3 класса Программа специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида под редакцией В.В.Воронковой
Тема: Слог как часть словаФорма урока: Урок здоровья и развитияТип урока: отработка знаний, умений, навыков.Методы: словесный, наглядный, практическийТехнологии: Дифференцированное, личностно-ор...
Конспект урока по русскому языку "Определение глагола как части речи".3 класс УМК "ШКОЛА 2100"
Урок повторения и закрепление изученногоЦель урока: сформировать грамматическое понятие «глагол»,развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, познакомить с основны...
Конспект урока по русскому языку по теме "Род имен существительных" (2 класс, система Л.В.Занкова)
Данный материал содержит подробное описание этапов урока по данной теме и презентацию. Урок составлен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Поставленные задачи реализую...
Конспект урока по русскому языку по теме "Падеж имен прилагательных" 4 класс
Данный конспект урока разработан для учащихся 4 класса, обучающихся в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи....
Конспект урока по русскому языку, тема: «Множественное число имен существительных» 4 класс
Представлен подробный конспект урока....
Конспект урока по русскому языку "Повторение о глаголе" в 4-ом классе
Конспект урока по русскому языку "Повторение о глаголе" в 4-ом классе (по методике Блума)...
Конспект урока-рефлексии русского языка "Правописание безударных личных окончаний глагола" 4 класс 4 четверть
Русский язык, 4 класс, 4 четверть (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Урок рефлексии по теме «Глагол» Образовательная система «Школа 2100») Тема: Упражнения в правописании ...