Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне". 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Аксенова Екатерина Михайловна

Урок закрпления, обобщения знаний по теме "Безударные гласные в корне" во 2 классе. На данном уроке использованы материалы по РК (Ильменский заповедник).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2-ом классе ( НРК )

Тема: Безударные гласные в корне. Закрепление.

Цели:

  • отрабатывать правописание безударных гласных в словах с проверяемым и непроверяемым написанием;

  • отрабатывать навыки самоконтроля, работы в парах;

  • развивать кругозор, память, мышление, орфографическую зоркость;

  • воспитывать бережное отношение к природе, к животным;

  • дать учащимся представление о заповеднике Челябинской области (Ильменском заповеднике).

Оборудование: презентация, карточки с заданиями по вариантам.

Ход урока

  1. Организационный момент. (Слайд 1)

- Я предлагаю вам пойти

Со мною в путь-дорогу,

В леса уральские зайти

И погостить немного.

Сегодня снова на пути

Опасности нас ждут,

Но знанья, дружба, память, ум

К победе приведут!

  1. Актуализация знаний. Чистописание.  (Слайд 2)

- Вот первая опасность. Нам надо перебраться через речку. Шагать нужно только по гласным буквам.

- По каким буквам мы пройдём. Назовите их.

( Е, И, О, Я, А)  

- Какие лишние?  (Слайд 2, щелчок)

- Напишите эти буквы красиво в свою тетрадь, и тогда мы переправимся на другой берег.             (….)

  1. Постановка темы и целей урока.

- Что ещё объединяет эти буквы, кроме того что они гласные. Вспомните тему предыдущего урока.

(Эти гласные в слабой позиции, без ударения вызывают сомнения, требуют проверки)

- Какова же тема нашего урока? Кто догадался?  (Слайд 3)

(Безударные гласные в корне слова)

- Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься на этом уроке?

(Будем отрабатывать навыки правописания безударных гласных, тренироваться правильно находить проверочные слова.)

  1. НРК (Слово учителя).

- И вот, пройдя первое препятствие, мы с вами попали в лес, но лес не простой, а заповедный. По другому такой лес называется –

ЗАПОВЕДНИК.

- Что такое заповедник? Кто из вас знает?

(….)

- Для более правильного и точного определения мы обратимся к «Толковому словарю»  (Слайд 4)

Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.

Заповедное – неприкосновенное, запретное. (Слайд 5)

                                       

- На территории нашей Челябинской области есть такие места, удивительные по своей красоте . Это ИЛЬМЕНЫ, Ильменский заповедник. (Слайд 6)

Это единственный минералогический музей в России, на его территории найдено большое количество разнообразных видов минералов. (О том что такое минералы мы поговорим на ближайшем уроке окружающего мира.)

Назван этот заповедник так потому, что территория его расположена вдоль Ильменского хребта наших уральских гор, близ города Миасса. Основан заповедник в 1920 году.

На территории заповедника 30 озёр, но большую часть заповедника занимают леса. Растительный и животный мир Ильмен очень разнообразен. Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о животных, живущих на территории заповедника. Здесь можно встретить разных животных: млекопитающих – 51 вид;

рыб – 11 видов;

птиц – 165 видов;

земноводных – 3 вида;

рептилий – 5 видов.

- Вот некоторые представители животного мира Ильмен. (Слайд 7)

- Каких животных вы узнали?

( …)

  1. Словарная работа. (Слайд 8)

- Прочитав эти слова, вы можете узнать ещё некоторых животных Ильменского заповедника.

[варона]

[заиц]

[сарока]

[алень]

- Что здесь записано?

(Здесь записаны звуки.)

- Верно. В транскрипции мы можем записать звуковую структуру слова, то как оно произносится и слышится.

- А всегда ли произношение гласных совпадает с написанием?

(Нет.)

- Когда совпадает?

(Когда гласные стоят в сильной позиции, т.е. под ударением.)

 - Когда не совпадает?

(В слабой позиции, без ударения)

- Что мы должны делать, если гласный стоит в слабой позиции и звучит нечётко?

(Мы должны слово проверить.)

- Всегда ли можно проверить написание гласного в корне?

(Нет, есть слова с непроверяемой орфограммой, словарные слова.)

- Выпишите из этих слов только слова с непроверяемой орфограммой.

(…)(Слайд 8, щелчок)

- Проверьте себя.

олень

сорока

заяц

- Какое слово вы не выписали?

(Ворона.)

- Почему?                (Слайд 8, щелчок)

(Потому что написание этого слова можно проверить.)

(Слайд 9, щелчок)

- Выберите проверочные слова к  слову ворона: воронёнок, творчество, ворон, воровать.

(Слайд 9, щелчок)

- Почему только это слово?

- Что важно знать при проверке безударной гласной в корне?

( Важно чтобы слово было родственным, однокоренным, а также, чтобы ударение падало на проверяемую гласную)

- Повторим правило правописания безударной гласной в корне. (Слайд 10)

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

  1. Письмо по памяти.

- Продолжим своё путешествие.

Чтоб в дороге не отстать,

Надо память упражнять.

И глаза свои, и ушки

Вы поставьте на макушки.

Предложения читайте,

«Про себя» их повторяйте.

(Слайд 11)

         В Ильменах встр  чаются и рыси. Рысь для заповедной з  мли гость нежелательный.

- Какая орфограмма пропущена в словах встречаются и земли?

(Безударная гласная в корне слова.)

- Как проверим эти гласные?

(Подберём проверочные слова: встреча – встречаются, земли – земли.) (Слайд 11, щелчок)

- Какие гласные вставим?        (Слайд 11, щелчок)

- Объясните другие орфограммы в этом тексте.

(…)

(Слайд 12)

(Далее дети записывают предложения по памяти. Осуществляют взаимопроверку в парах и сверяют с текстом на слайде.)  (Слайд 12, щелчок)

  1. Упражнения в правописании безударных гласных.

- Почему рысь нежелательный гость в заповеднике?

(Потому что рысь -  хищник и может съесть некоторых редких животных, маленьких детёнышей.)

- Пойдём на помощь маленьким зверятам.

Чтобы с рысью нам сражаться,

Надо много упражнятся.

Есть такие упражнения,

Ставить знаки ударения,

Подбирать проверку к слову.

Вот заданья. Все готовы?

(Слайд 13, щелчок)

б  льчата

л  сята

л  сята

з  йчата

- Запишите эти слова после проверочных. (Повторить правило.)

- Проверим ваши слова. (Слайд 13, щелчок 2-9)

  1. Физминутка.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, ушки трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять –

Хомка хочет сильным стать.

  1. Работа с карточками.

- Вот ещё один обитатель Ильменского заповедника. (Слайд 14, щелчок)

- Это пятнистый олень.

- Почему буквы выделены красным цветом?

(Это орфограмма – безударная гласная) (Слайд 14, щелчок) 

- Попробуйте объяснить орфограммы в названии этого животного.

(Пятнистый – безударная гласная «я»  в корне слова, проверочное слово пятна; олень – безударная гласная «о»  в корне слова, непроверяемая ударением, это слово нужно запомнить.)

- Пятнистый олень – очень редкое животное, исчезающий вид в Ильменах, взят под особую охрану.

- Прочитайте об этом животном текст на ваших столах.

(…)

Вариант 1.

             Пятнистый олень  – удивительное и очень редкое животное в Ильменах. Он был завезён заповедник в 1938 году с Дальнего Востока. Редким он стал потому, что люди истребляли этих животных, из-за его рогов–  пантов. В них содержится очень ценное вещество – пантокрин.

Задание: найди слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Запиши эти слова после проверочных.

Вариант 2.

          П . тнистый   . лень  – уд . вительное и очень редкое ж .вотное в Ильменах. Он был завезён заповедник в 1938 году с Дальнего Востока. Редким он стал потому, что люди истребляли этих животных, из-за его          р . гов–  пантов. В них содержится очень ценное вещество – пантокрин.

Задание: вставь пропущенные буквы, запиши в тетрадь проверочные слова.

Вариант 3.

                Пятнистый олень  – удивительное и очень редкое животное в

Ильменах. Он был завезён заповедник в 1938 году с Дальнего Востока.

Задание: поставить в словах знак ударения.

- Чем же он удивителен?

- Когда был завезён в Ильмены?

- Чем так славится пятнистый олень?

-Почему люди охотились на этого животного?

(Слайд 15)

Пантокрин – это препарат, повышающий выносливость при физических и психических нагрузках.

(Дифференцированная работа по карточкам.

1-ый вариант – дети вставляют в слова пропущенные безударные гласные, подбирают проверочные слова;

2-ой вариант – дети должны сами найти слова с безударной гласной и подобрать к ним проверочные слова.)

- Проверьте себя. (Слайд 16)

  1. Работа с учебником. (Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Русский язык. 2 класс.)

- Давайте ещё раз закрепим умение писать слова с безударной гласной в корне и навыки проверки этих гласных.

- Как и во сем мире в наш заповедный лес пришла зима. Давайте узнаем что изменилось с её приходом.

- Откройте учебник на странице 100, упражнение 119.

- Читаем задание вверху.

(…)

- Что такое предложение?

(Предложение – это группа слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.)

- Как мы отмечаем границы предложений в устной речи?

(Паузой.)

- А в письменной?

(Начало пишем с заглавной буквы, в конце ставим точку, или восклицательный знак, или вопросительный знак. Знак зависит от цели высказывания и интонации.)

(Чтение текста про себя, выделяя границы предложений.)

- Какие знаки поставим в конце предложений?

(Точки.)

- В каких словах пропущены гласные? Как проверить их написание?

(Повторение правила. Затем дети списывают текст, вставляя пропущенные гласные и расставляя знаки препинания в конце предложений.

Проверка проходит фронтально. Безударные гласные проверяются с помощью сигнальных карточек, устно называются проверочные слова.)

  1. Домашнее задание.

- Вашим домашним заданием будет аналогичное упражнение 121

на странице 111.

  1. Итог урока.

- Итак, пора нам возвращаться домой. Не стоит так долго беспокоить наших друзей – животных.

- Скажите, что нового узнали вы во время нашей прогулки?

(…)

- Какое правило нас всегда выручало?

(Правило. Слайд 10)

-Спасибо за урок! (Слайд 17)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Правописание безударных гласных в корне,правописание парных согласных. Закрепление пройденного материала.

КВН по русскому языку в рамках кустового объединения начальных классов по теме "Нетрадиционные формы проведения урока"...

Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"

На этом уроке идёт   формирование   умения  видеть   орфограмму в   корне  слова;   совершенствуются   знания  учащихся   в ...

Урок русского языка «Правописание безударных гласных в корне слова», посвящённый 75-летию Великой Победы 9 мая 1945 года (в рамках школьной Декады наук) 4 класс «А»

Цели урока: Систематизировать знания обучающихся, их умений находить в словах безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова и однокоренные слова. Развивать речь обучающихся, наблюдател...