Учебно-методический комплект по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (УМК "Перспектива") 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (УМК "Перспектива") 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilagatelnoe.docx | 36.31 КБ |
urok_russkiy_yazyk_tema_prilagatelnoe.ppt | 299.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Имя прилагательное».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: дать представление об имени прилагательном как части речи, показать роль имен прилагательных в речи.
Планируемые результаты:
- личностные:воспитывать нравственные качества личности;
- предметные:научить находить в предложении имена прилагательные, употреблять их в устной и письменной речи.
Оборудование для учителя: Учебник для 2 класса.КлимановаЛ.Ф.,МакееваС.Г,Русский язык,Ч.2(УМК Перспектива),презентация, диск, наглядные пособия.
Оборудование для учащихся:Учебник для 2 класса.КлимановаЛ.Ф.,МакееваС.Г,Русский язык,Ч.2(УМК Перспектива),рабочая тетрадь.
№ | Этапы урока, методы и приёмы | Время | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | Мотивационный Словесн.: слово учителя. Практич.: минута чистопис., словарн. работа.; Словес.: ответы на вопросы | 1 | Здравствуйте ребята. Наш урока я хотела бы начать со стихотворения, послушайте: Я тетрадочку открою И как надо положу Я, друзья, от вас не скрою, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. Проверьте свою посадку, держите спинку ровно. Откройте свои тетради, отступите две строчки от предыдущих записей, запишите сегодняшнее число: 10 апреля, классная работа, выделите орфограммы. (10 апреля. Классная работа.) Посмотрите на доску и пропишите эти буквосочетания в тетради как у меня.(до то но роло) Посмотрите на доску, найдите слова в строчке и выпишите их каллиграфически.(МОЯГОДАРЫЗЕОАЛПКЮХВЕТЕРМЦАЕЬБЛОПАТАЛБЖЧАХСКОРО. Ягода, ветер, лопата, скоро) -Чем похожи эти слова?(есть непроверяемая гласная в корне) Подчеркните непроверяемую гласную в корне. | Слушать, приветствовать, смотреть презентацию. Слушать стихотворение, анализировать, следить за посадкой. Записывать дату. Писать каллиграфически. Выписывать слова, находить орфограммы. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу. Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. |
2. | Постановка учебной задачи и ее решение Практич.: Работа со словами Словесн.: Ответы на вопросы Словесн.: определение темы и цели урока | 7-8 | Внимательно прочитайте слова, которые вы видите на слайде.(белая, кресло, робкий, заяц, деревянное,улицы, широкие, краска)разделите их на две группы. (1-краска, заяц, кресло, улицы; 2- белая, робкий, деревянное, широкие)Докажите. -На какие вопросы отвечают слова первой группы?(Кто? что?) -Что они обозначают?(предмет) -Как называются эти слова?(имена существительные) Дайте определение.(имя существительное- часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?) -Что обозначают слова второй группы? Что обозначает слово «белая»?(цвет) робкий?(внутреннее качество животного) деревянное?(материал)широкие?(размер) Одним словом, эти слова обозначают признаки? Как вы понимаете, что такое признаки?(свойства предметов, их отличительные качества) -Определите тему и цель нашего сегодняшнего урока.( познакомимся со словами, которые обозначают признак предмета. Узнать, как они называются, на какие вопросы отвечают.) -Прочитайте тему урока. Кто догадался, как называются слова, обозначающие признак предмета?(имя прилагательное) | Читать слова, делить их на группы. Анализировать. Отвечать на вопросы. Определять тему и цель урока, делать предположения. | Л: мотивация к новому учебному материалу. К: Строят речевые высказывания. П: Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
3. | Решение частных задач Практич.: чтение текста Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Практич.: Работа с учебником, чтение определения Практич.: Выполнение упражнения Словесн.: Ответы на вопросы Практич.: Физминутка Словесн.: Слово учителя Практич.: работа со словарным словом Словесн.: Ответы на вопросы Практич.: Выборочный диктант Проверка по эталону Практич.: Выполнение упражнения в рабочей тетради самостоятельно Практич.: Чтение текста Словесн.: Ответы на вопросы Практич.: Работа в парах Практич.: Проверка по эталону Практич.: Выполнение упражнения Словесн.: беседа | 20-25 | Откройте учебники на стр. 99, найдите упражнение № 137. Прочитайте отрывок из сказки.(один из уч-ся читает вслух) -Начало какой сказки вы прочитали?(«Заюшкина избушка») -Какая избушка была у лисы?(ледяная, светлая) -Какая избушка у зайца?(лубяная, тёмная) -Как вы понимаете значение слова «лубяная»?(сделана из луба, из дерева, древесины с корой) -Назовите вопрос, на который отвечают слова ледяная, светлая, лубяная, тёмная?(Какая?) Что обозначают эти слова?( признак предмета) Давайте теперь сами попробуем сформулировать правило.(дети формулируют правило) Давайте сравним наше правило с правилом в учебнике. Прочитаем объяснение профессора Самоварова.(уч-ся читают) -Что обозначает имя прилагательное?(признак предмета) -На какие вопросы отвечает имя прилагательное?(какие?какая?какой?какое?) Приведите примеры имен прилагательных.(красный, длинная, красивый, зеленое, веселые) Найдите упражнение № 138. Прочитайте задание.Вспомните задание, которое выполняли в начале урока. На какие признаки предмета может указывать имя прилагательное?(на цвет, размер, качество характера,материал) Прочитайте, какие признаки будем определять у предметов?(вкус, форму,цвет) Какое по вкусу бывает яблоко?(сладкое, кислое, безвкусное, кисло-сладкое…) Какое яблоко по форме?( круглое, овальное, приплюснутое, грушевидное…) По цвету?(зеленое, красное, желтое, розово-красное, румяное,пестрое…) Какая по вкусу бывает слива?(сладкая, кислая, кисло-сладкая) Какая слива по форме?(круглая, продолговатая, овальная) По цвету?(синяя, фиолетовая) Какой по вкусу бывает лимон?(кислый,кисло-сладкий,безвкусный…) Какой лимон по форме?(овальный,круглый, сплюснутый…) По цвету?(желтый,зеленый,зелено-желтый) Какие по вкусу бывают орехи?(сладкие, соленые, горькие,безвкусные…) Какие орехи по форме?(круглые, вытянутые, овальные…) По цвету?(коричневые, светло-коричневые,темно-коричневые…) Физминутка Послушайте стихотворение: Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою. Яблоко я пополам разломлю, Яблоко с другом своим разделю. -Как назовете это стихотворение?(«Яблоко») Спишите слово из учебника. Поставьте ударение. Назовите безударные гласные в корне.(безударная гласная о в корне)Выделите их. Как проверить безударную гласную о в корне?(проверить нельзя, нужно запомнить) Как запомнить легче? Какая ассоциация может помочь?( буква о похожа на яблоко) Сколько букв в слове?(6)Сколько звуков?(7)Почему звуков больше чем букв?(буква я обозначает два звука: й и а) Разделите слово по слогам.(яб-ло-ко) Назовите однокоренные слова к слову яблоко.(яблочко,яблонька, яблочный) А сейчас я еще раз прочитаю стихотворение, а вы должны выписать прилагательные к слову яблоко. Какие слова выписали, проверьте себя по эталону.(спелое, красное,сладкое, хрусткое) Хрусткое-ребята, какое значит яблоко?(хрустящее) От какого слова образовано?(хрустеть) Какие слова вы выписали, к какой части речи они относятся?(имя прилагательное)Кто может повторить еще раз правило? Откройте свои рабочие тетради на стр. 43. Найдите упражнение №171. Прочитайте задание. Что нам необходимо сделать?(прочитать предложение, выписать прилагательные) Выполните это задание в парах. Какие слова вы выписали?(острые, тонкое, пушистый, тепленькая) Как называются слова,которые вы выписали?(имена прилагательные)Что они обозначают?(признак предмета)На какие вопросы отвечают?(какие?какое?какой?какая?) Найдите в учебнике упражнение № 139. Прочитайте текст. Что интересного вы узнали из этого текста?(Африканцы не очень любят арбузы, т. к. сладкие по виду арбузы могут быть горькими)Выпишите из этого текста имена прилагательные. Сколько слов выписали?(4) Прочитайте эти слова.(красная, сладкая, сочная, горькая)Какое значение у этих слов?(противоположное) Как называются эти слова?(антонимы) Приведите синонимы к словам «красная» и «сочная»(алый, спелый,…) Найдите упражнение №172 в рабочей тетради.Прочитайте задание. Что необходимо сделать?(подобрать к именам прилагательным антонимы)Что такое антонимы?(слова, противоположные по смыслу) Какой частью речи они будут?(имя прилагательное)выполните это задание самостоятельно в парах. -Давайте проверим, какие слова вы написали, посмотрите на доску, проверьте себя.(трусливый-храбрый, короткий-длинный, грустный-веселый,широкий-узкий, высокий-низкий, горячий-холодный) На какие вопросы отвечают записанные вами слова?(какой?)К какой части речи относятся слова, которые вы записали?(имя прилагательное)Докажите. Прочитайте задание к упражнению № 173.давайте с вами попробуем угадать предметы по описанию. Алый,сахарный,зеленый-что это может быть?(арбуз) Желтый,кислый, продолговатый?-лимон. Круглое, румяное, сладкое?-яблоко. Прочитайте слова-отгадки которые вы записали.(арбуз, лимон, яблоко)К какой части речи относятся эти слова?(имя прилагательное) Что помогло вам отгадать слова?(описание, слова слева) Как называются эти слова?(имена прилагательные)Для чего нужны в речи имена прилагательные?(для обогащения речи, чтобы описать предметы или явления) | Работать с учебником, читать текст, отвечать на вопросы. Читать текст-объяснение в уч-ке, анализировать, Отвечать на вопросы. Приводить примеры имен прилагательных. Отвечать на вопросы, приводить примеры. Выполнять двигательные упражнения. Слушать стихотворение. Давать название стихотворению. Работать со словарным словом. Приводить ассоциации. Определять кол-во букв и звуков в слове. Называть однокоренные слова. Выписывать прилагательные из прослушанного стих-я. Формулировать правило. Работать в парах,выполнять грамматическое задание. Читать текст, анализировать, Выписывать прилагательные из текста, Отвечать на вопросы. Подбирать антонимы к прилагательным, Работать самостоятельно в парах, сравнивать с эталоном, отвечать на вопросы. Угадывать предметы по описанию, Отвечать на вопросы. | П:поиск и извлечение информации Р:принятие цели и постановка задач урока К:умение договариваться в группе, общаться, приходить к единому мнению, распределять работу в парах. |
8. | Итог урока Словесный: беседа | 3-4 | Какова была цель нашего сегодняшнего урока? (познакомиться со словами, которые обозначают признак предмета.Узнать, как они называются, на какие вопросы отвечают) Достигли ли мы ее?(да) Что обозначает имя прилагательное?(признак предмета) На какие вопросы оно отвечает?(Какой? Какая? Какое? Какие?) Кто сформулирует правило полностью? | Анализировать проделанную работу на уроке, оценивать свои силы, высказывать свое мнение. | Р: самооценка |
9. | Рефлексия Практический: оценка своей деятельности | 1 | На партах у вас лежат карточки. Оцените свою работу на уроке. Допишите преложения. | Проводить рефлексию, самооценку. | Р: самооценка |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МОЯГОДАРЫЗЕОАЛПКЮХВЕТЕРМЦАЕЬБЛОПАТАЛБЖЧАХСКОРО
Ягода ветер лопата скоро
Белая, кресло, робкий, заяц, деревянное, улицы, широкие, краска
1 группа: 2 группа:
1 группа: Краска заяц кресло улицы 2 группа: Белая робкий деревянное широкие
Тема: Имя прилагательное
ЦЕЛЬ:
ЦЕЛЬ: познакомиться со словами, которые обозначают признак предмета. Узнать, как они называются, на какие вопросы отвечают.
Лубяная - сделана из луба, из дерева, древесной коры
Имя … Обозначает … Отвечает на вопросы…
Имя прилагательное Обозначает признак предмета Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Яблоко Какое по вкусу? Какое по форме? Какое по цвету?
Слива Какое по вкусу? Какое по форме? Какое по цвету?
Лимон Какое по вкусу? Какое по форме? Какое по цвету?
Орехи Какое по вкусу? Какое по форме? Какое по цвету?
ЯБЛОКО
ЯБ-ЛО-КО
Яблочко, яблонька, яблочный
Спелое, красное, сладкое, хрусткое
Острые, тонкое, пушистый, тепленькая
Красная сладкая сочная горькая
трусливый-храбрый короткий-длинный грустный-веселый широкий-узкий высокий-низкий горячий-холодный
Спасибо за урок!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект по русскому языку на тему:"Глагол как часть речи" 2 класс ( УМК "Школа России")
Конспект урока по русскому языку на тему:"Глагол как часть речи" ( УМК "Школа России") + презентация...
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Родительный падеж имен существительных" 3 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Родительный падеж имен существительных" 3 класс (конспект + презентация)...
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных букв" 1 класс (конспект + презентация)...
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: " Оформление предложений на письме" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: " Оформление предложений на письме" 1 класс (конспект + презентация)...
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание ЧУ- ЩУ" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание ЧУ- ЩУ" 1 класс (конспект + презентация)...
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание шипящих с гласными" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Правописание шипящих с гласными" 1 класс (конспект + презентация)...
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Признаки предложений" 1 класс (конспект + презентация)
Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Признаки предложений" 1 класс (конспект + презентация)...