Конспект урока по ФГОС " Звонкие и глухие согласные в конце слова",2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока  русского языка во 2 классе " Буквы звонких и глухих согласных в конце слова. Знакомство с новой орфограммой" (ОС 2100)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnye_soglasnye.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

 

Урок русского языка, 2 класс

Тема: Буквы звонких и глухих согласных в конце слова. Знакомство с новой орфограммой.
Тип урока: открытие новых знаний

          Использование технологий: проблемно-диалогическая технология

Цель:

 развитие умений находить орфограмму-букву согласного в конце слова, графически обозначать её и писать слова с данной орфограммой.

Планируемые результаты:

предметные:

нахождение орфограммы букв парных согласных, определение проверочного и проверяемого слова в группе родственных слов;

личностные:

  • проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу
  • понимает причины успеха в учебной деятельности

 Универсальные учебные действия:

регулятивные

  • определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться работать по предложенному учителем плану;

познавательные

  • использует знако-символические средства при выполнении заданий;
  • делает выводы о результате совместной работы класса и учителя;
  • составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

  • слушает и понимает речь других;
  • договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Задачи педагога: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;  развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Ι. Актуализация знаний.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Приветствие.

- Проверим готовность.

Работа в тетради.

1. Словарная работа.

Выборочный диктант. Один человек работает на закрытом крыле доске.

- Я буду читать предложения, а вы записывайте словарные слова, которые встретятся .

1) Варя взяла карандаш и нарисовала дом. Я открываю новую тетрадь, как снег сияет чистая страница. Человек в ответе за то, что происходит в природе. Мороз сковал льдом реки и озера.

- Прочитайте слова, которые написали. Проверьте работу на доске.

 Самооценка ученика, работавшего на доске.

-Что общего в словах?

 2. Блицопрос.

– Закончите предложения:

а) Звуки речи делятся на …

б) Гласные звуки бывают …

в) Согласные звуки делятся на …. и …, а также … и …

г) Твёрдые и мягкие звуки бывают … и …

д) Непарные мягкие звуки – это …

е) Не обозначают звуков буквы …

3. Игра «Третий лишний».

-Назовите «лишнюю» букву в каждой группе.

АРЕ

 ЖДШ

ОГР

 ТСВ

ЛНК

Запись в тетради: карандаш, тетрадь, человек, мороз.

 

Оканчиваются согласным звуком

гласные и согласные). ударные и безударные

твёрдые и мягкие, глухие и звонкие

парные и непарные. [ч], [щ], [й].

ь и ъ.

В 1-й группе лишняя буква р, т.к. это буква согласного, а остальные буквы гласных.

Во 2-й группе-лишняя д, это буква звонкого согласного, остальные- буквы глухих.

 В 3-й группе лишняя буква, т.к. это буква гласного, а остальные буквы согласных.

Во 4-й группе-лишняя-в, это буква звонкого согласного, остальные- буквы глухих

В 5-й лишняя буква к, это буква парного согласного, остальные –непарных; или : к-буква глухого согл., а остальные – звонких.

Коммуникативная: взаимодействуют с учителем во время приветствия Слушать собеседника;

- Строить понятные для собеседника высказывания

Познавательная: Выделять существенную информацию.

Регулятивная: Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

-Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций,

 II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого

целеполагание

Слайд.

Роме велели написать предложение «Во дворе дома был маленький пруд»

Рома написал «Во дворе дома был маленький прут»

-Что заметили?

- Почему ошибся мальчик?

пруд - прут

– Что общего у этих слов?

– Какие звуки слышатся в конце слов?

– А какие буквы пишутся? (Разные: д и т.)

– Сформулируйте учебную проблему.

– Почему одинаковые звуки передаются разными буквами?

– А теперь я сотру эти буквы. Как быть, если мы не знаем, какую букву писать? На этот вопрос и будем искать ответ.

Как вы думаете, какая тема урока?

Какие задачи поставим перед собой?  

 

– Что мы сейчас делали?

ФИЗМИНУТКА

Рома ошибся, надо было написать «пруд»

Слышатся одинаково.

Они различаются последней буквой

Одинаковые – звук [т].

Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока.

Написание букв парных согласных в корне слова

Будем учиться определять, какую букву надо писать  в конце слова на месте парных согласных звуков.

Планировали свою деятельность.

Регулятивная:

- Уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

-Принимать и сохранять учебную цель и задачу;

-Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

Познавательная:

- Наблюдать за произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова.

- Слушают учителя;

-Отвечают на вопросы учителя

Коммуникативная: Взаимодействуют с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме

Фиксация во внешней речи причины затруднения.

Формулировка учебной задачи как темы   урока.

 ΙΙI. Открытие нового знания

Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия

инструкция

предъявление результата

1. Наблюдение в учебнике (упр. 238).

– Прочитайте слова первого столбика. Какой звук слышится на конце?

- А какая буква пишется? В каких словах расходятся написание и произношение?

 Что здесь наблюдаем?

– Прочитайте слова во 2-м и 3-м столбиках. Как они называются по отношению к словам в 1-м столбике?

– Почему теперь слышится звонкий согласный звук?

– Какие буквы помогли проверить?

Мы их будем подчёркивать двумя чёрточками, благодаря этим помощницам мы не ошибёмся в написании.

– Какая орфограмма есть в словах 1-го столбика?

– Как её подчеркнём?

– Какую букву писать в конце слова?

Напишите и сформулируйте правило.

– Сравните с правилом в рамке после упр. 238.

2. Работа над правилом.

– Прочитайте правило. Сравните с нашим выводом.

– О каких буквах согласных идёт речь в правиле? Сомневаемся ли мы в выборе букв согласных л, м, например, в словах стол, дом?

– Как проверить букву согласного в конце слова?

– Приведите свои примеры.

3. Способы проверки.

– В учебнике есть подсказка, как легче подобрать проверочное слово. Прочитайте дальше информацию в серой рамке.

– Сколько способов здесь названо?

– Какой из них вам хорошо знаком?

– Какие ещё способы есть? Назовите слова-подсказки в них.

– Какие буквы должны быть после согласных во всех трёх случаях?

– Прочитайте вопросы после текста в рамке и ответьте на них.

Физминутка.

Следить, чтобы каждый выражал своё мнение и строго работать по плану.

Оглушение.

Проверочные.

После него стоит гласный.

Буквы гласных а, ы.

Буква согласного в конце слова.

Одной чертой.

О буквах, обозначающих парные по глухости-звонкости согласные звуки.

3.

Подбор однокоренных слов.

Много, нет.

Буквы гласных.

Запись слов. Выделение корней. Чтобы правильно написать букву, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук.

Регулятивная:   

-Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

-Осуществлять взаимоконтроль.

Коммуникативная: Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

- Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательная:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Сформулированное правило, представленное в речевой форме и графической

ΙV. Развитие умений – применение знания 

Построение способа действия

Формирования алгоритма самооценки

Формирования алгоритма самооценки

1.

Прочитайте группы родственных слов. Определите, в каких словах парные согласные надо проверять?

Слайд. Гриб, грибы, грибки, грибник, грибной.

Сад, посадка, садик.

Плот, плоты, плотина.

Плод, плодовый, приплод.

Спишите. Выделите корень.Обозначьте орфограмму.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

2. Слайд.

Подберите проверочные слова, вставьте пропущенную букву. Обозначьте орфограмму.

… - ко_

… - во_

… - мор_

… - тру_

… - вра_

… - скла_

3.Комментирование предложений.

Наш класс получил приз за поделки и рисунки. Собака – верный друг человека.

- Предложите задания к предложениям.

-Подчеркните грамматическую основу.

- Выполнить звуко – буквенный  разбор слова приз.

Вопросы к ученикам, выполнявшему работу

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу

Физминутка  

Проблемная ситуация для групп: найти «ловушки».

1 вариант.  Трава, травинка, травяной, трафка.

2 вариант. Дубы, дубовый, дуп, дубки.

Проговаривают правила.

Сравнивают с учебником, делают вывод.

    Высказывают свои варианты, обсуждают, записывают слова, обозначают орфограмму.

 

Ученики поочередно выходят к доске, выполняют задание с комментированием

Два ученика поочередно комментируют предложения, записанные на карточках.

Ученик выполняет разбор на доске.

Регулятивная:   

-– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

-Осуществлять взаимоконтроль.

Коммуникативная: Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

- Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательная:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Составленный алгоритм нахождения орфограммы, проверочного слова.

V. Итог урока.

Рефлексия.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Решение орфографической задачи

Удалось нам овладеть способом нахождения родственных слов? Как?

Вернёмся к заданию, которое мы не могли выполнить в начале урока.

Какое было затруднение?

Сможем выполнить сейчас?

Что понравилось на уроке?

Оцените себя с помощью таблицы на листах самооценки.

Слайд .

Сегодня на уроке:

 Я научился___

Было интересно___

Было трудно ___

- Могу похвалить себя за то, что _________

-Могу похвалить одноклассников за то, что ___.

- Больше всего мне понравилось ____.

- Мне показалось важным ___.

-Для меня было открытием, что ___

Дают словесную оценку.

Коммуникативная: Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

- Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательная:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности

VΙ. Домашнее задание.

«Дидактический материал», с. 104, упр.241


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока письма. Тема урока: «Звонкие и глухие согласные в конце слова». 1 класс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7924783","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Конспект урока "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" 1 класс УМК " Школа России"

Комбинированный урок на основе комплексного интеллектуального развития с элементами словообразования....

Конспект урока "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"

Конспект урока по русскому языку по программе "Перспектива", 2 класс...

Презентация к уроку:"Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова."(1 класс УМК "Школа России").

Презентация по теме :"Правописание парных согласных в корне слова"  выполнена как дополнительный наглядный материал для урока и призвана активизировать познавательную активность первокл...

Конспект урока "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов"

Конспект урока "Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов"...