"Развитие умения писать безударные личные окончания ".Урок-рефлексия.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Збаранская Анжела Николаевна

Конспект урока-рефлексии по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx703.15 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: «Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями»

Тип урока – урок-рефлексия.

Задачи урока:

1. Систематизировать знания о грамматических признаках глагола;научиться без ошибок писать личные окончания глаголов;
2.Развивать познавательный интерес, умение  обобщать, логически излагать  свои мысли, оценивать свой  труд. 

3.Содействовать воспитанию любви к предмету и формированию коммуникативных отношений среди учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: развитие умения правильно определять спряжение глагола, а также соотносить глагол в данной форме с глаголом в неопределённой форме, не меняя видов этих глаголов; умение пользоваться алгоритмом определения безударного окончания; правильно писать безударный гласный в окончаниях глаголов. 

Метапредметные:

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 Формы работы: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.     

      Этапы урока

                                                Ход урока

Формирование УУД,

I.Самоопределение к деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

Добрый день, ребята! Прочитайте стихотворение.

       Шагает эра космоса вперед!
      Ракеты продолжают свой полет,
      Стартуют с Байконура каждый год.
      Привык к таким явлениям народ.

     Хранит в душе он первую любовь,
     Пусть тысячи взлетают к звездам вновь,
     Но первым был Гагарин, он был свой,
     Родной, с улыбкой детской, озорной.

- Чему посвятим урок?

- Что за день сегодня?(Дню космонавтики. Сегодня исполняется 55 лет со дня полета в космос  первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина.)

 - Кто из вас хотел бы полететь в космос?

- Как вы думаете , каким должен быть космонавт? (смелым, добрым, умным, образованным, грамотным ).Только таких людей в жизни ждёт успех.

- А для этого нужно хорошо и много учиться. Также как космонавты  долго тренируются перед полётом , мы как будущие космонавты ,должны ежедневно трудиться.  

   - Как работать, чтобы получить твердые и полезные знания?

(На уроке надо быть очень внимательным и организованным.)

 - Я желаю вам удачи! Даже если вы не станете космонавтами, вы всё равно большие молодцы самое главное вырастите людьми порядочными , настоящими гражданами нашей великой страны, покорившей космос. 

Познавательные УУД:

Развиваем умения:          

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоя-тельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Личностные результаты:

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:          

- принимать учебную задачу, следовать инструкции учителя, выполнять учебные действия в письменной и устной форме.

III. Формулирование темы и целей урока.

1.Чистописание. 

- Чтобы настроиться на аккуратную работу в тетрадях, проведем минутку чистописания.

ишь  ит  им  ите  ат  ят

-Что это за слоги?

-Записать  строчку чередуя при помощи соединений.

2.Работа со словарными словами.   

Космонавт, космос, конструктор, полетит, корабль .
- Какое слово лишнее ? Почему? Кто догадался, о какой части речи мы будем говорить? 

3.Выберите букву правильного ответа. 

1.Глагол - это           

 в) часть речи;                      г) член предложения.

      2. Глагол обозначает:

д) предмет;                     е) действие предмета;               ж) признак предмета.

      3.Глаголы отвечают на вопросы:

о) Что? Кто?               п) Кому? Откуда?                р) Что делать? Что сделать?

      4.Каким членом предложения является?

л) подлежащим;              м) второст.членом;                   н) сказуемым.

      5. Как изменяется глагол?

о) по числам                                п) по падежам       

Прочитайте по порядку буквы, которые вы выделили. Какое слово получилось?   

 -Какое слово у вас получилось?

   (Верно)

ПРОВЕРКА. РЕФЛЕКСИЯ.

4. Раздели слова на группы. 

Живёшь, помогаешь, любишь, благодаришь, светишь, молчишь   ИД

- На какие группы вы поделили глаголы?

-Почему?

- В какой части слова мы можем ошибиться при написании глаголов. Во всех ли окончаниях мы можем ошибиться?

-Назовите тему урока. 

Тема сегодняшнего урока «Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями» 

- Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.

Сформулируйте цель нашего урока

- У каждого из вас есть  на столе лист. 

 «Цели», отметьте галочкой   в левой колонке, чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке.

Цель (чего я хочу  добиться на уроке)

Учиться  определять  спряжение глаголов с ударными и безударными личными окончаниями

Отработать навык, чтобы работать быстро.

+

Закрепить знания по глаголам-исключениям.

+

Вспомнить, на какие  вопросы отвечает глагол.

Вспомнить, каким членом предложения  может быть глагол.

Пополнить свой словарный запас.

Отрабатывать алгоритм действий при написании безударных личных окончаний глаголов

+

Учиться работать вместе

+

Учиться оценивать работу свою и своих одноклассников

+

- И назовите мне те цели, которые вы поставили перед собой.

(2-3 ученика зачитывают поставленные цели).

- Ребята, а знания о правописании безударных личных окончаний глаголов пригодятся ли нам в жизни?

Вывод.

 Каждый должен писать грамотно на родном языке, делать ошибки - стыдно.

II. Актуализация знаний

Цель: актуализировать представление об однородных членах предложения.

И для того, чтобы нам преодолеть все препятствия, мы должны повторить некоторые вопросы по теме «Глагол»

- А теперь поработаем в группах. Я вам раздам ватманы и распечатки, а вы составите таблицы-памятки.

1 группа –  спряжение глаголов ,2 группа – окончания глаголов I и II спряжения,

3 группа – алгоритм написания безударных  личных окончаний глаголов .

- Почему эту работу я вам предложила выполнить в группах?  (Потому что вместе легче решать задачи)

- Приступайте к работе.

 - Давайте проверим, что у вас получилось. 1 группа

По схеме мы можем узнать спряжение глагола. А зачем нам надо это знать?

2 группа

3 группа

Алгоритм написания безударных  личных окончаний глаголов

I. Ставлю ударение и определяю, какое окончание у глагола – ударное или безударное.

II. Если ударное – пишу, как слышу.

III. Если безударное (кроме глаголов-исключений),

1) ставлю глагол в неопределённую форму,

2)проверяю, правильно  ли поставил вопрос в неопределённую форму (Что делать? Что сделать?)

3) смотрю, какой суффикс перед –ть-,

4) если –и- - глагол II спряжения, пишу в окончаниях гласную и и –ат(-ят),

5) если не –и- - глагол I спряжения, пишу е и –ут(-ют),

6) проверяю написанное: обозначаю орфограмму.

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:          

– самостоятельно формули-ровать цели урока после

предварительного обсуждения;

- прогнозировать предстоящую работу .

IV.  Выбираем задания и тренируемся.

1.Сейчас нам нужно отправить на орбиту два космических корабля.Распределите слова в две группы.

 В какой форме стоят глаголы? Какое правило нужно применить, чтобы правильно написать глаголы с безударными личными окончаниями?

Бел…шь, ла…шь, стел…шь, свет…шь , держ…шь, зна…шь,  завис…шь,  мёрзн…шь, жар…шь, куса…шь, бега…шь.

Объясните свои действия при выборе нужной буквы .

2. Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы.

Сегодня  международн…й  экипа…   космонавтов   пилотиру…т  ракету имени Юрия Гагарина и работа…т на орбит...  .

– Какая орфограмма-буква есть во всех словах предложения, кроме одного? Найдите это лишнее слово .

– Одинаково ли вы будете действовать, чтобы определить, какую букву гласного писать в окончании слов: международный, пилотирует, на орбите?

Проверьте по образцу.

ПРОВЕРКА. РЕФЛЕКСИЯ. 

- Какие шаги вы сделали, чтобы правильно написать безударное окончание?

Синтаксический разбор предложения.

Морфологический разбор слова - пилотирует.

3.Самостоятельная работа по карточкам.

- Проверьте, как быстро вы можете действовать по этому алгоритму самостоятельно. 

Карточка1.

 По неопределенной форме определи спряжение и вставь букву в окончание.

   Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.

Карточка 2.

Поставь глагол в неопределенную форму, определи спряжение и вставь букву в окончание.

   Под прямыми лучами солнца та…т (__________) снег. Мартовское равноденствие буд…т(___________) природу. Ему втор…т (____________)ручей. Скоро высоко в небе повисн…т(________________) жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого останов…т (_________________).

Проверьте по образцу.

ПРОВЕРКА. РЕФЛЕКСИЯ. 

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

- А теперь всех проверим, как вы знаете слова-исключения. Встаём. Я называю глаголы, если вы слышите слово исключение – вы приседаете, если это слово не исключение, то вы встаёте. Молодцы! Сели на места. Продолжаем наше путешествие.

- А вы можете написать глаголы-исключения, не потеряв их и не спутав?

- Запишите их в тетрадях столбиком.

(Самопроверка)

- Глаголы на –ать запишите в форме 1-го лица, множественного числа

- Глаголы на –еть запишите в форме 3-го лица, множественного числа

(Работа у доски)

- Вам нужно дополнить текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна».

Весна. Весёлая капель. Ручьи. Деревья. Перелётные птицы.

(Наступила долгожданная весна. Звенит весёлая капель. Бегут говорливые ручьи. Скоро деревья оденутся в листву. Прилетят перелётные птицы).

Познавательные УУД:

Развиваем умения:          

  - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и объекты.

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:          

 – составлять план решения отдельной учебной задачи

совместно с классом;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умения:          

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых фор-мах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения , быть готовым изменить

свою точку зрения;

– договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные результаты:

 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

 – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

V. Рефлексия.

Итог урока.

-Ребята, как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

-Что нам удалось сегодня особенно хорошо?

-Что не понравилось? Над чем бы вы хотели поработать ещё?

 

 

Личностные результаты:

 – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

Познавательные УУД:

Развиваем умения:          

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VI. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами.

Программа "Школа-2100".Цель: развитие орфографической зоркости.Технологии: использование икт;проблемного диалога:исследовательская;оценивания....

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму.

Урок русского  языка.Бунеев Р.Н. Русский язык 4 класс УМК «Школа 2100»/ Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина  –  Москва: Баласс, 2011Тип интерактивной доски:  StarBoard FX-77 So...

Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами.

Презентация к уроку русского языка 3 класс по УМК  "Школа 2100"Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.Знакомство с антонимами....

урок русского языка "развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.Знакомство с антонимами"3 класс

сценарий урока русского языка, нацеленный на закрепление умений писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. , по программе "Школа 2100" ...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классеТема урока :«Развитие умений писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных».

технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Развитие умений писать безударные окончания в падежных окончаниях имен существительных" УМК "Начальная школа 2100"...

Конспект урока на тему"УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ БЕЗУДАРНЫЕ ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ"

Конспект урока по математике. Программа "Перспективная начальная школа"...