Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема «Слово. Предложение. Текст». УМК «Школа России» авторы: В.П.Канакина В.Г.Горецкий
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Пухтеева Юлия Александровна

Конспект урока русского языка в 4 классе.

Тема «Слово. Предложение. Текст».

УМК «Школа России»

авторы: В.П.Канакина  В.Г.Горецкий

Цель:  Повторение и актуализация знаний о  языковых единицах языка - слове, предложении, тексте и их существенных признаках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 4 классе.

Тема «Слово. Предложение. Текст».

УМК «Школа России»

авторы: В.П.Канакина  В.Г.Горецкий

Цель:  Повторение и актуализация знаний о  языковых единицах языка - слове, предложении, тексте и их существенных признаках

Задачи урока:

     - обучающие: систематизировать знания детей  о понятиях слово, предложение, текст.

    - развивающие: развивать умение работать в парах, в группах,  слушать друг друга, аргументировано доказывать своё мнение,   контролировать свои действия и действия своих одноклассников, повысить мотивацию с помощью создания проблемной ситуации;

      - воспитательные:  воспитывать уважительное отношение к мнению других; воспитывать интерес к предмету.

Предметные результаты: учащиеся должны распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текста, оформлять предложения на письме;

Личностные результаты: умение выделять нравственный аспект поведения; развитие осознанного позитивного эмоционального отношения к себе и окружающим;  ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока: урок-обобщение.

Ход урока:

-Запишите число и минутку чистописание.

Ребята, какое у нас сейчас время года? (Осень.)

Как вы понимаете пословицу:*** "Сентябрь холоден, да сыт?"   

(В сентябре убирают урожай.)

- Правильно, осенью люди снимают урожай и делают запасы на долгую зиму. Отгадайте загадки и запишите отгадки в строчку через запятую.

***Словарные слова:

Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. 
(Морковь.)

Был ребенок -
Не знал пеленок,
Стал стариком -
Сто пеленок на нем.
 (Капуста.)

Без окон, без дверей
Полна горница людей. 
(Огурец.)

Зеленые мальчишки не спорят, не шумят,
Залезли в длинный домик и дружно сели в ряд.
 (Горох)

Пусть невзрачен он на вид 
И в земле сырой сидит.
Все равно он знаменит -
Все довольны, каждый сыт.
 (Картофель.)

Долго не зеленым был,
Набирался долго сил,
Но как только покраснел,
Я сорвал его и съел
. (Помидор)

Ребята, как можно одним словом назвать капусту, картофель, огурец, помидор, горох? (Овощи.)

Подчеркните орфограмму (непроверяемую гласную) и расставьте ударение: горох, капуста, огурец, морковь, картофель, помидор, овощи.

- Еще раз посмотрите на словарные слова и определите, какой одной темой они объединены. (Осень).

- Многие люди называют осень художницей? Почему?

Игра «Слово - магнит». (вывешивается «магнит» - рисунок)

-А сейчас мы немного поиграем. Перед вами «слово-магнит» ОСЕНЬ. Какие осенние слова притянет наше слово? Но будьте внимательны к ответам своих одноклассников!( дети называют слова- существительные, прилагательные, глаголы, ассоциации).

-Ребята, кто на ваш взгляд наиболее больше притянул осенних слов? У кого было самое интересное, необычное, оригинальное слово.

- А вот если вы справитесь со следующим заданием, то тогда вы определите тему нашего урока. У вас на партах лежат карточки. Выполняем работу в парах.

- Итак, определите, что у Вас?

1 ряд– слова.

2 ряд– предложения.

3 ряд – текст. 

- Над чем же мы будем работать? (Слово. Предложение. Текст.)

- У каждого ряда получилась своя тема урока. Как вы думаете, можно ли их объединить? (Да, потому что из слов составляется предложение, а из предложений образуется текст.)

- Правильно, эти 3 понятия взаимосвязаны друг с другом.

 -А сейчас посмотрите на карточку 2. Что нужно сделать, чтобы получился текст? (Разделить текст на предложения. Расставить знаки препинания. Каждое предложение начинать писать с заглавной буквы.)

(устно проговорить предложения и знаки препинания)                                   

                                                  Природа поздней осенью

         Заканчиваются осенние деньки. Совсем не весело природе. Земля окутана сухой листвой. Только осинка может похвастаться золотыми монетками. Осенний ветер быстро подхватывает сухие листочки и несёт их к реке. Сотни маленьких корабликов плывут в своё последнее плаванье. Трава от первых заморозков завяла и прильнула к земле. Птиц совсем не слышно, только кукушка изредка подаёт голос. Природа ждет прихода зимы.

- Прочитайте, что у вас получилось?

- Что вы прочитали? (текст)

- Докажите, что это текст. (состоит из связанных по смыслу предложений, имеет тему, главную мысль, можно придумать заголовок)

- Определите тип текста. (повествование, описание, рассуждение)

- Какова тема текста? (поздняя осень)

-Кто определит главную мысль? (осень заканчивается, скоро наступит зима. Все признаки на это указывают)

- Придумайте заголовок. (Природа поздней осенью)

- Из чего состоит текст? (из предложений)

- Начните писать текст в тетрадь, расставляя знаки препинания.

- Найдите третье предложение и прочитайте его. (Земля окутана сухой листвой.)

- Почему оно является предложением? (Имеет законченную мысль)

 - Какое оно по цели высказывания? (повествовательное)

-Какое оно по интонации? (невосклицательное)

-Давайте разберем его по членам предложения.

-Выпишите словосочетания из данного предложения. (Окутана листвой. Сухой листвой.)

- Можно ли назвать словосочетанием земля окутана? Почему?

- Что мы знаем о словосочетании? (есть главное и зависимое слово).

 - Определите главное слово в словосочетаниях. Отметьте его. К зависимому слову поставьте вопрос.

- Итак, ребята. Я попрошу вас оценить свою работу. Если вы считаете, что выполнили задания безупречно, безошибочно, встаньте, пожалуйста. Спасибо, садитесь

- А теперь пусть встанут те. Кто допустил 1 или 2 ошибки. Спасибо и вам.

-Ну а те, кто сделал 3 ошибки и больше. Просто помашите мне ручкой! Нам еще есть, над чем работать.

-Продолжаем работать, откроем учебник на с. 14 прочитаем рубрику «Вспомните!»

- Могут ли в нашем тексте быть предложения по цели высказыванния:

  • Повествовательные (.)
  • Вопросительные (?)
  • Побудительные (!)

- Выполните с. 14 №14.

Игра «Корзинка вопросов»

- А теперь придумайте и задайте вопрос своему однокласснику по теме нашего сегодняшнего урока «Слово. Предложение. Текст».

Итог урока:

- Почему на нашем уроке у нас было 3 темы: слово, предложение, текст? (потому что из слов состоят предложения, а из предложений текст)

Д/З

                   

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень.

Пришла холодная зима.

Бежит говорливый ручей.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень.

Пришла холодная зима.

Бежит говорливый ручей.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень.

Пришла холодная зима.

Бежит говорливый ручей.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень.

Пришла холодная зима.

Бежит говорливый ручей.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень.

Пришла холодная зима.

Бежит говорливый ручей.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень.

Пришла холодная зима.

Бежит говорливый ручей.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень.

Пришла холодная зима.

Бежит говорливый ручей.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень.

Пришла холодная зима.

Бежит говорливый ручей.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень.

Пришла холодная зима.

Бежит говорливый ручей.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень.

Пришла холодная зима.

Бежит говорливый ручей.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень.

Пришла холодная зима.

Бежит говорливый ручей.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень.

Пришла холодная зима.

Бежит говорливый ручей.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень.

Пришла холодная зима.

Бежит говорливый ручей.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень.

Пришла холодная зима.

Бежит говорливый ручей.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Осень, день, небо, светит, золотая, яркое,

солнышко, стоят, наступила, дерево, разноцветный, узор.

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой ватой плывёт туман. Чудная пора осень. А вам нравится осень?

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой ватой плывёт туман. Чудная пора осень. А вам нравится осень?

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой ватой плывёт туман. Чудная пора осень. А вам нравится осень?

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой ватой плывёт туман. Чудная пора осень. А вам нравится осень?

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой ватой плывёт туман. Чудная пора осень. А вам нравится осень?

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой ватой плывёт туман. Чудная пора осень. А вам нравится осень?

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой ватой плывёт туман. Чудная пора осень. А вам нравится осень?

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой ватой плывёт туман. Чудная пора осень. А вам нравится осень?

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой ватой плывёт туман. Чудная пора осень. А вам нравится осень?

Какая тема урока?

Прочитайте. Определите, что здесь написано.

Наступила золотая осень. Солнце дарит последнее тепло. Под ногами шуршат разноцветные листья. Белой ватой плывёт туман. Чудная пора осень. А вам нравится осень?

Какая тема урока?

Карточка №2.

Заканчиваются осенние деньки совсем не весело природе земля окутана сухой листвой только осинка может похвастаться золотыми монетками осенний ветер быстро подхватывает сухие листочки и несёт их к реке сотни маленьких корабликов плывут в своё последнее плаванье трава от первых заморозков завяла и прильнула к земле птиц совсем не слышно только кукушка изредка подаёт голос природа ждет прихода зимы

Карточка №2.

Заканчиваются осенние деньки совсем не весело природе земля окутана сухой листвой только осинка может похвастаться золотыми монетками осенний ветер быстро подхватывает сухие листочки и несёт их к реке сотни маленьких корабликов плывут в своё последнее плаванье трава от первых заморозков завяла и прильнула к земле птиц совсем не слышно только кукушка изредка подаёт голос природа ждет прихода зимы

Карточка №2.

Заканчиваются осенние деньки совсем не весело природе земля окутана сухой листвой только осинка может похвастаться золотыми монетками осенний ветер быстро подхватывает сухие листочки и несёт их к реке сотни маленьких корабликов плывут в своё последнее плаванье трава от первых заморозков завяла и прильнула к земле птиц совсем не слышно только кукушка изредка подаёт голос природа ждет прихода зимы

Карточка №2.

Заканчиваются осенние деньки совсем не весело природе земля окутана сухой листвой только осинка может похвастаться золотыми монетками осенний ветер быстро подхватывает сухие листочки и несёт их к реке сотни маленьких корабликов плывут в своё последнее плаванье трава от первых заморозков завяла и прильнула к земле птиц совсем не слышно только кукушка изредка подаёт голос природа ждет прихода зимы

Карточка №2.

Заканчиваются осенние деньки совсем не весело природе земля окутана сухой листвой только осинка может похвастаться золотыми монетками осенний ветер быстро подхватывает сухие листочки и несёт их к реке сотни маленьких корабликов плывут в своё последнее плаванье трава от первых заморозков завяла и прильнула к земле птиц совсем не слышно только кукушка изредка подаёт голос природа ждет прихода зимы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во2 классе Тема: Слова с удвоенными согласными. Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

                    Урок составлен в соответствии с требованиями по новым ФГОС.Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; прод...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Тема: "Составление предложений с нарушенным порядком слов, их запись" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений определять последовательность слов в предложении; закрепление навыка грамматического оформления предложения, согласования слов в предложении...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Слова с удвоенной буквой согласного». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умения писать слова с удвоенной буквой согласного; формирование знаний этимологии слов с удвоенной согласной.Планируемые результатыПредметные: знать, как писать...

Конспект урока русского языка, 3 класс, Тема: «Что обозначает глагол» УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Что обозначает глагол»Цели деятельности учителя: формирование представления о глаголах, умения распознавать глаголы среди других частей речи, умения упо...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Как составить из слов предложение?". УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Как составить из слов предложение?". УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: Тема: «Что такое текст-рассуждение?». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся, что такое  текст-рассуждение;Планируемые результаты:Предметные: Знать отличительные признаки текста-рассуждения;Знать особенности текст...