Конспект открытого урока русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока дан в виде технологической карты. На уроке использовы разные виды заданий,позволяющие сделать урок интересны и увлекательным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе
Ф. И. О. педагога Мурлыкина Мария Валерьевна
Предмет русский язык
Класс 4а
Тема урока «Изменение глаголов по временам»
Цель: познакомить с понятием временных форм глагола и с особенностями каждой временной формы глагола.
Задачи:
- Образовательные: познакомиться с временными формами глагола, закрепить правописание глаголов, умение подбирать глаголы по вопросам, обогащать словарный запас учащихся, учить обобщать, аргументировать свои ответы.
- Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, познавательные способности учащихся, орфографическую зоркость, продолжить работу по развитию речи учащихся.
- Воспитательные: продолжать формировать культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу, воспитывать интерес к русскому языку и русской поэзии.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация ,набор карточек; опорные схемы; учебник С. В. Иванова, М.И. Кузнецовой "Русский язык" 4 класс, тетрадь, рабочая тетрадь, наглядное пособие, карточки для рефлексии.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок: Предметные результаты: знают, что такое глагол, значение и правописание глаголов, их использование в речи.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Предметные УУД. Уметь применять правила правописания на практике
Познавательные УУД. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Уметь находить нужную информацию в текстах учебника.
Регулятивные УУД. Принимать и сохранять учебную задачу, использовать знаково-символические средства в представлении информации для решения учебных и практических задач .Ставить цель, осуществлять контроль, коррекцию знаний. Уметь работать по алгоритму.
Коммуникативные УУД. Принимать участие в работе парами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях.
Личностные УУД. Проявлять учебную и коммуникативную активность. Формировать широкую мотивационную основу учебной деятельности. Уметь взаимодействовать в группе в соответствии с правилами, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемые методы, приёмы, формы | Формируемые УУД |
I. Организационный момент. Цели: – актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности; – создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | – У нас сегодня необычный урок. Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их. -Сегодня мы с вами совершим интересное путешествие на машине времени. В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами. -Далекие звезды над нами горят, Зовут они в гости хороших ребят. Собраться в дорогу нетрудно для нас – И вот мы к полету готовы сейчас. Итак, отправляемся в путешествие. | Настраиваются на урок, на партах лежат звезды разных цветов. | фронтальная | Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению. |
II. Актуализация опорных знаний. Целеполагание. Учитель предлагает серию вопросов на восстановление пройденного материала о глаголе. Пробуждает детей к высказыванию своего мнения, предлагая аргументировать свои высказывания | На уроках литературного чтения, когда изучали УНТ, то приводили много примеров пословиц и поговорок. -Скажите, а зачем нужны пословицы и поговорки? -Сегодня на уроке мы вспомним пословицу о дружбе, т.к. мы – команда и должны быть дружными. 1.Минутка чистописания. Слайд. Друг за друга держаться - ничего не бояться. Слайд. -Что за слова у меня выделены? -Что такое глаголы? -На какие вопросы отвечают глаголы в ед.ч? -На какие вопросы отвечают глаголы во мн.ч.? -Как изменяются глаголы? -На какие вопросы отвечают глаголы в НФ? -Объясните правописание глаголов в пословице. 2.Словарная работа. Слайд. -Откройте словари, запишите новую группу, сегодня она будет связана с нашим путешествием. Ракета, космос, космонавт, космический корабль. Ставим ударение, подчеркиваем безударные гласные, сочетания, которые нужно запомнить. Составляем предложение. -Как можно назвать слова космос, космонавт, космический корабль? | Воспринимают на слух вопросы, отвечают на вопросы учителя. Глаголы. Перечисляют их. Записывают пословицу в тетрадь, подчеркивают глаголы. Запись слов в словарь. Предложение. Ракета стартует в космос. Однокоренными. | Беседа по уточнению и конкретизации знаний, фронтальная. | Регулятивные УУД: целеполагание, самопроверка и взаимопроверка; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. Цели: – выявить место затруднения; – зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели | Мы летим в космос на необычной ракете, на которой можно путешествовать не только в космосе, но и во времени. -Прочитайте выражения: Слайд. Ах, как же быстро… Время летит Время разум дает Всякой вещи время Делу время, потехе час - Попробуйте сейчас самостоятельно сформулировать тему нашего урока. - Верно, это время глагола. -Какие виды работ мы будем выполнять ? -На столах у вас лежат карточки с текстами. Почитайте их. И вместе со своим соседом по парте сделайте вывод, что не так. Как изменить текст. Но не все глаголы в нем будут меняться. Космонавты садятся в ракету времени и видят, как… Слайд. Рыженький котик сидеть на окошке. И увидеть он знакомую кошку. Он ей песню спеть , А потом поесть. Вот теперь сидеть , На неё глядеть. Кисонька мурлыкать , Кота к себе кликать: Пойдём, котичек, на улицу гулять, Курочек соседских попугать. Будем вместе по улице ходить. И о разном с тобой будем говорить. -Что вы заметили? -Что нужно сделать, чтобы текст стал связным? -Давайте изменим глаголы и поставим их в нужное время. | Слушают, анализируют, предлагают свои варианты ответов. Делают вывод о правописании Высказывают предположения формулируют тему урока Меняем глаголы. НФ меняем на нужное время глагола. | Практическая работа. Индивидуальная, фронтальная, в паре. | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
IV. Открытие нового знания. Цели: – организовать постановку цели урока; – организовать составление совместного плана действий; – определить средства. | -Наш корабль причалил к какой-то планете. Прочитаем ее название. (Открывает название планеты на ленте). Это планета, на которой живут глаголы: сидит, слушает, думают, отвечает и т.д. -На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делает? Что делают?) -Это глаголы, которые показывают, что действие происходит в момент речи, т.е. сейчас. -Как вы думаете, какое это время? -Найдите эту тему в учебнике. Прочитайте. Наше время пребывания на этой планете окончено. Продолжаем путешествие дальше. И теперь мы попадаем на следующую планету, на которой живут глаголы: сидел, слушал, думал, отвечали, нарисовал, написали. -На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали?) -Это глаголы, которые показывают, что действие происходило до момента речи, т.е. вчера, на прошлой неделе или 5 минут назад и т.д. Мы уже посетили 2 планеты, осталась последняя. Как вы думаете, а какое название будет у нее? Здесь живут глаголы: уйду, напишу, решу, посчитаем, буду смотреть. -На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что сделают? Что будет делать?) -Посмотрите, здесь появляется дополнительный глагол будет. Глаголы, которые отвечают на вопрос Что сделает? – СВ, а те, которые имеют слово будут + НФ – НСВ. Глаголы в форме будущего времени показывают, что действие будет происходить после момента речи, т.е. когда – то. Приведите примеры глаголов в форме будущего времени. | Запись в тетради по столбикам. Открывается название времени на карточке. Заполнение таблицы в тетради. Открывается название времени. Запись в тетрадь. Запись в тетради. | Работа фронтальная, беседа | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации. Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности. Универсальные: - анализ объектов с целью выделения признаков |
Физкультминутка | Космонавты устали. Невесомость расслабила их. Им необходимо отдохнуть. | Делают движения под музыку. | ||
Продолжение работы | -Отдохнули. Продолжаем наш полет. -У нас с вами сегодня необычное путешествие, связанное с путешествием во времени Вспомните, а какое мы записали предложение на словарной работе? Да, на ракетах. Я сейчас вам расскажу о человеке, который разрабатывает их. Это Сергей Павлович Королёв. Чтение текста без глаголов. Сергей Павлович Королёв- известный конструктор. Он (создавал) космическую технику. Первую ракету (запустили) только на 400 метров в высоту. Королёв (изобретал) всё новые и новые летательные аппараты. Нередко испытания (заканчивались) трагически: ракеты (ломались), (взрывались). Конструктор не раз (был) в большой опасности. Но каждая новая ракета (становилась) лучше предыдущей. -Что удивило вас в тексте? -Все ли вы поняли в тексте? Чтение текста с глаголами. -Если убрать глаголы, то мир остановится. -Какую роль играют глаголы? Как сказал русский ученый А.М.Пешковский: «Глаголы – это какие-то «живые» слова, оживляющие все, к чему они прилагаются…» | Высказывают предположения | фронтальная | |
VI. Первичное закрепление. Цели: – организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; – организовать самопроверку по эталону; – организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Мы – космонавты, выполнили задания в космосе и теперь вернулись на Землю. Теперь нам нужно заполнить наши бортовые журналы. На столах карточки с текстом. -Прочитайте. Озаглавьте. Спишите текст в тетрадь и определите время глагола. Сильный ветер разогнал тучи. Дождь прошёл. Мокрая трава блестит на солнце. Его яркие лучи осветили лесную поляну. Красивыми огоньками сверкает утренняя роса. Небо стало голубым и чистым. Скоро запоёт свою звонкую песню жаворонок. | Работа самостоятельная. Первые 3 человека подают тетради на проверку. Один ученик выписывает глаголы на доску, а остальные проверяют работы у своих одноклассников. | Работа по карточкам, в тетради Самостоятельная работа. фронтальная | Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя. Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция. Принимать и сохранять учебную задачу, представлять информацию для решения учебных и практических задач |
VII. Включение в систему знаний и повторение. Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Минутка зоркости. А теперь уже с Земли мы наблюдаем за космосом. Записываем слова и объясняем их написание. У глагола определить время. Звездное небо, лечу в космос, хороший полет, ракета опустилась, скафандр космонавта. | Запись на доске и в тетрадях. Выходят к доске по одному человеку. | Работа в тетрадях Фронтальная Самостоятельная работа. | Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Познавательные УУД: находить в тексте учебника необходимую информацию и работать с ней. |
VIII. Рефлексия деятельности. Цель: организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности. | Акцентирую внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке Слайд Cегодня я на уроке ... Я учился (училась) … Я узнал (а) … Я понял, что … Себя я могу похвалить за … Эти знания мне пригодятся… Сделал (а) вывод … | Формулируют конечный результат своей деятельности | Беседа Фронтальная | Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. смыслообразование Какое значение имеют для меня полученные знания |
IX. Итог урока. Д/з. Закрепить полученные знания | – Ребята давайте повторим, с каким понятием мы сегодня познакомились. – Какие времена бывают у глагола? -На какие вопросы отвечает каждое время глагола? Слайд Прошедшее время – то, что Было, прошло. Настоящее время – то, что происходит сейчас Будущее время- то , что будет. А теперь приклейте на нашу ленту времени свои звезды те, у кого после урока осталось хорошее настроение!! Оценки за урок. – Д/з. Текст, в котором глаголы стоят в наст. времени, 1 вариант записывает в прош., а 2 вариант – в буд.времени. С НОВЫМ ГОДОМ! К концу старого года в календаре остаётся всё меньше листков — дней. И, наконец, опадает последний листок. Тут появляются новые календари — приметы Нового года. У ребят большие зимние каникулы. Всюду зажигаются праздничные новогодние ёлки. | Чтение хором. Делают дневниковые записи | Фронтальная | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка 2 класс
урок русского языка по теме "Глагол" УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект открытого урока русского языка, 1 класс
Конспект открытого урока русского языка в 1 классе по теме "Заглавная буква в словах"....
конспект открытого урока русского языка 3 класс "Род имен существительных"
Данный конспект урока содержит различные виды работ по усвоению темы...
Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.
Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...
Конспект открытого урока русского языка, 3 класс.
Цель урока: уточнить представления о том, что такое корень и однокоренные, что корень слова в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах....
Конспект открытого урока русского языка 4 класс ОВЗ по теме: Мягкий знак в середине слова.
Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак в середине слова.Цель: Развивать умение обозначать мягкость согласного звука в конце и в середине слова мягким знаком.Задачи:Образо...