Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема «Слово. Предложение. Текст». УМК «Школа России» авторы: В.П.Канакина В.Г.Горецкий
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Конспект урока русского языка в 4 классе.
Тема «Слово. Предложение. Текст».
УМК «Школа России»
авторы: В.П.Канакина В.Г.Горецкий
Цель: Повторение и актуализация знаний о языковых единицах языка - слове, предложении, тексте и их существенных признаках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_slovo_predlozhenie_tekst_v_4_klasse_umk_shkola_rossii.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4 классе.
Тема «Слово. Предложение. Текст».
УМК «Школа России»
авторы: В.П.Канакина В.Г.Горецкий
Цель: Повторение и актуализация знаний о языковых единицах языка - слове, предложении, тексте и их существенных признаках
Задачи урока:
- обучающие: систематизировать знания детей о понятиях слово, предложение, текст.
- развивающие: развивать умение работать в парах, в группах, слушать друг друга, аргументировано доказывать своё мнение, контролировать свои действия и действия своих одноклассников, повысить мотивацию с помощью создания проблемной ситуации;
- воспитательные: воспитывать уважительное отношение к мнению других; воспитывать интерес к предмету.
Предметные результаты: учащиеся должны распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста, оформлять предложения на письме;
Личностные результаты: умение выделять нравственный аспект поведения; развитие осознанного позитивного эмоционального отношения к себе и окружающим; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
Тип урока: урок-обобщение.
Ход урока:
-Запишите число и минутку чистописание.
- Ребята, какое у нас сейчас время года? (Осень.)
- Как вы понимаете пословицу:*** "Сентябрь холоден, да сыт?"
(В сентябре убирают урожай.)
- Правильно, осенью люди снимают урожай и делают запасы на долгую зиму. Отгадайте загадки и запишите отгадки в строчку через запятую.
***Словарные слова:
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь.)
Был ребенок -
Не знал пеленок,
Стал стариком -
Сто пеленок на нем. (Капуста.)
Без окон, без дверей
Полна горница людей. (Огурец.)
Зеленые мальчишки не спорят, не шумят,
Залезли в длинный домик и дружно сели в ряд. (Горох)
Пусть невзрачен он на вид
И в земле сырой сидит.
Все равно он знаменит -
Все довольны, каждый сыт. (Картофель.)
Долго не зеленым был,
Набирался долго сил,
Но как только покраснел,
Я сорвал его и съел. (Помидор)
- Ребята, как можно одним словом назвать капусту, картофель, огурец, помидор, горох? (Овощи.)
- Подчеркните орфограмму (непроверяемую гласную) и расставьте ударение: горох, капуста, огурец, морковь, картофель, помидор, овощи.
- Еще раз посмотрите на словарные слова и определите, какой одной темой они объединены. (Осень).
- Многие люди называют осень художницей? Почему?
Игра «Слово - магнит». (вывешивается «магнит» - рисунок)
-А сейчас мы немного поиграем. Перед вами «слово-магнит» ОСЕНЬ. Какие осенние слова притянет наше слово? Но будьте внимательны к ответам своих одноклассников!( дети называют слова- существительные, прилагательные, глаголы, ассоциации).
-Ребята, кто на ваш взгляд наиболее больше притянул осенних слов? У кого было самое интересное, необычное, оригинальное слово.
- А вот если вы справитесь со следующим заданием, то тогда вы определите тему нашего урока. У вас на партах лежат карточки. Выполняем работу в парах.
- Итак, определите, что у Вас?
1 ряд– слова.
2 ряд– предложения.
3 ряд – текст.
- Над чем же мы будем работать? (Слово. Предложение. Текст.)
- У каждого ряда получилась своя тема урока. Как вы думаете, можно ли их объединить? (Да, потому что из слов составляется предложение, а из предложений образуется текст.)
- Правильно, эти 3 понятия взаимосвязаны друг с другом.
-А сейчас посмотрите на карточку 2. Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Разделить текст на предложения. Расставить знаки препинания. Каждое предложение начинать писать с заглавной буквы.)
(устно проговорить предложения и знаки препинания)
Природа поздней осенью
Заканчиваются осенние деньки. Совсем не весело природе. Земля окутана сухой листвой. Только осинка может похвастаться золотыми монетками. Осенний ветер быстро подхватывает сухие листочки и несёт их к реке. Сотни маленьких корабликов плывут в своё последнее плаванье. Трава от первых заморозков завяла и прильнула к земле. Птиц совсем не слышно, только кукушка изредка подаёт голос. Природа ждет прихода зимы.
- Прочитайте, что у вас получилось?
- Что вы прочитали? (текст)
- Докажите, что это текст. (состоит из связанных по смыслу предложений, имеет тему, главную мысль, можно придумать заголовок)
- Определите тип текста. (повествование, описание, рассуждение)
- Какова тема текста? (поздняя осень)
-Кто определит главную мысль? (осень заканчивается, скоро наступит зима. Все признаки на это указывают)
- Придумайте заголовок. (Природа поздней осенью)
- Из чего состоит текст? (из предложений)
- Начните писать текст в тетрадь, расставляя знаки препинания.
- Найдите третье предложение и прочитайте его. (Земля окутана сухой листвой.)
- Почему оно является предложением? (Имеет законченную мысль)
- Какое оно по цели высказывания? (повествовательное)
-Какое оно по интонации? (невосклицательное)
-Давайте разберем его по членам предложения.
-Выпишите словосочетания из данного предложения. (Окутана листвой. Сухой листвой.)
- Можно ли назвать словосочетанием земля окутана? Почему?
- Что мы знаем о словосочетании? (есть главное и зависимое слово).
- Определите главное слово в словосочетаниях. Отметьте его. К зависимому слову поставьте вопрос.
- Итак, ребята. Я попрошу вас оценить свою работу. Если вы считаете, что выполнили задания безупречно, безошибочно, встаньте, пожалуйста. Спасибо, садитесь
- А теперь пусть встанут те. Кто допустил 1 или 2 ошибки. Спасибо и вам.
-Ну а те, кто сделал 3 ошибки и больше. Просто помашите мне ручкой! Нам еще есть, над чем работать.
-Продолжаем работать, откроем учебник на с. 14 прочитаем рубрику «Вспомните!»
- Могут ли в нашем тексте быть предложения по цели высказыванния:
- Повествовательные (.)
- Вопросительные (?)
- Побудительные (!)
- Выполните с. 14 №14.
Игра «Корзинка вопросов»
- А теперь придумайте и задайте вопрос своему однокласснику по теме нашего сегодняшнего урока «Слово. Предложение. Текст».
Итог урока:
- Почему на нашем уроке у нас было 3 темы: слово, предложение, текст? (потому что из слов состоят предложения, а из предложений текст)
Д/З
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Пришла холодная зима. Бежит говорливый ручей. Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Осень, день, небо, светит, золотая, яркое, солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор. Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Осень, день, небо, светит, золотая, яркое, солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор. Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Осень, день, небо, светит, золотая, яркое, солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор. Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Осень, день, небо, светит, золотая, яркое, солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор. Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Осень, день, небо, светит, золотая, яркое, солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор. Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Осень, день, небо, светит, золотая, яркое, солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор. Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Осень, день, небо, светит, золотая, яркое, солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор. Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Осень, день, небо, светит, золотая, яркое, солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор. Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Осень, день, небо, светит, золотая, яркое, солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор. Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Осень, день, небо, светит, золотая, яркое, солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор. Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Осень, день, небо, светит, золотая, яркое, солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор. Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Осень, день, небо, светит, золотая, яркое, солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор. Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Осень, день, небо, светит, золотая, яркое, солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор. Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Осень, день, небо, светит, золотая, яркое, солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор. Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой ватой плывёт туман. Чудная пора осень. А вам нравится осень? Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой ватой плывёт туман. Чудная пора осень. А вам нравится осень? Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой ватой плывёт туман. Чудная пора осень. А вам нравится осень? Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой ватой плывёт туман. Чудная пора осень. А вам нравится осень? Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой ватой плывёт туман. Чудная пора осень. А вам нравится осень? Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой ватой плывёт туман. Чудная пора осень. А вам нравится осень? Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой ватой плывёт туман. Чудная пора осень. А вам нравится осень? Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой ватой плывёт туман. Чудная пора осень. А вам нравится осень? Какая тема урока? |
Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой ватой плывёт туман. Чудная пора осень. А вам нравится осень? Какая тема урока? | Прочитайте. Определите, что здесь написано. Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой ватой плывёт туман. Чудная пора осень. А вам нравится осень? Какая тема урока? |
Карточка №2.
Заканчиваются осенние деньки совсем не весело природе земля окутана сухой листвой только осинка может похвастаться золотыми монетками осенний ветер быстро подхватывает сухие листочки и несёт их к реке сотни маленьких корабликов плывут в своё последнее плаванье трава от первых заморозков завяла и прильнула к земле птиц совсем не слышно только кукушка изредка подаёт голос природа ждет прихода зимы
Карточка №2.
Заканчиваются осенние деньки совсем не весело природе земля окутана сухой листвой только осинка может похвастаться золотыми монетками осенний ветер быстро подхватывает сухие листочки и несёт их к реке сотни маленьких корабликов плывут в своё последнее плаванье трава от первых заморозков завяла и прильнула к земле птиц совсем не слышно только кукушка изредка подаёт голос природа ждет прихода зимы
Карточка №2.
Заканчиваются осенние деньки совсем не весело природе земля окутана сухой листвой только осинка может похвастаться золотыми монетками осенний ветер быстро подхватывает сухие листочки и несёт их к реке сотни маленьких корабликов плывут в своё последнее плаванье трава от первых заморозков завяла и прильнула к земле птиц совсем не слышно только кукушка изредка подаёт голос природа ждет прихода зимы
Карточка №2.
Заканчиваются осенние деньки совсем не весело природе земля окутана сухой листвой только осинка может похвастаться золотыми монетками осенний ветер быстро подхватывает сухие листочки и несёт их к реке сотни маленьких корабликов плывут в своё последнее плаванье трава от первых заморозков завяла и прильнула к земле птиц совсем не слышно только кукушка изредка подаёт голос природа ждет прихода зимы
Карточка №2.
Заканчиваются осенние деньки совсем не весело природе земля окутана сухой листвой только осинка может похвастаться золотыми монетками осенний ветер быстро подхватывает сухие листочки и несёт их к реке сотни маленьких корабликов плывут в своё последнее плаванье трава от первых заморозков завяла и прильнула к земле птиц совсем не слышно только кукушка изредка подаёт голос природа ждет прихода зимы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во2 классе Тема: Слова с удвоенными согласными. Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.
Урок составлен в соответствии с требованиями по новым ФГОС.Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; прод...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Составление предложений с нарушенным порядком слов, их запись" УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умений определять последовательность слов в предложении; закрепление навыка грамматического оформления предложения, согласования слов в предложении...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Слова с удвоенной буквой согласного». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование умения писать слова с удвоенной буквой согласного; формирование знаний этимологии слов с удвоенной согласной.Планируемые результатыПредметные: знать, как писать...
Конспект урока русского языка, 3 класс, Тема: «Что обозначает глагол» УМК "Школа России"
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Что обозначает глагол»Цели деятельности учителя: формирование представления о глаголах, умения распознавать глаголы среди других частей речи, умения упо...
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Как составить из слов предложение?". УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Как составить из слов предложение?". УМК "Школа России"...
Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...
Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: Тема: «Что такое текст-рассуждение?». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся, что такое текст-рассуждение;Планируемые результаты:Предметные: Знать отличительные признаки текста-рассуждения;Знать особенности текст...