РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС для УМК образовательной системы Л.В.Занкова
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерной программы А.В.Поляковой, Н.А. Песняевой (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост.Н.В.Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара:  Издательский дом «Федоров», 2011).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС

для УМК образовательной системы Л.В.Занкова

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерной программы А.В.Поляковой, Н.А. Песняевой (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост.Н.В.Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара:  Издательский дом «Федоров», 2011).

Пояснительная записка

  1.         Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели: 

        познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

        социокультурная цель – изучение русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической  речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

           Задачи :

        1. Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения.

        2. Освоение учащимися первоначальных знаний о лексике. фонетике, грамматике русского языка.

        3. Овладение обучающимися умением правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания, письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема.

        4. Воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

  1. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

Рабочая программа составлена на основании:

  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12. 2012.  N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26.11.2010)
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011. №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373
  • Закона Тамбовской области от 4 июня 2007 г. N 212-З
    "О региональном компоненте государственного образовательного
    стандарта начального общего, основного общего и среднего
    (полного) общего образования Тамбовской области"
  • Учебного плана МАОУ СОШ №4 на 2013-2014 учебный год. (утвержден приказом №_____от_______ )

  1. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования.

        Рабочая программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ и составлена с учетом требований Государственного стандарта начального общего образования по русскому языку на основе Примерной программы начального образования по русскому языку, с учетом авторской программы А.В. Поляковой. (Сборник программ развивающего обучения Л.В. Занкова.- Самара: Федоров, 2011; Нечаева Н.В. Обучение грамоте, 1 класс; Полякова А.В. Русский язык. Учебник для 1 класса.- М.: Просвещение,2011.

  1. Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС.

Предмет «Русский язык» занимает особое место среди предметов, входящих в учебный план начальной школы. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения, и его изучение способствует формированию у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

В первом классе на изучение русского языка отводится 165 часов (5 часов в неделю, 33 учебные недели), из них на обучение грамоте- 98 часов, русский язык -67 часов

В рабочей программе предусмотрено проведение проверочной работы комплексного характера – 1 ч.

  1. Формы организации образовательного процесса.

Для реализации программы используются разнообразные формы организации учебного процесса:

  • индивидуальная, фронтальная, групповая работа
  • практическая работа
  • проектная деятельность.

Основные типы уроков в РО

  • Урок постановки учебной задачи. Цель урока постановки УЗ – поиск общего способа решения широкого класса практических задач;
  • Урок моделирования и преобразования модели. Цель моделирования – выделить и зафиксировать наиболее общее отношение в предмете для его исследования;
  • Урок  решения частных задач по применению «открытого» способа. Цель урока – выработка навыка по использованию найденного детьми на предыдущем этапе способа или понятия для решения конкретно – частных задач;
  • Урок контроля. Цель урока – Точно определить теоретические сведения и учебные действия по темам, над освоением которых необходимо дополнительно работать с учащимися;
  • Урок оценки способа.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

  1. Технологии обучения.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса.
  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей.
  • Информационно-коммуникационные технологии.
  • Игровые технологии.
  • Здоровьесберегающие технологии.

  1. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Социальная компетенция: применение задач разного уровня, вариативные домашние задания, различные формы тематического оценивания, организация групповой работы (в группах сменного и постоянного состава), самооценка и взаимооценка работ и ответов.

Коммуникативная компетенция: выполнение различных видов письменных работ, формирование культуры речи, создание проблемных ситуаций на уроке, проведение нестандартных уроков, формирование умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Информационная компетентность: предлагаются задачи, для решения которых необходимо обращение к альтернативным источникам информации, формирование навыков осмысленного сбора информации, составление плана.

Компетентность саморазвития и самообразования: стимулирование самообразовательной деятельности ученика, контроль за динамикой развития ученика.

Компетентность продуктивной творческой деятельности: развитие творческой деятельности ученика через интерактивные методы и исследовательскую деятельность.

  1. Виды и формы контроля (согласно уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения).

Виды контроля:

  • Текущий контроль.
  • Промежуточный контроль.

Формы контроля:

  • устный и письменный опрос учащихся;
  • тесты;
  • контрольная работа.

     Оценка знаний и умений обучающихся проводится один раз в год с помощью итогового теста или контрольной работы, которые включают вопросы (задания) по основным проблемам курса.        Текущий контроль проводится в форме проверочной работы после изучения каждого основного раздела.

РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

       Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • - осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • -  понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  •         - умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  •         - способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  •         - умение выбрать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
  •         -  понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

        Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  •         - овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
  •         -  умение применять орфоэпические правила и правила постановки препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
  •           -   умение проверять написанное;
  •           - умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
  •          -    способность контролировать свои действия, проверять написанное.

Структура курса

        Совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, представлена следующими разделами:

        - основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

        -  орфография и пунктуация;

        -  развитие речи.

        Содержание

Обучение грамоте:

Добукварный период- 25 часов

Основной (букварный) период -73 часа

Русский язык:

  • Предложение и слово- 5 часов
  • Звуки, буквы, слоги -10 часов
  • Ударение- 3часа
  • Большая буква в именах собственных -4 часа
  • Алфавит- 3 часа
  • Правописание согласных звуков -14 часов
  • Части речи – 9 часов
  • Предложение и текст- 9  часов
  • Родственные слова – 5 часов
  • Секреты речи – 5 часов

     Раздел «Связная речь не изолирован от других разделов, а является целесообразно составной частью процесса обучения на каждом уроке и всей системы заданий и упражнений целостного курса в зависимости от доминирующего вида деятельности.

                                 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        

Виды речевой деятельности

        Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявленном тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам и плану.

        Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (рассуждение, описание, повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение  орфоэпических норм и правильной интонации.

        Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержавшейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антипатия, интерпретация и обобщение  содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

        Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (краткое, подробное, выборочное).  Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.  

Обучение грамоте.

Фонетика и орфоэпия. Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение

связи звуковой структуры слова и его значения.

Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков. Деление слов на слоги. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по твердости-глухости согласных звуков.

Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный/согласный; гласный ударный/безударный; согласный твердый/мягкий, парный/непарный; согласный звонкий/глухой, парный/непарный.

Фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.

Графика. Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использование на письме разделительных Ъ и Ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь», в словах с буквами е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика.         

        Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение  значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Образные сравнения. Фразеологизмы.

Систематический курс (1 класс)

        Предложение и слово. Слово и предложение. Построение предложения.

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие.       Слоги. Перенос слов.

        Ударение. Гласные ударные и безударные.

        Большая буква в именах собственных. Большая буква в именах , отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях географических объектов. Порядок и название букв.

        Правописание согласных звуков. Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки. Парные согласные в конце слова. Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

        Грамматика. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Словосочетание. Предлог. Родственные слова. Корень слова.

        Предложения и текст. Разновидности предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. Оформление предложений.

        Связная речь. Связь слов в предложении.

Список литературы

1. Сборник программ развивающего обучения Л.В. Занкова. – Самара, 2011.

2. Нечаева Н.В. Обучение грамоте, 1 класс.- Самара: Федоров, 2011.

3. Нечаева Н.В. и др. Тетради по письму. 4 части.- Самара: Фёдоров, 2011

4. Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 1 класса.-М.: Просвещение, 2010

5. Полякова А.В. Методические рекомендации по русскому языку для 1-2 класса.- М.: Просвещение, 2010.

6. Полякова А.В. Практикум по русскому языку. 1-2 класс: Методический комментарий. Варианты проверочных и контрольных работ.- Самара: Федоров, 2010.

7. Повторение и контроль знаний. Русский язык. 1-2 классы. Интерактивные дидактические материалы. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост.: С.В. Арчакова, Н.М. Баркалова, С.А. Летуновская, О.П. Слесарева.- М.: - Планета, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «русского языка» в 4 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова для начальной школы

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса общеобразовательного учреждения  разработана на основании фундаментального ядра Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС для УМК образовательной системы Л.В.Занкова

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерной программы И.И.Аргинской, С.Н. Кормишиной (...

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" 4 класс, составная часть Образовательной системы "Школа 2100"

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования на 2016/2017 учебный год, планируемых результатов, материально-технического обеспечения ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Русский язык» в 4 классе на 2014-2015 учебный год

            Данная образовательная программа по курсу «РУССКИЙ ЯЗЫК» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...

Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России" 1 класс

Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка".Программа "Школа России", 1 класс....

Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России", 2 класс.

Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России", 2 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...