Открытый урок по русскому языку во 2 классе
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Антонимы»
(2 класс по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой)
Учитель: Лобанова Э.Н.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Планируемые результаты:
Регулятивные: выполнять учебную задачу: наблюдать за словами, имеющими противоположное значение; ввести термин «Антонимы»; закрепить знания о синонимах; учить использовать в речи синонимы и антонимы.
Познавательные:содействовать развитию речи, внимания, орфографической зоркости; способствовать обогащению словаря учащихся
Коммуникативные: формулировать понятные для окружающих высказывания, взаимодействовать в паре.
Оборудование: учебник «Русский язык» 2 класс (2 часть) под редакцией С.И. Иванова и др; раздаточные таблицы для развития внимания; ребусы, плакат со словами антонимами.
Ход урока:
1. Организационный момент
Здравствуйте, взрослые, здравствуйте дети! Сегодня мы с Вами все вместе отправимся в удивительный и прекрасный мир русского языка. Да, да, не удивляйтесь - все вместе, ведь в каждом человеке изначально скрыт исследователь и отважный практик. Каждый из нас отлично знает, что, только преодолев трудности и препятствия на пути, можно добиться цели. Отправимся мы сегодня в сказку. Перед вами виртуальная машина времени, она поможет нам оказаться в нужном месте. Итак, начинаем отчет. (10,9,…..- используется таймер)
-Добро пожаловать, вы попали в сказку.
Давным-давно, когда на Земле было много добрых и злых волшебников, когда реки и горы сверкали, как горный хрусталь, а звери и птицы умели разговаривать, все жили очень дружно.
Но вдруг нежданно-негаданно, откуда не возьмись, пришла на Землю беда. Злые волшебники напали на мирную Землю и стали сеять смуту и раздор.
Добрые волшебники собрались все вместе и отразили нападки злых сил. Но, к сожалению, зло успело нанести непоправимый вред природе. Звери и птицы перестали разговаривать, горы и реки потемнели, леса стали непроходимыми и появились болотные топи.
Долго терпела Матушка -Земля нападки Злых сил, а потом взяла, да и заколдовала оставшуюся природу.
Со временем зарос проход в Заколдованный лес, но он вновь откроется, как только мы с вами сумеем разгадать несколько тайн русского языка. Давайте мы с вами все вместе скажем первые волшебные слова:
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
2. Разминка и актуализация опорных знаний Игра «Верю-не верю»
(раздаточные таблицы для развития внимания)
А д у е б м р ш п ы л с н о а х т В з ж г и е й ю щ ъ ц ф ч я н б а с З ю ь ч ж г о е и м р п л в ы ж г д Э ц ъ щ и х ш л т ы д е а о в ф у м ш П а м к н ы о д б в у е ч я ш з х э ъ п й ф С к у ц а о г м л в а й у д ж ю м с я ф к н Ф ы й я м о а в н е м т у г ш щ т м а е ю л р с Т ч я п н ш м к э ц и о ж з с в б и ф в к н м г и щ Х я с м и к т н й ц у к е н г ш щ з х ъ ф ы в а п р о л д ж э Й ц у к е н г ш щ з х ъ ф ы в а п р о л д ж э я ч с м и т ь б ю э ж д л о р |
- Верите ли вы, что в верхней строке 6букв звонких согласных? (– д, б, м, р, л, н)
- Верите ли вы, что во второй строке 3 буквы, обозначающиенепарные мягкие согласные? (- й, щ, ч)
- Верите ли вы, что в пятой строке 5 гласных букв? (7 – а, ы, о, у, е, я, э)
- Верите ли вы, что в последней строке 4 буквы, которые могут обозначать 2 звука?(Нет, таких букв 3:е,я,ю)
-А теперь откройте рабочие тетради и запишите дату:
- Первичное восприятие и усвоение нового материала. Самостоятельная работа в группе. Постановка проблемы.
-На прошлых уроках вы познакомились со словами- синонимами и открыли одну из тайн русского языка. Чтобы проход в Заколдованный лес начал открываться,скажите, пожалуйста, какие слова называются синонимами? Приведите примеры. (Слова, близкие по значению и отвечающие на один вопрос)
У меня в руках 8 карточек. Итак, 8 первых отважных героев получат сейчас первое задание. Ваша задача, получив карточки соединить синонимы между собой, встав парами правильно.
Время для обсуждения-1 минута. Внимание! Напоминаю, что проход в лес заколдован и не все так просто, как кажется…
тихий бесшумный
радость промах
ошибка трусливый
храбрый веселье
- Назовите пару слов, которую мы не соединили? (храбрый-трусливый)
- Почему мы не соединили эти слова?
-Как называются эти слова?Мы изучали такие слова? (Нет)
- Сравните о значения этих слов, что можете сказать? (обозначают разное, противоположное)
- на какой вопрос отвечает слово «храбрый»?, а «трусливый»? Что заметили?
-Итак, у нас остались слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своемузначению, приведите ещё примеры подобных слов.
-Как вы думаете, может ли у этих слов быть название? Как могут называться слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по своему значению?
- А теперь я вам подскажу.
- Давайте вспомним, почему слова, близкие по значению, называются синонимы.( Синоним в переводе с древнегреческого языка значит «одноимённый». «Син» — один, «онима» — имя.
В греческом языке анти обозначает «против». Догадайтесь, как будут называться слова, противоположные по значению.
- Как вы думаете,что нам сегодняпредстоит выяснить?( как называются слова, которые обозначают противоположное и отвечают на один и тот же вопрос)
-Какая же будет тема урока? (Антонимы)
- А теперь проверим наши гипотезы, предположения по учебнику на с. 62.
- Назовите тему урока.
- Для чего нам надо знать об антонимах? ( Чтобы правильно их употреблять в речи.)
-Рубрика «Давай подумаем».
Уч. – Какое задание будете выполнять?
Д. – Сравним картинки и подберем к ним слова.
(Дети самостоятельно работают с картинками и записывают слова парами. Проверяют по образцу, который выполняет один из учеников у доски. Самопроверка.)
Уч. – Как записали слова? (парами)
Уч. - Как называются слова, которые вы записали парами?
Д.- Антонимы.
- Уточните свои предположения по учебнику, прочитав рубрику «Разгадываем тайны языка»
- Какие слова называют антонимами?
Вот мы с вами и приоткрыли очередную тайну русского языка. Проход в заколдованный лес стал больше. А пока он открывается, я вам предлагаю немножко отдохнуть. Но отдых у нас тоже с сюрпризом. С каким, вы узнаете чуть позже.
- Динамическая пауза
Музыкальная физминутка : «Головами покачаем…»
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
-Назовите антонимы, которые встретились в физкультминутке
Выполнение упражнений по учебнику.
-напомните тему урока.
- какие слова называют антонимами?
- Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений
3 ряд-упр. 1с.63, 1 и 2 ряд Упр.2. работаем в парах.
Проверка.
- Оцените работу 1пары. Ребята 3 ряда, у кого выписаны такие же пары антонимов, поставьте на полях карандашом «!» расскажите, как вы выбирали антонимы
- как называются пары слов, которые вы выписывали? Какие слова называют антонимами?
Аналогично проверить работу 1 и 2 ряда.
- Ребята, один мой знакомый подбирал к словам антонимы и вот что у него получилось.
Грустный – радость, весёлый.
Глубина- мелкий, мель.
-Оцените его ответ. Что не так?
- Какой бы вы дали совет этому мальчику?
- Творческое, самостоятельное использование сформированных умений и навыков.
Уч.- Учебник стр. 63, упр. 4.
Прочитайте текст и найдите в нем ошибки.
На земле все звери похожи друг на друга. Лось – зверь маленький, медведь и тигр – тоже маленькие, а вот заяц совсем большой зверь. Тигры, рыси, волки – хищники. Они охотятся на других животных. Вот почему у них такие тупые клыки и такие слабые когти.
Уч. – Какие ошибки вы заметили? Как их можно исправить?
Д. – Лось - зверь большой, тигр и медведь – тоже большие, заяц совсем маленький зверь, клыки – острые, когти – сильные.
Уч. – Молодцы! Прочитаем, как будет звучать исправленный текст.
(Дети читают исправленный текст. И доказывают, что теперь он правильный).
- Контроль за результатом учебной деятельности обучающихся.
Вы сегодня хорошо потрудились, приоткрыли новые тайны русского языка.
-А теперь, чтобы проход в заколдованный лес еще больше открылся, отгадайте загадки.
Я- антоним к слову «зной» Я в реке, в тени густой, И в бутылке лимонада, А зовут меня……(прохлада) |
- Молодцы!
Я –антоним к слову «лето», В шубу снежную одета. Хоть люблю мороз сама, Потому что я …..(зима) |
-Молодцы!
Я – антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Называюсь ……..(тишина) |
Упр. 5 , стр.64 (по рядам)- мяч (барабан), лампа, часовая стрелка |
Учитель: - Молодцы, вы все правильно отвечали! А теперь задание посложней! В пословице потерялось слово, надо его вставить, что бы восстановить пословицу. Вспомните тему урока и скажите, как может называться слово? Верно, это будет антоним к слову свет
Ученье – свет, А неученье -……(тьма) |
(Хором – тьма)
-А теперь пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь:…. (низко)
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь:… .(близко)
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:… .(пол)
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты:… .(нашел)
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты:… .(храбрец)
Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну, отвечай:… .(конец)
8. Подведение итога урока.
Спасибо вам, ребята, что вы вновь открыли проход в заколдованный лес. Почему мы его не видим, спросите вы? Лес заколдован, и мы сегодня лишь приоткрыли в него проход. Но путешествуя сегодня в сказку подумайте и расскажите
-Используя слова:Я узнал:
Я научился
своему партнёру в паре что вы узнали и чему научились, а потом расскажите всем об этом.
-…, скажи, пожалуйста, что нового узнала …. на уроке?
( Какие слова называются антонимами.)
-Какие это слова? (Слова, противоположные по значению.)
-……., чему научился …… на уроке?
- Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?- Отгадывали загадки.
Хорошо! Ещё?
- Учились подбирать антонимы к пословицам.
Учитель: - Хорошо! Молодцы! Расскажите дома, чему мы учились сегодня на уроке. Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.
10. Оценивание. (1мин.)
Учитель: - Вы сегодня были все активны на уроке. Отвечали правильно на мои вопросы, за работу на уроке я вам ставлю такие отметки.
Д.З. с.63 упр.3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОТкрытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ
Открытый урок по русскому языку 1 класс с элементами ТРИЗ...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС
Конспект урока по программе "Школа России" по теме: "Обобщение знаний о прилагательном как части речи". На уроке используется дифферинцированное обучение....
Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик
Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....
Открытый урок по русскому языку 3 класс тема:обобщение изученного о глаголе (урок -путешествие)
Обобщение изученного о глаголе...
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема урока. Имя прилагательное как часть.
Конспект открытого урока по русскому языку. 2 класс. УМК "Перспектива". Учебник:Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Тема урока. Имя прилагательное как часть речи. Цель урока. Предметные. Дат...
Технологическая карта открытого урока по русскому языку.2 класс. Программа "Школа России"(Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова). Тема урока: "Перенос слов".
Технологическая карта открытого урока.Тема урока "Перенос слов". Русский язык. 2 класс. Программа"Школа России". Авторы-Л.Н.Зеленина,Т.Е.Хохлова.Урок разработан учителем начальных классов -Федор...
4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.
Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....