Современный подход к изучению басни в начальной школе
презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Результаты аккредитации школ в 2008-2009 учебном году ( уровень сформированности умений по предметам) Предмет Название темы % выполнения задания МОУ «СОШ №5» Результаты по городу Литература - работа с текстом 19 ч 78 ч. 67% 62,2% - знание литиратурных жанров: 84% 81,2% рассказ - знание литературных жанов: 58% 52,2% басня - знание литературных жанов: 74% 58,2% стихотворение - умение найти скрытый смысл 53% 55,2% басни - лексический запас, умение 79% 58% узнавать и толковать смысл - круг литературных знаний 53% 45,8%
Внимание к басне в начальной школе обусловлено рядом её достоинств 1.Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания. Басня - метко нарисованная сценка из жизни, просто и живо рассказывает о людских пороках, в ней всегда существует положительная направленность того или иного осуждения и хорошо осознаётся младшими школьниками. («Что осуждает басня» «Чему учит») 2.Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка чрезвычайно много дают для развития речи учащихся. Размер басни не превышает 20-30 срок, но по содержанию это пьеса со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Для детей –это замечательный образец предельно краткого по форме и ёмкого по содержанию, описание какого либо случая.
Восприятие художественного произведения
подводит к противоречию и предлагает ученикам самим найти способ разрешения излагает и сталкивает различные точки зрения на один и тот же вопрос сталкивает учащихся с жизненными явлениями, требующими теоретического объяснения побуждает делать сравнения, выводы из ситуации, сопоставлять факты побуждает к анализу жизненных явлений, приводящих их к столкновению с прежними житейскими представлениями сталкивает при формулировании гипотез ставит проблемные задачи (с недостающими и избыточными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограничением времени для решения проблемы). восприятие конкретного содержания, раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения выяснение главной мысли конкретной части басни раскрытие аллегории анализ морали Традиционный подход в работе над басней чаще всего включает в себя следующие компоненты В развивающей методике Занкова анализ басни идет от главной мысли к морали и конкретному содержанию
Успех работы над басней, как убеждает школьный опыт, определяется рядом условий 1 1. Важно в процессе анализа басни помочь ученику живо представить развитие действия, ярко воспроизводить образы (целесообразно проводить словесное рисование, чтение в лицах, инсценирование). Таким образом у детей развивается внимание к каждой детали обстановки и штрихам облика героя. 2. Очень многое дает для понимания идеи басни выяснение отношений к персонажам басни. Вопрос «Кому из действующих лиц вы сочувствуете и почему» сразу ставит детей перед необходимостью вникнуть в мотивы поведения действующих лиц т.е. приступить к анализу. 3. Сопоставление конкретных образов басни без утраты авторского своеобразия подводит к раскрытию аллегории 4. Научить детей самостоятельно выделять авторскую оценку. Понимание роли каждого действующего лица – основа раскрытия идейной направленности басни Центральным вопросом анализа басни является раскрытие аллегории и морали, именно это умение найти скрытый смысл часто является затруднительным для учеников .
Исследование литературного материала формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать(перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Цель такого исследования научить детей различать жанр басни среди других жанров, находить отличительные признаки, главными из которых являются аллегория и мораль, направленные на высмеивании порока. Цель исследования: (по Г.А.Цукерман )
Программные задачи
Этапы исследования Постановка проблемы. Изучение теории по данной проблематики. Подбор методов исследования и практическое овладение ими. Сбор собственного материала Анализ и обобщение. Научный комментарий. Собственные выводы.
Прогнозируемый результат Осуществление коллективного исследования на определенную тему с постановкой 1-2 задач исследования; Умение представить доклад с показом; Умение самостоятельно провести этапы исследования в течение урока. Умение составить алгоритм действий определенному правилу, понятию. Умение учащихся описывать изучаемый материал. Умение работать со справочной литературой .
Иван Андреевич Крылов
Существенные признаки басни Краткость Главные герои : Животные Растения Предметы Люди Иносказание (аллегория) Олицетворение Мораль Сатира
Виды заданий . Басня – литературный жанр, который начинается или заканчивается моралью . Басня – это стихотворение или короткий рассказ, героями которого чаще являются животные или растения . Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей . Басня – это краткий рассказ, в котором содержится иносказательный смысл
Басня – это стихотворение или короткий рассказ, персонажами который чаще бывают животные или растения. Наделяя их чертами характера людей, автор высмеивает пороки (недостатки) человека. В начале или в конце басни могут быть слова, которые помогают понять её смысл, то самое главное, о чём хотел сказать писатель. Эти слова называются моралью. Басня – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ. Иносказание – выражение, содержащее иной, скрытый смысл, аллегория. Олицетворение – воплощение каких – нибудь , черт, свойств ( о живом существе). Мораль – -Нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность. -Логический, поучительный вывод из чего – нибудь . -Нравоучение, наставление. Порок – тяжёлый предосудительный недостаток, позорящее свойство. (Словарь русского языка С,И, Ожегов)
Примерные виды заданий соотнести пословицу и мораль («Делу время – потехе час»/ «Ты все пел…») сгруппировать по пороку и морали соотнести пословицу и крылатое выражение, фразеологизм, басню соотнести пословицу и героя басни «рассыпанная пословица», мораль
Пословицы У короткого ума – длинный язык. Труд человека кормит, а лень портит. Без беды друга не узнаешь. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. Жизнь дана на добрые дела. Худо тому, кто добра не делает никому. Робкого и тень страшит. Соврёшь – не помрёшь, да вперёд не поверят. Что посеешь, то и пожнёшь. Под лежачий камень вода не течёт. У лести нет чести. Других не суди, на себя погляди. Кто веселится весной, тот плачет летом. За большим погонишься, малое потеряешь. Рад бы заплакать, да смех одолел. Поспешишь – людей насмешишь. Лето пролежишь – зимой с сумой побежишь. Семь раз примерь, один – отрежь. Много захочешь – последнее потеряешь. Делу – время, потехе – час. На языке - медок, на сердце - ледок. Вместе не грузно, а врозь – хоть брось. Верь своим очам, а не чужим речам. Ученье – свет, а не ученье – тьма.
Крылатые выражения Сильнее кошки зверя нет. Ай Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона. Хоть видит око, да зуб неймёт. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. И сердце льстец всегда отыщет уголок. Сыр выпал, с ним была плутовка такова. У сильного всегда бессильный виноват. Недаром говорится, что дело мастера боится. Спой, светик, не стыдись! А воз и ныне там. А ларчик просто открывался. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? Ты всё пела? это дело: так поди же, попляши! А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. А Васька слушает да ест. Слона – то я и не приметил. Вперёд чужой беде не смейся голубок. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
Фразеологические обороты С похвал вскружилась голова. От радости в зобу дыханье спёрло. На руку нечист. Попасть впросак. Видит око, да зуб неймёт. Ухом не ведёт. На лад нейдёт. Тризну правил. Язва здешних мест. На стенке зарубить. Это зло не так большой руки. Речей не тратить по- пустому Из кожи лезут вон. А проку на волос нет в нём. Из кожи рвётся. Как белка в колесе. Сердце к сердцу жить. Стоять горой. В глаза глядеть друг другу. Сошка мелкая. « Орест мой !» - «Мой Пилад!» Клочья вверх летят. Зима катит в глаза. С плеч беда долой. В семье не без урода. Мухи не обидит.
Дискуссия (по Г.А.Цукерман ) может стать местом развития речи младших подростков, их умения формулировать свое мнение. средством развития мышления школьника, помогая в потоке устных дискуссий, быстро развертывающихся на уроке, фиксировать наиболее важные моменты (противоречия, обнаружение новой проблемы, гипотезы о неизвестном, способы их проверки, выводы); возможностью высказываться всем желающим, даже тем детям, которые по разным причинам (неуверенность, застенчивость, медленный тип деятельности, предпочтение роли слушателя) не участвуют в устных обсуждениях; средством организации внимания детей на уроке; одним из способов освоения современных ИКТ – технологий переходной учебной формой между устной дискуссией, характерной для начального этапа образования, и мысленных диалогом с авторами научных и научно-популярных текстов, из которых ученики основной школы получают сведения о взглядах на проблемы, существующие в разных областях знаний.
Работа с иллюстрациями И.Крылов образными словами, точными определениями, глаголами смог настолько ярко показать нам своих героев, что возникает невольное желание показать их в рисунке, иллюстрации. Неслучайно многие художники, да и сами дети любят иллюстрировать басни И.Крылова .
Детские рисунки
Лебедь, щука и рак
Мартышка и очки
Ворона и лисица
Примерные задания Учащимся предлагается работа с иллюстрациями народного художника угадай, героем какой басни является данный персонаж определи характер героя, какие средства и приемы использовал художник передай диалог, который изобразил художник изобрази героя иллюстрации «живая картина» столкнуть противоречия ( гибкий кот – плут, изящная стрекоза – бездельница, грациозная лиса – лгунья и т.д.)
На этапе закрепления, обобщения можно использовать творческие задания, которые помогут раскрыть скрытый смысл викторины, кроссворды сочинение басни на заданную тему мини – сочинения на тему морали чтение по ролям, инсценирование, пантомимы, живые картины «лавка забытых вещей» «черный ящик пороков»
Иван Андреевич Крылов
В младшем школьном возрасте, как утверждают психологи, отсутствует или слабо развито такое качество ,как самокритичность. Крылов, вскрывая пороки подсказывает как поступить, как жить правильно , учит видеть ошибки, обогащает знанием жизни и её мудрости.
Планируемые результаты начального общего образования (стандарты второго поколения) Литературное чтение
I Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Выпускник получит возможность научиться: воспринимать художественную литературу как вид искусства; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; доказывать и подтверждать фактами (из текста ) собственное суждение; на практическом уровне овладевать некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя).
I I Раздел «Творческая деятельность» Выпускник получит возможность научиться: творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; работать в группе ,создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; способам написания изложения.
I I I Раздел «Литературоведческая пропедевтика» Выпускник получит возможность научиться: сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, использовать ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); определит позиции героев и автора художественного текста; создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста. Используя средств художественной выразительности (в том числе из текста).
г.Ухта 2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это одежда мысли, по кото...
Современные подходы к проведению урока в начальной школе
Каким должен быть современный урок в начальной школе? Современный урок - это своеобразное действо, целью которого является получение новых образовательных результатов......
«Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе»
Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Важность этой задачи обусловлена тем, что орфографическая грамотность выступ...
Формирование читательской компетенции, современные подходы при изучении литературного чтения в начальной школе.
Работа с текстом. Конференция...
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДХОДА К МАТЕМАТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выдающийся отечественный математик А. Н. Колмогоров писал: «Математика не просто один из языков. Математика – это язык плюс рассуждения, это как бы язык и логика вместе. Математика &ndash...
Инновационные подходы к изучению математики в начальной школе.
материал адапирован для работы с детьми \\овз...