Разработка урока по русскому языку по теме :" Заглавная буква в именах собственных" 1 класс.
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Интересные и занимательные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_po_russkomu_yazyku_zaglavnaya_bukva_v_imenah_sobstvennyh.1_klass.docx | 57.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 "Отличника народного просвещения"
Тимова Мурата Моссовича
аула Урупского муниципального образования Успенский район
Учитель начальных классов
Малахова Асият Рамазановна
Урок русского языка в 1 классе.
Тема урока: «Заглавная буква в именах собственных».
Цели деятельности учителя:
-формировать знания о написании слов с большой (заглавной) буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок;
-учить применять эти знания в жизни.
Тип урока:урок открытия нового знания.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание;
получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населенного пункта, составлять ответы на вопросы.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;
регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Методы и формы обучения:частично-поисковый, индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения:персональный компьютер,задания - карточки для работы в парах,видеоролик для физминутки,простой карандаш, учебник, кружочки для самооценки.
Программное обеспечение:1 класс, учебник «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, 2011 г., рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
№ п/п | Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. | Мотивация учебной деятельности. - психологический настрой; -самоопределение к деятельности. | - Громко прозвенел звонок Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Вспоминаем, применяем И ни минуты не теряем! - Приветствие учащихся.Слайд 1. | - Приветствуют учителя. - Рассаживаются по местам. - Проверяют готовность к уроку. | Личностные: - самоопределение; Коммуникативные: - планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
2. | Актуализация знаний. | - Какое сегодня число? - Какой сегодня день недели? Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и Классная работа. Слайд 2. Какие ошибкоопасные места вас подстерегают при записи слов и как мы называем эти слова? Каллиграфическая минутка.(Образец букв прописан в тетради у каждого ребенка) Какие буквы написаны на первой строчке. - Чем похожи? Чем различаются? Л М А - Какие буквы написаны на второй строчке.) - Чем похожи? Чем различаются? Т П ГСлайд 3. | Отвечают на вопросы Записывают в тетрадь дату и Классная работа. Классная - удвоенная с, работа – буква а. Словарные слова. Л, М, А; заглавные Дописывают строчку до конца по образцу Т, П, Г; заглавные Дописывают строчку до конца по образцу | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя |
3. | Постановка учебной задачи. | Посмотрите на доску, послушайте внимательно стихотворение и скажите, какую букву будем писать в словах? Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв-подруг. Смотрят с почтеньем на букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится в слове не зря и не просто Буква такого высокого роста… - Сформулируйте тему урока. Слайд 4. - Какие задачи мы должны решить на уроке? | Слушают стихотворение. Большую, заглавную. Заглавная буква в словах. | Регулятивные: - целеполагание. Познавательные: - анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов. Коммуникативные: - умение точно и полно высказывать свои мысли. Личностные: - смыслообразование – какое значение это имеет для меня. |
4. | Актуализация имеющихся и необходимых знаний. | Формулирует задание, наводящими вопросами подводит учащихся к выводу о том, что имена, фамилии, географические названия, клички животных пишутся с заглавной буквы: -Молодцы! Правильно сегодня мы будем говорить о словах, которые пишутся с заглавной буквы. А когда же слова пишутся с заглавной буквы? -Сейчас мы отгадаем загадки и запишем слова с комментированием в тетради. Поставим ударение, подчеркнём безударную гласную. а) И у мамы, и у папы есть, И у дочки есть, и у внучки есть, Чтобы его узнать, надо вслух его назвать. (Имя) - У мамы, у папы, у дочки – что одинаково звучит? (Фамилия) б) В два ряда дома стоят, Десять, сорок, сто подряд. И квадратными глазами Друг на друга глядят. (Улица) в) Величав, красив и молод, За рекою вырос…….. (Город). Слайд 5-8. Кто догадался, какие слова пишутся с заглавной буквы и почему? - Сегодня мы научимся писать имена собственные с заглавной буквы. Имена, фамилии, клички, города: Всё с заглавной буквы пишется всегда. - А для чего нам нужны все эти знания? Где мы их можем применить? | Ответы детей на вопрос: Когда же слова пишутся с заглавной буквы? Один учащийся работает у доски и комментирует. Имена, фамилии, клички животных, названия городов пишутся с заглавной буквы.Это имена собственные. В жизни. | Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о том, какие слова пишутся с большой буквы; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, определяют план выполнения заданий. |
5. | Физкультминутка | Выполняют упражнения разминки видеофизминутки. Слайд 9. | Выполняют движения, которые показываетпанда. | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются на показ движений с экрана. |
6. | Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Ребята у меня на доске появились слова и знак. Зовут, как , вас, ? Слайд 10 - Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? Что такое предложение? - Как на письме обозначить начало предложения? -Какая же первая работа у Заглавных букв? (на доске под словами «Заглавная буква начинает» появляется первая запись «начало предложения») Слайд 11 – Запишем предложение: Как вас зовут? (Обратить внимание на соединение букв, наклона, ширины и высоты букв) У каждого из нас есть своё имя. Напишите своё имя. Я дотронусь до плеча, а вы прочитайте написанное. Почему в классе есть дети с одинаковыми именами, а они написали по-разному? Но как вы все написали своё имя? Почему? О ком идёт речь? 1).В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Её так и звали …(Дюймовочка) Слайд 12 запись: «Дюймовочка». – Как будем писать? Почему? Имя героя записывается учащимся на доске. 2) Девочка, беленькая, как снежок и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка). Слайд 13 Запись слова. 3) А теперь попробуйте вспомнить, как и почему зовут этого мальчика? Учитель показывает картинку с изображением Незнайки. Слайд 14 Запишем и его имя. Ребята, у всех – всех имён есть что-то общее в написании. Что же это? -Какая же ещё очень важная работа есть у заглавной буквы? Почему? (на доске под словами «Заглавная буква начинает» появляется вторая запись «имена сказочных героев). Слайд 15 | Нужно правильно расставить слова и выбрать нужный знак. Предложение – это слово или несколько слов, в которых содержится законченная мысль. На письме первое слово записывается с заглавной буквы) Записывают предложение Как вас зовут? Имена одинаковые, но кто-то написал полное имя, а кто-то сокращённое. С заглавной буквы. Потому что это имя собственное. О сказочных героях. С заглавной буквы. Имя собственное. Пишут слово Снегурочка. Пишут слово Незнайка. Заглавная буква. Начинать имена сказочных героев. Потому что это имена собственные. | Познавательные: общеучебные– извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, определяют план выполнения заданий адекватно воспринимают оценку учителя |
7. | Физкультминутка | Руки вверх - пришли учиться, Руки вниз – а не лениться. Сели, встали дружно вместе, Покружились все на месте. Пусть вопрос бывает труден - (руки на голову и наклоны головой) Огорчаться мы не будем.(руки согнуть в локтях и круговые движения) Сами мы ответ найдём! (ноги согнуть в коленях, поднимая ноги достаём локтями рук) К цели мы своей придём! Активным на уроке будь, (прыжки на месте) И станет легче школьный путь! | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются на показ движений учителем. | |
8. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Ребята посмотрите у вас на партах лежат карточки на которой записаны слова в два столбика. Давайте прочтем слова первого столбика и второго столбика. Слайд 16-17 Какая же ещё работа есть у заглавной буквы? (на доске под словами «Заглавная буква начинает» появляется третья запись:«слова – клички животных».) Слайд 18 Самостоятельная работа. Соединить названия и клички животных. Проверьте выполнение своего задания. Прочитайте текст на доске. Аул Урупский расположен на правом берегу реки Уруп. Она впадает в Кубань близ города Армавира. Слайд 19 - Какие слова написаны с большой буквы? Почему? Что они называют? А как называется наш аул на родном языке? Слайд 20 А кто знает, как переводится это слово с адыгейского языка и почему так назвали наш аул? В 1863 году, наши предки выкупили свои головы и освободились от крепостного права. Поселились на правом берегу Урупа и основали аул. (Значение слова крепостной объясняет на родном языке.) - Какая ещё работа у заглавных букв? (появляется надпись « географические названия») Слайд 21 Запишите слова с заглавной буквы через запятую. | У учащихся на партах карточки. Учащиеся читают слова. Они соединяют названия и клички животных. кот Зорька собака Бурёнка корова Жучка коза Мурзик Учащиеся проверяют свою работу на экране. Название реки, города, населённого пункта. Шъхьащэфыжь. Выкупленные головы Записывают слова с заглавной буквы через запятую. | Личностные: - установление связи между учебной деятельностью и мотивом. Регулятивные: - планирование деятельности; - самооценка и самоконтроль выполняемой работы; - формирование навыков работы по алгоритму. Работа с текстом: - формирование продуктивных методов работы с текстом. |
9. | Включение в систему знаний и повторение | Когда же будем писать заглавную букву в словах? Буква заглавная очень важна В письменной речи для дела нужна. Ставиться буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с ней, Чтобы звучали громко и гордо Имя реки, имя улицы, города. Клички животных, названия книг. Знает об этом любой ученик. - А сейчас вашей задачей будет, работая в парах, выполнить в тетради задание из учебника. Прочитайте поговорки. Когда так говорят? Запишите первую поговорку. - У кого это задание вызвало трудности? - Как вы думаете, почему? - Что нужно уметь и знать, чтобы выполнить это задание? | Учащиеся слушают стихотворение - правило и стараются его запомнить Отвечают по опорным словам на доске, которые складывались в ходе урока и по строчкам стихотворения. Самостоятельная работа в парах по учебнику: стр. 126 упражнение 8. Запись в тетрадь первой поговорки. | Личностные: - установление связи между учебной деятельностью и мотивом. Регулятивные: - планирование деятельности; - самооценка и самоконтроль выполняемой работы; - формирование навыков работы по алгоритму. Работа с текстом: - формирование продуктивных методов работы с учебником. |
10. | Рефлексия урока. | Проводит беседу по вопросам: -Как вы думаете, мы выполнили поставленные задачи на уроке? – Какие слова надо писать с заглавной буквы? - Что мы должны помнить? Оцените свои знания : Кому было легко работать на уроке, поднимите зеленый кружок? - У кого работа на уроке вызывала некоторые трудности, поднимите желтый кружок? - У кого остались вопросы и недопонимания по теме урока, работать было тяжело, поднимите красный кружок. Слайд 22 Благодарю вас за урок! Надеюсь, полученные знания и навыки помогут вам быть грамотными и интересными в общении с окружающими. | Отвечают на вопросы.Имена, фамилии, клички, города: Всё с главной буквы пишется всегда. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Самооценка с помощью кружков. | Регулятивные: - самооценка и самоконтроль. Коммуникативные: - формирование способов учебного сотрудничества. |
Список используемой литературы:
- Русский язык: Учебник для 1 класса. В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, Просвещение,2011 г
- Поурочные разработки по обучению грамоте , 1 класс.О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова.Москва: Вако, 2013 г.
- Речевые секреты. Книга для учителя начальных классов. Под.ред. Ладыженской Т.А. М.: Просвещение, 1992.
- Сборник правил, таблиц, примеров по русскому языку для начальной школы. Антипова Н.Б., Верниковская А.В.
Мн.: ЧУП «Издательство Юнипресс», 2006г.
- Тренинговые карточки по русскому языку для начальной школы. 1 – 4 классы .
Авт.-сост. Н.В. Набойщикова.-Волгоград: Учитель, 2005 г.
- Учим играя. 1- 2 классы: занимательные и игровые задания по русскому языку и математике.
авт. – сост. Л.В. Лазуренко.- Волгоград: Учитель, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Заглавная буква в именах собственных"
Тема: «Заглавная буква в словах»(2-ой урок) Учебное пособие: «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий ( Школа России). 1-ый класс ...
Урок русского языка на тему "Заглавная буква в именах собственных".
Используя различные формы работы на уроке, дети повторяют написание имен собственных.....
Урок - путешествие по русскому языку по теме: «Заглавная буква в именах».
Разнообразя формы проведения урока, заинтересовываешь детей . Поэтому данный урок ставит перед собой цели:1) путешествие в имена; 2) сообщить детям начальные сведения об именах; 3) показать функ...
Конспект урока по русскому языку на тему "Заглавная буква в именах собственных". 1 класс
"Заглавная буква в именах собственных"....
Урок по русскому языку по теме "Заглавная буква в собственных именах"
Очень интересный урок с использованием ЭОР...
Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Написание букв Ч,ч" 1 класс
Конспект урока по русскому языку разработан для учащихся 1 класса...
Конспект урока русского языка по теме: «Заглавная буква в именах собственных» 2 класс УМК «Школа России»
Конспект урока русского языкапо теме: «Заглавная буква в именах собственных»2 класс УМК «Школа России»...