РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ 4 «Б» КЛАССА НА 2015 -2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Настоящая программа разработана на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, рекомендованной Научно исследовательским институтом дефектологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по учебной работе _____________ Т.В. Колтунова _____________ 2015г. | РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании МО учителей начальных классов и гуманитарных наук Протокол № 1 от 25.08. 2015г. Руководитель МО _______________ Т.Б. Сидельникова
| УТВЕРЖДАЮ: Директор образовательной организации ______________ В.И. Часнык _______________ 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
ДЛЯ 4 «Б» КЛАССА
НА 2015 -2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Настоящая программа разработана на основе
Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, рекомендованной Научно исследовательским институтом дефектологии АПН СССР, Министерством социального обеспечения РСФСР, Москва «Просвещение» 1984
Разработчик программы: Невидимова Елена Николаевна, учитель начальных классов, учитель первой квалификационной категории. Педстаж – 22года. |
с. Александровское
2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы
по письму и развитию речи для обучающихся со сложными дефектами.
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по письму и развитию речи для обучающихся со сложными дефектами в 4 классе.
2. Особенности организации учебной деятельности обучающихся со сложными дефектами по предмету «Письмо» в 4 классе.
3.Учебно-тематическое планирование уроков по предмету «Письмо» в 4 классе.
4. Планируемые результаты освоения обучающимися со сложными дефектами предмета «Письмо и развитие речи» в 4 классе.
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения программы по предмету «Письмо и развитие речи» в 4 классе.
- Пояснительная записка.
1.1. Нормативно- правовые основы для проектирования рабочей программы по учебному предмету «Письмо и развитие речи»:
1. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
2. Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.).
2. Конституция Российской Федерации (1993 года).
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (с изменениями от 22.12.2008 г.).
5. Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, раздел Концепция развития образования РФ до 2020г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р).
6. ФГОС начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373).
7. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).
8. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».
9. Письмо Министерства образования Российской Федерации «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» от 3 апреля 2003г. №27/2722-6.
10. Концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. от 10.05.2010г.
11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
12. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», которые введены в действия 29 декабря 2010 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года.
13. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
14. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» № 1015 от 30.08.2013г.
15. Устав ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат № 10 VIII вида».
16. Учебный план для обучающихся со сложными дефектами(1-9 классы) ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 10 VIII вида» на 2014-2015 учебный год.
17. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, рекомендованной Научно исследовательским институтом дефектологии АПН СССР, Министерством социального обеспечения РСФСР, Москва «Просвещение» 1984.
1.2. Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся со сложными дефектами в 4 классе.
Настоящая Программа составлена на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, рекомендованной Научно исследовательским институтом дефектологии АПН СССР, Министерством социального обеспечения РСФСР, Москва «Просвещение» 1984.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Русский язык». Автор: Воронкова В.В., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации, 2-е издание, Москва «Просвещение», 2003г.
Пояснительная записка
Обучение грамоте тяжело умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Прежде, чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различие его, правильное произношение).
Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. На младших годах обучения учащиеся осваивают буквы, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки и различными таблицами, модулями, пиктограммами, символами.
При обучении чтению и письму учитывается неоднородность состава класса и осуществляется дифференцированный подход к учащимся. Необходимо также подчеркнуть, что обучение письму тяжело умственно отсталых детей носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся усвоения каких-либо правил.
В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом. Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты.
Цель программы: обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими тяжелую степень умственной отсталости грамоте и письму на доступном для них материале.
Задачи:
- создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале
исходя из индивидуальных особенностей обучающихся;
- формировать у детей звуко-буквенный анализ и синтез как основу овладения чтением и письмом;
- развивать артикуляционную моторику, фонематический слух;
- обогащать и активировать словарный запас детей;
- развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей;
- развивать память, внимание, восприятие, мелкую моторику; формировать графический навык обучающихся;
- воспитывать любознательность.
Структурно и содержательно программа по предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся со сложными дефектами 4 класса составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков чтения и письма, рисования, уроков предметно- практической деятельности, конструирования, ручного труда, уроков развития речи, предметных уроков, экскурсий, уроков хозяйственно-бытового труда и социально-бытовой ориентировки в 1 - 4 классах и рассчитана на 102 часа в год, по 3 часа в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объёму и компонует по степени сложности, исходя из особенностей индивидуального развития каждого ребёнка.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Письмо и развитие речи» предназначена для обучающихся со сложными дефектами 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Срок реализации настоящей программы по предмету «Письмо и развитие речи» - 1 учебный год.
Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся со сложными дефектами 4 класса детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «», проекта ФГОС для ОВЗ (вариант D), определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Письмо и развитие речи».
Основополагающие принципы.
В основу программы по предмету «Письмо и развитие речи» для обучающихся со сложными дефектами 4 класса положены следующие принципы:
- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода к каждому обучающемуся;
- принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта, введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;
- принцип реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы, определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами;
- принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей детей;
- принцип активного привлечения ближайшего окружения ребёнка;
- принцип деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка, использование методов и приёмов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребёнка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- коррекционная направленность учебно – воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и речи ребёнка, преодоление индивидуальных недостатков развития;
- принцип учёта эмоциональной сложности материала.
Программа построена на основе концентрического принципа размещения материала. Концентризм создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала и разъединения сложных грамматических понятий и умений на составляющие элементы, где каждый отрабатывается отдельно. В результате постепенно увеличивается число связей, лежащих в основе понятия, расширяется языковая и речевая база для обработки умений и навыков.
В основу программы по письму положен принцип подготовки детей к овладению профессиональными знаниями и умениями путём использования полученных знаний в повседневной жизни.
- Особенности организации учебной деятельности обучающихся 4 класса для детей со сложными дефектами по предмету «Письмо и развитие речи».
Методы обучения.
Школьные занятия должны носить характер интересной бытовой и игровой деятельности, с целью развития фонематического слуха с предварительной работой по уточнению и организации слухового восприятия в различении воспроизведения звуков окружающей действительности
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Вся работа проводится в виде игр и игровых упражнений.
Развитию слухового внимания способствуют упражнения на распознавание звуков окружающей действительности. Игры и игровые движения со звукоподражением (гудит паровоз, дует ветер, плачет человек и др.).
Артикуляционная гимнастика подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.
При работе с детьми над речевым дыханием, голосовыми модуляциями, силой и громкостью, темпом и тоном голоса следует опираться на образец педагога, используя имитационную способность детей.
Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Письмо букв проводится параллельно с прохождением алфавита. Систематически практикуются зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слов и предложений
При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова.
Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Обучение грамоте обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
При реализации программы используются общепедагогические и коррекционно-развивающие методы:
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
методы самостоятельной работы.
Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Применяются: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др.
Конкретные методические пути коррекционно – развивающей работы избираются с учётом особенностей интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы учащихся со сложными дефектами.
В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне.
Приёмы
Школьные занятия должны носить характер интересной бытовой и игровой деятельности, с целью развития фонематического слуха с предварительной работой по уточнению и организации слухового восприятия в различении воспроизведения звуков окружающей действительности
Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Вся работа проводится в виде игр и игровых упражнений.
Развитию слухового внимания способствуют упражнения на распознавание звуков окружающей действительности. Игры и игровые движения со звукоподражением (гудит паровоз, дует ветер, плачет человек и др.).
Артикуляционная гимнастика подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.
При работе с детьми над речевым дыханием, голосовыми модуляциями, силой и громкостью, темпом и тоном голоса следует опираться на образец педагога, используя имитационную способность детей.
Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Письмо букв проводится параллельно с прохождением алфавита. Систематически практикуются зрительные и слуховые диктанты отдельных букв, слов и предложений
При обучении письму важно научить детей правильному начертанию букв и соединению их в слоги, слова. Упражнения в написании слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки. Обучение грамоте обязательно предполагает использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
Виды учебной деятельности
Среди видов учебной деятельности на уроках по предмету «Письмо и развитие речи» в 4 классе для детей со сложными дефектами используются следующие виды работ:
- практическая деятельность;
- самостоятельная работа;
- контрольная работа;
- работа по индивидуальным карточкам;
- работа по плакатам;
- составление схемы предложений;
- беседа (диалог);
- работа в тетради;
- работа по учебнику и др.
Формы учебной деятельности:
Основной формой учебной деятельности по предмету «Письмо и развитие речи» в 4 классе для детей со сложными дефектами является урок. Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
Основные направления деятельности по предмету
Приоритетными направлениями деятельности по предмету «Письмо и развитие речи» в 4 классе для детей со сложными дефектами являются:
- укрепление и охрана здоровья;
- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;
- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения;
- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального поведения, знания о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме;
- формирование на доступном уровне простейших навыков счета, чтения, письма, знания о природе и окружающем мире, основ безопасности жизнедеятельности;
- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности;
- развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Используемые педагогические технологии:
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение образовательных здоровьесберегающих, информационно – коммуникативных, игровых и саморазвития (М. Монтессори) технологий.
Типы уроков по данному предмету
Типы уроков по предмету «Письмо и развитие речи» в 4 классе для детей со сложными дефектами, их дидактическая цель и структура:
Тип учебного занятия | Дидактическая цель | Структура |
Изучение нового материала и первичного закрепления | Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации. | I. Оргмомент II. Целеполагание и мотивация III. Актуализация IV. Первичное усвоение материала V. Осознание и осмысление учебной информации VI. Первичное закрепление учебного материала VII. Информация о домашнем задании VIII. Рефлексия (подведение итогов урока) |
Комплексного применения знаний и умений | Создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях. | I. Оргмомент II. Целеполагание и мотивация III. Актуализация IV. Применение знаний (упражнения): - в знакомой ситуации (типовые) - в изменённой ситуа-ции (конструктивные) - в новой ситуации (проблемные) V. Информация о домашнем задании VI. Рефлексия (подведение итогов урока) |
Комбинированное | Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебных ситуациях, проверка уровня усвоения системы знаний и умений. | I. Оргмомент II. Целеполагание и мотивация III. Актуализация IV. Первичное усвоение учебного материала V. Осознание и осмысление учебного материала VI. Систематизация знаний и умений VII. Применение знаний и умений VIII. Проверка уровня усвоения знаний и умений IX. Информация о домашнем задании X. Рефлексия (подведение итогов урока) |
Обобщения и систематизации знаний и умений | Создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности. | I. Оргмомент II. Целеполагание и мотивация III. Актуализация IV. Систематизация и обобщение V. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях VI. Проверка уровня обученности VII. Информация о домашнем задании VIII. Рефлексия (подведение итогов урока) |
Актуализация знаний и умений | Создать условия для воспроизведения в памяти обучающихся, воспитанников системы опорных знаний и умений, стимулировать поисковую деятельность. | I. Оргмомент II. Целеполагание и мотивация III. Актуализация знаний и умений - с целью подготовки к контрольному уроку; - с целью подготовки к изучению новой темы. IV. Информация о домашнем задании V. Рефлексия (подведение итогов урока) |
Контроля и коррекции знаний и умений | Создать условия для проверки уровня обученности; определить методику коррекции учебной деятельности обучающихся, воспитанников. | I. Оргмомент II. Целеполагание и мотивация III. Проверка уровня знаний и умений, уровня познавательной самостоятельности обучающихся, воспитанников IV. Рефлексия (подведение итогов урока) |
Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового, повторению или закреплению пройденного, проверке усвоения знаний детьми. Каждое занятие включает в себя следующие части: организационный момент, основную часть, итог занятия. В структуре каждого занятия предусмотрены динамические паузы для снятия физического и умственного напряжения. В содержание динамических пауз входят игровые упражнения, подвижные игры, ритмические движения по музыку, зарядки для глаз.
Система межпредметных связей
Занятия на уроках письма в 4 классе для детей со сложными дефектами тесно связаны с другими учебными дисциплинами: развитием речи, предметными уроками и экскурсиями, предметно-практической деятельностью, конструированием и ручным трудом, хозяйственно-бытовым трудом и привитием навыков самообслуживания, рисованием, социально-бытовой ориентировкой, чтением и развитием речи, письмом и развитием речи.
Обучение письму детей со сложными дефектами занимает определенное место в общей системе учебно-воспитательной работы, однако, эти виды занятий не могут стать ведущими, так как, даже научившись читать и писать, дети с умеренной умственной отсталостью не могут самостоятельно использовать эти умения в своей практической деятельности. Центральным звеном в общей системе работы с этой категорией учащихся являются занятия, готовящие их к несложным видам хозяйственно-бытового и производственного труда, необходимым для их интеграции в общество.
Краткое содержание рабочей программы по предмету с указанием её основных разделов.
Примерная тематика уроков по разделам
Повторение пройденных звуков и букв. Буквы сходные по начертанию, отличающиеся добавочными элементами (и-ш, о- а), пространственным расположением элементов (б-д). а так же трудные по начертанию (з-к).
Звуки и буквы
Соотнесение звука и буквы, их различие. Звуки гласные и согласные. Согласные звонкие и глухие, сходные по артикуляции, их различие.
Слово
Слог как часть слова. Перенос части слова при письме (с помощью учителя). Слова со стечением двух согласных, деление данных слов на слоги.
Практические упражнения со словами, отвечающими на вопросы кто это?, что это?, что делает?
Большая буква в именах людей и кличках животных.
Предложение
Построение простого предложения:
- составление предложений по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем (запись с помощью учителя);
- списывание предложений, вставка пропущенных слов в соответствии с данными картинками;
- написание большой буквы в начале предложения и точка в конце предложения;упражнения в списывании рукописного и печатного текста.
3.Учебно-тематическое планирование по предмету «Письмо и развитие речи» в 4 классе для детей со сложными дефектами.
4. Планируемые результаты освоения предмета
Кол-во обучающихся в классе:
В классе 5 детей (2 из них инвалиды, 1- опекаемый)
- Умеренная умственная отсталость. Системное недоразвитие речи лёгкой степени. Дизартрия лёгкой степени (Дмитриев Леонид);
- Умеренная умственная отсталость. Системное недоразвитие речи средней степени. Дизартрия.(Тарабаров Владимир);
- Умеренная умственная отсталость. Системное недоразвитие речи лёгкой степени. (Лукьянченко Ксения);
- Умеренная умственная отсталость. Системное недоразвитие речи средней степени. (Волкова Вероника);
- Умеренная умственная отсталость. Системное недоразвитие речи средней степени. Органическая открытая ринолалия. (Ивлев Алексей);
Обучающиеся класса делятся на 3 уровня:
№ п/п | Фамилия, имя ученика | Уровни развития | ||
I | II | III | ||
1 | Волкова Вероника | * | ||
2 | Дмитриев Леонид | * | ||
3 | Ивлев Алексей | * | ||
4 | Лукьнченко Ксения | * | ||
5 | Тарабаров Владимир | * |
Ивлев А., Лукьянченко К., Дмитриев Л.. Волкова В. пишут под диктовку слова, короткие предложения из усвоенных слоговых структур после предварительного анализа. Допускают пропуск, замену, перестановку букв. Могут писать большую букву в начале предложения, ставить точку в конце. Самостоятельно вставляют пропущенные буквы при списывании с классной доски, печатных карточек. Делят двусложные слова на слоги. Чертят схему предложения, подбирают предложение к схеме.
Тарабаров В. пишет буквы с искажением, недописывает элементы букв. Списывает с рукописного текста и с букваря с ошибками. С помощью соотносит печатную и рукописную буквы. Рабочую строку не соблюдает. Под диктовку не пишет.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся по данному предмету:
Учащиеся должны уметь:
- различать звуки на слух и в произношении;
- анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
- плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
- различать гласные и согласные звуки;
- различать твёрдые и мягкие согласные;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
-слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
-писать строчные и прописные буквы;
- списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
Учащиеся должны знать:
наизусть 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.
Критерии оценки достижения обучающихся по предмету:
Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок.
Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки.
Оценка «3» ставится, если решена задача, а при решении примеров неверно применён алгоритм выполнения действий.
Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить, и выполнено менее половины других заданий.
Виды контроля: индивидуальный, фронтальный, контрольная работа по итогам четверти, года.
Качество знаний оценивается по степени самостоятельности, осознанности выполнения заданий:
- справился с заданием самостоятельно;
- справился с заданием с помощью учителя;
- не справился с заданием.
5. Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения
Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы
Занятия по реализации данной программы проводятся в учебном кабинете. Кабинет оснащен методическими пособиями и учебниками для занятий с детьми, учебно-дидактическим материалом, современными пособиями. Дидактический наглядный материал, игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей. Учебная зона кабинета укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей количеству и росту детей, меловой доской. В коррекционно-развивающей работе с детьми используется компьютер, телевизор, видео и аудио записи, музыкальное сопровождение.
Технические средства обучения
№ п/п | Наименование имущества | Количество | Инвентарный номер |
1 | Проектор ACER | 1 | ВА 000001124 |
2 | Колонки SVEN | 2 | ВА 000001133 |
3 | Ноутбук | 1 | ВА 000001113 |
4 | Телевизор AKAI DVD PHILIPS | 1 | 91943783 |
Учебники
№ п/п | Название | Автор | Количество |
1. | Букварь | В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина | 5 |
03.09.14 | Развитие речи 1класс | Е.Д. Худенко, С.Н. Кремнёва | 5 |
Наглядные пособия
№ п/п | Наименование | Инвентарный номер |
Тематические папки | ||
1 | Коррекционные упражнения | |
2 | Дидактический материал Аксёнова А.К. | |
4 | Читаем предложения | |
5 | Пишу рисуя | |
6 | Учимся читать | |
7 | Развиваем внимание, восприятие, логику | |
8 | Готовим руку к письму | |
9 | Пишем красиво | |
10 | Пропись-штриховка | |
11 | Тренируем память | |
12 | Логика | |
13 | Птицы России | |
14 | Растения России | |
15 | Животные России | |
16 | Формы | |
17 | Какой цвет, какая форма | |
18 | Умные ширмочки «Буквы» | |
19 | Раздаточный материал | |
Наглядные и дидактические материалы | ||
1 | Набор карточек «Дикие кошки» | ВА 000000868 |
2 | Набор карточек « Рептилии и амфибии» | ВА 000000829 |
3 | Рассказы по картинкам «Мой дом» | |
4 | Набор карточек «Собаки-друзья и помощники» | ВА 000000822 |
5 | Наглядный и раздаточный материал. Часть 6 (Игрушки. Инструменты. Спортивный инвентарь) | ВА 000000909 |
6 | Наглядный и раздаточный материал. Часть 8 (Продукты питания) | ВА 000000892 |
7 | Наглядный и раздаточный материал. Часть 9 (Рыбы. Насекомые) | ВА 000000879 |
8 | Наглядный и раздаточный материал «По дороге к азбуке» №1 | 7314 |
9 | Магнитная азбука | ВА 000000872 |
10 | Набор таблиц «Такие разные слова» | 7316 |
11 | Азбука в картинках | ВА 000000626 |
12 | Почитайка | |
13 | Магнитная азбука | ВА 000000871 |
14 | Дидактический материал. Добукварный период. А. Аксёнова, С. Комарова, М. Шишкова | |
15 | Лента букв | ВА000000584 |
16 | Дидактическая игра « Кто что делает» |
Таблицы
№ п/п | Наименование | Инвентарный номер |
1. | Где спрятались гласные буквы | |
2. | Где спрятались согласные буквы | |
3. | Где спрятались слоги | |
4. | От весны до осени | |
5. | Противоположности | |
Развивающие игры | ||
1. | « Умные пальчики» | |
02.09.14 | « Конструктор» №1 | |
4. | « Конструктор» №2 | |
5. | « Конструктор» №3 | |
6. | « Конструктор» №4 | |
8. | Мозаика | |
9. | Кубики-сказки | |
Литература
1.Воронкова В. В. «Тетрадь по обучению грамоте» Для учащихся 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: «Просвещение», 2008.
2. Бардышева Т. Ю. «Умелые пальчики» - М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
3. Савушкина А. Г. «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика)». - Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
4. Фисенко М. А. «Подготовка руки к письму». - Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
5. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью.- М.: В.Секачев, ТЦ "Сфера", 2007.
6. Зиновьева С. В. – Журнал «Начальная школа», - №2, 2007 г., стр. 85-87.
«Неделя математики во 2 классе»
7. Колегова И.И. – Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»,- №1, 2005 год. «Игровые упражнения для коррекции письменной речи в начальных классах».
8. Кузьмина И. В. – Журнал «Начальная школа», - №6, 1995.
«Развитие познавательной деятельности на уроках».
9.Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
10. Морозова Н.Г. – Москва: «Просвещение», 1969 год.
«Формирование познавательных интересов у аномальных детей».
11.Панова Е.Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2:- Воронеж:ЧП Лакоценин С.С., 2007.
12. Пособие для учителя – С-Пб, издательство «Союз», 2004. «Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью».
13. Савина Т. А. – Журнал «Начальная школа», - №10, 1995г.
«Элементы игры на уроках».
14. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок письма и развитие речи во 2 классе коррекционной школы Vlll вида по теме" Деление слов по слогам для переноса"
Цели: обобщение и систематизация знаний и умений учащихся о переносе слов с одной строки на другую; закрепление навыков правописания изученных орфограмм; развитие словесно- логического мышления, памят...
Интегрированный урок по письму и развитию речи во 2 классе коррекционной школы по теме:" Написание с большой буквы кличек домашних и диких животных".
Цели: развивать умения у учащихся различать название животных и его кличку; коррекция мыслительных операции (анализа и синтеза), культуры речи, творческих способностей учащихся; закрепление знаний о ...
Рабочая программа по письму и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
Рабочая программапо письму и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)) разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образоват...
Конспект урока письма и развития речи в 1 классе по теме "Письмо прописной и строчной букв Оо"
изучение нового материала...
Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования . Тема.Выделение предложений из речи и текста.
Тема. Выделение предложений из речи и текста.Цель: Упражнять в выделении предложений из речи и текста.Задачи: Образовательные: закрепить правило написания предложений, познакомить с новым словом ...
урок письма и развития речи для 2 класса "Письмо слов с мягкими согласными на конце"
урок письма и развития речи для 2 класса "Письмо слов с мягкими согласными на конце" Нестандартный урок в форме новогоднего путешествия....
Методическая разработка урока по письму и развитию речи в смешанном классе (2-3 классы) на тему «Названия предметов, отвечающие на вопросы кто? что?».
В ходе урока совершенствуются знания детей по заявленной теме, развивается умение оценивать результаты своей деятельности, создаются условия для формирования умений применять знания ...