Состав слова. Корень.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Булыгина Любовь Сергеевна


План - конспект урока по русскому языку (2 кл.) по теме "Состав слова. Корень" с использованием ЭОР, Школа России. Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon состав слова. корень89.5 КБ

Предварительный просмотр:

         1. Учебный предмет   Русский  язык

2. Класс  2

3. Тема урока и номер урока в разделе     Состав  слова. Корень.     № 1

          4. Цель: находить корень в словах, определять родственные слова по их признакам.

          5. Планируемые результаты:

            личностные:

             -проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

             -понимает причины успеха в учебной деятельности;

            -формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

             -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

             метапредметные:

       - развитие умения работать с информацией;

       - развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью ;

       - развитие умения использовать различные способы поиска информации;

       - развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения,        

          классификации (познавательные УУД);

       - формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

       - формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

       - формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и  

          аргументировать ее;

             предметные:

           -  нахождение родственных слов по их признакам, действуя по   алгоритму, овладение «секретом корней».

             6. Материально-техническое обеспечение:(состав используемого УМК, оборудование)

          УМК «Школа России»,  «Русский язык» 2 класс в 2-х частях Л.Д.Митюшина-М.:Дрофа,2014 г.,

        - Инструкционные карты,  листы  самооценки, заготовки для  эмоциональной оценки                  

          («волшебные линеечки» Г. Цукермана);

          Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;

              - Ноутбуки для индивидуальной  работы;

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Используемые ЭОР: название, тип, вид, ресурса.

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР

Обоснование целесообразности использования ЭОР

Время

(в мин.)

Организацион

ный

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 - Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть!
 

Все ли готовы к уроку?
Дети: Да!

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

1 мин

Актуализация знаний

 Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма".

На доске написаны слова

 круж…во  

 ..рех   

р… цепт  

 м… нета   

н… деля   

леб… дь
– Какое задание можно предложить к этим словам? 
(Вставить пропущенные буквы.)
– Какие буквы нужно вставить в эти слова?
– Как убедиться в том, что вы правы? 
(Проверить написание этих слов по словарю.)
– Записать слова, подчеркнуть орфограммы.
– Можно ли проверить написание этих слов? Почему? 
(Написание нужно запомнить.)

 

 Дописывают  на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма

5 мин

Усвоение

новых знаний

Выход на тему, цель, учебные задачи.

Минутка чистописания.

Формулирует некоторые задачи урока.
Указывает объект наблюдения
 Выход на тему урока

1) – Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова.
еоеоее     оееоее …
2) – Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили? 
(Если их соединить, то получится слово.)
– Какое это слово? Запишите его. 
(Корень.)
– Назовите грамматические признаки слова 
корень.
– Что такое 
корень?
– Какие значения имеет это слово? Что о нем можно сказать? 
(Это слово многозначное.)

Формулируют тему и задачу урока

25 мин

 Работа над темой.
 

 Организует подводящий диалог, уточняет правило
 Какое отношение имеет слово 
корень к предмету «Русский язык»?
– Что мы называем корнем слова?
-О чем  будем говорить сегодня на уроке?
 Запись на доске: 
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Лось, лоскут, лосенок,
Горный, горка, городок,
Пес, песочный и песок.

Где слова родные (однокоренные)?

Демонстрация на экране

«Корень дерева и корень слов»

Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике стр. 25.

сравнивают и добавляют свои слова.

Дети отвечают на вопрос: Какие слова выросли от слова

ход?

«Корень дерева и корень слов»

Информационный.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2e2d81ff-5ce4-4104-a385-b2ac3e6f529e/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BMA_001%5D.swf

Для усвоения термина

КОРЕНЬ

слова

2 мин

Дает образец короткого доказательства

«Что такое корень?»

(просмотр)

Проверка понимания способа действия.

Коллективное выполнение упражнения.
– Назовите и выпишите однокоренные слова. 

(Как-то много лет назад

Посадили дивный сад

Не был этот сад фруктовым

Был он только словом.

Это слово, слово – корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новым слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод

Иль садовник к нам идёт.

Очень – очень интересно

Погулять в саду словесном !
– Почему вы так считаете?
– К какой части речи относится каждое слово?
– Выделите корень в словах.
– Что заметили?
– От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник.

- Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково) 

Объясняют написания слов, делают выводы.

«Что такое корень?»

Информационный

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4cdf6c5c-633a-4c3f-abcb-28a320286261/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BTE_002%5D.swf

Для усвоения понятий: корень-главная часть слова

 В корне заключён смысл слова.

2 мин

 Первичное закрепление нового материала
 

 Проводит инструктаж обучающихся.

(работа на ноутбуках с использованием локальной сети)

«Как найти корень в слове»

(Индивидуальная работа)

Находят корень в словах

розочка

рыбак

берёзка 

«Как найти корень в слове»

Практический

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/56ed9f51-5629-480a-93b7-910f78a0fab0/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BQN_003%5D.swf

Для закрепления нового материала.

2 мин

Выявление однокоренных слов

(работа на ноутбуках с использованием локальной сети)

«Рассели жильцов»

абота в паре).

Расселяют слова по домикам.

(перетаскивают мышью в нужный домик)

«Рассели жильцов»

Практический

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2eea00cc-de75-4d72-9dcc-ca04b7853691/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_004%5D.swf

Проверка для определения,

насколько понят новый материал.

3 мин

Физкультминут

ка

Перед нами дуб широкий,

А над нами дуб высокий. Вдруг над нами сосны, ели

Головами зашумели

Грянул гром, сосна упала,

Только ветками качала.

(Руки в стороны)

(Руки вверх)

(Наклоны головой)

                                                (Хлопки)

 (Присели)

(Встали, покачали головой)

1мин

Гимнастика для глаз.

Организует выполнение гимнастики для глаз

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

(Круговое движение глаз )

(Движение глаз влево, вправо, вверх, вниз)

(Круговое движение глаз)

1мин

 Самопроверка
 

 Игра «Кто прав?».

(работа на ноутбуках с использованием локальной сети)

(Индивидуальная работа)

Игра «Кто прав?»,  Самопровер-

ка, самооценка

«Кто прав?»

Практический

 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ff72199-3805-433f-8b5b-c4c9e4063572/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BID_005%5D.swf

 Самопроверка и самооценка

 для подведения итогов
 

2 мин

 Подведение итогов
 

 Задает вопросы 
о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется 
на следующие уроки.
 Удалось нам овладеть способом нахождения родственных слов?

Удалось нам овладеть способом нахождения корня в родственных словах?

Как?

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения
 

2 мин

 Домашнее задание

Проводит разбор домашнего задания, проводит  пояснения к упражнению, дает конструктивные задания

Записывают задание на дом, задают вопросы

Упр.3, стр.26

1 мин

Рефлексия.

(контрольно-оценночная деятельность)

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроки русского языка –

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Оцените себя с помощью таблицы.

Работа с листом самооценки,

и «Волшебными линеечками» .

Получают позитивный настрой от урока

Сегодня на уроке:

- я научился…

- было интересно…

- было трудно…

- могу похвалить себя за то, что…

- больше всего мне понравилось…

- мне показалось важным…

- для меня было открытием то, что…

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 2 класс. Тема: Состав слова. Корень.

Данный урок разработан по программе 2 класса с использованием учебника "Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. О.В.Пронина. Русский язык. 2 класс."Усвоение учащимися  понятия "родственные слова", умение ...

Конспект урока по русскому языку во 3 классе на тему: «Состав слова. Корень»

3 класс  УМК ПерспективаТема: Состав слова. КореньТип урока: Урок усвоения новых знанийЦели: 1. Создание условий для формирования представления о частях слова; обогащать словарный запас через вве...

Конспект урока русского языка. 2 класс . Тема "Состав слова. Корень"

Урок разработан по ФГОС. Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме :Состав слова.Корень слова.

Урок русского языка (ОС "Школа России") по учебнику В.П.  Канкиной, В.Г. Горецкого с   использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП)...

"Состав слова. Корень слова" 3 класс

Конспект урока по русскому языку для 3 класса с применением ИКТ....

Тест по теме "Состав слова. Корень, однокоренные слова, окончание" 2 класс

Данный тест проводится во втором классе при закреплении темы. Материал теста содержит два варианта выполнения задания. В ходе проверки учащиеся могут самостоятельно сделать вывод, какие темы требуют п...