Урок русского языка в 3 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Открытый урок русского языка в 3 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с самоанализом , тип урока ознакомление новыми знаниями предназначен учителям начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 44.71 КБ |
самоанализ урока | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Педагогические | 1.Создать условия для развития умений распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значения имен собственных 2.Развитие умений узнавать и писать собственные имена существительные; мыслить, отстаивать свою точку зрения. 3.Воспитание культуры общения на уроке, воспитание любви к родине. |
Тип урока | ОНЗ |
Планируемые | Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов; владеют умением проверять написанное |
Личностные | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии |
Универсальные учебные действия | Познавательные:общеучебные – осмысленно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные:договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежли- |
Основные понятия | Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква имен собственных. Кавычки. Инициалы. Рассказ |
Сценарий урока
Этапы урока | Деятельность учителя | |
осуществляемые | ||
1.Мотивирование к учебной (2 мин) | -Поприветствуйте, ребята, гостей, Ребята, какая сегодня хорошая погода. Нас приветствует солнышко и желает нам здоровья и успеха. Солнышко улыбается, давайте и мы улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение! - Посмотрите, какое у нас странное солнышко. Вроде-бы оно весёлое, но чего-то не хватает. - Чего же не хватает? - Правда. Давайте мы сделаем так, чтобы в конце урока у солнышка появились лучики. - Да, мы хорошо поработаем и подарим ему лучики. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. - у солнца нет лучей. Отвечают на вопросы. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5 мин) | - А сегодняшний урок мы начнём со словарной работы и познакомимся с новым словарным словом. Угадайте. СЛАЙД 1. - Крупный населенный пункт, торговый, промышленный, культурный центр? (город) 1. Чистописание. Гг город.. Смелость города берёт. Расскажите, как вы понимаете значение этой пословицы. СЛАЙД 2 Перед вами слова. Россия, Кызыл, страна, река, город, Енисей, Алина, гора, девочка. Хербис. --Что объединяет все эти слова? (Имена существительные) --Давайте вспомним всё, что вы знаете об этой части речи. --Всё ли мы знаем об имени существительном? Попробуйте распределить эти слова на группы? (могут разбить слова на группы одушевлённые и неодушевлённые) Зачитайте получившиеся группы слов. страна Россия город Кызыл река Енисей гора Хербис девочка Алина --Давайте посмотрим, по какому признаку вы распределили эти слова? --Почему вы так распределили? | Я смогу! Выполняют письмо Читают слова, отвечают на вопросы. Распределяют на одушевлённые и неодушевлённые Они пишутся с маленькой буквы, остальные – с большой. Почему – не знаем! |
III. Постановка учебной задачи (3 мин) | - О чем сегодня будем говорить? ---А теперь, ребята, давайте конкретизируем тему нашего урока. -Какую цель ставите перед собой на этот урок? - А ещё будем работать группами, в паре и индивидуально. Проведем маленькую исследовательскую работу | Что я хочу узнать? - Будем говорить о существительных. - Научимся правильно писать , находить из предложения собственные и нарицательные имена существительные. - Узнаем, что такое нарицательное, собственное имена существительные |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. (10 мин) 1. Собственные Работа по вариантам (упр. 22) | - Как вы думает, как будут называться имена существительные, которые кому—то или чему—то принадлежат. --А где мы можем это уточнить? Имена существительные, которые дают общее название всем предметам будут называться нарицательными. - Влияет ли постановка вопросов «кто? что?» на выбор группы – собственное или нарицательное имя существительное? - Могут ли имена собственные и нарицательные отвечать на одни и те же вопросы? Как пишутся имена собственные? (С большой ) Как пишутся имена нарицательные? (с маленькой) ВЫВОД: Чтение правила на стр. 15. 1 вариант выписывает одущевлённые имена существительные, 2 вариант – неодущевлённые . Подчеркните большую букву в именах собственных. Поэт Василий Андреевич Жуковский город Вологда мальчик Алёша площадь Победы девочка Алиса страна Болгария богатырь Илья Муромец озеро Байкал корова Зорька улица Мира кот Базилио гора Эльбрус | Я усваиваю. Читают правило, отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания упражнений |
Упр. 23. Работа в паре | Река, цветок, страна, собака, компьютер, басня, небо, космонавт. Нева, Россия, Жучка, Серёжа, Москвич, Ярославль, Марс. | |
2. Названия художественных произведений, авторы 3. Занимательный материал». | - Многие имена собственные пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки - Читайте условие упражнения. Устно. Стихотворение «Берёза» написал Сергей Александрович Есенин. Басня «Стрекоза и Муравей» написал Иван Андр. Крылов. Рассказ «Акула» написал Алексей Николаевич. Толстой. Сказка «Аленький цветочек» написал Сергей Тимофеевич Аксаков. - Какие имена существительные пишутся в кавычках? ВЫВОД: стр. 16 -- Названия стихов, сказок, газет и журналов, телепередач, духов, конфет пишутся в кавычках. Например: кинотеатр «Найырал», газета «Тувинская правда», сказка «Сивка-Бурка», духи «Красная Москва» и т.д Имена собственные могут переходить в нарицательные. И, наоборот. Нарицательные имена существительные могут становиться собственными. В русском языке немало нарицательных имён существительных, образованных от собственных имён. Силуэт, бойкот, баян, георгин – это всё имена, которые когда-то принадлежали людям. Значительно чаще нарицательные имена существительные переходят в собственные. В названиях городов Орёл, Шахты, Изюм мы без труда узнаём слова, известные нам как нарицательные имена существительные. | Выполняют задания упражнений |
Физкультминутка | Проводит физкультминутку | Выполняют движения |
VI. Закрепление знаний и способов действий. 1. Работе в группе. «Расставьте кавычки» | Пёс Шарик, газета Новости, господин Иванов, сказка Ромашка, духи Москва, город Абакан, озеро Хадын, горы Саян, конфеты Белочка, журнал Мурзилка, телепередача Поле чудес. | Я закрепляю. Указывают собственные и нарицательные имена существительные, пишут в кавычках |
Работа в группе. «Лови ошибку» | Исправьте ошибки. Иван блинов съел много блинов. Наш шарик поймал воздушный шарик. Не бойся морозов, серёжа морозов. Хороши груши в корзине у груши. Коля арбузов купил шесть арбузов. Вывод: | Читают и записывают фразеологизм. Слушают объяснение учителя. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | --Вот сколько нового вы узнали об имени существительном на уроке! -Назовите ещё раз тему нашего урока. -Вспомните, какие цели и задачи вы перед собой ставили. -Достигли ли вы этих целей? -Чему научились на уроке? - У каждого на каждой ступеньке есть плюсики? - О чем это говорит? | Я использую. Отвечают на вопросы |
Домашнее задание: упр. 27 | На выбор:
| Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи |
Предварительный просмотр:
Самонализ урока
Дата: 25.01.
Класс: 3б
Предмет – русский язык
Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные
Цель: 1.Создать условия для развития умений распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значения имен собственных
2.Развитие умений узнавать и писать собственные имена существительные;
мыслить, отстаивать свою точку зрения.
3.Воспитание культуры общения на уроке, воспитание любви к русскому языку.
Тип урока: онз
На уроке были применены элементы технологий: системно-деятельностный подход, здоровьесберегающая, игровая технология, личностно-ориентированная с направленностью на развитие творческих способностей.
Использованы комплексы методов:
-беседа, объяснение;
-наглядные-иллюстрации;
-методы самостоятельной работы;
-методы стимулирования - познавательные игры, создание ситуации успеха
При построении урока использовались принципы:
-проблемности;
-наглядности;
-доступности;
-системности;
-последовательности.
Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:
-фронтальная
-групповая
-работа в паре
Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные и индивидуальные особенности, а также уровень развития учащихся. Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным, т.к. была создана проблемная ситуация и урок был в виде диалога учитель-ученик –учитель.
Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.:
Личностные: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции
Познавательные: общеучебные – осмысленно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
логические – осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным критериям.
Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости
Межпредметные:
-связь с предметом «Тувинский язык».
В ходе урока использованы познавательные вопросы, отвечая на которые, учащиеся повторяли и изучали новый материал, учились анализировать факты, ориентировались в области применения своих знаний. В ходе урока повысились мотивация учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности.
Постаралась, чтобы задания, которые предлагаются детям, давать в игровой форме. Элемент занимательности, связь с жизнью заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся знания, умения и навыки.
Все этапы урока взаимосвязаны.
Для закрепления теоретических знаний и умений использовала групповую работу. Работают в соответствии с инструкцией. Дети аргументируют свои точки зрения, развивается речь и навыки самостоятельной работы.
Урок прошел в ритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. На протяжении всего урока активность и работоспособность учащихся была высокая.
Результаты урока я оцениваю как хорошие. Программный материал усвоен. Урок цели достиг, т.к. достиг каждый из его этапов. Поставленные задачи урока удалось реализовать, избежав при этом перегрузки и переутомления, сохранив продуктивную мотивацию к учению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 2 класс, тема "Собственные и нарицательнае имена существительные. Правописание собственных имен существительных"
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основан на технологии системно-деятельностного подхода....
Урок русского языка 1 класс. УМК "Школа 21века" Тема: Имена собственные, правописание собственных имен"
Цель урока: создать условия для формирования системы знаний о правописании заглавной буквы в именах собственных. На уроке используется презентация....
Урок русского языка 3 класс Однозначные и многозначные слова (УМК "Школа России")
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В уроке использованы разные педагогические технологии: здоровьесберегающие, технологии активного обучения, сотрудничества, невербальные и эврист...
Урок русского языка 3 класс Однозначные и многозначные слова (УМК "Школа России")
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На уроке использованы разные технологии формы и методы работы....
Русский язык 2 класс. Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные....
Технологическая карта урока русского языка ( 4 класс). Тема: "Однородные члены предложения". УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о предложении, тексте, словосочетании; познакомление с особенностями однородных членов предложения; введение термина однородные члены предложен...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Формы слова. Окончание." УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: знакомство с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формирование умения находить окончания в словах.Планируемые результаты:предметные: уметь наход...