Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. 2 класс. Программа: Школа России.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Предмет: русский язык

Класс: 2е

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные »

Цели урока: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные.

Планируемые результаты:

·        Предметные: – учащиеся научатся различать имени существительные собственные и нарицательные;
                       – использовать специальную терминологию при определении части речи.

·        Личностные: – воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма;
                        – развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы;
                        – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.                      

Тип урока: открытие нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 2е

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные »

Цели урока: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные.

Планируемые результаты:

  • Предметные:  учащиеся научатся различать имени существительные собственные и нарицательные;
                           – использовать специальную терминологию при определении части речи.
  • Личностные:  воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма;
                           –
    развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы;
                            – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.                       

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Презентация в формате PowerPoint 97-2003, Учебник «Русский язык» 2 класс 2 часть  Канакина В. П.,
Горецкий В. Г.

Этапы урока.
Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты
(УУД)

Организационный
Словес.: слово учителя

1 мин

- Приветствие учащихся. Проверка рабочего места.

Приветствовать учителя

Личностные  воспринимать нашу речь   непосредственно обращенную к учащемуся.

Мотивационный
Словесн.: слово учителя

Практич.: словарная работа

Практич.: звуко-буквенный анализ слова

4 мин

- Ребята, открываем тетрадки, записываем число. Классная работа.
- Сейчас я буду диктовать слова, а вы должны их записать.
(Тарелка, товарищ, щавель, метель, народ, вдруг, сапог, обезьяна, январь, февраль, картина)

- Подчеркните орфограммы в этих словах.
- Поменяйтесь тетрадками и проверьте друг друга. (По словарю в конце учебника).

- Ребята, кто мне напомнит алгоритм звуко-буквенного анализа. (1. Произнести слово и послушать себя.
2. Выделить ударный слог. Произнести по слогам.
3. Произнести, выделяя каждый звук по порядку.
4.Произнести каждый звук. Охарактеризовать его.
5. Сказать, какой буквой на письме обозначен каждый звук.)  Давайте выполним звуко-буквенный анализ слова «сапог».
(Вызвать одного уч-ся к доске).
- …, выполняет у доски, а вы каждый в своей тетрадке.
Проверка с доской.

Слушать учителя.

Выполнять словарную работу и звукобуквенный анализ слова

Осуществлять взаимопроверку

Вспоминать алгоритм звуко-буквенного анализа

Личностные  воспринимать нашу речь.

Познавательные – строить речевые высказывания в устной форме.

Познавательные –

адекватно воспринимают оценку одноклассника.

Постановка учебной задачи и её решение

Практич.: решение задачи

Словес.: классификация имени существительное.

Словес.: характеристика имён существительных

Словес.: сравнение правил

Словес.: постановка цели урока

15 мин

- Запись на слайде: «Машина мчялась по глаткой дароге. Мы едем к бабушке дарйе. Скоро Москва. Бабушка жывет на улице пушкинской.» (Всего 8ошибок.)
- Перепишите предложение, исправляя ошибки.
- Назовите в исправленном тексте слова, которые вы написали с заглавной буквы. (Дарье, Москва, Пушкинской.)
- К какой части речи они относятся? (К имени существительному.)
- Какие существительные в тексте написаны со строчной буквы?
- Как можно классифицировать эти слова? (собственные/ несобственные, пр.)
- Подберем примеры из окружающего мира. Сколько в классе девочек? Назовите их имена. (13. Лена, Аня, Кира и др.)
- Как будем записывать первую букву имени? (С заглавной буквы).
- Назовите имя, отчество, фамилию своих родителей. Как будем записывать эти слова? В какой стране вы живете? Как называется наш город?
- Как называются все остальные имена существительные? (Несобственные)
- Придумайте примеры из окружающего мира. Животные:.... Растения:.... Учебные предметы:.... Явления природы:.... Качества характера:.... События:....
- Сделайте вывод: какие слова относятся к собственным именам существительным? (Имена собственные названия городов, имена, фамилии и др., они пишутся с заглавной буквы. Остальные слова – несобственные, они пишутся с маленькой буквы)

- Прочитайте правила на стр. 52 и 53. Что дополняет правила нашим словам? (Имена несобственные называются «нарицательными».) На сколько частей мы можем разделить каждое правило? (По 2 части – определение и с какой буквы пишутся).
- Ребята, тема нашего урока «Собственные и нарицательные имена существительных». Какую цель мы с вами сегодня поставим перед собой? (Научиться отличать имена собственные и нарицательные).

Решать поставленную задачу.

Классифицировать имена существительные

Давать характеристику собственному и нарицательному имени существительного

 

Сравнивать правило в учебнике с выделенным на уроке

Ставить цель урока

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия

Регулятивные  – принимать и сохранять учебную задачу

Решение частных задач

Практич.: выполнение физкультминутки

Словес.: повторение правила

Словес.: разбор упражнения

Практич.: выполнение упражнения

Словесн.: осуществление проверки с доски

Прктич.: выполнение упражнения

Практич.: подбор  собственных имён существительных

Практич.: осуществление взаимопроверки

Словс.: повторение правил

16 мин

- Физкультминутка

- Кто напомнит правила, которые мы только что прочитали?

- Ребята, откройте стр. 51. Упражнение 87. Прочитайте.
- Чьи ФИО написаны? (Писатели). Какие их произведения вы знаете? («Сказка о царе Салтане», «Котёнок», «Мой щенок»)
- Откройте свои тетрадки, запишите «Упражнение 87». Спишите ФИО русских писателей/поэтов. И подчеркните заглавную буквы, как показано на слайде. (Вызвать одного учащегося к доске. Спросить правила после выполнения упражнения).
- Прочитайте слова в упр.88. Являются ли данные слова именами существительными собственными? Докажите. (Нет. Тут нет имён собственных, а общие названия). Какие ещё названия родственников вы знаете? (прабабушка, прадедушка, сестрёнка … ).
- Запишите упр. 89. Подберите к этим словам из упр. 88 имена собственные и запишите. Подчеркните заглавные буквы в собственных именах существительных, как показано в образце.
- Поменяйтесь тетрадками и проверьте своего соседа.
- Составьте любое предложение с именами существительными (Мама пришла из магазина). Прочитайте, что вы записали
- Повторите правила, с которыми мы сегодня познакомились.

Выполнять физкультминутку

Повторять правила

Разбирать упражненин

Выполнять упражнение письменно

Осуществлять самопроверку и проверку с доски

Выполнять устно упражнение

Подбирать собственные имена существительные

Осуществлять взаимопроверку

Повторять правила

Личностные – установка на здоровый образ жизни. Коммуникативные –  участвуют в учебном диалоге.

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Познавательные –

адекватно воспринимают оценку

Итог урока

Словесн.: обобщение

3 мин

- Как вы научились классифицировать имена существительные?

- Какую орфограмму повторили на уроке?

- Что нужно помнить о написании этой орфограммы?

- Какое задание вам было интересно выполнять?
- Запишите д/з: упр.91. Правила

Обобщать изученное.
Подводить итог урока.

Регулятивный – осуществлять итоговый контроль.

Рефлексия

1 мин

- Если вы сегодня на уроке все поняли, то поднимите зеленый карандаш. Если вы что-то не поняли, и у вас остались вопросы, то жёлтый. Если вы ничего не поняли, то красный.

Оценивать свою работу

Регулятивные анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"

Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...

Конспект урока русского языка Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Цели деятельности учителя: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких слов самостоятельно; формировать навыки правописания заглавных бу...

Конспект урока по русскому языка на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные." (2 класс, УМК "Школа России")

Конспект урока по русскому языка на тему: "Собственные и нарицательные  имена существительные." (2 класс, УМК "Школа России")...

Урок русского языка в 3 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" УМК "Школа России"

Открытый урок русского языка в 3 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с самоанализом , тип урока ознакомление новыми знаниями  предназначен  учителям ...

технологическая карта урока на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные"(2класс «УМК школа России)

Технологическая карта  урока на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные"...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по УМК "Школа России". Тема: "Собственные и нарицательные имена существительные".

Тема урока: "Собственные и нарицательные имена существительные". Тип урока: открытие нового знания. Цель урока: формировать умения различать собственные и нарицательные имена существительные...