Урок русского языка в 3 классе по теме "Три склонения имён существительных"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Алексеенко Людмила Ивановна

Урок русского языка в 3 классе по системе Л.В. Занкова. Тип урока - открытие новых знаний. На уроке организована работа в группах, учащиеся, основываясь на правила в учебнике, "добывают" знания о трёх типах склонения, вырабатывают алгоритм определения склонения имён существительных.  В ходе практической работы получают схематические правила о типах склонения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3Б классе

Учитель Алексеенко Л.И.

Тема урока: Три склонения имён существительных

Планируемые результаты:

Предметные: Создать условия для знакомства с тремя типами склонения имён существительных; создать условия для формирования умения определять тип склонения в зависимости от рода существительного  и окончания в начальной форме.

Метапредметные:

Познавательные: ставить и формулировать проблему; самостоятельно находить способы  решения; анализировать, делать выводы; классифицировать  имена существительные по типу склонения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность действий для решения учебной задачи.

Коммуникативные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить высказывание в устной форме; выражать свою точку зрения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, договариваться, приходить к общему решению.

Личностные: формировать интерес к изучаемому материалу; ориентировать на выполнение морально-нравственных норм; воспитывать нравственные качества, бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока – открытие новых знаний.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент

Проверка д/з. Актуализация знаний

 

Постановка проблемы

Решение проблемы

Практическая работа

Первичное закрепление.

Ребята, начать наш урок я хотела бы с поговорки:

       «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

- Как вы её понимаете?

У.- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в «сундучок», а когда нужно, достаём и используем. 

   Сегодня на уроке нам как раз пригодятся знания, полученные ранее, для того, чтобы освоить новые знания.

   Я открою вам секрет – сегодня вы  главные, а я – помощница, а вместе мы будем учитьСЯ, это значит, учить себя.

-Давайте настроимся на урок.

 1) Растирание ушных раковин и пальцев рук.

 2) Мелкая моторика 

(Поочерёдно касаться пальцами рук  и говорить: «Желаю (соприкасаться большими пальцами), успеха (указательными) большого (средними) во всём (безымянными) и везде (мизинцами). Удачи!

- Откройте тетради.

- Запишите число, классная работа.

Откройте учебники на с.12 упр.18

-Над чем вы наблюдали дома?

                             (над окончаниями существительных)

- Какой вывод? (у существительных разного рода – разные окончания в разных падежах)

- Прочитайте на с.13,  что следует из нашего вывода?

             По окончаниям  имена существительные

                     делятся на 3 склонения: 1, 2, 3

-  Какая тема сегодняшнего урока?

Три склонения имён существительных.

- Определим цели урока.

- Что нам нужно узнать по этой теме?

- Чему научиться?

- Зачем нам нужно учиться правильно определять склонение?

Итак.

- Что нам нужно узнать? (Какие существительные относятся к 1 склонению, какие ко 2 скл., какие к 3 скл.)

- Где мы ищем помощь и подсказку? (в учебнике)

   Сегодня мы учим себя, добываем знания сами.

Работать будем в группах, вспомните правила работы в группе.

Задание для 1 группы:

Из правила на с.14 узнать, а затем рассказать нам, какие существительные относятся к 1 склонению.

Задание для 2 группы:

Из правила на с.16 узнать, какие существительные относятся ко 2  склонению.

Задание для 3 группы:

Из правила на с.17 узнать, какие существительные относятся к 3 склонению.

Для того, чтобы ваш рассказ был понятен, из конвертов нужно выбрать подходящие карточки и наклеить в виде схематического правила.

Отчёт групп. (блок – схемы  - на доску)

   1 скл.                  2 скл.              3 скл.

 ж.р.,  м.р.         м.р.,   ср.р.           ж.р. 

   -а, -я               -,  -о, -е                 -ь 


- Что мы узнали из проделанной работы?


- Какие существительные относятся к 1 склонению?

-   -//- какие ко 2 склонению?

-   -//- какие к 3 склонению?

- Теперь, чему должны научиться?

               (Определять склонение существительных)

- Как думаете, чтобы определить  склонение, что нужно сделать? 

АЛГОРИТМ
1.
Выделить окончание.

2. Определить род. 

  - Проверим, работает ли этот алгоритм. 

Игра «Собери корзинку»

1 ряд собирает существительные 1 склонения,

2 ряд – существительные 2 склонения,

3 ряд – 3 склонения.

(На доске 3 корзиночки, вывешены карточки с существительными (картофель, редька, яблоко, помидор, апельсин, дочь, тетрадь, перец, слива, морковь, горох, груша, морковка, дочь, свёкла, ягода, пыль, соль)

-Молодцы! Справились с заданием.

 Давайте еще раз вспомним, какие существительные относятся к 1 склонению?2 склонению? 3 склонению?

Мы узнаём что-то новое и умнеем.

учитьСЯ

разогревание рук; потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину ладонями

Прикрепить карточки: 1   2   3

Какие существительные относятся к 1скл, ко 2 скл., к 3 скл.

Физминутка

Закрепление

Дифферинцированная работа.

Предлагаю потренироваться. «Будь внимателен»!!!

1 скл.-1 хлопок

2скл.-2 притопа

3 скл-3 притопа

Барабан, белка, еж, жизнь. Палатка, рысь, ночь, цапля, крючок. Тетрадь, пингвин. Карандаш, вещь.

Самостоятельная работа

Распредели слова в три столбика по типам склонения. 

Карта, дом, сирень, ель, речь, берег, ветер, птица, зелень, земля, зверь, море. 
...........1 скл........    ........2 скл............     ............3 скл...........
............................   ............................      ................................. 

Взаимопроверка в парах.  (по образцу)

 Задания по уровням. Самостоятельная работа.

- Следующие задания,  разделены  по уровням. Вы выбираете уровень и выполняете задание. Затем карточку с заданием вкладываете в тетрадь, и я проверю к следующему уроку. Если вы выбираете 1 уровень и выполняете без ошибок, то это  отметка – 4, если 2-ой без ошибок – отметка 5. На эту работу вам отводится – 5 минут. В тетрадях пишем красиво, аккуратно.

Уровень 1.

Определите и запишите склонение имен существительных:

ель
ужин
речь
календарь
дочь
дочка
завтрак

Уровень 2.

Запишите антонимы к данным существительным. Определите склонение всех имен существительных:

свет -
лето –
жара –
правда –

радость –

трус -

Научиться применять полученные знания

Проверка по слайду

Итог

Рефлексия

Оценивание

--- Наш урок заканчивается.

--- Что хотели узнать? (….)

--- Чему хотели научиться? (определять …)

- Оцените свою работу в «Листе самооценки» 
 

Домашнее задание

С.14 упр.22 – списать, надписать склонение.  
Урок окончен, всем спасибо!

Лист самооценки

                                              Лист самооценки          

  Узнал что-то новое                                                              Научился

     Расстроился                                     Я                           Получил радость

         Удивился                                                                    Ничего не понял

______________________________________________________________________________________________

1 склонение

2 склонение

3 склонение

ж.р.    м.р.   ср.р.

ж.р.    м.р.   ср.р.

ж.р.    м.р.   ср.р.

Ь    Ь   Ь

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Три склонения имени существительного"

Урок был показан на городском семинаре для учителей начальных классов и специалистов коррекционных учреждений города и получил высокую оценку коллег. Работаем по образовательной программе "Школа 2100"...

Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....

Тест по русскому языку 4 класс по теме "Склонение имён существительных".

Тест состоит из  12 заданий, которые выявляют степень усвоения материала  данной темы....

урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"

К конспекту прилагается презентация по уроку....

Конспект урока русского языка 3 класс по теме: «Род имён существительных» УМК «Начальная школа XXI века»

Технологическая карта урока  "открытия новых знаний"  по теме: «Род имён существительных» с целью создать условия для формирования ценностного  отношения к совместной познавательно...

конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Склонение имён существительны"

Материал содержит разработку урока и презентацию к нему. Может быть использован при объяснении  по теме " Три склонения имён существительных"....

Урок русского языка (3 кл.) Тема: " Три склонения имён существительных. "

Урок разработан для УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Тип урока - урок открытия нового знания. На урок...