Урок русского языка в 3 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Монгуш Жанна Соскур-ооловна

Открытый урок русского языка в 3 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с самоанализом , тип урока ознакомление новыми знаниями  предназначен  учителям начальных классов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Педагогические
цели

1.Создать условия для развития умений распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значения имен собственных

2.Развитие умений узнавать и писать собственные имена существительные;

мыслить, отстаивать свою точку зрения.

3.Воспитание культуры общения на уроке, воспитание любви к родине.

Тип урока

ОНЗ

Планируемые
результаты
(предметные)

Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владеют умением проверять написанное

Личностные
результаты

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий; эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные:общеучебные – осмысленно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
логические – осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным
критериям.

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные:договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежли-
вости

Основные понятия
и термины

Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква имен собственных. Кавычки. Инициалы. Рассказ

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

осуществляемые
действия

1.Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

(2 мин)

-Поприветствуйте, ребята, гостей,

Ребята, какая сегодня хорошая погода. Нас приветствует солнышко и желает нам здоровья  и успеха. Солнышко улыбается, давайте и мы улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение!

- Посмотрите, какое у нас странное солнышко. Вроде-бы оно весёлое, но чего-то не хватает.

- Чего же не хватает?

- Правда. Давайте мы сделаем так, чтобы в конце урока у солнышка появились лучики.

- Да, мы  хорошо поработаем и подарим ему лучики.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

- у солнца нет лучей.

Отвечают на вопросы.

II.  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

(5 мин)

- А сегодняшний урок мы начнём со словарной работы и познакомимся с новым словарным словом. Угадайте.   СЛАЙД 1.

-  Крупный населенный пункт, торговый, промышленный, культурный центр?  (город)

1. Чистописание.

Гг город..  

Смелость города берёт.

Расскажите, как вы понимаете  значение этой пословицы.   СЛАЙД 2

Перед вами слова.

Россия, Кызыл, страна, река, город, Енисей, Алина, гора,  девочка.

Хербис.

--Что объединяет все эти слова? (Имена существительные)

--Давайте вспомним всё, что вы знаете об этой части речи.

--Всё ли мы знаем об имени существительном?

Попробуйте распределить эти слова на группы?

(могут разбить слова на группы одушевлённые и неодушевлённые)

Зачитайте получившиеся группы слов.

страна                                      Россия

город                                        Кызыл

река                                         Енисей

гора                                        Хербис

девочка                                  Алина  

--Давайте посмотрим, по какому признаку вы распределили эти слова?

--Почему вы так распределили?

Я смогу!

Выполняют письмо
по образцу

Читают слова, отвечают на вопросы.

Распределяют на одушевлённые и неодушевлённые

Они пишутся с маленькой буквы, остальные – с большой.

Почему – не знаем!

III. Постановка учебной задачи

(3 мин)

- О чем сегодня будем говорить?

---А теперь, ребята, давайте конкретизируем тему нашего урока.

-Какую цель ставите перед собой на этот урок?

- А ещё  будем работать группами, в паре и индивидуально. Проведем маленькую исследовательскую работу

Что я хочу узнать?

- Будем говорить о существительных.

- Научимся правильно писать , находить из предложения собственные и нарицательные имена существительные.

- Узнаем, что такое нарицательное, собственное имена существительные

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

 (10 мин)

 1. Собственные
и нарицательные имена существительны
е

Работа по вариантам (упр. 22)

- Как вы думает, как  будут называться имена существительные, которые кому—то или чему—то принадлежат.

--А где мы можем это уточнить?

Имена существительные, которые дают общее название всем предметам будут называться нарицательными.

- Влияет ли постановка вопросов «кто? что?» на выбор группы – собственное или нарицательное имя существительное?

- Могут ли имена собственные и нарицательные отвечать на одни и те же вопросы?

Как пишутся имена собственные? (С большой )

Как пишутся имена нарицательные? (с маленькой)

ВЫВОД: Чтение правила на стр. 15.

1 вариант выписывает одущевлённые имена существительные,

2 вариант – неодущевлённые .

Подчеркните большую букву в именах собственных.

Поэт Василий Андреевич Жуковский         город Вологда

мальчик Алёша                                            площадь Победы

девочка Алиса                                             страна Болгария

богатырь Илья Муромец                            озеро Байкал

корова Зорька                                              улица Мира

кот Базилио                                                 гора Эльбрус

Я усваиваю.

Читают правило, отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания упражнений

Упр. 23.

Работа в паре

Река, цветок, страна, собака, компьютер, басня, небо, космонавт.

Нева, Россия, Жучка, Серёжа, Москвич, Ярославль, Марс.

2. Названия художественных произведений, авторы
(упр. 24, 25)

3. Занимательный материал».

- Многие имена собственные пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки

- Читайте условие упражнения.  Устно.

Стихотворение «Берёза» написал Сергей Александрович Есенин.

Басня «Стрекоза и Муравей» написал Иван Андр. Крылов.

Рассказ «Акула» написал Алексей  Николаевич. Толстой.

Сказка «Аленький цветочек» написал Сергей Тимофеевич  Аксаков.

- Какие имена существительные пишутся в кавычках?

ВЫВОД: стр. 16  

-- Названия стихов, сказок, газет и журналов, телепередач, духов, конфет пишутся в кавычках.

Например: кинотеатр «Найырал», газета «Тувинская правда», сказка «Сивка-Бурка», духи «Красная Москва» и т.д

Имена собственные могут переходить в нарицательные. И, наоборот. Нарицательные имена существительные могут становиться собственными.

В русском языке немало нарицательных имён существительных, образованных от собственных имён. Силуэт, бойкот, баян, георгин – это всё имена, которые когда-то принадлежали людям.

Значительно чаще нарицательные имена существительные переходят в собственные. В названиях городов Орёл, Шахты, Изюм мы без труда узнаём слова, известные нам как нарицательные имена существительные.

Выполняют задания упражнений

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполняют движения
по тексту под руководством учителя

VI. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работе в группе.

«Расставьте кавычки»

Пёс Шарик, газета Новости, господин Иванов, сказка Ромашка, духи Москва, город Абакан, озеро Хадын, горы Саян, конфеты Белочка, журнал Мурзилка, телепередача Поле чудес.

Я закрепляю.

Указывают собственные и нарицательные имена существительные, пишут в кавычках

Работа в группе. «Лови ошибку»

Исправьте ошибки.

Иван блинов съел много блинов.

Наш шарик поймал воздушный шарик.

Не бойся морозов, серёжа морозов.

Хороши груши в корзине у груши.

Коля арбузов купил шесть арбузов.

  Вывод:

Читают и записывают фразеологизм. Слушают объяснение учителя.
Называют употребленные в тексте собственные имена существительные

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог)

--Вот сколько нового вы узнали об имени существительном на уроке!

-Назовите ещё раз тему нашего урока.

-Вспомните, какие цели и задачи вы перед собой ставили.

-Достигли ли вы этих целей?

-Чему научились на уроке?

- У каждого на каждой ступеньке есть плюсики?

- О чем это говорит?

Я использую.

Отвечают на вопросы

Домашнее задание: упр. 27

На выбор:

  1. Упр. 26 – выписать имена собственные. На 5
  2. Упр. 27. Составить текст «Звёздное небо» на 4

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

https://fs01.urokinachalki.ru/e/001de3-002.jpg



Предварительный просмотр:

Самонализ урока

Дата: 25.01.

Класс: 3б

Предмет – русский язык

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные

Цель: 1.Создать условия для развития умений распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значения имен собственных

2.Развитие умений узнавать и писать собственные имена существительные;

мыслить, отстаивать свою точку зрения.

3.Воспитание культуры общения на уроке, воспитание любви к русскому языку. 

Тип урока: онз

На уроке были применены элементы технологий: системно-деятельностный подход, здоровьесберегающая, игровая технология, личностно-ориентированная  с направленностью на развитие творческих способностей.

  Использованы комплексы методов:

-беседа, объяснение;

-наглядные-иллюстрации;

-методы самостоятельной работы;

-методы стимулирования - познавательные игры, создание ситуации успеха

     При построении урока использовались принципы:

-проблемности;

-наглядности;

-доступности;

-системности;

-последовательности.

     Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:

-фронтальная

-групповая

-работа в паре

  Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные и  индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся. Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным, т.к. была создана проблемная ситуация и урок был  в виде диалога учитель-ученик –учитель.

   Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.:

Личностные: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции

Познавательные: общеучебные – осмысленно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
логические – осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным критериям.

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости

Межпредметные:

-связь с предметом «Тувинский язык».

    В ходе урока использованы познавательные вопросы, отвечая на которые, учащиеся повторяли и изучали новый материал, учились анализировать факты, ориентировались в области применения своих знаний.  В ходе урока повысились мотивация учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности.

 Постаралась, чтобы задания, которые предлагаются детям, давать в игровой форме. Элемент занимательности, связь с жизнью заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся знания, умения и навыки.

   Все этапы урока взаимосвязаны.

   Для закрепления теоретических знаний и умений  использовала групповую работу. Работают в соответствии с инструкцией.  Дети аргументируют свои точки зрения, развивается речь и навыки самостоятельной работы.

 Урок прошел в ритме, необходимом для оптимальной  организации активной познавательной деятельности учащихся. На протяжении всего урока активность и работоспособность учащихся была  высокая.

  Результаты урока я оцениваю как хорошие. Программный материал усвоен. Урок цели достиг, т.к. достиг каждый из его этапов. Поставленные задачи урока удалось реализовать, избежав при этом перегрузки и переутомления, сохранив продуктивную мотивацию к учению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс, тема "Собственные и нарицательнае имена существительные. Правописание собственных имен существительных"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основан на  технологии системно-деятельностного подхода....

Урок русского языка 1 класс. УМК "Школа 21века" Тема: Имена собственные, правописание собственных имен"

Цель урока: создать условия для формирования системы знаний о правописании заглавной буквы в именах собственных. На уроке используется презентация....

Урок русского языка 3 класс Однозначные и многозначные слова (УМК "Школа России")

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В уроке использованы разные педагогические технологии: здоровьесберегающие, технологии активного обучения, сотрудничества, невербальные и эврист...

Урок русского языка 3 класс Однозначные и многозначные слова (УМК "Школа России")

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На уроке использованы разные технологии формы и методы работы....

Русский язык 2 класс. Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные....

Технологическая карта урока русского языка ( 4 класс). Тема: "Однородные члены предложения". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о предложении, тексте, словосочетании; познакомление с особенностями однородных членов предложения; введение термина однородные члены предложен...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Формы слова. Окончание." УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формирование умения находить окончания в словах.Планируемые результаты:предметные: уметь наход...