Конспект урока по ФГОС " Звонкие и глухие согласные в конце слова",2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока русского языка во 2 классе " Буквы звонких и глухих согласных в конце слова. Знакомство с новой орфограммой" (ОС 2100)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parnye_soglasnye.docx | 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка, 2 класс
Тема: Буквы звонких и глухих согласных в конце слова. Знакомство с новой орфограммой.
Тип урока: открытие новых знаний
Использование технологий: проблемно-диалогическая технология
Цель:
– развитие умений находить орфограмму-букву согласного в конце слова, графически обозначать её и писать слова с данной орфограммой.
Планируемые результаты:
предметные:
нахождение орфограммы букв парных согласных, определение проверочного и проверяемого слова в группе родственных слов;
личностные:
- проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу
- понимает причины успеха в учебной деятельности
Универсальные учебные действия:
регулятивные
- определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
познавательные
- использует знако-символические средства при выполнении заданий;
- делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- составляет алгоритм под руководством учителя;
коммуникативные
- слушает и понимает речь других;
- договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Этап | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | |
Деятельность учеников | Формируемые УУД | ||||
Ι. Актуализация знаний. | Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Приветствие. - Проверим готовность. Работа в тетради. 1. Словарная работа. Выборочный диктант. Один человек работает на закрытом крыле доске. - Я буду читать предложения, а вы записывайте словарные слова, которые встретятся . 1) Варя взяла карандаш и нарисовала дом. Я открываю новую тетрадь, как снег сияет чистая страница. Человек в ответе за то, что происходит в природе. Мороз сковал льдом реки и озера. - Прочитайте слова, которые написали. Проверьте работу на доске. Самооценка ученика, работавшего на доске. -Что общего в словах? 2. Блицопрос. – Закончите предложения: а) Звуки речи делятся на … б) Гласные звуки бывают … в) Согласные звуки делятся на …. и …, а также … и … г) Твёрдые и мягкие звуки бывают … и … д) Непарные мягкие звуки – это … е) Не обозначают звуков буквы … 3. Игра «Третий лишний». -Назовите «лишнюю» букву в каждой группе. АРЕ ЖДШ ОГР ТСВ ЛНК | Запись в тетради: карандаш, тетрадь, человек, мороз.
Оканчиваются согласным звуком гласные и согласные). ударные и безударные твёрдые и мягкие, глухие и звонкие парные и непарные. [ч], [щ], [й]. ь и ъ. В 1-й группе лишняя буква р, т.к. это буква согласного, а остальные буквы гласных. Во 2-й группе-лишняя д, это буква звонкого согласного, остальные- буквы глухих. В 3-й группе лишняя буква, т.к. это буква гласного, а остальные буквы согласных. Во 4-й группе-лишняя-в, это буква звонкого согласного, остальные- буквы глухих В 5-й лишняя буква к, это буква парного согласного, остальные –непарных; или : к-буква глухого согл., а остальные – звонких. | Коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время приветствия Слушать собеседника; - Строить понятные для собеседника высказывания Познавательная: Выделять существенную информацию. Регулятивная: Принимать и сохранять учебную цель и задачу; -Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. | Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций, |
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. | Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого целеполагание | Слайд. Роме велели написать предложение «Во дворе дома был маленький пруд» Рома написал «Во дворе дома был маленький прут» -Что заметили? - Почему ошибся мальчик? пруд - прут – Что общего у этих слов? – Какие звуки слышатся в конце слов? – А какие буквы пишутся? (Разные: д и т.) – Сформулируйте учебную проблему. – Почему одинаковые звуки передаются разными буквами? – А теперь я сотру эти буквы. Как быть, если мы не знаем, какую букву писать? На этот вопрос и будем искать ответ. Как вы думаете, какая тема урока? Какие задачи поставим перед собой?
– Что мы сейчас делали? ФИЗМИНУТКА | Рома ошибся, надо было написать «пруд» Слышатся одинаково. Они различаются последней буквой Одинаковые – звук [т]. Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока. Написание букв парных согласных в корне слова Будем учиться определять, какую букву надо писать в конце слова на месте парных согласных звуков. Планировали свою деятельность. | Регулятивная: - Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; -Принимать и сохранять учебную цель и задачу; -Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания Познавательная: - Наблюдать за произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова. - Слушают учителя; -Отвечают на вопросы учителя Коммуникативная: Взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме | Фиксация во внешней речи причины затруднения. Формулировка учебной задачи как темы урока. |
ΙΙI. Открытие нового знания | Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия инструкция предъявление результата | 1. Наблюдение в учебнике (упр. 238). – Прочитайте слова первого столбика. Какой звук слышится на конце? - А какая буква пишется? В каких словах расходятся написание и произношение? Что здесь наблюдаем? – Прочитайте слова во 2-м и 3-м столбиках. Как они называются по отношению к словам в 1-м столбике? – Почему теперь слышится звонкий согласный звук? – Какие буквы помогли проверить? Мы их будем подчёркивать двумя чёрточками, благодаря этим помощницам мы не ошибёмся в написании. – Какая орфограмма есть в словах 1-го столбика? – Как её подчеркнём? – Какую букву писать в конце слова? Напишите и сформулируйте правило. – Сравните с правилом в рамке после упр. 238. 2. Работа над правилом. – Прочитайте правило. Сравните с нашим выводом. – О каких буквах согласных идёт речь в правиле? Сомневаемся ли мы в выборе букв согласных л, м, например, в словах стол, дом? – Как проверить букву согласного в конце слова? – Приведите свои примеры. 3. Способы проверки. – В учебнике есть подсказка, как легче подобрать проверочное слово. Прочитайте дальше информацию в серой рамке. – Сколько способов здесь названо? – Какой из них вам хорошо знаком? – Какие ещё способы есть? Назовите слова-подсказки в них. – Какие буквы должны быть после согласных во всех трёх случаях? – Прочитайте вопросы после текста в рамке и ответьте на них. Физминутка. | Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану. Оглушение. Проверочные. После него стоит гласный. Буквы гласных а, ы. Буква согласного в конце слова. Одной чертой. О буквах, обозначающих парные по глухости-звонкости согласные звуки. 3. Подбор однокоренных слов. Много, нет. Буквы гласных. Запись слов. Выделение корней. Чтобы правильно написать букву, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук. | Регулятивная: -Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания -Осуществлять взаимоконтроль. Коммуникативная: Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). - Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательная: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Сформулированное правило, представленное в речевой форме и графической |
ΙV. Развитие умений – применение знания | Построение способа действия Формирования алгоритма самооценки Формирования алгоритма самооценки | 1. Прочитайте группы родственных слов. Определите, в каких словах парные согласные надо проверять? Слайд. Гриб, грибы, грибки, грибник, грибной. Сад, посадка, садик. Плот, плоты, плотина. Плод, плодовый, приплод. Спишите. Выделите корень.Обозначьте орфограмму. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 2. Слайд. Подберите проверочные слова, вставьте пропущенную букву. Обозначьте орфограмму. … - ко_ … - во_ … - мор_ … - тру_ … - вра_ … - скла_ 3.Комментирование предложений. Наш класс получил приз за поделки и рисунки. Собака – верный друг человека. - Предложите задания к предложениям. -Подчеркните грамматическую основу. - Выполнить звуко – буквенный разбор слова приз. Вопросы к ученикам, выполнявшему работу – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу Физминутка Проблемная ситуация для групп: найти «ловушки». 1 вариант. Трава, травинка, травяной, трафка. 2 вариант. Дубы, дубовый, дуп, дубки. | Проговаривают правила. Сравнивают с учебником, делают вывод. Высказывают свои варианты, обсуждают, записывают слова, обозначают орфограмму.
Ученики поочередно выходят к доске, выполняют задание с комментированием Два ученика поочередно комментируют предложения, записанные на карточках. Ученик выполняет разбор на доске. | Регулятивная: -– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания -Осуществлять взаимоконтроль. Коммуникативная: Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). - Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательная: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Составленный алгоритм нахождения орфограммы, проверочного слова. |
V. Итог урока. Рефлексия. | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности Решение орфографической задачи | Удалось нам овладеть способом нахождения родственных слов? Как? Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока. Какое было затруднение? Сможем выполнить сейчас? Что понравилось на уроке? Оцените себя с помощью таблицы на листах самооценки. Слайд . Сегодня на уроке: Я научился___ Было интересно___ Было трудно ___ - Могу похвалить себя за то, что _________ -Могу похвалить одноклассников за то, что ___. - Больше всего мне понравилось ____. - Мне показалось важным ___. -Для меня было открытием, что ___ | Дают словесную оценку. | Коммуникативная: Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий). - Уметь формулировать собственное мнение и позицию. Познавательная: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности |
VΙ. Домашнее задание. | «Дидактический материал», с. 104, упр.241 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока на тему;"Звонкие и глухие согласные на конце слова".
План- конспект урока по русскому языку....
План- конспект урока на тему :"Звонкие и глухие согласные на конце слова".
План- конспект урока по русскому языку....
Презентация для урока письма. Тема урока: «Звонкие и глухие согласные в конце слова». 1 класс
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7924783","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Конспект урока "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" 1 класс УМК " Школа России"
Комбинированный урок на основе комплексного интеллектуального развития с элементами словообразования....
Конспект урока "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"
Конспект урока по русскому языку по программе "Перспектива", 2 класс...
Презентация к уроку:"Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова."(1 класс УМК "Школа России").
Презентация по теме :"Правописание парных согласных в корне слова" выполнена как дополнительный наглядный материал для урока и призвана активизировать познавательную активность первокл...
Конспект урока "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов"
Конспект урока "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов"...