Тема: «Учимся делать научное сообщение.»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Воробьёва Елена Валерьевна

Предмет: русский язык

Тема: «Изменение существительных по числам»

Класс: 3                      

 УМК: «Перспективная начальная школа»

Цель урока:

Расширить знания об имени существительном, об изменении имен существительных по числам.

формировать умения употреблять в речи формы единственного и множественного числа, определять число имен существительных, дать понятие об именах существительных, не изменяющихся по числам, развивать творческие способности,

Задачи:

– выявить, что есть имена существительные, которые изменяются по числам, а есть имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа;

- расширить и закрепить знания об имени существительном; формирование умений изменять по числам.

 – воспитывать активность, адекватное поведение, аккуратность

– содействовать профилактике утомляемости учащихся, использовать специальные приемы поддержания работоспособности.

 – развитие произвольного внимания, объема внимания, развивать мыслительные операции ( обобщение, выделение существенных признаков), восприятия в ходе выполнения упражнений, мелкой моторики рук при выполнении пальчиковой гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_sushchestvitelnyh_po_chislam_vorobyova.docx374.15 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Тема: «Изменение существительных по числам»

Класс: 3                      

 УМК: «Перспективная начальная школа»

Цель урока:

Расширить знания об имени существительном, об изменении имен существительных по числам.

формировать умения употреблять в речи формы единственного и множественного числа, определять число имен существительных, дать понятие об именах существительных, не изменяющихся по числам, развивать творческие способности,

Задачи:

– выявить, что есть имена существительные, которые изменяются по числам, а есть имена существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа;

- расширить и закрепить знания об имени существительном; формирование умений изменять по числам.

 – воспитывать активность, адекватное поведение, аккуратность

– содействовать профилактике утомляемости учащихся, использовать специальные приемы поддержания работоспособности.

 – развитие произвольного внимания, объема внимания, развивать мыслительные операции ( обобщение, выделение существенных признаков), восприятия в ходе выполнения упражнений, мелкой моторики рук при выполнении пальчиковой гимнастики

   Формируемые предпосылки личностных  УУД: 

-готовность к обучению, положительное отношение к учению;

-способность к самооценке;  уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Формирование предпосылок УУД:

Регулятивные УУД:

-умение определять  цель;

-оценивать правильность выполнения действий на занятии;

-планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-высказывать своё предположение.

 Коммуникативные УУД:

 -умение оформлять свои мысли в устной форме;

-умения работать в паре, группе;

Познавательные УУД:

– группировать слова по заданным признакам;

– делать выводы и обобщать.  

Методы:  организация самостоятельной работы обучающихся по заданиям учебника.

Формы организации познавательной деятельности детей: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

Планируемый результат:

Осознавать понятие «Единственное и множественное число имён существительных».

Оборудование к уроку:

Виды деятельности на уроке: работают в группе, в паре, выполняют требования, отвечают на вопросы, работают в тетради.

Технология проведения

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность

учеников

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(Организует. Уточняет.)

Загляните друг другу в глазки.

-Подарите улыбку друг другу.

-Поделитесь своим хорошим настроением друг с другом.

-Давайте выполним упражнения, которые помогут нашему головному мозгу хорошо работать на уроке.

-Вспомните золотые правила нашего класса:

-Проверьте готовность к уроку.

- Итак ребята, по какой огромной стране мы с вами путешествуем?

- А что за жители живут в этой стране?

- Сегодня нас ждет в гости один волшебный старичок, а что же это за волшебник, вы попробуйте угадать. Это седобородый старичок в высоком остроконечном колпачке, он может превратиться в кошку, дерево, облако, в любой предмет. О каком волшебнике идет речь?

- А что вы знаете об Имени Существительном?

- Сколько рук, все хотят ответить. А ф хочу вам предложить блеснуть своими знаниями работая в группах.

- Разделитесь на группы. А Катя и Аслан садятся за первую парту и мы будем работать вместе.

- Внимание на меня! Ваша задача, вспомнить, что нам известно об имени существительном и поделиться своими знаниями. На эту работу вам отводится 5 минут.

- Аслан и Катя, вам необходимо выполнить работу на листах, помогая друг другу. На листочке для вас наш волшебник приготовил задание: вам необходимо выполнить каллиграфическую минутку, прописать словарные слова, а еще подумать и отметить правильный ответ на 2 вопроса

C:\Users\user\Desktop\урок на аттестац\20151010_204817.jpg

- Ребята, время! Итак, проверим наши знания. Какая группа закончила работу первой, выходит к доске, делится своими знаниями. Остальные внимательно слушают соглашаются или нет при помощи сигнальных карточек.

- Замечательно, молодцы ребята, Лидеры групп подойдите к столу и оцените работу своей группы.

Выполняют кинизеологическиу упражнения: «Думающая шапка», «Ленивые восьмерки»,

-Я умею слушать других

-Я вежлив и доброжелателен

-Я  умею задавать вопросы

-Я хорошо работаю.

- по стране Речь

- Части речи

- Об Имени Существительном

Дети делятся на группы

Дети работают в группе

Аслан и Катя выполняют работу под руководством учителя

 Выступление одной группы, дополнение детей.

- Лидеры подходят к столу и выбирают нужную оценочную карту.  На перемене лидеры каждой группы подойдут к учителю и для каждого участника выберут оценочный «смайлик», который ученик сможет обменять на оценку.

Мотивация учебной деятельности;

Коммуникативные:  Умение строить монологическое высказывание

Умение строить монологическое высказывание

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (работа в паре ).

Поиск  и выделение нужной информации

Принимать участие в обсуждении;

Оценивают. Активно участвовать в обсуждении;

формулировать вопросы, свои затруднения;:

Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

II. Формулирование темы занятия, постановка цели

- Какие вы молодцы. Наш Волшебник предлагает нам немножко поколдовать. Попробуем. У вас на столе лежит конвертик с заданием. Колдовать вы будете в паре. Откройте конвертик и посмотрите, что нужно сделать.

ЗАДАНИЕ:

Наколдуйте множественное число следующих  существительных:

Рыбка –

Луч -

Штаны  –

- Закончили. Проверим.

-Что случилось? Вы не смогли справиться с одним словом. Что это за слово?

- А вы проверили, может быть это слово не существительное? Проверьте, задайте вопрос, если нужно…

- ребята, у нас проблема. Давайте с этим разбираться. А нашим помощником будет наш учебник. Откройте страницу 68. И прочитайте тему урока.

- Давайте определимся, что мы уже знаем по этой теме, а чего не знаем.

- Для чего мы будем изучать данную тему?

- Какие цели мы себе поставим?

- Что нам необходимо, чтобы достичь нашу цель?

Работа детей в парах.

Рыбка – рыбки

Луч - лучи

Штаны –

Дети проверяют: что? – штаны, это существительное, неодушевленный предмет.

Открывают учебник, читают тему.

«Изменение имен существительных по числам»

- Ответы детей

- Узнать какие имена существительные изменяются по числам, а какие нет.

- слушать учителя, быть внимательными и активными.

III. Изучение нового

- Итак, на странице 68, упражнение 57. Прочитайте только задание и пронумеруйте требование карандашом. 

- Саша, прочитай задания вслух.

- Скажите, требований много в задании? Сколько?

- Как вы думаете, для того чтобы выполнить это упражнение, какими умениями мы должны обладать?

C:\Users\user\Desktop\урок на аттестац\20151010_214503.jpg

- Прочитайте первое требование.

C:\Users\user\Desktop\урок на аттестац\20151010_214410.jpg

- Что нужно сделать?

- Как мы это будем выполнять?

- Выполняем.  У доски работает Ксения, а остальные в тетрадях.

1 столбик                    2 столбик

кольца                       грабли

тетрадь                     щипцы

доска                        молоко

число                        мёд

дорога                      сахар

окна                          трусы

                                  шерсть

                                  очки

- Посмотрите на слова первого столбика и на слова второго столбика. Какие мысли приходят в голову?

- Молодцы! Отдохнем!

ФИЗМИНУТКА

Раз- подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

- Возвращаемся к упражнению. Какое требование будем выполнять дальше?

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20151010_214503 - копия.jpg

- А как мы будем выполнять это требование?

-Пробуем. Все в тетрадях, а Ангелина на доске.

1 столбик                                  2 столбик

форма ед.   числа            форма мн. Числа

молоко        грабли

 мёд        щипцы

сахар        трусы

шерсть        очки

Читают задание, нумеруют требования.

- 4.

-Уметь определять числа у существительных.

- Поделить существительные на две группы и записать в два столбика: 1 – которые изменяются по числам; 2 – не изменяются по числам.

- Сначала прочитаем все слова, которые даны в упражнении, затем определим, какие изменяются по числам, а какие нет. Существительные, которые изменяются по числам запишем в первый столбик, а которые не изменяются во второй.

 Дети выполняют задания в тетрадях, сверяют с доской.

- В русском языке есть существительные, которые не изменяются по числам.

- Выполняют физминутку

- Разделим слова из второго столбика еще на две группы: 1 – существительные в форме единственного числа; 2 – в форме множественного числа.

- Попробуем подставить к словам второго столбика вспомогательные слова он, она, оно, они.

- Выполняют в тетради, один на доске.

IV. Практикум по самостоятельному применению знаний

- А теперь попробуйте в паре придумать к каждой группе слов свои примеры. 2 минуты на выполнение.

- Закончили. Давайте проверим и обсудим.

- А кто помнит, над какой темой мы работаем?

- А какая цель у нас на уроке?

- Какие требования мы еще не выполнили?

- О  чем нас спрашивают в третьем и четвертом требовании?

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20151010_214503 - копия (2).jpg

- Можем мы ответить на эти вопросы?

- Ребята, вспомните, перед тем как выполнить упражнения мы с вами определили, какие умения нам необходимы, чтобы выполнить задания успешно.

- Оцените, вашу работу.

- Поднимите руку у кого умения сформированы отлично.

- Поднимите руку у кого умения сформированы хорошо.

-Поднимите руку, кому еще необходимо поработать с это темой.

Выполняют в паре.

- Наша тема: «Изменение имен существительных по числам»

- Узнать какие имена существительные изменяются по числам, а какие нет.

- 3 и 4.

- Нас спрашивают, каких слов больше: тех, которые изменяются по числам либо тех, которые всегда стоят в форме множественного числа, либо в форме  единственного числа.

- Ответы детей: В русском языке больше существительных имеющих форму единственного и множественного числа.

- Существительное – это часть речи, которая изменяется по числам.

-Уметь определять числа у существительных.

- Умения быть внимательными.

-Умение выполнять задания правильно и аккуратно.

Оценивают

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке

-Какую цель ставили на уроке?

 -Нам удалось достичь цели?

- Как вы считаете, вам есть что положить в свой чемодан знаний? Кладите.

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\imgh1596820.png

- А что конкретно вы возьмете с собой с нашего урока?

-Молодцы, ребята! Спасибо за урок!

- Ответы детей.

Делают записи для чемоданчика «знаний».

- Зачитывают свои записи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!»

Работа представлена на научно-практическую конференцию учеником 2 класса...

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема:Закрепление и обобщение знаний по теме: «Учим буквы – учимся читать»

Технологическая карта урока обучения грамоте  с презентацией по УМУ "Школа 2100". Тема урока:"Закрепление и обобщение знаний по теме: "Учим буквы - учимся читать". Форма урока: урок - закрепление...

3 класс. Учебно-методический комплект по информатике по теме: "Учимся делать выводы" (конспект+презентация, раздаточный материал)

Цель: -Обеспечить усвоение знаний о высказываниях, дать понятие элементарных, сложных высказываний, утверждения;- способствовать развитию мышления, внимания, памяти.- способствовать воспитанию у...

Технологическая карта урока в 4 классе "Учимся делать научное сообщение" (ПНШ)

Цель урока - создать условия для формирования у учащихся представлений о том, как важно научиться пользоваться дополнительными источниками информации; учить применять полученные знания в жизненных сит...

Учимся делать научное сообщение.

Разработка урока. Развитие речи....

Контрольная работа по математике 2 класс по теме "Учимся умножать и делить"

Контрольная работа УМК "Планета знаний". Отработка вычислительных навыков умножения и деления на 2,3,4,5..Решение задач на уменьшение и увеличение числа в несколько раз. Нахождение периметра...

Урок по функциональной грамотности по русскому языку в рамках курса "Я учусь учиться!" по теме "Учусь составлять план и работать по плану"

Урок по функциональной грамотности  по русскому языку в рамках курса "Я учусь учиться!" по теме "Учусь составлять план и работать по плану" на примере работы над повторением о...