Календарное планирование по русскому языку 2 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тематическое (поурочное) планирование по русскому языку
(170 часов: 128/42р.[1])
№ | Темы курса, тематика уроков | Формируемые умения/личностные качества (планируемые результаты обучения) | Деятельность учащихся | Часы | Стр. пособий Учебник (ТПО) П. Т. / К.т. | Электр сопро вож. | Дата | Кор-рек тиро вка | ||
предметные умения | универсальные учебные действия | |||||||||
I четверть (40 ч.: 31/9 р.) | ||||||||||
Знаем – повторим, не знаем – узнаем (21 ч.: 17/4р.) | ||||||||||
1. | Повторение изученного и расширение сведений (8 ч.: 7/1 р.) Поговорим об ушедшем лете | Ориентироваться на страницах учебника и тетради-задачника, понимать их условные обозначения; строить высказывания на основе летних впечатлений, выбирать точные слова при формулировании мыслей. Пользоваться словами различных групп в речи, выявлять собственные имена. Обращаться к толковому словарю учебника. Ставить вопросы к словам, сравнивать, классифицировать слова по тому, что они обозначают и на какой вопрос отвечают. Создавать небольшие тексты повествователь- ного и описательного характера. Обнаруживать и объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв, выполнять звуко-буквенный разбор. Списывать и писать под диктовку, выполняя определённую последова тельность действий. По освоенным опознаватель ным признакам обнару- живать орфограммы (без термина) в зрительно воспринимаемом тексте и на слух, применять известные правила письма (правописание ударных сочетаний «жи-ши, ча-ща, чу-щу», раздельное написание предлогов), проверять написанное и вносить коррективы, исправлять описки. | -Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, сознательное отношение к своей речи, контроль за ней, понимание необходимости говорить понятно, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. (Л.) -Выполнять инструк-ции учителя, действовать по предложенному плану, ориентироваться на общий способ действия. Контролировать действия (чужие и свои). Оценивать свои достижения, осознавать трудности и стараться преодолевать их. (Р[2].) - Находить нужную информацию в материалах учебника, пользоваться ею. (П-1.) Анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы, классифицировать, моделировать, обобщать материал. (П-2.) Выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, отвечать на вопросы персонажей учебника, участвовать в совме-стных действиях. (К.) | Рассматривают учебник, его обложку, страницы, выявляют новые условные обозначения, обмениваются впечатлениями об отдыхе, сравнивают и выбирают слова со значением оценки, отбирают материал для своих рассказов, моделируют предложения. Исправляют предложения мальчика-иностранца, вносят уточнения в текст, объясняют изменения. Пользуются знаниями об «опасных местах» и изученными правилами для исправления ошибок, аргументируют исправления. Обнаруживают в записи «опасные места», планируют процесс списывания и действуют по плану. Выполняют основные требования к речи и речевому поведению. Сравнивают, классифицируют слова по их назначению, осознавать недостаток знаний. Читают материал учебника для получения информации, употребляют в речи новый термин, ставят вопросы к словам, распознают слова, называющие предметы по освоенным признакам, ведут рассуждения, делают умозаключения. Анализируют качество устной речи: ясность, внятность. Систематизируют информацию о звуках, анализируют звуки, модели, добавляют в модель недостающие значки, характеризуют звуки и классифицируют их. Обобщают знания о способах обозначения твёрдости-мягкости согласных звуков на письме, находят и исправляют ошибки, воспроизводят правило написания ударных слогов «жи-ши, ча-ща, чу-щу», применяют его. | 1 | 3-6(5-6) | ЭОР | |||
2. | О нашей речи | 1 | 7-8(7) П.4-6 | ЭОР | ||||||
3. | Повторение изученного о группах слов и знакомство с понятием «предмет». («Что ты знаешь о словах?») | 1 | 8-11(8) Т.№1-2 П.7-13 | ЭОР | ||||||
4. | Изменение вопросов кто? что? и названий предметов по этим вопросам. | 1 | 12-14 (8-9) Т.№3-4 К.т.№1-3 П.14-18 | ЭОР | ||||||
5. | Повторение известного о звуках речи. Звуко-буквенный разбор («Будем говорить понятно!») | 1 | 14-15 (10-11) Т.№5-6 К.т.№4 П.19-23 | ЭОР | ||||||
6. | Совершенствование различных умений | 1 | 15-17 П.24-26 К.т. № 5-6 | |||||||
7. | Повторение способов обозначения твёрдости-мягкости согласных («Может ли быть непонятной письменная речь?) | 1 | 18-19 (11-12) Т.№7 К. №7. | ЭОР | ||||||
8. | Повторение изученных орфографических пра-вил (написание большой буквы, сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу) | 1 | 20-21 (13-14) | ЭОР | ||||||
9. | Правописание ь между двумя согласными («Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным?») (6 ч.: 4/2 р.) Знакомство с правописанием ь в положении «мягкий перед твёрдым». Отсутствие ь в соче- таниях чк, чн, чт, щн | Объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных, правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных при письме. Сравнивать и классифицировать слова по указанным признакам. Применять правило правописания сочетаний «чк, чн, чт, щн», а также других сочетаний, когда после мягких согласных не пишется ь. Списывать и писать под диктовку, осуществлять проверку написанного. | - Готовность преодолевать учебные затруднения. (Л.) - Ставить учебную задачу, действовать по намеченному плану, выполнять учебные действия, использовать речь для регуляции своих действий,сверять сделанные выводы с вы-водами в учебнике. (Р.)- Самостоятельно на-ходить нужную ин-формацию в материалах учебника, использовать её для решения учебно-познавательной задачи (П-1.) Анализировать, сравнивать, классифици ровать, группировать языковой материал, фиксировать выводы в таблице, словесно оформлять их, обобщать. (П-2.) - Участвовать в совместной деятель-ности, оказывать вза-имопомощь, расска-зывать о своих наблюде ниях и сделанных выводах одноклассникам и членам семьи. (К.) | Наблюдают за использованием ь между двумя согласными, выявляют закономерность, делают умозаключение, предполагают правило письма. Читают материал учебника, проверяют и уточняют информацию, пользуются новой информацией при письме. Анализируют позицию мягкого согласного звука и выбирают написание. Классифицируют и группируют слова в зависимости от написания. Анализируют написание слов и расширяют знания об «опасных местах», систематизируют их в таблице, пользуются составленной таблицей как справочником при письме, используют приобретённые знания при списывании и письме под диктовку, передают знания другим. Разграничивают орфограммы на изученные правила и неизученные. Пользуются словарём учебника, выбирают в нём слова по заданным признакам. Наблюдают за использованием слов в текстах, за их ролью, значением и написанием, накапливают опыт использования слов для повышения точности речи. | 1 | 22-24 (15-16) П.27-28 | ЭОР | |||
10. | Мягкий согласный перед мягким – «опас- ное» при письме место | 1 | 25-26 (17-18) | ЭОР | ||||||
11. | Сочетания, в которых никогда или чаще всего не пишется ь (зд, сн, зн, нч, нщ; ст и нт) | 1 | 26-27 (18-20) | ЭОР | ||||||
12. | Закрепление правила написания ь между двумя согласными | 1 | 28-31 П.28-30 | ЭОР | ||||||
13. | Закрепление правила написания ь между двумя согласными | 1 | 31 П.31-32 | |||||||
14 | Контрольный диктант №1 по теме: «Знаем – повторим, не знаем – узнаем» | 1 | ||||||||
15 | Способы обозначения звука [й,]. Разделительные знаки ь и ъ («За какими буквами прячется звук [й,]?») (5 ч.: 4/1р.) Работа над ошибками Повторение известных способов обозначения звука [й,] | Объяснять выбор способа обозначения буквами звука [й,], правильно обозначать звук [й,] при письме. Сравнивать и классифицировать слова по указанным признакам. Определять разнови-дности орфограмм и соотносить их с определёнными пра-вилами. Списывать и писать под диктовку, проверять написан-ное и исправлять ошибки. | Планировать свои действия, выполнять их, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы. (Р.) - Читать и извлекать необходимую информа цию, соотносить её со своими наблюдениями; выделять новые сведе ния, с помощью приобретённой инфо-рмации проверять и оценивать сделанные предположения, вы-полненные действия; переводить информа цию, представленную в табличной, модельной форме в словесную. (П-1.) Осуществлять на-блюдение, анализ, сравнение, классифи-фикацию, группировку, конструирование, моде лирование, умозаключе ния, обобщения. (П-2.) | Анализируют позиции, от которых зависит выбор способа обозначения звука [й,], осмысливают информацию, представленную в моделях, уточняют знания о способах обозначения звука [й,], вносят дополнения в модели. Выявляют недостаток знаний. Наблюдают за звучанием и написанием слов, делают вывод о правиле письма. Читают материал учебника, проверяют и уточняют вывод. Дополняют известные способы действия новым; осуществляют и контролируют выбор нужного способа обо-значения звука [й,]. Понимают функцию разделительных ь и ъ, накапливают опыт их использования. Классифицируют и групп-пируют слова с ь и ъ, прове-ряют написанное. Обобщают и систематизируют знания о способах обо-значения звука [й,], применяют полученные знания при письме. | 1 | 32-33 (21-22) П.32-33 | ЭОР | |||
16. | Знакомство с назначением раздели-тельных знаков (ь и ъ); освоение записи ь/ъ | 1 | 34-36 (22-23) П.34-36 | ЭОР | ||||||
17. | Формирование умения использовать разделительный ь | 1 | 36-38 (24-26) | ЭОР | ||||||
18. | Закрепление изученного о разделительных знаках; тренировка в выборе знака или написании двух: ь/ъ. | 1 | 39-42 (26-27) Т.№ 8-9 | ЭОР | ||||||
19. | Обобщение: три способа обозначения звука [й,] | 1 | Т.№ 10 К.т. № 8-9 | |||||||
20 | Подведём первые итоги (3 ч) Закрепление изученного о раздели- тельных ъ и ь знаках | Обобщать полученные знания и умения, разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные; списывать и писать под диктовку, проверять выполнение работы. | (Л.)- Владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач, решать их разными способами. (П-1.) Осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным крите-риям. (П-2.) | Различают звуки и буквы, соотносят их. Решают фонетико-графические задачи. Выбирают правильное реше-ние, осуществляют взаимо- и самоконтроль, определяют задания, которые вызывают затруднения, планируют действия при письме под диктовку и осуществляют их. Моделируют предложения и работают с моделями. | 1 | 43-44 | ЭОР | |||
21 | Обобщение по теме «Знаем – повторим, не знаем – узнаем» | 1 | 45 (28) | |||||||
Орфография («Главные «опасности» письма. Как писать без ошибок?» (24 ч.: 19/5р.) | ||||||||||
22 | Орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных. Обучение письму с «окошками» (24 ч.: 19/5р.) Знакомство с понятием «орфограмма» («Новое научное слово») | Раскрывать сущность понятия «орфограмма», пользоваться термином «орфограмма», разграни- чивать орфограммы и «неорфограммы». Обна-руживать в словах звуки, допускающие неоднозначное обо-значение, т. е. пре-двидеть, прогнозировать орфограммы. Пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошком») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма. Обращаться к орфографическому словарю, осваивать написание слов с не-проверяемыми ор-фограммами. Решать некоторые орфогра-фические задачи, применять при письме известные правила, обобщать их, проверять написанное и вносить коррективы. Группировать слова по указанным признакам, разграничивать слова с одной и двумя орфограм-мами на месте одной буквы. Замечать в художе-ственном тексте язы-ковые средства, со-здающие его выра-зительность. Создавать небольшие речевые произведения жанров: кулинарный рецепт, за-гадка. | - Ориентация на содержательные мо-менты школьной дей-ствительности. Зарождение созна-тельного отношения к письму, стремления к его правильности, уважения к себе как носителю русского языка. Осознание социальных, личностных мотивов изучения русского языка. (Л.) - Ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материа-лизованной, громко-речевой и умственной форме, осуществлять само-контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коре-ктивы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Р.) - Осуществлять по-иск необходимой ин-формации, в том числе в словарях учебника, использовать знаково-символические сред-ства, в том числе модели и схемы для решения постав-ленной задачи, орие-нтироваться на ра-знообразие способов решения задачи. (П-1.) Осуществлять анализ с выделением существенных при-знаков, делать умо-заключение, моде-лировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. (П-2.) - Строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Участвовать в коллективном обсу-ждении вопросов, в совместном решении задач, распределять роли, дополнять и контролировать друг друга. Делиться своими «открытиями» дома, рас-сказывать о своих достижениях. (К.) | Анализируют слова, сравнивают звуки и буквы, позиции звуков, устанавливают случаи письма, где возможна ошибка, делают вывод о необходимости выбора букв, моделируют его. Выявляют новую информацию, термины. наблюдают за выбором букв на месте орфограмм, обсуждают возможность появления ошибки, Обобщают и систематизируют сведения о непарных по глухости-звонкости согласных, различают парные и непарные, делают выводы о наличии или отсутствии орфограмм. Классифицируют слова в зависимости от характера последнего звука, выбирают слова с указанными видами орфограмм. находят слова с разными орфограммами, оперируют признаками, отличают орфограммы от «неорфограмм», определяют количество главных орфограмм, используют новые термины.Понимают, читают и воспроизводят модельную запись слов с предъявленным выбором букв на месте орфограмм. Разграничивают орфограммы на изученные и неизученные правила, обсуждают решения в парах. Осваивают способ письма с «окошками», Знакомятся с орфографическим словарём, осваивают способ поиска слова в словаре, действуют по алго-ритму. Читают инструкцию, представленную алгоритмической схемой, на её основе выводят способ действия при письме, выполняют действия памятки, решают задачи письма известными способами, пишут с «окошками». Переводят зву-ковую модель слова в буквенную запись, действуют по указанному плану.Анализируют написание слов, выявляют закономерности, делают умозаключения о правилах письма. Выводят способ действия при решении некоторых орфографических задач, начинают использовать полученные знания, обобщают и систематизируют их, пишут с «окошками» и решают задачи освоенными способами. Анализируют памятку 4, сравнивают известный способ действия с новым, находят отличия. Планируют действия при письме по памятке 4 и действуют по плану. Уточняют по словарям значение и произношение слов. Анализируют материал по указанному признаку, сравнивают написание слов, отражают различие в схеме. Осознают противоречие между известным правилом и написанием слов, объясняют его причину, делают умозаключение о границах применения известного правила. Делают вывод о двух орфограммах на месте одной буквы, уточняют обозначение орфограмм и способ действия при письме. Обнаруживают орфограммы, различают их, пишут, оставляя «окошки». Проверяют свои умения, со-ставляют проверочные работы для одноклассников, обобщают полученные знания, осуществляют взаимо- и самоконтроль. Анализируют структуру кулинарного рецепта, определяют особенности текста, учитывают их при создании своего рецепта. Действуют по памятке 4, разграничивают решаемые и пока не решаемые задачи, пользуются приёмом письма с «окошками». | 45-48 (29-30) | ЭОР | ||||
23 | Орфограммы безударных и ударных гласных | 1 | 49-52 | ЭОР | ||||||
24 | Орфограммы парных по глухости-звонкости согласных | 1 | 53-54 (31-33) | ЭОР | ||||||
25 | Непарные по глухости-звонкости согласные – не орфограммы («Когда согласным можно доверять?) | 1 | 55-57 (33) | ЭОР | ||||||
26 | Парные по глухости-звонкости согласные перед непарными звонкими и [в] [[в,] – не орфограммы | 1 | 58-61 (33-36) | |||||||
27 | Закрепление изученного. Тренировка орфографической зоркости | 1 | П.36 Т.№11-12 | |||||||
28 | Введение письма с «окошками» («Учимся записывать орфо-графические задачи») | 1 | 62-63 (37-39) К.т.№10-11 | ЭОР | ||||||
29 | Обучение письму с «окошками» на месте всех буквенных орфо-грамм. Памятка 3 («Учимся писать без ошибок») | 1 | 63-66 П.37-39 | ЭОР | ||||||
30 | Тренировка в письме с «окошками» на месте всех орфограмм | 1 | 66 (39-40) | |||||||
31 | Знакомство с некоторыми спо-собами выбора букв: путём подстановки слов она, оно, они и др. («Орфографические задачи, которые легко решать») | 1 | 67-68 (41-42) | ЭОР | ||||||
32 | Закрепление письма с «окошками» и умения решать орфогра-фические задачи освоенными способами | 1 | 68-71 П.39-40 | ЭОР | ||||||
33 | Введение памятки 4: письмо с «окошками» на месте пока не решае- мых орфографических задач («Знаю или не знаю? Пишу или …?» | 1 | 72-74 | ЭОР | ||||||
34 | Закрепление нового способа письма | 1 | 74-76 (43) | |||||||
35 | Тренировка в письме с «окошками» по памятке 4 | 1 | 77-79 (43-44) | |||||||
36 | Две орфограммы в безударных слогах [жы-шы] («Бывает ли буква одна, а орфограммы две?») | 1 | 79-82 (44-45) | ЭОР | ||||||
37 | Контрольный диктант №2 по теме: «Главные «опасности» письма». | 1 | ||||||||
38 | Работа над ошибками. Обобщение изученного | 1 | П.41-42 | |||||||
39 | Проверка и совершенст вование умений. | 1 | 82-84 (45-47) | |||||||
40 | Тренировочная проверочная работа. («Проверяем себя») | 1 | ||||||||
II четверть (38 ч.: 30/8р.) | ||||||||||
41 | Совершенствование приобретённых умений | Анализируют «устройство» загадок, сравнивают тексты, преобразовывают некоторые в загадки, подбирают сравнения, рифмы, коллективно сочиняют загадки, записывают их, используя приём письма с «окошками». Сотрудничают в коллективной и парной работе. | 1 | |||||||
42 | Обучение деловой речи: написание кулинарных рецептов («Научим друг друга») | 1 | 85-86 | |||||||
43 | Обучение словесному рисованию: сочинение загадок | 1 | 86-88 | |||||||
44 | Продолжение сочинения загадок и составления рецептов | 1 | ||||||||
Синтаксис: предложение (13 ч.: 9/4р.) | ||||||||||
45 | Предложение («Выражаем мысли и чувства») (13 ч.: 9/4р.) Предложение: его назначение и признаки Повторение и расширение сведений о предложении. («Как мы строим предло-жения?») | Выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы, устранять ошибки в нарушении границ предложения. Проявлять пунктуационную зоркость, наблюдать за знаками препинания внутри предложений. Различать виды пре-дложений по цели (повествовательные, вопросительные, по-будительные) и интонации (воскли-цательные, невоскли-цательные), находить такие предложения в тексте; характеризовать предложения по двум параметрам. Строить разные по цели и интонации предложения для решения определён-ных речевых задач: для ответа на за-данный вопрос, для выражения своего отношения к чему-либо, для передачи своих мыслей и чувств. | - Понимание значи-мости хорошего вла-дения языком для выражения своих мыслей и чувств. Желание умело по-льзоваться русским языком и появление элементов сознатель-ного отношения к своей речи, контроля за ней. (Л.) - Принимать и со-хранять учебную за-дачу, планировать свои действия и выполнять их, контролировать результат. Осознавать трудности и стараться преодолевать их. (Р.) - Черпать из учебника информацию, находить новые сведения, пользоваться ими. Понимать схемы, модели, передавать информацию в словесной форме. (П-1.) Наблюдать за построением пред-ложений, за разно-образием способов выражения мыслей и чувств; делать умо-заключения, сравни-вать сделанные выво-ды с информацией в учебнике, строить не-обходимые рассуж-дения. Подводить фа-кты языка под по-нятия, классифици-ровать, моделировать предложения, конст-руировать их, вы-бирать вариант пост-роения, действовать по аналогии. (П-2.) - Отвечать на вопросы персонажей учебника, строить небольшие монологи; рассказывать о приобретённых зна-ниях и умениях; соблюдать правила культуры общения; Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимо-помощь. Участвовать в диалоге и кол-лективной беседе. Строить предложения для решения различных коммуникативных задач, учитывать позицию партнёра, ориентироваться на него, проявлять доброе от-ношение к людям. (К.) | Анализируют неудачно построенные предложения, выявляют причины погрешностей и их следствие. Находят границы предложений по освоенным признакам. Формулируют мысли и записывают предложения. Отличают предложения от набора слов, аргументируют решение, опираясь на признаки предложе ния. выбирают вариант постро ения предложения, осознают порядок действий при составлении предложений, упражняются в нём. Сотрудничают с одноклас сниками, работая в парах и коллективно. Читают текст, определяют явление по его описанию; находят предложение по указанным признакам, объясняют назначение и особенности каждого. Воспринимают при чтении или на слух новую информацию, соотносят её с прочитанными предложениями, характеризуют предложения, подводят под понятие. Анализируют материал, находят различные предложения, объясняют, с какой целью они говорились. Определяют разновидность предложения, по-льзуются терминами, выявляют недостающий вид предложения составляют его, выбирают предложения нужных видов, действуют по памятке списывания.Сравнивают предложения по интонации, выявляют различие, дополняют знания о предложении, обобщают полученную информацию, осмысливают её представление в модели. Характеризуют предложения по двум параметрам, сравнивают их, соотносят интонацию со знаками препинания, определяют интонацию по смыслу предложений, передают её в устной и письменной речи, оформляют предложения при письме.Наблюдают за интонацией вопросительных предложений, выразительно их произносят, выделяют специальные вопро-сительные слова, выбирают с учётом этих слов точные ответы, самостоятельно строят такие ответы. Сотрудничают, работая в парах, используют приобретённые умения в речевой практике. Конструируют ответы на вопрос «почему?» разными способами, самостоятельно строят ответы. Осознано пользуются побудительными предложениями в речи, используют слово «пожалуйста», грамотно записывают с ним предложения. Наблюдают за построением предложений-пожеланий, по аналогии создают свои. | 1 | 89-93 (47-48) П.42-43 | ЭОР | |||
46 | Обучение построению предложений | 1 | 93-96 П.43-46 Т.№ 13 | ЭОР | ||||||
47 | Деление речи на предложения, их составление и письменное оформление | 1 | 96-98 (48-50) | ЭОР | ||||||
48 | Совершенствование умения выделять предложения из потока речи, составлять их и записывать | 1 | 95-96 К.т.№12 | |||||||
49 | Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные («Какие бывают предложения?») | 1 | 98-102 (51) | ЭОР | ||||||
50 | Виды предложений по интонации (по эмоциональной окраске): восклицательные и невосклицательные | 1 | 103-107 Т.№14 | ЭОР | ||||||
51 | Закрепление изученного о видах предложений | 1 | 108 К.т.№13 | |||||||
52 | Обучение построению вопросительных предложений и точному ответу на них («Как спросишь – так и отвечу») | 1 | 109-112 | ЭОР | ||||||
53 | Построение ответов на вопрос «почему?» | 1 | 112-114 П.46-47 | ЭОР | ||||||
Побудительные предложения со значением просьбы, совета, требования, пожелания («Предла-гаем, просим, желаем») | 1 | 115-116 (52) П.47-48 | ЭОР | |||||||
54 | Обучение составлению пожеланий | 1 | 117-119 П.48-49 | |||||||
55 | Закрепление изучен- ного о предложении. Тренировка в письме с «окошками» | 1 | П.49-52 | |||||||
56 | Обучающий диктант по теме: «Предложение» | 1 | ||||||||
Текст (12ч: 9/3р.) | ||||||||||
57 | Текст («Хочу сказать больше») (12 ч.: 9/3р.) Знакомство с понятием «Текст» («А если одного предложения мало?») | По освоенным при-знакам определять, какая из записей является текстом, а какая – нет; пони-мать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавли- вать текст по его теме и (или) главной мысли. Строить предложения для решения определён- ной речевой задачи (для передачи основной мысли текста, для завершения текста). Замечать в художествен- ном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность. Письменно (после коллективной подготов- ки) подробно или выборо чно пересказывать текст повествовательного характера. Письменно создавать небольшие тексты повествовательно го характера. Проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пун-ктуационные ошибки, улучшать написанное в соответствии с требованиями к хорошему тексту. | - Представление о взаимосвязях единиц языка, об их назначении в речи, о требованиях культуры речи. Понимание того, что ясная правильная речь – показатель культуры человека. Осознание значимости для общения умения хорошо пересказывать и рассказывать. (Л.) - Ставить учебную задачу, планировать действия, действовать по намеченному плану, осознанно выполнять инструкцию; контроли ровать процесс и результат деятельности (своей и чужой), оценивать его и вносить коррективы. (Р.)- Дополнять свои знания новой инфо-рмацией, находить нужные сведения в учебнике, использовать их при решении учебно-познавательных и коммуникативных задач. (П-1.) Строить несложные рассужде- ния, устанавливать причинно-следствен- ные связи, проводить аналогии, делать выводы, формулиро- вать их, обобщать полученные сведения. (П-2.)- Выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на за-дачи и ситуацию об-щения, соблюдая но-рмы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли. Участвовать в совме-стной деятельности, в коллективном и группо вом обсуждении различных вопросов; выражать свою точку зрения и выслушивать чужие, соблюдать правила культуры общения. (К.) | Читают предложение и обсуждают его смысл, предполагают возможное продолжение, соотносят предложение с предъявленным вариантом продолжения. Критически оценивают их соответствие, выбирают нужное; анализируют и выявляют условие связности предложений. На основе признаков текста различают предложение и текст, текст и набор предложений. Анализируют устройство игрушки «пирамидки», сравнивают его с устройством текста, делают умозаключение о строении текста и его признаках. Осваивают термины «тема» и «главная мысль», наблюдают за раскрытием темы и развитием мысли в тексте, находят предложения, отражающие тему, главную мысль; сравнивают заголовки с точки зрения темы и главной мысли, выбирают более точный, придумывают свой. Анализируют тексты, выявляют недостатки, выводят требования к хорошему тексту, проверяют и уточняют свои выводы на основе учебника. Осознают назначение редактирования текста, понимают смысл слов «редактор», «редактировать», осваивают способы улучшения текста и внесения правки. Исправляют «чужие» тексты, озаглавливают их с разных точек зрения, создают собственные, проверяют и редактируют написанное с точки зрения темы и основной мысли.. Наблюдают за развитием мысли в тексте, восстанавливают нарушенную последовательность предложений, выявляют роль первого и последнего предложений, конструируют тексты, озаглавливают их, составляют свои, осуществляют взаимо- и самоконтроль. Выполняют действия необходимые при письме под диктовку, осуществляют самоконтроль, вносят исправления. Воспринимают текст на слух, анализируют содержание. Читают текст, уточняют детали содержания, последовательность событий, проводят языковой анализ. Письменно воспроизводят текст, выявляют орфограммы, оцени вают и редактируют свой текст. | 1 | 119-121 (53-54) П.53-55 | ЭОР | |||
58 | Тема и основная мысль текста («Как в детской пирамидке») | 1 | 122-125 (55) П.56-58 Т.№15 | ЭОР | ||||||
59 | Требования к хорошему тексту («Как сделать текст хорошим?») | 1 | 126-128 (55-58) К.т.№14 П.59-61 | ЭОР | ||||||
60 | Обучение обдумыванию и редактированию текста. Знакомство с памятками «Текст» и «Редактор» («От слов к тексту») | 1 | 129-132 (59-60) Т.№16 | ЭОР | ||||||
61 | Упражнение в редактировании текстов | 1 | (58-59) П.62-65 К.т.№15 | |||||||
62 | Восстановление и запись деформирован- ных текстов («Составляем и пишем диктанты»). | 1 | 133-134 (60-61) П.66-69 | |||||||
63 | Контрольный диктант №3 по теме: «Текст» | 1 | ||||||||
64 | Работа над ошибками. Закрепление изученного по теме: «Текст» | 1 | 134-135 | |||||||
65 | Учимся письменному пересказу | 1 | 135-137 (61-62) П.70-72 | ЭОР | ||||||
66 | Обучение первым изложениям | 1 | 138-140 (63) | ЭОР | ||||||
67 | Составление рассказов на основе прочитанного. (Рассказываем сами и обобщаем) | 1 | 141-142 | ЭОР | ||||||
68 | Обобщение изученного о предложении и тексте.
| 1 | П.72-75 | |||||||
Состав слова (8ч.: 7 ч./1ч.) | ||||||||||
69 | Корень и окончание как части слов («Размышляем о словах») (9 ч.: 7/2р.) Разговор о значении слова («Что в слове главное?») | Понимать значения слов, узнавать значения незнакомых. Владеть опознавательными признаками родственных слов для их выявления, отличать родственные слова от изменений одного и того же слова. Выполнять общий спо-соб действия для вы-деления в слове око-нчания и корня. При-менять при письме знание о единообразном написании корней. | - Осознание важности понимания значения слов. Интерес к наблю дениям за языком и его использованием в речи. Желание продолжать осваивать русский язык, познавательный интерес к предмету (Л.) - Осознавать, прини-мать и сохранять уче-бную задачу, участ-вовать в её решении. Учитывать выявленные ориентиры, совместно планировать действия, определять общий способ решения задачи и осуществлять его. Выполнять учебные действия, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять контроль за выполнением действий. (Р.) - Находить на страницах учебника необходимую информацию, пользоваться ею в практических целях. Использовать знаково-символические средства при решении задач. (П-Анализиро вать классифицировать, группировать языковой материал, делать умозаключения, выводы. (П-2.)- Задавать вопро сы, отвечать на вопро сы других, выбирать наиболее точные слова для выражения мыслей, чувств, ориентирова-ться на адресата выска зывания. (К.) | Наблюдают за значениями слов, выявляют зависимость произношения и написания слов от их значений, делают умозаключения о важности понимания значения слов, сравнивают сделанные выводы с информацией в учебнике, рассказывают о сделанных обобщениях. Объясняют значения слов, выбирают слова с учётом смысла текста. Предполагают значения соче-тания «родственные слова», Читают информацию учебника, уточняют своё представление о родственных словах, выявляют опознавательные признаки таких слов, группируют слова по опознавательным признакам, находят «лишние». Знакомятся с определе- нием понятия «корень», выводят способ действия для нахождения корня, осваивают его. Подбирают родственные слова, группируют их, находят «лишнее» слово. Наблюдают за единообразием написания корней, получают информацию об этом из учебника. Используют знание «секрета» корней при письме, пользуются словарём учебника для решения орфографических задач. Наблюдают за наличием других частей в словах. Выявляют новые сведения об окончании, рассуждают о необходимости окончаний в языке. Читают текст, выделяют предложение, выражающее главную мысль текста, наблюдают за развитием мысли, построением предложением, их связью и выбором слов. Воспроизводят текст, проверяют и совершенствуют написанное. Составляют поздравления, пожелания. | 1 | Учебник 2 часть 4-6 ТПО №2 (3) | ЭОР | |||
70 | Знакомство с понятиями «родственные слова», «корень слова» («Собираем родственников») | 1 | 6-10 П. 2 часть 4-5 | ЭОР | ||||||
71 | Закрепление введённых понятий; наблюдение за единым написанием корней в родственных словах | 1 | 11-14 П.6-8 Т.№17 | |||||||
72 | Освоение способа действия для выявления родственных слов и нахождения корня | 1 | 15 (3-6) П.9-11 К.т.№16 | |||||||
73 | Контрольное списывание №1 по теме: «Корень и окончание как части слов» | 1 | ||||||||
74 | Создание текста по готовому началу: совершенствование всех приобретённых умений | 1 | (6-7) | |||||||
75 | Общее знакомство с понятием «окончание» («Скоро Новый год!») | 1 | 15-17 (7-8) | ЭОР | ||||||
76 77 | Изложение. Написание новогодних поздравле-ний, пожеланий, воспо минаний, составление планов подготовки к Новому году. | 2 | 17-19 | ЭОР | ||||||
III четверть (48 ч.: 35/13р.) Состав слова. Продолжение (8 ч.: 7/1р.) | ||||||||||
77 | Строение и изменение слов. «Продолжаем размышлять о словах» (8 ч.: 7/1р.) Однажды… Рассказ о зимних каникулах | Замечать в речи не-знакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника; соблюдать нормы изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника. Владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова (без термина «формы слова»), от синонимов и слов с омонимичными корнями, распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи). Выполнять общий способ действия для выделения в словах окончания, корня; различать изменяемые и неизменяемые слова. Обнаруживать орфограм мы, т. е. ставить орфогра фические задачи, писать с «окошками»; приме нять изученные орфографические правила. Писать освоенные слова с непроверяемыми орфограммами, пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм. Учитывать единообразие написания корней, писать слова, пользуясь «секретом корней». Письменно создавать небольшие воспоминания; проверять правильность своей письменной речи, стараться не допускать орфографических и пунктуационных ошибок и неоправданных повторов слов в письменной речи. | Осознавать и при-нимать учебную за-дачу. Планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоя тельно, в том числе во внутренней речи) действия для решения задачи. Ставить (кол-лективно) новые за-дачи, выполнять дей-ствия для их решения. Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать пра-вильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. (Р.)- Осознавать необходимость новых сведений для решения учебно-познавательных задач, осмысливать значение новых терминов, трактовать их, проверять свои предположения по учебнику.Пользоваться различными словарями учебника. Ориентиро ваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами, решать их. Наблюдать за языковым материалом (за изменениями слов), анализировать его, сравнивать, класси-фицировать, констру-ировать, делать умо-заключения, выводы, обобщать. (П-2.) Формулировать свои суждения по ходу работы с учебным материалом, аргуме-нтировать их, строить несложные рассуждения. Слушать высказывания однок-лассников, определять к ним своё отношение. Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила культуры общения. (К.) | Планируют содержание текста, обдумывают его по памятке «Текст». Письменно излагают свои мысли. Проверяют и редактируют написанное. Отвечают на вопросы по изученному материалу, прове-ряют и уточняют ответы, находя нужные сведения в учебнике. Читают текст, определяют своё отношение к персонажу, выражают его в заголовке. Находят в тексте родственные слова, обосновывают решения. Находят в тексте изменения одного и того же слова, выделяют изменяемую часть, осознают различие окончаний при сходстве других частей как опознавательный признак изменений слова. Объясняют смысл названия «окончание-невидимка». Разграничивают и группируют изменения слов и однокоренные слова. Сравнивают слова по значению, группируют близкие по значению. Находят в тексте синонимы, разграничивают синонимы и однокоренные слова, одноко-ренные слова и изменения слов. Наблюдают за точным выбором слов в тексте, выделяют главную мысль текста, озаглавливают его. Обобщают изученное о словах, Сравнивают изменения слова, выделяют корень и окончание, находят в тексте учебника новые сведения об изменениях слов, осознают смысл терминов «единственное число», «множественное число». Опре-деляют число, в котором упо-треблено слово, изменяют слова по числам, осознают изменение значений, обнаруживают орфограммы, наблюдают за действием «секрета» корней. Конструируют предложения, вставляя по смыслу нужные слова, замечают изменения слов, выделяют окончания.. Обобщают знания об изменениях слов, строят монологическое высказывание. Осознают смысл текста, соотно сят слова текста с изученными группами слов, находят названия предметов и названия их признаков, наблюдают за изменением зависимых слов, изменяют слова по командам вопросов. получают сведения о неизменяемых названиях предметов, осознают отсутствие в них окончаний. Знакомятся с понятием «антонимы», подбирают антонимы к словам. Обнаруживают в тексте ор-фограммы, квалифицируют их как освоенные и неосвоенные, списывают текст, на месте вторых оставляют «окошки». | 1 | 20-21 (8-9) | ||||
78 | Повторение изученного о словах | 1 | 22-25 (9-10) | |||||||
3 чет 79 | Изменения слов и родственные слова. Введение термина «однокоренные слова» (Вспомним и узнаем новое») | 1 | 25-28 (10) | ЭОР | ||||||
80 | Разграничение одноко- ренных слов и слов с омонимичными корня- ми. Знакомство с сино- нимами, их отличие от однокоренных слов | 1 | 28-30 (11-12) П.12-14 | ЭОР | ||||||
81 | Изменение названий предметов по числам («Наблюдаем за изменениями слов») | 1 | 30-32 (12-14) | ЭОР | ||||||
82 | Изменение названий предметов по «командам» вопросов | 1 | 32-34 (14-15) | ЭОР | ||||||
83 | Закрепление изученного. Изменения названий признаков предметов и действий | 1 | П.14-16 Т.№18 | |||||||
84 | Повторение освоенных способов выбора букв в словах; постановка новой учебной задачи («Чему учиться дальше?») | 1 | 35-37 (15) Кт.№17 | |||||||
Орфография «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» (45 ч.: 33/12р.) | ||||||||||
85 | Обучение подбору проверочных слов (21 ч.: 16/5р.) Знакомство с понятиями «про-верочные» и «про-веряемые» слова («Слова-подсказки – какие они?) | По освоенным опоз-навательным признакам обнаруживать орфогра ммы (в зрительно воспри нимаемом тексте и на слух); определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными прави лами. Разграничивать ор-фограммы на изученные правила и неизученные, пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошка-ми») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма. Применять при решении учебных ор-фографических задач и в свободном письме изученные правила написания: проверяемых безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных, букв непроизносимых согла-сных звуков, непро-веряемых безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных (в пределах списка), удвоенных согласных в корне слова. При применении правил опираться на общий способ действия, исполь зуя различные конкретные способы подбора прове рочных слов. Пользова-ться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм, писать слова с непроверяемыми орфограмма-ми. Списывать и писать под диктовку; проверять правильность своей письмен-ной речи и вносить коррективы. Письменно (подробно или выборочно) пересказывать текст повествовательного характера, сохраняя основные особенности оригинала. Пере-давать в письменной речи свои наблюдения, выражать мысли и чувства, испо-льзовать при этом все освоенные способы «ухода» от орфографиче ских ошибок. Понимать тему и главную мысль текста, озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли; восстанавливать пос-ледовательность пре-дложений в тексте. Письменно пересказывать текст, создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (поздравления, телеграммы). Проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: до-бавлять и убирать элементы содержа-ния, заменять слова на более точные и выразительные. Применять изученные правила письма, пользоваться словарём учебника для решения орфографических задач и использовать письмо с «окошками» как способ «ухода» от ошибок. | - Ориентация на социальные, учебно-познавательные и личностные мотивы, на понимание причин успеха и неудач в учебной деятельности. Готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершен ствовать умения; осознание значимости понимания значения слова для решения задач письма. Учебно-поз-навательный интерес к процессу учения, к способам решения возникающих задач. Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. (Л.)[3]- Осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, учи-тывать коллективно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, планировать и выпо-лнять учебные дейст-вия. Контролировать ход и результаты деятельности (своей и чужой); использо-вать речь для регуляции своих действий. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причи-ны и способы прео-доления (Р.) - Осознавать общий способ решения за-дач, понимать необ-ходимость новых знаний для приме-нения этого способа в конкретных ситуа-циях; черпать необ-ходимую информа-цию из учебника, при этом понимать инфо-рмацию, представ-ленную как словесно, так и знаково-сим-волическими средст-вами, в том числе в виде моделей и схем, использовать прио-бретённую инфор-мацию для решения задач. Переносить имеющиеся знания и умения в новые ус-ловия, действовать по аналогии. (П-1.) Осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следствен-ные связи, обобщать полученные сведения. На основе выводов и обобщений проводить синтез, сравнение, классификацию и группировку материала, подбирать свои примеры. (П-2.) - Участвовать в кол-лективном поиске, в совместном решении задач, в парной Ра-боте; распределять роли, договариваться и принимать общее решение; проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь. Строить понятные для партнёра высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других. Пересказывать и создавать небольшие тексты повествова-тельного характера, строить короткие де-ловые сообщения, в том числе на основе обобщающих таблиц, схем. (К.) - Ориентация в нра-вственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отрывками из художественной литературы. (Л.) - Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществ лять самоконтроль. (Р.) - Понимать информа цию, представленную в изобрази-тельной форме, пере-водить её в слове-сную форму, (П-1.) Анализировать авто-рские тексты, оцени-вать их с точки зрения содержания и использованных автором языковых средств, оценивать. (П-2.) - Выбирать наиболее точные и выразитель-ные средства языка при создании высказываний (текстов). Слушать одноклассников, высказывать своё мнение, формулировать сове-ты по устранению недостатков. (К.) | Сравнивают и классифицируют слова;, , используют новые термины, осознают признаки проверяемых и проверочных слов, подводят конкретные слова под эти понятия. Осмысливают графические способы обозначения, с их помощью объясняют написа-ние слов. Распознают прове-рочные и проверяемые слова, группируют их. Знакомятся с основными способами действия для подбора проверочных слов. Выбирают слова по заданным признакам, находят в них корень, наблюдают за выбором букв, доказывают его правиль-ность. Изменяют слова, наблюдают за единообразием букв в ко-рнях, выводят способ действия для определения правильной буквы, соотносят его с моделью, переводят модель в словесную форму, применяют способ действия на практике, аргументируют решение, обсуждают выбор решения с одноклассниками, участвуют в групповой и парной работе. Выявляют недостаточность имеющихся способов действия, на основе анализа и сравнения слов, «чтения» моделей открывают новые способы действия. Осознают возможность применения нескольких способов решения орфографической задачи, выбирают один из них, пользуются взаимопроверкой слов. Объясняют значения слов с помощью однокоренного, осоз-нают это действие как способ выяснения нужной буквы. Обобщают приобретённые зна-ния, применяют их в процессе письма, проверяют напи-санное, исправляют «чужие» ошибки, обосновывают испра-вления, осуществляют взаимо- и самоконтроль при письме. Разграничивают группы слов, распространяют известные способы подбора проверочных слов, принадлежащих к одной группе, на другую, используют знания в новых условиях. Анализируют памятку «Как писать без ошибок?», дополняют её новыми сведениями, осознанно действуют при письме, выполняя последовательность необходимых операций. Соотносят значение слова и его написание, объясняют значения слов, выбирают букву в зависимости от значения. Систематизируют способы по-дбора проверочных слов, пре-дставляют их в таблице, сра-внивают полученный вариант с вариантом учебника, форму-лируют способ действия при выборе буквы на месте ор-фограмм корня. Различают проверочные и проверяемые слова, соотносят их между собой, находят ошибки в подборе проверочных слов, аргументируют решение. Решают орфографические задачи, не решённые ранее.Обобщают сведения о способах подбора проверочных слов для орфограмм корня, оценивают свои достижения. распознают уже решаемые орфографические задачи и ещё не решаемые, Составляют и записывают предложения, списывают тексты и пишут под диктовку, выполняют при этом все освоенные способы действия. Наблюдают за строением текста, за развитием мысли, выявляют последовательность его частей, соотносят их с соответствующими заголовками, располагают заголовки в порядке следования частей, по частям письменно воспроизводят текст, устно рассказывают всю историю. Читают текст, вслушиваются в звучание слов, фиксируют звуки условными значками, сравнивают звуки и буквы. Исследуют материал, выявляют возможность разного обозначения буквами одного и того же сочетания звуков. Делают умозаключение о нали-чии орфограммы на месте вы-явленных звуковых сочетаний. Применяют ранее приобретённые знания о способах решения орфографических задач корня в новых условиях. Осмысливают выполненный способ действия, проверяют его правильность по учебнику, пользуются им для обозначения выделенных звуковых сочетаний буквами.Обращаются к словарю для выяснения букв на месте непроверяемых орфограмм. Классифицируют и группируют слова в зависимости от написания. Самостоятельно подбирают слова с новой орфограммой, классифицируют их по возможно сти подбора проверочного слова. Осознают наличие в языке слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне,. Различают слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами, классифицируют и группируют их, пользуются словарём учеб-ника для решения задач на месте непроверяемых орфограмм. делают вывод о возможности определяют буквы непроверяемых орфограмм в отдельных словах по истории появлении слова в языке, делают умозаключение о пользе знаний о происхождении слов. Решают орфографические задачи всеми освоенными способами, аргументируют решение. запо-минают слова с удвоенными согласными в корне слова, Объясняют значения слов, наблюдают за взаимосвязью между значением слова и его написанием, сравнивают слова по значению и написанию. Объединяют и группируют их. Расширяют знания о переносе слов со строки на строку, различают слова, которые можно и нельзя перенести. Работают с орфографическим словарём учебника.анализируют предложенные варианты проверки безударных гласных в корне слова, оценивают их, предлагают свои, решают орфографические за-дачи всеми освоенными способами, в том числе, обращаясь к словарю. Проверяют написанное, выполняя необходимый способ действия, исправляют обнаруженные ошибки, объясняют исправления. Читают текст, находят в словах орфограммы, доказывают выбор букв на их месте. Списывают и пишут под диктовку, осуществляют самоконтроль , вносят исправления. Анализируют поздравления, , выражают своё отношение к ним, Создают свои поздравления, выбирают для них слова, выражения, конструкции предложений, пожелания, гра-мотно оформляют тексты. Читают тексты, понимают их смысл, , выбирают более точный заголовок или придумывают свой, наблюдают за развитием мысли, построением предложений, их связью, отбором слов. Пишут изложения, проверяют и редактируют написанное. Анализируют предложения, определяют тему и выражаемую мысль каждого, распределяют предложения по двум темам, восстанавливают структуру отрывков, конструируют два текста, пересказывают один устно, а другой – письменно. Слушают и оценивают пересказы одноклассников, проверяют и улучшают свой написанный текст. Читают словесные картинки и деловые сообщения, , находят достоинства и недостатки в построении текстов, устраняют погрешности; проверяют с точки зрения орфографии, исправляют орфографические ошибки. Осознают главную мысль, выраженную в заголовке и первом предложении текста, раскрывают её, создавая свою словесную кар-тинку; проверяют и улучшают написанное. Преобразовывают предложения в телеграммы. Развёртывают представленную телеграмму в полное предложение.. Создают тексты разных жанров: поздравления, записки, проверяют и совершенствуют их. | 1 | 38-40 (16) | ЭОР | |||
86 | Как искать проверочные слова для корня? Способы подбора проверочных слов для названий предметов | 1 | 40-42 (17-19) | ЭОР | ||||||
87 | Обучение подбору проверочных слов для названий предметов | 1 | 42-45 (20-22) | ЭОР | ||||||
88 | Обучение подбору проверочных слов для названий предметов | 1 | 45-46 (23) | ЭОР | ||||||
89 | Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий предметов | 1 | 46-47 (24-27) | |||||||
90 | Объяснение значения слова как способ прове-рки («От значения слова – к правильной букве») | 1 | 47-49 (27-28) | ЭОР | ||||||
91 | Способы подбора проверочных слов для названий действий | 1 | 50-53 (28-29) | ЭОР | ||||||
92 | Тренировка в подборе проверочных слов для названий действий | 1 | 53-55 (29-31) | ЭОР | ||||||
93 | Закрепление умения подбирать проверочные слова для названий действий | 1 | П.17-20 Т. №19-20 | |||||||
94 | Способы подбора проверочных слов для названий признаков предметов | 1 | 56-58 (31-34) | ЭОР | ||||||
95 | Упражнение в подборе проверочных слов для названий признаков предметов | 1 | П.21-24 К.т.№18-19 | |||||||
96 | Значение слова и его написание («Снова о значении слова») | 1 | 59-60 (34-35) | ЭОР | ||||||
97 | Контрольный диктант № 4 по теме: «Как искать проверочные слова для корня?» | 1 | ||||||||
98 | Работа над ошибками. Повторение опознавательных признаков проверочных слов для орфограмм корня; систематизация способов их подбора («Уточняем, как решать орфографические зада-чи в корне слова) | 1 | 61-62 (36-37) | ЭОР | ||||||
99 | Знакомство с понятием «орфографическое пра-вило»: уточнение способа действия при выборе букв безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корне слова | 1 | 62-65 (37-38) | |||||||
100 | Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных в корнях слов | 1 | 62-65 (37-38) | |||||||
101 | Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных в корнях слов | 1 | 66-67 (38-40) П.25-27 | |||||||
102 | Обобщаем и стараемся писать без ошибок Обобщение изученного по орфографии | 1 | 68 (40-41) П.28-30 Т.№21-22 | ЭОР | ||||||
103 | Тренировка в разграничении решаемых и пока не решаемых задач. | 1 | 69-70 (42) К.т. № 20-21 | |||||||
104 | Закрепление освоенных способов действия. Текущие проверочные работы | 1 | (68-71) П.31-32 | |||||||
105 106 | Изложение с продолжением (Е. Чарушин. «Волчишка») | 2 | 71-72 (43) | ЭОР(2) | ||||||
107 | Буквы на месте непроизносимых согласных звуков («Буква на месте звука, которого нет») (4 ч.: 3/1р.) Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [с,н] и способов её решения | 1 | 73-75 (45-48) | ЭОР | ||||||
108 | Выявление орфографи- ческой задачи на месте сочетаний [зн], [з,н,], [ств], [нц], [рц] и способов её решения (в том числе по словарю) | 1 | 75-78 (48-49) | ЭОР | ||||||
109 | Упражнение в постанов ке орфографических задач на месте «опасных» сочетаний звуков и их решении | 1 | 78-80 (49) | |||||||
110 | Закрепление изученного по теме: «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова» | 1 | П.33-36 | |||||||
111 | Работа над не-проверяемыми написаниями (4 ч.: 3/1р.) Знакомство с понятием «непроверяемые» напи-сания: обучение пользованию словарём («Когда командует словарь») | 1 | 80-83 (50-51) | ЭОР | ||||||
112 | Правописание удвоенных согласных в корне слова («Звук один, а буквы две») | 1 | 84-86 (51-54) | ЭОР | ||||||
113 | Закрепление изученного. Разграничение проверяемых и непроверяемых написаний | 1 | 86-88 (54-55) | ЭОР | ||||||
114 | Упражнение в орфографической зоркости и решении задач разными способами | 1 | П.37-40 | |||||||
115 | Контрольное списывание №2 по теме: «Работа над не-проверяемыми написаниями» | 1 | ||||||||
116 117 | Повторение и обобщение изученного по орфографии. Проверочные работы («Подведём итоги») (7 ч.: 4/3р.) Совершенствование всех приобретённых детьми умений | 2 | 88-90 (56-60) 90-91 | ЭОР | ||||||
118 119 | Обучающие проверочные работы | 2 | П.41-43 | ЭОР | ||||||
120 | Контрольный диктант №5 по теме: «Повторение и обобщение изученного по орфографии». | 1 | ||||||||
121 | Работа над ошибками. Совершенствование орфографических умений | 1 | ||||||||
122 | Сочиняем, пересказы ваем, рассказываем (9 ч.: 7/2р.) Обучение написанию поздравлений | 1 | 90-91 (60-61) | ЭОР | ||||||
123 124 | Изложение «Подарок маме». Подготовка поздравлений к 8 Марта. | 2 | 92 | ЭОР | ||||||
125 | Изложение с выбором заголовка («Спасён!») | 1 | 94-95 | ЭОР | ||||||
126 | Формирование умений связной речи на текстах весенней тематики | 1 | 95-97 (63-66) | |||||||
IV четверть (44 ч.: 32/12р.) | ||||||||||
127 | Продолжение работы над текстовыми умениями | 1 | 95-97 (63-66) | |||||||
128 | Написание словесных картин «Вот и весна!», деловых текстов и сообщений-телеграмм о признаках весны | 1 | 97-98 (66-67) | ЭОР | ||||||
129 130 | Совершенствование речевых и орфогра-фических умений | 2 | П.43-45 П.46-48 | |||||||
Состав слова (29 ч.: 23/6р.) | ||||||||||
130 | Состав слова («Как устроены слова?») (23 ч.: 23/6р.) Повторение изученного о строении слов («Что я знаю о словах?») | Выполнять общий способ действия для выделения в словах окончания, в том числе нулевого, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфе-мами (разбирать слова по составу).Конструировать слова из заданных частей слова, сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифи-цировать слова в за-висимости от строения; соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели; различать приставки и предлоги, по освоенным опознавательным признакам. Обнаруживать орфо-граммы, определять их разновидности, разграничивать ор-фограммы на изученные и неизученные правила; использовать способ «ухода» от ошибок – письмо с «окошками». Применять изученные правила: правописания предлогов и приставок со словами, выбора одного из двух разделительных знаков, написания слов с удвоенными согласными на стыке морфем, единообразного написания при-ставок и суффиксов, переноса слов. Писать слова с непроверяемыми орфо-граммами, пользоваться орфографическим словарём учебника. Списывать и писать под диктовку, проверять написанное. Уточнять значения слов по толковому словарю. Понимать тему и главную мысль текста, озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли. Соблюдать нормы изменения, употребления и на-писания слов, имею-щихся в словарях учебника; находить и устранять в предъяв-ленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи. Письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (словесных картинок, за-писок, загадок). Строить устные деловые сообщения. | - Представление о богатых возможностях русского языка, появление элементов сознательного отно-шения к своей речи, контроля за ней. Удо-влетворение от осоз-нания своих дости-жений, от преодоления возникавших учебных затруднений. Положительное отношение к учению, элементы уважения к себе как обучающейся личности. (Л.) - Осознавать и при-нимать учебную за-дачу. Планировать свои действия, выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать про-цесс и результаты деятельности (своей и чужой), вносить коррективы. Оценивать свои до-тижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоле-ния. (Р.) - Осознавать необхо-димость новой инфо-рмации, черпать её из учебника, из объя-снения учителя. Понимать информа-цию, представленную в схематичной форме, переводить её в словесную. Владеть общими способами решения конкретных лингвистических за-дач, находить в ука-занных источниках языковые примеры для иллюстрации оп-ределённых понятий, правил, закономерно-стей. (П-1.) Наблюдать за зна-чением языковых единиц, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классифи-кацию языкового ма-териала по заданным критериям, работать с моделями, строить несложные рассуж-дения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их, обобщать полученные сведения. (П-2.) - Вступать в учебное сотрудничество с од-ноклассниками, уча-ствовать в совместной деятельности, оказывать взаимопо-мощь, осуществлять взаимоконтроль, про-являть доброжела-тельное отношение к партнёрам. Создавать устные и письменные высказывания, вы-бирать наиболее то-чные языковые сре-дства. (К.) | Сравнивают рассуждения персонажей, высказывают своё мнение, аргументируют его. Проверяют выполнение заданий школьниками, оценивают их правильность. Находят в тексте слова по различным заданным признакам, списывают, выпо-лняя нужные операции. Наблюдают за изменениями слов, группируют слова по указанным признакам, самостоятельно изменяют слова, выделяют окончания, в том числе «нулевое», осваивают новый термин. Определяют состав и порядок действий для нахождения в слове окончания, сравнивают своё заключение со способом действия, сформулированным в учебнике. Различают изменения слов и однокоренные слова, группируют их. Конструируют слова из частей, наблюдают за значением и назначением частей слова, узнают новые сведения о незнакомых частях слова., соотносят эти из-менения с заменой приставок. Выделяют в словах приставки, собирают «коллекцию» прис-тавок русского языка, вносят их в свой справочник, наблюдают за написанием приставок, группируют их в зависимости от используемой буквы гласного (о или а), запоминают написание. Конструируют однокоренные слова с разными приставками, обращаются к словарю для выяснения правильного ударения в некоторых словах. Находят слова с приставками, различают приставки и предлоги, формулируют правило написания приставок и предлогов, осваивают способ действия, помогающий различать их, и пишут, руководствуясь правилом. Наблюдают за значением суффиксов и их правописанием, собирают «коллекцию» суффиксов русского языка, классифицируют их в зависимости от групп слов, в которых они употребляются, а также значений, которые они вносят, группируют их и вписывают в свой справочник, запоминают их написание. Определяют слова по описанию значения и конструируют их с помощью суффиксов, находят в словах суффиксы, объясняют их роль. Предполагают возможное строение слова, выявляют не-обходимый порядок действия для определения состава слова и выполняют его применительно к тому же слову; сравнивают свои решения до знакомства с информацией и после него; делают вывод о необходимости определённого способа действия для разбора слова по составу. Осваивают содержание действий и их последовательность для выпо-лнения анализа строения слова. Оценивают правильность Дей-ствий персонажа при разборе слова по составу, выявляют погрешности. Выполняют дей-ствия памятки «Как узнать строение слова?» при анализе слов, разбирают слова по составу, доказывают решение. Осмысливают информацию о культуре переноса слов со строки на строку, представленную в модельной и словесной форме; стараются соблюдать эти правила. Работают в паре, совместно наблюдают за строением слов, делают вывод о необходимости пользоваться способом действия, отражённым в памятке. Используют при письме умение определять состав слова, грамотно писать различные части слов. Повторяют сведения о словах с удвоенными согласными в корне, анализируют слова, в которых удвоенные согласные можно объяснить строением слов; расширяют знания о правописании слов с удвоенными согласными на стыке морфем. Разграничивают слова, в которых удвоенные согласные можно и нельзя объяснить строением слова, групппируют слова по этому признаку. Характеризуют строение слова по представленной модели, группируют и под-бирают свои слова в соответствии с этими моделями. Пишут слова с удвоенными согласными; где можно, объясняют написание. Группируют слова в зависимости от написанного разделительного знака (ь или ъ), наблюдают за строением слов, соотносят наличие или отсутствие приставки с выбором знака. Выводят правило использования разделительных знаков, формулируют его с опорой на модель, сверяют свой вывод с информацией в учебнике. Осознают необходимость умения разбирать слова по составу для выбора нужного разделительного знака. Используют приобретённые знания и умения для решения орфографических задач. Обнаруживают орфограммы в словах, определяют их разновидности и решают орфографические задачи в разных частях слова. | 1 | 99-101 ТПО 3 часть (3-4) | ЭОР | |||
131 | Повторение изученного об изменении слов. Знакомство с термином «нулевое окончание» | 1 | 101-104 (4) | ЭОР | ||||||
132 | Введение понятий «приставка» и «суффикс» (Знакомься: другие части слов!») | 1 | 105-107 (5-6) | ЭОР | ||||||
133 | Значение, употребление и написание приставок («Словесный конструктор») | 1 | 107-111 (7) Т.№23-24 | ЭОР | ||||||
134 | Разграничение приставок и предлогов | 1 | 111-113 (8-9) | |||||||
135 | Значение, употребление и написание суффиксов | 1 | 113-115 (9-11) | |||||||
136 | Упражнение в использовании и правильном написании различных частей слов | 1 | К.т.№22-23 | |||||||
137 | Знакомство со способом действия при анализе состава слова («Как узнать строение слова?») | 1 | 116-118 (11-12) П.49-51 | |||||||
138 | Совершенствование умения анализировать состав слов. Знакомство с культу-рой переноса слов | 1 | 117 П.51-53 | |||||||
139 | Упражнение в разборе слов по составу. Наблюдения за значениями частей слов | 1 | 119-120 (12-14) | |||||||
140 | Упражнение в разборе слов по составу. Наблюдения за значениями частей слов | 1 | 119-120 (12-14) П.54-55 | |||||||
141 | Расширение знаний о написании удвоенных согласных: двойные согласные на границе частей слов («Новое об известных опасностях письма») | 1 | 120-122 (15-17) П.55-57 | ЭОР | ||||||
142 | Повторение изученного о правописании корней, приставок и суффиксов | 1 | 122-123 (17-19) П.58-60 | ЭОР | ||||||
143 | Обучение выбору разделительного знака («ь или ъ?») | 1 | 124-126 (19-20) П.60-62 | ЭОР | ||||||
144 | Закрепление способа действия при выборе разделительного знака | 1 | 127-128 (21-23) | ЭОР | ||||||
145 | Совершенствование всех освоенных орфографических и других умений | 1 | Т.№ 25-26 К.т. №24 П.62-63 | |||||||
146 | Повторяем, готовимся к диктанту | 1 | 128-129 (23-24) | ЭОР | ||||||
147 | Упражнение в решении орфографических задач | 1 | 129-130 (25-26) | ЭОР | ||||||
148 | Тренировочные проверочные работы. | 1 | 130-132 (27-28) | ЭОР | ||||||
149 | Совершенствование всех освоенных орфографических и других умений | 1 | Т. № 27-28 К.т.№25 | |||||||
150 | Контрольное списывание №3 по теме: «Состав слова» | 1 | ||||||||
151 | Обобщение и систематизация изучен- ного по орфографии («Теперь я знаю и умею») | 1 | 133-134 (28-29) | ЭОР | ||||||
152 | Обобщение и систематизация изучен- ного по орфографии («Теперь я знаю и умею») | 1 | П.64-66 | |||||||
153 | Упражнение в применении прио-бретённых знаний | 1 | 134-135 (29) | |||||||
154 | Знакомство с понятиями «правильно» и «точно»; обучение выбору более точного слова («Как сказать лучше?») | 1 | 136-138 (30-33) П.66-67 | ЭОР | ||||||
155 | Написание словесных картин | 1 | 138-140 (33-34) | |||||||
156 157 | О значении, строении и происхождении слов («Я размышляю о словах своего языка») | 2 | 140-142 (35-43) П.68-70 Т. №29 К.т. №26 | ЭОР | ||||||
Обобщение в конце года (10 ч.: 4/6р.) | ||||||||||
158 159 160 | Перелистаем учебник (10 ч.: 4/6р.) Обсуждение изученного с опорой на оглавление учебника; возврат к отдельным страницам и заданиям | Тренироваться в разборе слов по составу, в применении орфографических правил, в создании текстов различных жанров. | - Познавательный интерес к наблюю-дениям за словом, к изучению русского языка. Удовлетворение от осознания своих достижений. (Л.) - Осознавать и при-нимать учебную за-дачу, планировать и выполнять действия для её решения. Ко-нтролировать и оце-нивать процесс и ре-зультаты деятельности (своей и чужой), вносить необходимые коррективы. (Р.) - Выполнять учебные действия, работая с разнообразным дида-ктическим материа-лом, в том числе и «отрицательным» (словами, придуман-ными малышами); открывать «секреты» слов. (П-1.) Наблюю-дать за использо-ванием средств языка в авторских текстах, анализировать, сра-внивать, делать вы-воды, обобщать изу-ченные тайны наше-го языка, конструировать и создавать свои материалы. (П-2.) | Анализируют строение и объ-ясняют значение слова «огла-вление», находят в учебнике эту часть книги, выявляют её назначение. Рассматривают оглавление учебника, выделяют основные главы, вспоминают их содержание. Обращаются к отдельным страницам учебника, обсуждают их содержание, оценивают отдельные материалы учебника как интересные или неинтересные, важные или неважные, трудные или лёгкие. Формулируют на основе страниц учебника вопросы к одноклассникам, проверяют их ответы, отвечают на вопросы других; участвуют в общей беседе, соблюдают правила речевого поведения. На основе словарей учебника готовят вопросы викторины, участвуют в её проведении. Пишут поздравления с окон-чанием учебного года, выбирают содержание и слова с учётом адресата. Играют в слова и со словами, разгадывают кроссворды. | 3 | Т.№ 30-32 П.70-73 | ||||
161 | Написание поздравлений к окончанию учебного года | 1 | К.т. № 27-29 | |||||||
162 | Контрольный диктант № 6 по итогам года | 1 | ||||||||
163 | Работа над ошибками. Упражнение в использовании и написании различных частей слов. | 1 | Т. с.78-83 П.74-76 | |||||||
164 | Упражнение в использовании и написании различных частей слов. | 1 | К.т. с.72-76 | |||||||
165 | Совершенствование всех освоенных орфографических умений. | 1 | ||||||||
166 | Написание слов с удвоенными согласными | 1 | ||||||||
167 168 | Тренировка в письме с «окошками» на месте всех орфограмм | 2 | ||||||||
169 | Тренировка орфографической зоркости | 1 | ||||||||
1 | ||||||||||
170 | Викторины, игры в слова и со словами |
[1] Справа от черты указано общее количество выделенных резервных уроков, отводимых для дополнительного закрепления изучаемого материала. Место рекомендуемого использования этих часов показано в данном планировании тем же способом. Темы соответствующих уроков даны курсивом.
[2] Регулятивные, а чаще всего и другие универсальные учебные действия во втором классе, как и в первом, выполняются под руководством учителя, с его помощью.
[3] Универсальные учебные действия, формируемые при освоении всех тем данного раздела, в силу их единства указываются обобщённо, без повторения по темам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...
Дистанционный урок по русскому языку класс
Задание к уроку...
Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.
Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
Цель урока: отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....