Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД (формируемые на данном этапе урока) |
Лингвистическая часть |
Организационный момент. Создание мотивационной основы предстоящей учебной деятельности. | Создает эмоциональный настрой на урок. Организует проверку рабочего места: -Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу? - Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? Сообщает цель урока: - Сегодня у нас урок из блока «Как устроен наш язык». Нам предстоит на уроке выполнить много заданий. Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился интересным, актуальным, результативным? - Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
| Проверяют организацию рабочего места. Отвечают на вопросы учителя: - С прекрасным настроением; интересным.
- Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать друг другу;
| Личностные: формирование рефлексивного отношения школьников к учению и личностного смысла учения. Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | - Запишите в тетрадях предложение: Усталый турист приехал в наш город издалека. - Разберите это предложение по членам предложения и по частям речи (1 ученик выполняет работу на секретной доске, класс работает самостоятельно в тетрадях). Давайте проверим работу у доски. У кого есть другое мнение на разбор предложения. - Сколько в классе мнений? (Обучающиеся поднимают руку с определенным движением: ладонь – согласен; кулак – не согласен.) - Почему возникли разногласия?
- Какое слово вызвало затруднение?
- Можно ли это слово отнести к существительным, прилагательным, глаголам?
– Какой вывод можно сделать? | . Записывают предложение под диктовку и разбирают предложение по членам предложения и по частям речи.(произвольно выбирая схему разбора) Проверяют работу одноклассника. Выражают свое мнение условными движениями руки.
Принимают участие в дискуссии: - Не знаем, как подчёркивать это слово. - Что это за часть речи? - Доказывают, что это слово не является ни существительным, ни прилагательным, ни глаголом. – Это какая-то новая, нам неизвестная часть речи. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
|
Открытие нового знания.
| Организует исследовательскую работу на основе разбора предложения. Подводит обучающихся к осознанию признаков наречия. – Давайте вспомним, что такое часть речи.
- Значит, чтобы понять, какая это часть речи, нужно выделить грамматические признаки этого слова.
- Давайте попробуем изменить это слово по числам, лицам, падежам.
- Оно спрягается? Оно склоняется? - Какой вывод можно сделать?
Какой морфемой заканчивается слово?
На какой вопрос отвечает это слово?
– Каким членом предложения является? – Давайте обобщим наши результаты исследования. (На экране постепенно появляется запись) 1. Часть речи 2. Отвечает на вопросы: откуда? 3. Не изменяется, т.е не склоняется и не спрягается (не имеет окончания) 4. Это обстоятельство
Чтобы узнать, как называется эта часть речи, я предлагаю кроссворд. 1. Открыть форточку полностью. 2. Письмо сгорело полностью. 3. Перейти реку в мелком месте. 4. Разбить тарелку на мелкие части, совершенно, полностью. 5. Создать что-то без применения механизма, только руками. 6. Сыграть матч с ровным счетом . 7. Прийти на урок без опоздания, в точное время.
Прочитаем ключевое слово? Как называется новая часть речи?
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
| Принимают участие в исследовании, выдвигают гипотезу и формулируют обоснование. – Это группа слов с одинаковыми грамматическими признаками.
Предпринимают попытки изменить слово «издалека» по указанным грамматическим признакам. – Нет Это слово не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается; оно не имеет окончания. .- Суффиксом –а-
Пришли (откуда?) издалека. – Второстепенным членом предложения, обстоятельством.
Разгадывают кроссворд, записывают на плакате наречия.
НАСТЕЖЬ ДОТЛА ВБРОД ВДРЕБЕЗГИ ВРУЧНУЮ ВНИЧЬЮ ВОВРЕМЯ
Наречие
- Тема нашего урока «Наречие как часть речи». | Коммуникативные: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще неизвестно. - планирование; - прогнозирование; Познавательные: - самостоятельное выделение,
|
Физкультминутка
| Проводит физминутку. Использует звуковой фон.
| Выполняют танцевальные движения. |
|
Практическая часть |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - Кто сможет дать определение новой части речи – наречию, опираясь на результаты исследования?
– Как вы думаете, ребята, у нас получилась точная формулировка определения? – Запишите словосочетания, поставьте вопросы к наречиям: Играет громко, свернула налево, шёл вчера, сегодня сияет. – Давайте вспомним, на какие вопросы ещё могут отвечать обстоятельства, выраженные наречиями?
– А теперь дайте определение наречию более точно. ( дополняю на экране вопросы наречия: предложение №2 )
- Откройте учебники на стр.52, урок № 88 и прочитайте правило. -Точно ли мы его сформулировали?. Организует работу над текстами на карточках. – Найдите наречия и подчеркните их в тексте, поставьте к ним вопросы. Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт. Чистит лапки, воду пьёт. Тихо, плавно снег летит Белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лёд На дворе лопатой. Серый день ползёт лениво. И болтают нестерпимо На стене часы стенные Языком неутомимо.
Организует взаимопроверку по эталону.
| – Наречие – это часть речи, отвечает на вопрос «откуда?», не склоняется и не спрягается, в предложении является обстоятельством. – Нет, потому что мало вопросов к данной части речи.
Как? Куда? Когда?
– Где? Зачем? Насколько? Каким образом? Почему?
- Наречие– это часть речи, которая отвечает на вопросы Где? Куда? Зачем? Откуда? Почему? Когда? Как? Наречие не изменяется: не склоняется и не спрягается (не имеет окончания). В предложении является обстоятельством.
Да, мы его сформулировали точно
Когда? Раненько. Как? Тихо, плавно. Как? Лениво. Как? Нестерпимо. Как? Неутомимо. | Коммуникативные: - участвуют в коллективном обсуждении проблемы;
- согласовывают усилия по достижению общей цели; - обмениваются способами действия, заданного необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы.
|
V. Самостоятельная работа
| Организует самостоятельную работу по карточкам для формирования умения отличать наречия от других частей речи. Прочитайте задание на карточках: записать слова в группы по частям речи (сущ., прил., глаг., нареч.) Устно доказать принадлежность слов к группе наречий. Какие слова вызвали затруднения?
Вариант 1. Домом, талый, стоит, домой, шаг, дежурный, победит, сегодня, мороженое, светлый, бежать, ночью, верх, лесной, прыгать, слева, лесничий, крутой, учить, вверх.
Вариант 2. Столовая, темный, вышел, вечером, дома, травяной, проснулся, справа, бег, ласковый, писать, вчера, семью, белый, видеть, днем, утром, вежливый, жалеть, вниз.
Организует взаимопроверку по эталону на экране. |
Читают задание.
Выполняют задание по вариантам в тетради. 1 вариант Сущ. | Прил. | Глаг. | Нар | домом | талый | стоит | домой | шаг | дежурный | победит | сегодня | мороженое | светлый | бежать | ночью | верх | лесной | прыгать | слева | лесничий | крутой | учи | вверх |
2 вариант Сущ. | Прил. | Глаг. | Нар | столовая | темный | вышел | вечером | дома | травяной | проснулся | справа | бег | ласковый | писать | вчера | семью | белый | видеть | днем | утром | вежливый | жалеть | вниз |
Выполняют взаимопроверку по эталону | Познавательные: - подведение под понятие, выведение следствий; постановка и решение проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
|
Рефлексия учебной деятельности.
| Подводит обучающихся к выводу и оценке собственной деятельности на уроке и оценке всего класса.
– Ребята, что вы скажете о сегодняшнем уроке? Таким ли он получился, каким вы хотели его видеть вначале? - С какой частью речи познакомились на уроке? - Назовите отличительные особенности наречия как части речи? - Какие задания для вас были наиболее интересными? - Чем был полезен урок? - Оцените свою работу, работу класса. | Объективно оценивают свою деятельность, деятельность одноклассников.
| Личностные: - формирование рефлексивного отношения к учению и личностного смысла учения
|
Домашнее задание.
| Знакомит детей с вариантами домашнего задания: 1 вариант: - упражнение 2 на странице 53; 2 вариант: Сочинить стихотворение, используя наречия: ……………… далеко ……………….глубоко ………………. высоко ……………… хорошо Дает эмоциональную оценку работы класса, благодарит за работу на уроке. | Воспринимают информацию учителя на слух. Записывают домашнее задание в дневник.
|
|