изучение глагола в начальной школе
статья по русскому языку ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Глагол – одна из самых сложных тем, изучаемых в начальной школе. Систематическое изучение данной части речи обычно приходится на 4 класс. Программа Н.В. Нечаевой в этом не исключение. Разница состоит в том, что трудные для изучения темы разведены. Так склонение имен существительных изучается в 3 классе. В 4 классе дети будут подробно знакомиться только с глаголом, остальные части речи будут повторять. Наречие дается для ознакомления.
В период обучения грамоте дети получают первичные представления о глаголе. Мы пока не говорим им, что это часть речи глагол, а только находим слова, обозначающие действия. С этой целью в тетрадях по письму предусмотрены специальные задания. Например, 1 класс, тетрадь по письму, ч.3
Составь и запиши предложения. Найди слова с одинаковым корнем. Те из них, которые обозначают предмет, подчеркни синим. Те, которые обозначают действие,- зелёным.
дом росла около осина. гриб под
вырос осина. подосиновик это.
После завершения периода обучения грамоте мы переходим к изучению предмета русский язык. В 1 классе предусмотрено программой изучение грамматических групп слов (части речи): знаменательные (самостоятельные) слова- слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета; служебные слова (без дифференциации).
Например,1 класс, учебник русского языка упражнение 21.
а) Отгадай загадку.
Ползёт, шипит живой канат,
Несёт в себе опасный яд.
б) Какие слова помогли отгадать загадку? Что они обозначают: предмет, признак предмета, действие предмета?
Упражнение 23.
а) Сравни загадки об одном и том же животном. Какая его особенность подчёркивается в первой загадке? Какая во второй?
1. Весь день стрекочет и стрекочет,
Всем только голову морочит.
2. Чернее сажи, белее снега, выше дома,
ниже травы.
б) Запиши отгадку. Сколько в ней букв О? Сколько звуков [о]?
Во 2 классе программой также предусмотрено изучение глагола: значение и употребление в речи. Наблюдение изменения глаголов по родам и числам (в форме прошедшего времени). Следует отметить, что автор учебников Н.В. Нечаева предпочитает многоаспектные задания. В первой части учебника 2 класса при выполнении таких многоаспектных заданий мы подходим к теме глагол. Например,
Встретила лиса рака и предложила ему играть в догонялки. Рак согласился. Только лиса побежала, рак за её хвост и уцепился. Лиса прибежала, а рак на хвосте висит, не отцепляется. Лиса обернулась посмотреть, где рак, а он тут же отцепился от хвоста и говорит: «А я уже давно тебя жду!»
б) Докажи, что это текст-повествование.
в) Из первых двух предложений третьего абзаца выпиши две группы родственных слов. Выдели в них приставки. Какое грамматическое значение имеют эти слова?
Во второй части учебника мы вводим термин «глагол». Например,
а) Запиши считалочку. Выучи - пригодится!
Скачет всадник на коне,
На буланом скакуне,
Королю везёт поклон,
Передаст и выйдет вон.
б) Допиши глаголы.
Всадник (что делает?) … , … . Всадник (что сделает?) … и … .
В 3 классе изучаем следующее: глагол, значение и употребление в речи. Практическое ознакомление с неопределенной формой глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
В учебнике 3 класса встречаются упражнения, подводящие к изучению глагола. В учебнике есть раздел «Как из слов образуются предложения». Чтобы грамотно составлять предложения, мы изменяем форму глагола: время, род, число. Здесь же мы касаемся вопроса правописания частицы не с глаголами. Упражнения также многоаспектные. Например,
а) Образуй сложные слова. В какой группе слов происходит чередование согласных звуков, в какой - чередование полногласия с неполногласием?
1) Пахать, земля; правый, берег; коньки, бег; хлеб, печь. 2) Молоко, питаться; кровь, холод; волос, золотой.
В 4 классе изучаем глагол более подробно. Программой предусмотрено следующее: Глагол. Значение и употребление в речи.
Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?», ознакомление с категорией вида глагола. Изменение глаголов
по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов (алгоритм см. в учебнике).
В учебнике 4 класса дается следующее определение:
Глагол - часть речи, обозначающая действие (петь, беречь, отвезти) или состояние (мечтать, спать). В начальной (неопределённой) форме отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Грамматические признаки глагола:
вид (несовершенный- что делать? петь, совершенный- что сделать? спеть),
время (пою, буду петь, пел),
лицо (я пою, ты поёшь, он поёт),
число (пою- поём, буду петь- будем петь, пел- пели),
род в прошедшем времени в единственном числе (пел, пела, пело).
В предложении глагол обычно выполняет роль сказуемого.
Затем эти грамматические признаки глагола мы начинаем изучать подробно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение краеведения в начальной школе
Изучение краеведческого материала в начальной школе имеет большое значение. Прийдя в школу, малыши должны многое познать. И познание мира начинается с изучения родного края, края, в котором человек ро...
Изучение логики в начальной школе
Развитое логическое мышление играет огромную роль в жизни не только ребёнка, но и взрослого человека. Решая задачу развития логического мышления в начальной школе, мы помогаем ребёнку преодолева...
«Методика углубленного изучения местоимений в начальной школе»
Все слова в русском языке группируются в определенные лексико-грамматические классы в зависимости от ряда признаков. Эти классы называются частями речи. Учение о частях речи в русской грамматиче...
Изучение словообразования в начальной школе
Словообразование является благодатным материалом для решения задач развития логического мышления учащихся. Основная задача обучения родному языку в начальных классах – научить школьников использовать ...
«Роль сказки как жанра русского фольклора в повышении интереса учащихся к изучению предметов в начальной школе»
Развитие интереса учащихся к учению путем знакомства с народной сказкой....
Современный подход к изучению басни в начальной школе
Разнообразные приемы работы над басней...
Изучение глагола в начальной школе
Основные задачи при изучении глагола:сформировать первоначальное понятие о глаголе как части речи,развить умение осознанно употреблять глагол в устных и письменных высказываниях,повысить уровень умств...