Род имени существительного
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему
План-конспект урока по русскому языку по теме "Род имени существительного"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_imeni_sushchestvitelnogo.pptx | 265.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип урока: открытие нового знания. Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного. Задачи: актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного; организовать деятельность по выбору способа определения рода существительного . Материально-т ехническое обеспечение: учебник русского языка Чуракова Н.А., тетрадь на печатной основе, мультимедийное оборудование.
Прогнозируемые результаты Личностные: - ценностное отношение к процессу определения рода существительного; - осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ; - осознание практической важности определения морфологических признаков части речи; - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; - осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока .
Метапредметные : умение принимать и сохранять цель урока; умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные: - знание о постоянных признаках существительного; - умение применять знания в жизненных ситуациях; - умение определять род существительных .
1.Самоопределение к учебной деятельности. Цель: сформировать самооценку готовности к уроку. Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку. Метапредметные УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.
Организация детей к уроку. - С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать. Начинаем урок! Психологический настрой к уроку На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.
2.Актуализация опорных знаний: Цель: Актуализировать знаний о частях речи Личностные УУД : ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки. Метапредметные УУД : у мение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Предметные УУД : Знания о частях речи, их признаках.
Ю ность, красота, горячий . Д ерево, говорить, весна. - Узнайте, о какой части речи будем говорить. Найди лишнюю часть речи:
- Для того, чтобы открыть новое, нужно привести в систему изученное об имени существительном. Какие признаки имени существительного мы изучили? (Дети называют уже изученные постоянные и непостоянные признаки имени существительного) - Какие из этих признаков постоянные? (Дети называют постоянные и признаки имени существительного (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные) Имя существительное род, число, одуш .
- Что значит термин « постоянный признак »? (Не изменяются). - Что значит термин « непостоянный признак »? (Изменяются).
3.Постановка проблемы. Цель: СФормировать представление о результате Личностные УУД: ЦО к умению видеть, формулировать цель , проблему, тему урока. Метапредметные УУД: ц елеполагание Предметные УУД: з атруднение в определении рода существительного.
-Прочитайте имена существительные. НА ДОСКЕ: дом, весна, окно, клей, пальто, каток, папка, добро, мебель, поземка, панцирь, пороша, солнце, окно, кофе. - Для того, чтобы определить тему нашего урока, нужно распределить эти слова в группы по определенному признаку. Вам помогут волшебные слова «ОН», «ОНА», «ОНО». Сколько будет групп, вы должны решить сами и обосновать свое решение. - Сколько столбиков у вас получилось? (Три).
4. Открытие нового знания Цель: Сформировать умение определять род имен существительных Личностные УУД : у мение удерживать учебную задачу Метапредметные УУД : в ладение правильной речью, знания о временах года Предметные УУД : п онятия о частях речи, их постоянных и непостоянных признаках. - Какого рода бывают имена существительные? ( Муж.р ., жен.р ., ср.р.)
Ф иксированное затруднение -Постоянный это признак имени существительного или непостоянный? Докажите. (приходят к выводу, что род имени существительного – постоянный признак имени существительного). - Назовите имена существительные, род которых вы затруднялись определить? (ответы детей). - Совпадает ли правило с тем что вы сами для себя « открыли »? (да). - Для чего же нужно правило? (дети читают правило в учебнике)
5. Первичное закрепление УУД Ц ель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения рода имени существительного. Личностные УУД : ЦО к умению выбирать действия по достижению цели Метапредметные УУД : Приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно Предметные УУД : Умение применять знания на практике
Поиск способов определения рода имени сущ. УУД-установления аналогий и причинно - следственных связей РАБОТА В ТЕТРАДИ Учащиеся распределяют слова в три столбика, работают вслух, доказывая свой выбор по алгоритму, выделяют окончания. Обращают внимание на окончания существительных ср.р. -Исходя из слов, которые вы записали, назовите тему по развитию речи, которая будет сопутствовать нам на уроке. (Тема « Зима » ) - Допишите еще по одному слову в каждый из столбиков на данную тему . (Приводят примеры).
Мужской род ( он) Женский род (она) Средний род (оно) Определение рода имени существительного . Способ №1 а я а я е о Фиксированное затруднение
- Сейчас мы будем выполнять творческое задание (Работа над составлением текста по опорным словам) На доске: Наступила холодная _______ . Белоснежное ________ укрыло землю. ________ ________ освещает все вокруг. _________ ________ блестит и переливается. Как ______________! Определение рода имени существительного . Способ №2,3
Работа в группах Коммуникативные УУД- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения установление аналогий и причинно - следственных связей
- Как вы думаете, каким будет задание? (Составить текст на тему « Зима » ) . Наступила холодная зима. Белоснежное одеяло укрыло землю. Зимнее солнце освещает все вокруг. Серебристый иней блестит и переливается. Как красиво зимой! - Составление какого предложения у вас вызвало трудности? ( ________ ________ укрыло землю. называют свои варианты : Пушистый снег укрыл землю. Белоснежный ковер укрыл землю. Белоснежное одеяло укрыло землю) - Какое предложение составлено правильно?
-Какое слово вам подсказало в каком роде должно быть имя существительное? (укрыло) Окончание глагола подсказывает, в каком роде должно стоять существительное. - Назовите основу предложения (одеяло укрыло) - Назовите словосочетание, которое вы вставили. (белоснежное одеяло) Метапредметные УУД- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Определение рода имени существительного . Способ №2. по признаку. Мужской род ( он) Женский род (она) Средний род (оно) ый ий яя ая ее ое Мужской род ( он) Женский род (она) Средний род (оно) Что сделал? Что сделала? Что сделало? Способ №3. по действию в прошедшем времени. о а
Физминутка Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью Личностные УУД : ц енностное отношение к здоровому образу жизни. Организация и проведение « физминутки » с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни). (Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание.)
Вывод: Логическая цепочка : Местоимение и окончание им.существительного указало на род; 2) глагол подсказал род им.существительного; 3 ) им.прилагательное указало на род. им.существительного
РАБОТА В ТЕТРАДИ: Задание по выбору с последующей взаимопроверкой 1 вариант: Выписать вставленные словосочетания ( сущ.+прил .), выделить окончания, определить род имени существительного. 2 вариант: Списать весь текст и уже в тексте определить род вставленных имен существительных и выделить окончания. 6.Включение нового знания в систему знаний. УУД: сформировать навык определения рода сущ., опираясь на выведенные способы. Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
7 . Контроль и оценка Цель: с формировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности Личностные УУД : п оложительное отношение к проделанной работе. Метапредметные УУД: у мение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; Предметные УУД : п р едлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.
-Подведем итог нашего урока. -Какова была цель урока? - Какие знания мы открыли? Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали? - Какой способ вам понравился больше? -Научились мы определять род имен существительных?
8. Рефлексия Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке. Личностные УУД : Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Метапредметные УУД : умение сравнивать, делать выводы; Предметные УУД : применение новых знаний в жизненных ситуациях;
УУД - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии -А какое задание было наиболее трудным? (Работа с текстом). -Почему? (Потому что мы еще не изучали другие части речи).
САМООЦЕНКА - Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 УУД-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
- И может быть сегодня на уроке кто-то из вас понял, как же род имени существительного влияет на имя прилагательное. (Какого рода имя существительное – такого рода и имя прилагательное). - Молодцы! Но поверьте, нам есть еще над чем работать в дальнейшем. В чем же именно согласуется им.прилагательное с им.существительным? Как правильно писать окончания им.прилагательных? Об этом мы узнаем после изучения им.существительного.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Домашнее задание по выбору: 1) РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ (по желанию) Учащимся выдается конверт с текстом, разрезанным на предложения. Задание: составить текст, разделить его на части, вставить подходящие по смыслу существительные, определить род им. существительных, подобрать заголовок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Склонение имен существительных. Упражнение в определении падежей имен существительных
Урок русского языка, 3класс, программа "Планета знаний"...
Тест по русскому языку. 3 класс. Тема: «Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
Тест для учеников 3 класса, обучающихся по системе развивающего обучения....
Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...
Урок русского языка. Тема: «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».
Урок русского языка с использованием краеведческого материала....
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...
Род имен существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного.
Тема урока: «Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное».Тип урока: Введение новых знаний.Цель урока: формировать представления учащихся об основных грамматическ...