Конспект по русскому языку за 4 класс на тему"Изложение по тексту Ю.Яковлева «Волшебный багульник». (Школа России)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Байгузина Наталья Валерьевна

Развивать умение определять тему и главную мысль текста; развивать умение составлять план текста; развивать умение самостоятельно готовиться к написанию изложения с опорой на памятку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_29_fevralya.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

русского языка

                                                                                                                                                      Выполнила Байгузина Наталья                

                                                                                          Дата:        29.02.16                        

Челябинск, 2016

Предмет: развитие речи

Класс: 4

Тема урока: Изложение по тексту Ю.Яковлева «Волшебный багульник».

Цели урока: развивать умение определять тему и главную мысль текста; развивать умение составлять план текста; развивать умение самостоятельно готовиться к написанию изложения с опорой на памятку.

Планируемые результаты:

  • Предметные: определять тему и основную мысль текста, составлять план рассказа и использовать его при составление текста.
  • Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.

Тип урока: урок обучающего контроля

Оборудование: Русский язык: 4класс- Канакина В.П., Горецкий В.Г Русский язык: Учебник:- М.: Просвещение/ Учебник, 2014.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Словес.: слово учителя

≈ 3

- Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

-Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.

Приветствовать учителя.

Проверять готовность к уроку.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу

П: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: ответы на вопросы

≈ 7

- Сегодня у нас урок развития речи, а предметом обсуждения будет рассказ Ю.Яковлева на стр. 46. Мы продолжаем учиться писать изложение и составлять план по тексту, определяя тему и главную мысль текста.                                                                                                                  - Какова цель нашего урока? (научиться писать изложения, опираясь на текст)                                                                                                                                   -Открываем тетради и записываем число и изложение.                                                 -Знакомо ли вам имя писателя? 
Юрий Яковлевич Яковлев — советский писатель и сценарист, автор книг для подростков и юношества. Родился 22 июня 1922 года в Ленинграде.

Призван на военную службу в ноябре 1940 года, участвовал в обороне Москвы, ранен. Потерял мать в блокадном Ленинграде.
Окончил Литературный институт им. М.Горького (1952). Журналист. "Сотрудничал в газетах и журналах и ездил по стране. Был на строительстве Волго-Донского канала и Сталинградской ГЭС, в колхозах Винницкой области и у нефтяников Баку, участвовал в учениях Прикарпатского военного округа и шел на торпедном катере по пути дерзкого десанта Цезаря Куникова; стоял ночную смену в цехах Уралмаша и пробирался плавнями Дуная с рыбаками, возвращался к руинам Брестской крепости и изучал жизнь учителей Рязанской области, встречал в море флотилию «Слава» и бывал на погранзаставах Белоруссии" (из автобиографии).

Определить тему и цель урока.

Слушать  учителя.

Выполнять инструкцию.

Р. планирование — определение последовательности промежуточных целей с учѐтом конечного результата;

характера.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;

3.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Нагл.: просмотр

.

Словесн.: ответы на вопрос

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Словесн.: составление плана.

Словесн.: определение темы текста.

Практ.: составление рассказа.

Практ.: запись рассказа в тетрадь.

≈ 25

- Давайте подробнее познакомимся с данным текстом. Прочитайте текст и скажите, какие значения слов, словосочетаний, предложений вам не понятны?(Багульник, фиалки, из набухших пучок-узелков.)                                                   -  Определите тему текста (Багульник, волшебный багульник, волшебство, Костя волшебник и тд.)                                                                                                               -  Понаблюдайте, как в тексте раскрывается тема: с чего автор начинает, что сообщает о предмете речи, чем завершает? (автор начинает с того что, Костя принес в класс пучок тонких прутиков багульника и поставил их в банку с водой; а заканчивает тем, что ребята разглядывали цветущее растение и старались уловить тонкий сладкий аромат багульника).                                                                -Определите основную мысль текста (в данном тексте говорится о маленьких светло-лиловых цветах с тонким сладким ароматом, который принёс Костя).                  -Понаблюдайте как она выражается ( эта мысль выражается в описании растения и в отношении Кости к этому растению.).                                                                     -Определите сколько частей в тексте.(3 части)

Составление плана изложения.
- Составим план изложения.
- О чём мы будем писать во вступлении? ( о том как Костя принёс цветы.)
- О чём будем писать в основной части? (Прутики зацвели, описание цветов, уход зимы)
 
- Как закончим изложение? (ребята разглядывали, как цветет багульник)

В ходе работы на доске появляется план.

  1. Появление в классе необычных цветов.
  2. Необычное растение.
  3. Костя волшебник

- В записи текста вам помогут слова для справок, данные на доске.                  Слова для справок: пучок, багульник, зацвели, светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки, из набухших почек- узелков, светло-зелёные, ложечкой, поблескивали кристаллики, толпились у окна, разглядывали, сладкий аромат, Костя волшебник.
- Еще раз прочитайте внимательно текст.                                                           - Составим предложение(я), которые могли бы войти в 1-ую часть. (
 Костя принес в класс пучок тонких прутиков багульника и поставил в банку с водой. Каждый день Костя  менял воду.)
- Используя слова для справок, составим предложения для основной части.
 
- С какого предложения можно начать основную часть?
 (Однажды прутики зацвели. Они покрылись маленькими светло-лиловыми цветами. Из набухших почек прорезались светло-зеленые листья. А за окном еще поблескивали кристаллики  уходящего снега.)                                                               - Как закончим изложение? ( Ребята толпились и разглядывали у окна пучок багульника, стараясь уловить тонкий аромат. Спрашивали, что за растение и почему оно цветет. Все подумали, что Костя волшебник.)
- Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний.                            – Найдите слова с изученными орфограммами, подумайте, как объяснить их написание (пуч
ок, зацвели, похожими, прорезались, кристаллики, толпились).                                                                                                               - Проговорите по слогам трудные для вас слова, зрительно запоминая их написание. (Багульника, светло-лиловыми, похожими, прорезались, ложечкой, поблескивали, кристаллики, уходящего, разглядывали, волшебник.)                                                                                                            - Как оформляется каждая часть изложения? ( каждая часть пишется с красной строки)
- При написании обратите внимание на слова, записанные на доске, на слова для справок. Если нужна помощь, поднимите руку.                                                            
- Ещё раз внимательно прочитайте текст, мысленно его перескажите, закройте книгу  и начинайте писать изложение. После записи изложения не забудьте проверить свою работу.
Запись текста.

Слушать  учителя.

Выполнять инструкцию.

Определить тему текста.

Определить основную мысль текста.

Определять тип рассказа.

Составлять план.

Озаглавить части текста. 

Выявлять особенности текста .

Составлять собственный текст.

Слушать учителя.

Проговаривать трудные слова.

Записывать в тетрадь.

Слушать учителя.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценивание качества и уровня усвоения;

Р::волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

П:- получение, поиск и фиксация информации;

-понимание и преобразование информации;

-понимания и применения знаний

4.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

С.- ответы на вопрос

≈10

- Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом? 
- Какие знания и умения вам были необходимы для работы? 
- Понравилось ли вам работать над картиной Н.К.Рериха? Чем?

Обобщать изученное.

Оценивать себя

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 4классе по теме"Типы текста"

Урок русского языка в 4 классе по теме"Типы текста" с презентацией....

Презентация к конспекту урока русского языка 4 класс по теме "Составление плана текста"

Презентация к уроку русский язык 4 класс. Образовательная программа "Школа 21 века"...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта» УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Подробное изложение повествовательного текста (упр.138). НРЭО: Составление поздравительной открытки к 8 Марта»...

Технологическая карта урока русского языка 4 класс на тему: "Изложение научно-познавательного текста по коллективно составленному плану".

Представлена технологическая карта урока русского языка. Используется научно-познавательный текст, тема урока связана с уроком окружающего мира "Богатства недр"....

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема «Слово. Предложение. Текст». УМК «Школа России» авторы: В.П.Канакина В.Г.Горецкий

Конспект урока русского языка в 4 классе.Тема «Слово. Предложение. Текст».УМК «Школа России»авторы: В.П.Канакина  В.Г.ГорецкийЦель:  Повторение и актуализация знаний ...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изложение повествовательного текста по опорным словам и составленному плану"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема:Изложение повествовательного текстапо опорным словам и составленному плануЦели деятельности учителя:формирование умения передавать содержание текста по составленно...