Конспект открытого урока русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Конспект урока дан в виде технологической карты. На уроке использовы разные виды заданий,позволяющие сделать урок интересны и увлекательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе

Ф. И. О. педагога      Мурлыкина Мария Валерьевна

Предмет    русский язык

Класс     4а

Тема урока   «Изменение глаголов по временам»  

Цель: познакомить с понятием временных форм глагола и с особенностями каждой временной формы глагола.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомиться с временными формами глагола, закрепить правописание глаголов, умение подбирать глаголы  по вопросам, обогащать словарный запас учащихся, учить обобщать, аргументировать свои ответы.
  2. Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, познавательные способности учащихся, орфографическую зоркость, продолжить работу по развитию речи учащихся.
  3. Воспитательные: продолжать формировать  культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу, воспитывать интерес к русскому языку и русской поэзии.

Тип урока: открытие новых  знаний.

Формы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация ,набор карточек; опорные схемы; учебник С. В. Иванова, М.И. Кузнецовой "Русский язык" 4 класс, тетрадь, рабочая тетрадь, наглядное пособие, карточки для рефлексии.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок: Предметные результаты: знают, что такое глагол, значение и правописание глаголов,  их использование в речи.

Цели урока как планируемые  результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Предметные УУД. Уметь применять правила правописания на практике

Познавательные УУД. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением  существенных и несущественных признаков. Уметь находить нужную информацию в  текстах учебника.

Регулятивные УУД. Принимать и сохранять учебную задачу, использовать знаково-символические средства в представлении информации для решения учебных и практических задач .Ставить цель, осуществлять контроль, коррекцию знаний. Уметь работать по алгоритму.

Коммуникативные УУД. Принимать участие в работе парами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях.

Личностные УУД. Проявлять учебную и коммуникативную активность. Формировать широкую мотивационную основу учебной деятельности. Уметь взаимодействовать  в группе в соответствии с правилами, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Используемые методы, приёмы, формы

Формируемые УУД

I. Организационный момент.

Цели:

– актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;

– создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

– У нас сегодня необычный урок. Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их.

-Сегодня мы с вами совершим интересное путешествие на машине времени. В наших силах сделать урок полезным и интересным. Будем работать вдумчиво и внимательно, порадуем друг друга успехами.

-Далекие звезды над нами горят,

Зовут они в гости хороших ребят.

Собраться в дорогу нетрудно для нас –

И вот мы к полету готовы сейчас.

Итак, отправляемся в путешествие.

Настраиваются на урок, на партах лежат звезды разных цветов.

фронтальная

Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.

II. Актуализация опорных знаний. Целеполагание.

Учитель предлагает серию вопросов на восстановление пройденного материала о глаголе.

Пробуждает детей к высказыванию своего мнения, предлагая аргументировать свои высказывания

На уроках литературного чтения, когда изучали УНТ, то приводили много примеров пословиц и поговорок.

-Скажите, а зачем нужны пословицы и поговорки?

-Сегодня на уроке мы вспомним пословицу о дружбе, т.к. мы – команда и должны быть дружными.

1.Минутка чистописания.

Слайд.

Друг за друга держаться - ничего не бояться.

Слайд.

 -Что за слова у меня выделены?

-Что такое глаголы?

-На какие вопросы отвечают глаголы в ед.ч?

-На какие вопросы отвечают глаголы во мн.ч.?

-Как изменяются глаголы?

-На какие вопросы отвечают глаголы в НФ?

-Объясните правописание глаголов в пословице.

2.Словарная работа.

Слайд.

-Откройте словари, запишите новую группу, сегодня она будет связана с нашим путешествием.

Ракета, космос, космонавт, космический корабль.

Ставим ударение, подчеркиваем безударные гласные, сочетания, которые нужно запомнить. Составляем предложение.

-Как можно назвать слова космос, космонавт, космический корабль?

Воспринимают на слух вопросы, отвечают на вопросы учителя.

Глаголы. Перечисляют их. Записывают пословицу в тетрадь, подчеркивают глаголы.

Запись слов в словарь.

Предложение.

Ракета стартует в космос.

Однокоренными.

Беседа по уточнению и конкретизации знаний, фронтальная.

Регулятивные УУД: целеполагание, самопроверка и взаимопроверка;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

III. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

Цели:

– выявить место затруднения;

– зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Самостоятельное  формулирование проблемы и постановку цели

Мы летим в космос на необычной ракете, на которой можно путешествовать не только в космосе, но и во времени.

-Прочитайте выражения:

Слайд.

Ах, как же быстро…

Время летит

Время разум дает

Всякой вещи время 

Делу время, потехе час

- Попробуйте сейчас самостоятельно сформулировать тему нашего урока.

- Верно, это время глагола.

-Какие виды работ мы будем выполнять ?

-На столах у вас лежат карточки с текстами. Почитайте их. И вместе со  своим соседом по парте сделайте вывод, что не так. Как изменить текст. Но не все глаголы в нем будут меняться.

Космонавты садятся в ракету времени и видят, как…

Слайд.

Рыженький котик сидеть на окошке.

 И увидеть он знакомую кошку.

 Он ей песню спеть ,

 А потом поесть.

 Вот теперь сидеть ,

 На неё глядеть.

 Кисонька мурлыкать ,

 Кота к себе кликать:

 Пойдём, котичек, на улицу гулять, 

 Курочек соседских попугать.

 Будем вместе по улице ходить.

 И о разном с тобой будем говорить.

-Что вы заметили?

-Что нужно сделать, чтобы текст стал связным?

-Давайте изменим глаголы и поставим их в нужное время.

Слушают, анализируют, предлагают свои варианты ответов.

Делают вывод о правописании

Высказывают предположения формулируют тему урока

Меняем глаголы. НФ меняем на нужное время глагола.

Практическая работа.

Индивидуальная, фронтальная, в паре.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

IV. Открытие нового знания.

Цели:

– организовать постановку цели урока;

– организовать составление совместного плана действий;

– определить средства.

-Наш корабль причалил к какой-то планете. Прочитаем ее название. (Открывает название планеты  на ленте). Это планета, на которой живут глаголы: сидит, слушает, думают, отвечает и т.д.

-На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делает? Что делают?)

-Это глаголы, которые показывают, что действие происходит в момент речи, т.е. сейчас.

-Как вы думаете, какое это время?

 -Найдите эту тему в учебнике. Прочитайте.

Наше время пребывания на этой планете окончено. Продолжаем путешествие дальше. И теперь мы попадаем на следующую планету, на которой живут

 глаголы: сидел, слушал, думал, отвечали, нарисовал, написали.

-На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали?)

-Это глаголы, которые показывают, что действие происходило до момента речи, т.е. вчера, на прошлой неделе или 5 минут назад и т.д.

Мы уже посетили 2 планеты, осталась последняя. Как вы думаете, а какое название будет у нее?

Здесь живут глаголы: уйду, напишу, решу, посчитаем, буду смотреть.

-На какие вопросы отвечают эти глаголы? (Что сделают? Что будет делать?)

-Посмотрите, здесь появляется дополнительный глагол будет. Глаголы, которые отвечают на вопрос Что сделает? – СВ, а те, которые имеют слово будут + НФ – НСВ.

Глаголы в форме будущего времени показывают, что действие будет происходить после момента речи, т.е. когда – то. Приведите примеры глаголов в форме будущего времени.

Запись в тетради по столбикам.

Открывается название времени на карточке.

Заполнение  таблицы в тетради.

Открывается название времени. Запись в тетрадь.

Запись в тетради.

Работа

фронтальная, беседа

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии  с поставленной задачей; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Универсальные:

- анализ объектов с целью выделения признаков

Физкультминутка

Космонавты устали. Невесомость расслабила их. Им необходимо отдохнуть.

Делают движения под музыку.

Продолжение работы

-Отдохнули. Продолжаем наш полет.

-У нас с вами сегодня необычное путешествие, связанное с путешествием во времени Вспомните, а какое мы записали предложение на словарной работе? Да, на ракетах. Я сейчас вам расскажу о человеке, который разрабатывает их. Это Сергей Павлович Королёв.

Чтение текста без глаголов.

Сергей Павлович Королёв- известный конструктор. Он (создавал) космическую технику. Первую ракету (запустили) только на 400 метров в высоту. Королёв (изобретал) всё новые и новые летательные аппараты. Нередко испытания (заканчивались) трагически: ракеты (ломались),  (взрывались). Конструктор не раз (был) в большой опасности.     Но каждая новая ракета (становилась) лучше предыдущей.

-Что удивило вас в тексте?

-Все ли вы поняли в тексте?

Чтение текста с глаголами.

-Если убрать глаголы, то мир остановится.

-Какую роль играют глаголы? Как сказал русский ученый А.М.Пешковский: «Глаголы – это какие-то «живые» слова, оживляющие все, к чему они прилагаются…»

Высказывают предположения

фронтальная

VI. Первичное закрепление.

Цели:

– организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

– организовать самопроверку по эталону;

– организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Мы – космонавты, выполнили задания в космосе и теперь вернулись  на Землю. Теперь нам нужно заполнить наши бортовые журналы.

 На столах карточки с текстом.

-Прочитайте. Озаглавьте. Спишите текст в тетрадь и определите время глагола.  

    Сильный ветер разогнал тучи. Дождь прошёл. Мокрая трава блестит на солнце. Его яркие лучи осветили лесную поляну. Красивыми огоньками сверкает утренняя роса. Небо стало голубым и чистым.  Скоро запоёт свою звонкую песню жаворонок.

Работа самостоятельная.

Первые 3 человека подают тетради на проверку. Один ученик выписывает глаголы на доску, а остальные проверяют работы у своих одноклассников.

Работа по карточкам,  в тетради

Самостоятельная работа.

фронтальная

Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция.

Принимать  и сохранять учебную задачу, представлять информацию для решения учебных и практических задач

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Минутка зоркости. А теперь уже с Земли мы наблюдаем за космосом.   Записываем слова и объясняем их написание. У глагола определить время.

Звездное небо, лечу в космос, хороший полет, ракета опустилась, скафандр космонавта.

Запись на доске и в тетрадях.

Выходят к доске по одному человеку.

Работа в тетрадях

Фронтальная

Самостоятельная  работа.

Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Познавательные УУД: находить в тексте учебника необходимую информацию и работать с ней.

VIII. Рефлексия деятельности.

Цель: организовать рефлексию и оценку учениками собственной учебной деятельности.

Акцентирую внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке

 Слайд

Cегодня я на уроке  ...

Я учился (училась) …

Я узнал (а) …

Я понял, что …

Себя  я могу похвалить за …

Эти знания мне пригодятся…

Сделал (а) вывод …

Формулируют конечный результат своей деятельности

Беседа

Фронтальная

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. смыслообразование

Какое значение имеют для меня полученные знания

IX. Итог урока. Д/з.

Закрепить полученные знания

– Ребята давайте повторим, с  каким понятием мы сегодня познакомились.

– Какие времена бывают у глагола?

-На какие вопросы отвечает каждое время глагола?

Слайд  

Прошедшее время – то, что                  

Было, прошло.

Настоящее время – то, что происходит сейчас         

Будущее время- то , что будет.                         

А теперь приклейте на нашу ленту времени свои звезды те, у кого после урока осталось хорошее настроение!!

Оценки за урок.

– Д/з. Текст, в котором глаголы стоят в наст. времени, 1 вариант записывает в прош., а 2 вариант – в буд.времени.

                              С НОВЫМ ГОДОМ!

      К концу старого года в календаре остаётся всё меньше листков — дней. И, наконец, опадает последний листок. Тут появляются новые календари — приметы Нового года.

     У ребят большие зимние каникулы. Всюду зажигаются праздничные новогодние ёлки.

Чтение хором.

Делают дневниковые записи

Фронтальная

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии  с поставленной задачей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка 2 класс

урок русского языка по теме "Глагол"  УМК "Планета знаний" автор Л. Я. Желтовская...

Конспект открытого урока русского языка, 1 класс

Конспект открытого урока русского  языка в 1 классе по теме "Заглавная буква в словах"....

конспект открытого урока русского языка 3 класс "Род имен существительных"

Данный конспект урока содержит различные виды работ по усвоению темы...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

Конспект открытого урока русского языка, 3 класс.

Цель урока: уточнить представления о том, что такое корень и однокоренные, что корень слова в однокоренных словах пишется одинаково; учить находить корень в словах....

Конспект открытого урока русского языка 4 класс ОВЗ по теме: Мягкий знак в середине слова.

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс.Тема: Мягкий знак в середине слова.Цель: Развивать умение обозначать мягкость согласного звука в конце и в середине слова мягким знаком.Задачи:Образо...