Открытый урок по русскому языку во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Лобанова Элла Николаевна

Урок по теме "Слова антонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка во 2 классе30.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Антонимы»

(2 класс по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой)

Учитель: Лобанова Э.Н.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Планируемые результаты:

Регулятивные: выполнять учебную задачу: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «Антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить использовать в речи синонимы и антонимы.

Познавательные:содействовать развитию речи, внимания, орфографической зоркости; способствовать обогащению словаря учащихся

Коммуникативные: формулировать понятные для окружающих высказывания, взаимодействовать в паре.

Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс (2 часть) под редакцией С.И. Иванова и др; раздаточные таблицы для развития внимания; ребусы, плакат со словами антонимами.

Ход урока:

1. Организационный момент

Здравствуйте, взрослые, здравствуйте дети! Сегодня мы с Вами все вместе отправимся в удивительный и прекрасный мир русского языка. Да, да, не удивляйтесь - все вместе, ведь в каждом человеке изначально скрыт  исследователь и отважный практик. Каждый из нас отлично знает, что, только преодолев трудности и препятствия на пути, можно добиться цели. Отправимся мы сегодня в сказку. Перед вами виртуальная машина времени, она поможет нам оказаться в нужном месте. Итак, начинаем отчет. (10,9,…..- используется таймер)

-Добро пожаловать, вы попали в сказку.

Давным-давно, когда на Земле было много добрых и злых волшебников, когда реки и горы сверкали, как горный хрусталь, а звери и птицы умели разговаривать, все жили очень дружно.

Но вдруг нежданно-негаданно, откуда не возьмись, пришла на Землю беда. Злые волшебники напали на мирную Землю и стали сеять смуту и раздор.

Добрые волшебники собрались все вместе и отразили нападки злых сил. Но, к сожалению, зло успело нанести непоправимый вред природе. Звери и птицы перестали разговаривать, горы и реки потемнели, леса стали непроходимыми и появились болотные топи.

Долго терпела Матушка -Земля нападки Злых сил, а потом взяла, да и заколдовала оставшуюся природу.

Со временем зарос проход в Заколдованный лес, но он вновь откроется, как только мы с вами сумеем разгадать несколько тайн русского языка. Давайте мы с вами все вместе скажем первые волшебные слова:

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

2. Разминка и  актуализация опорных знаний Игра «Верю-не верю»

(раздаточные таблицы для развития внимания)

А д у е б м р ш п ы л с н о а х т

В з ж г и е й ю щ ъ ц ф ч я н б а с

З ю ь ч ж г о е и м р п л в ы ж г д

Э ц ъ щ и х ш л т ы д е а о в ф у м ш

П а м к н ы о д б в у е ч я ш з х э ъ п й ф

С к у ц а о г м л в а й у д ж ю м с я ф к н

Ф ы й я м о а в н е м т у г ш щ т м а е ю л р с

Т ч я п н ш м к э ц и о ж з с в б и ф в к н м г и щ

Х я с м и к т н й ц у к е н г ш щ з х ъ ф ы в а п р о л д ж э

Й ц у к е н г ш щ з х ъ ф ы в а п р о л д ж э я ч с м и т ь б ю э ж д л о р

  • Верите ли вы, что в верхней строке 6букв звонких согласных? (– д, б, м, р, л, н)
  • Верите ли вы, что во второй строке 3 буквы, обозначающиенепарные мягкие согласные? (- й, щ, ч)
  • Верите ли вы, что в пятой строке 5 гласных букв?  (7 – а, ы, о, у, е, я, э)
  • Верите ли вы, что в последней строке 4 буквы, которые могут обозначать 2 звука?(Нет, таких букв 3:е,я,ю)

-А теперь откройте рабочие тетради и запишите дату:

  1. Первичное восприятие и усвоение нового материала. Самостоятельная работа в группе. Постановка проблемы.

-На прошлых уроках вы познакомились со словами- синонимами и открыли одну из тайн русского языка. Чтобы проход в Заколдованный лес начал открываться,скажите, пожалуйста, какие слова называются синонимами? Приведите  примеры. (Слова, близкие по значению и отвечающие на один вопрос)

У меня в руках 8 карточек. Итак, 8 первых отважных героев получат сейчас первое задание. Ваша задача, получив карточки соединить синонимы между собой, встав парами правильно.

Время для обсуждения-1 минута. Внимание! Напоминаю, что проход в лес заколдован и не все так просто, как кажется…

тихий                           бесшумный

радость                        промах

ошибка                         трусливый        

храбрый                         веселье

- Назовите пару слов, которую мы не соединили? (храбрый-трусливый)

- Почему мы не соединили эти слова?

-Как называются эти слова?Мы изучали такие слова? (Нет)

- Сравните  о значения  этих слов, что можете сказать?  (обозначают разное, противоположное)

- на какой вопрос отвечает слово «храбрый»?,  а «трусливый»? Что заметили?

-Итак, у нас остались слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своемузначению, приведите ещё примеры подобных слов.

-Как вы думаете, может ли у этих слов быть название?  Как могут называться слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему  значению?

- А теперь я вам подскажу.

- Давайте вспомним, почему слова, близкие по значению, называются синонимы.( Синоним в переводе с древнегреческого языка значит «одноимённый». «Син» — один, «онима» — имя. 
В греческом  языке анти обозначает «против». Догадайтесь, как будут называться слова, противоположные по значению.

- Как вы думаете,что нам сегодняпредстоит выяснить?( как называются слова, которые обозначают противоположное  и отвечают на один и тот же  вопрос)

-Какая же будет тема урока? (Антонимы)

- А теперь проверим наши гипотезы, предположения по учебнику на с. 62.

- Назовите тему урока.

- Для чего нам надо знать об антонимах? ( Чтобы правильно их употреблять в речи.)

-Рубрика «Давай подумаем».

Уч. – Какое задание будете выполнять?

Д. – Сравним картинки и подберем к ним слова.

(Дети самостоятельно работают с картинками и записывают слова парами. Проверяют по образцу, который выполняет один из учеников у доски. Самопроверка.)

Уч. – Как записали слова? (парами)

Уч. - Как называются слова, которые вы записали парами?

Д.- Антонимы.

- Уточните свои предположения по учебнику, прочитав рубрику «Разгадываем тайны языка»

- Какие слова называют антонимами?

Вот мы с вами и приоткрыли очередную тайну русского языка. Проход в заколдованный лес стал больше. А пока он открывается, я вам предлагаю немножко отдохнуть. Но отдых у нас тоже с сюрпризом. С каким, вы узнаете чуть позже.

  1. Динамическая пауза

Музыкальная физминутка : «Головами покачаем…»

Под весенние напевы
Повернёмся
вправо, влево.
Руки
вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни
правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни
левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу. 

-Назовите антонимы, которые встретились в физкультминутке

 Выполнение упражнений по учебнику.

-напомните тему урока.

- какие слова называют антонимами?

  1. Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений

3 ряд-упр. 1с.63, 1 и 2 ряд Упр.2. работаем в парах.

Проверка.

- Оцените работу  1пары. Ребята 3 ряда, у кого выписаны такие  же пары антонимов, поставьте на полях карандашом  «!» расскажите, как вы выбирали антонимы

- как называются пары слов, которые вы выписывали? Какие слова называют  антонимами?

Аналогично проверить работу 1 и 2 ряда.

- Ребята,  один мой знакомый  подбирал к словам антонимы и вот что у него получилось.

Грустный – радость, весёлый.

Глубина- мелкий, мель.

-Оцените его ответ. Что не так?

- Какой бы вы дали совет этому мальчику?

  1. Творческое, самостоятельное использование сформированных умений и навыков.

Уч.-  Учебник стр. 63, упр. 4.

Прочитайте  текст и найдите в нем ошибки.

На земле все звери похожи друг на друга. Лось – зверь маленький, медведь и тигр – тоже маленькие, а вот заяц совсем большой зверь. Тигры, рыси, волки – хищники.  Они охотятся на других животных.  Вот почему у них такие тупые клыки и такие слабые когти.

Уч. – Какие ошибки вы заметили? Как их можно исправить?

Д. – Лось -  зверь большой, тигр и медведь – тоже большие, заяц совсем маленький зверь, клыки – острые, когти – сильные.

Уч. – Молодцы! Прочитаем,  как будет звучать исправленный текст.

(Дети читают исправленный текст. И доказывают, что теперь он правильный).

  1. Контроль за результатом учебной деятельности обучающихся.

Вы сегодня хорошо потрудились, приоткрыли новые тайны русского языка.

-А теперь, чтобы проход в заколдованный лес еще больше открылся, отгадайте загадки.

Я- антоним к слову «зной»

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада,

А зовут меня……(прохлада)

- Молодцы!

Я –антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …..(зима)

-Молодцы!

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Называюсь ……..(тишина)

Упр. 5 , стр.64 (по рядам)- мяч (барабан), лампа, часовая стрелка

Учитель: - Молодцы, вы все правильно отвечали! А теперь задание посложней! В пословице потерялось слово, надо его вставить, что бы восстановить пословицу. Вспомните тему урока и скажите, как может называться слово? Верно, это будет антоним к слову свет

Ученье – свет,

А неученье -……(тьма)

(Хором – тьма)

-А теперь пришел черед

         Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО,
 А ты ответишь:…. (низко)
 Скажу я слово ДАЛЕКО,
 А ты ответишь:… .(близко)
 Скажу я слово ПОТОЛОК,
 А ты ответишь:… .(пол)
 Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
 И скажешь ты:… .(нашел)
 Скажу тебе я слово ТРУС,
 Ответишь ты:… .(храбрец)
 Теперь НАЧАЛО я скажу,
 Ну, отвечай:… .(конец)

8. Подведение итога урока.

 Спасибо вам, ребята, что вы вновь открыли проход в заколдованный лес. Почему мы его не видим, спросите вы? Лес заколдован, и мы сегодня лишь приоткрыли в него проход. Но путешествуя сегодня в сказку подумайте и расскажите

-Используя слова:Я узнал: 
Я научился

своему партнёру в паре что вы узнали и чему научились, а потом расскажите всем об этом.

-…, скажи, пожалуйста, что нового   узнала    …. на уроке?

( Какие  слова называются  антонимами.)

-Какие это слова? (Слова, противоположные по значению.)

-……., чему научился …… на уроке?

- Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?- Отгадывали загадки.

Хорошо! Ещё?

- Учились подбирать антонимы   к пословицам.

Учитель: - Хорошо! Молодцы! Расскажите дома, чему мы учились сегодня на уроке.  Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.

10. Оценивание. (1мин.)

Учитель: - Вы сегодня были все активны на уроке. Отвечали правильно на мои вопросы, за работу на уроке я вам ставлю такие отметки.

Д.З. с.63 упр.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ

Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС

Конспект урока по программе "Школа России" по теме: "Обобщение знаний о прилагательном как части речи". На уроке используется дифферинцированное обучение....

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.

Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".

Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс.  Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....