РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Русский язык» в 4 классе на 2014-2015 учебный год
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Данная образовательная программа по курсу «РУССКИЙ ЯЗЫК» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004г. и приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2011г. на основе общеобразовательной программы «Школа 2100», примерной программы по курсу «Русский язык», авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О., рекомендованной Минобрнауки РФ (сборник Программы начального общего образования. Развёрнутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная система Школа 2100О.В.Рыбьякова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.doc | 429.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей начальных классов Руководитель МО ________Костюнина В.П. «___» августа 2014г. | Согласована заместителем директора по УВР МБОУ «СОШ«№9» _________Базгалёва О.А «____» августа 2014г. | УТВЕРЖДЕНА Директором МБОУ «СОШ №9» ________Винокурова И.А. «___» августа 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«Русский язык»
в 4 классе
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 9»
Костюнина Т.Д.
Пояснительная записка
Данная образовательная программа по курсу «РУССКИЙ ЯЗЫК» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004г. и приказом Минобрнауки РФ от 03.06.2011г. на основе общеобразовательной программы «Школа 2100», примерной программы по курсу «Русский язык», авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О., рекомендованной Минобрнауки РФ (сборник Программы начального общего образования. Развёрнутое тематическое планирование. 3 класс. Образовательная система Школа 2100О.В.Рыбьякова.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса):
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. Изд. 2-е,перераб. - М.: Баласс, 2012. - 160 с: ил. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»). Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
Бунеев Р.Н. Бунеева Е.В., Фролова Л.А.
Орфографическая тетрадь. 2-й класс (к учебнику «Русский язык»; 2-й кл), 2- е изд.,испр.- М
Баласс; Школьный дом, 2012. - 64 с, (Серия «Свободный ум».) Допущено Министерством образования и науки РФ.
Комисарова Л.Ю.
Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Бунеева Р.Н. Бунеевой Е.В., Прониной О.В./Под науч.ред.Е.В. Бунеевой.-Изд.2-е, испр.-М.:Баласс; Школьный дом,2012.-128с.:ил.(Серия «Свободный ум»). Допущено Министерством образования и науки РФ.
Яковлева М.А.
Тетрадь по чистописанию. 2 класс. К учебнику «Русский язык», 2-й класс/ Под ред. Р.Н. Бунеева Е.В. Бунеевой.- М.:Баласс; Школьный дом,2010.-64с.:ил. (Образовательная система «Школа 2100» Серия «Свободный ум»).
Бунеева Е.В.
Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс. Вариант 1. .- М Баласс; Школьный дом, 2012. - 32 с, (Образовательная система «Школа 2100» Серия «Свободный ум».) Допущено Министерством образования и науки РФ.
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно:
- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
- формирование коммуникативной компетенции.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Содержание учебного процесса.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
- Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
- Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
5) дальнейшее овладение родным языком;
6) овладение орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства языка.
В курсе русского языка ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью. Поэтому весь учебный материал изучается в разделах «Слово», «Предложение», «Текст», «Развитие речи». Последний раздел не выделен в качестве специального для изучения, но является ведущим направлением работы по русскому языку. Основными направлениями работы по развитию речи являются:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи:
- наблюдение над связью слов в предложении,
- над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами;
- над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.
- самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения.
3-й класс
170 ч (5 часов в неделю)
Вводный урок (1 ч) Повторение. (10ч ) Слово. (116 ч)
1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ раз- делительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, напри- мер класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова»,
«приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-,
-еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над слова- ми, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов
-онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-,
-чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-,
-еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и текст. (25ч)
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение. (5 ч)
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
Резерв. (13ч)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, темы уроков. | Выполнение федерального компонента государственного образовательного стандарта | Формирование УУД - универсальных учебных действий. | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | |
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове | Различение слова, словосочетания и предложения. | 1 | ||||
| |||||||
2-3 | Что мы знаем о тексте. | Различение слова, словосочетания и предложения. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
| 2 | |||
4 | Что мы знаем о слове, предложении, тексте. | 1 | |||||
5 | По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами | 1 | |||||
6-7 | Повторяем изученные орфограммы и их графическое обозначение. | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря. | 2 | ||||
8 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, гра- фически обозначать орфограммы | 1 | |||||
9 | Входной контрольный диктант | 1 | |||||
10 | Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание. | Употребление прописной буквы в именах собственных. Списывание текста. | 1 | ||||
11 | Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита | 1 | |||||
12 | Контрольный диктант №1 «Ласточки» по теме «Повторение изученного материала в 1-2 классах» | Восприятие и понимание звучащей речи. Написание под диктовку текста в соответствии с изученными нормами правописания. | 1 | ||||
Слово 115ч | |||||||
2. Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне. 3ч | |||||||
13 | Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне. Словарный диктант. | Выделение значимой части слова: корень. Однокоренные слова, формы одного и того же слова. Чтение и понимание учебного текста. Формулировок заданий, правил, определений. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
| ||||
14 | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне. | Однокоренные слова, формы одного и того же слова. | |||||
15 | Р/р. Творческая работа. Составление связного текста «Птицы под снегом» из деформированных предложений. | Создание небольшого текста. | |||||
3. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. 4ч | |||||||
16 | Работа над ошибками в творческой работе. Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (на конце и в середине слова). | Правописание парных звонких и глухих согласных. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
| ||||
17 | Правописание проверяемых букв согласных в корне слова | ||||||
18 | Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму Словарный диктант | ||||||
19 | Проверочная работа №1 по теме «Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных букв в корне». | ||||||
4. Удвоенные согласные в корне слова 4ч | |||||||
20 | Понятие об удвоенных согласных буквах. | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| |||||
21-23 | Правописание слов с удвоенными буквами в корне. Р/р Творческая работа. | Правописание удвоенных согласных. Способы проверки правописания слов: подбор однокоренных слов, изменение формы слова. | |||||
24 | Проверочная работа №2 по теме «Удвоенная согласная буква в корне слова». | ||||||
5. Непроизносимые согласные в корне слова. 7ч | |||||||
25 | Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне. Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова. | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| |||||
26 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | Правописание непроизносимых согласных. | |||||
27 | Р/р Творческая работа (сочинение по опорным словам). | Способы проверки правописания слов: подбор однокоренных слов. | |||||
28 | Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых согласных в корне слова. | ||||||
29 | Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых согласных в корне слова. | ||||||
30 | Повторение. Проверочная работа №3 по теме «Непроизносимые согласные в корне слова» | ||||||
31 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | ||||||
32 | Контрольный диктант №2 «Лебеди» по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». | ||||||
6. Безударные гласные в корне слова. 67ч | |||||||
33 | Работа над ошибками. Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне. | Правописание безударных гласных. Способы проверки правописания слов: подбор однокоренных слов. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
| ||||
34 | Развитие умения видеть в словах орфограммы-безударные буквы. Свободный диктант. | ||||||
35 | Контрольный диктант за I четверть. | ||||||
36-37 | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне. Проверочная работа №4 по теме «Безударные гласные в корне слова» | ||||||
38 | Р/р Творческая работа. Сочинение по опорным словам. | ||||||
39 | Контрольный диктант №3. «О фиалке» по теме «Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова» | ||||||
7. Сложные слова и их правописание. 6ч | |||||||
40 | Работа над ошибками в диктанте. Знакомство с понятием «сложные слова». | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
| |||||
41 | Соединительные гласные о и е в сложных словах. | ||||||
42 | Образование сложных слов. | ||||||
43 | Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей. | ||||||
44 | Употребление в речи и правописание сложных слов. Р/р Свободный диктант. | ||||||
45 | Повторение. Проверочная работа №5 по теме «Сложные слова и их правописание» | ||||||
8. Части слова. Приставка. 1ч | |||||||
46 | Приставка, её роль в слове (повторение). Различие приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки. | Выделение значимой части слова: приставки. Различение предлогов и приставок. Значения приставок. | Коммуникативные:
| ||||
9. Безударные гласные в приставках. 3ч | |||||||
47-48 | Правописание безударных гласных в приставках. | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| |||||
49 | Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание. | ||||||
10. Удвоенные согласные на стыке приставок и корня. 2ч | |||||||
50 | Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставок и корня. Различие и правописание слов удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| |||||
51 | Различие и правописание слов удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня | ||||||
11. Разделительные ъ и ь. 4ч | |||||||
52 | Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного ъ и ь. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
| |||||
53 | Правописание слов с разделительными ъ и ь.
| Изложение текста. | |||||
54 | Правописание слов с разделительными ъ и ь. Проверочная работа №6 по теме «Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках. Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Разделительные ъ и ь». | ||||||
55 | Упражнения в правописании слов с разделительными ъ и ь. Р/р Свободный диктант «Вьюн» | ||||||
56 | Контрольный диктант №4 по теме «Безударные гласные в приставках. Разделительные ъ и ь» | ||||||
12. Части слова. Окончание и основа. 2ч | |||||||
57 | Пишу правильно (работа над ошибками). Понятие об окончании и основе слова. | Выделение значимых частей слова: окончания. |
| ||||
58 | Развитие умения находить в слове окончание. | ||||||
13. Основа слова и окончание. 2ч | |||||||
59 | Как найти в слове основу. |
| |||||
60 | Развитие умения находить в слове окончание и основу. | ||||||
4. Части слова. Суффикс. 2ч | |||||||
61 | Суффикс и его роль в слове. | Выделение значимых частей слова: суффикса. Значения суффиксов. | |||||
62 | Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова | ||||||
15. Разбор слова по составу. 4ч | |||||||
63 | Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу. |
| |||||
64 | Контрольное списывание. | ||||||
65 | Упражнения в разборе слов по составу. | Выделение значимых частей слова: корень, приставка, суффикс, окончание. | |||||
66 | Повторение. Проверочная работа №7 по теме «Части слова. Окончание и основа слова. Суффикс. Разбор слова по составу». | ||||||
16-17. Части речи в русском языке. Имя существительное как часть речи. 3ч | |||||||
67 | Части речи в русском языке. Определение имени существительного | Имя существительное, значение, употребление. |
| ||||
68 | Контрольный диктант за II четверть. | ||||||
69 | Роль имён существительных в речи. Р/р Творческая работа: составление текста. | Создание небольшого текста. | |||||
18. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые 3ч | |||||||
70 | Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. | Различение имён существительных, отвечающих на вопросы кто? что? |
| ||||
71 | Имена существительные в речи | ||||||
72 | Обобщение. Что мы знаем об именах существительных | ||||||
19. Род имён существительных. 3ч | |||||||
73 | Имена существительные мужского, женского и среднего рода. | Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. |
| ||||
74 | Род – постоянный признак имён существительных. | ||||||
75 | Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода | ||||||
20. Число имён существительных. 4ч | |||||||
76 | Изменение имён существительных по числам. | Изменение имён существительных по числа. |
| ||||
77 | Образование множественного числа имён существительных | ||||||
78 | Окончание имён существительных в единственном и множественном числе. Разбор имени существительного как части речи | ||||||
79 | Разбор имени существительного как части речи | ||||||
21.Словообразование имён существительных. 8ч | |||||||
80 | Образование имён существительных с уменьшительно- ласкательным значением. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
| |||||
81 | Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. | ||||||
82 | Образование имён существительных от основ существительных и глаголов. | ||||||
83 | Р/р Сочинение сказки с использованием имён существительных с различными суффиксами. | Создание небольшого текста (сочинения) по интересной тематике. | |||||
84 | Разбор имён существительных по составу. | ||||||
85 | Р/р Обучающее изложение «Мурлыка». | Изложение текста (повествование с элементами описания). | |||||
86 | Употребление имён существительных в речи. | ||||||
87 | Повторение. Проверочная работа №8 по теме «Имя существительное как часть речи». | ||||||
22.Местоимение как часть речи. 6ч | |||||||
88 | Понятие о местоимении. Личные местоимения. | Местоимение, значение и употребление. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Учиться подтверждать аргументы фактам. | ||||
89 | Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями. | ||||||
90 | Разбор местоимения как части речи. | Создание небольшого текста (сочинения) о себе. | |||||
91 | Роль личных местоимений в речи. Р/р Обучающее сочинение «О себе». | ||||||
92 | Закрепление знаний о местоимении Р/р Свободный диктант «Паучок».. | Изложение текста (повествование). | |||||
93 | Повторение. Проверочная работа №9 по теме «Местоимение как часть речи». | ||||||
23. Имя прилагательное как часть речи. 4ч | |||||||
94 | Определение имени прилагательного. | Имя прилагательное, значение и употребление. Согласование с именем существительным. |
| 1 | |||
95 | Роль личных местоимений в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными. | 1 | |||||
96 | Роль личных местоимений в речи. | 1 | |||||
97 | Разбор имени прилагательного как части речи. | 1 | |||||
24. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. 4ч | |||||||
98 | Окончание имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе. |
| 1 | ||||
99 | Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. | Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных | 1 | ||||
100 | Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами. | Антонимы. | 1 | ||||
101 | Закрепление правописания слов с изученными орфогрраммами. | 1 | |||||
25. Разбор имён прилагательных по составу. 4ч | |||||||
102 | Словообразование имён прилагательных. Р/р Сочинение по опорным сочетаниям слов | Создание небольшого текста (сочинения) | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| 1 | |||
103 | Проверочная работа №10 по теме «Имя прилагательное как часть речи». | 1 | |||||
104 | Разбор имён прилагательных по составу. | 1 | |||||
105 | Контрольный диктант № 5 «Перелёт птиц» по теме «Безударные гласные в окончаниях прилагательных» | 1 | |||||
26. Глагол как часть речи. 4ч | |||||||
106 | Определение глагола как части речи. Изменение глаголов по временам. | Глагол, значение и употребление. Изменение по временам. | Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные: проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач. | 1 | |||
107 | Контрольная работа за III четверть. | 1 | |||||
108 | Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 1 | |||||
109 | Изменение глаголов по числам. | Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам в прошедшем времени | 1 | ||||
27. Правописание частицы НЕ с глаголами. 2ч | |||||||
110 | Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами. | Правописание НЕ с глаголами. | 1 | ||||
111 | Развитие умения писать частицу не с глаголами. Р\р Свободный диктант «О диназаврах». | Изложение текста (повествование). | 1 | ||||
28. Неопределённая форма глагола. 7ч | |||||||
112 | Понятие о неопределённой форме глагола. Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы. | Неопределённая форма глагола. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Прогнозировать последствия коллективных решений | 1 | |||
113 | Р/р Контрольное изложение. «Перелётные гости». | Изложение текста (повествование). | 1 | ||||
114 | Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы. | 1 | |||||
115 | Контрольный диктант №6 «Весна в лесу» по теме « Неопределённая форма глагола. Правописание частицы НЕ с глаголами». | 1 | |||||
116 | Образование форм времени от неопределённой формы глагола. | 1 | |||||
117 | Разбор глагола как части речи | 1 | |||||
118 | Повторение. Проверочная работа № 11 по теме «Глагол как часть речи. Правописание частицы не с глаголами». | 1 | |||||
Наречие 2ч | |||||||
119-120 | Понятие о наречии как части речи. | 2 | |||||
121-127 | Резервные уроки по разделу «Слово», планируются по усмотрению учителя | 7 | |||||
Предложение. 25 ч | |||||||
29. Виды предложений по цели высказывания и интонации. 3ч | |||||||
128 | Виды предложений по цели высказывания. | Разновидности предложений по цели высказывания и интонационной окраске. | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| 1 | |||
129 | Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение. | 1 | |||||
130 | Восклицательные и невосклицательные предложения. | 1 | |||||
30. Главные и второстепенные члены предложения. 6ч | |||||||
131 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. | Главные члены предложения. | Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | 1 | |||
132 | Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое. | 1 | |||||
133 | Понятие о второстепенных членах предложения | Второстепенные члены предложения. | 1 | ||||
134 | Составление схем предложений и предложений по схемам. Предложения распространённые и нераспространённые. | Связь слов в предложении. Простое распространенное и нераспространённое предложения. | 1 | ||||
135 | Предложения распространённые и нераспространённые. | 1 | |||||
136 | Разбор предложений. Контрольный словарный диктант. | 1 | |||||
31. Предложения с однородными членами. 7ч | |||||||
137 | Однородные подлежащие и сказуемые. Упражнения в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении. | Однородные члены предложения. | Познавательные:
Коммуникативные:
Личностные: проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов решения задач. | 1 | |||
138 | Упражнения в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении. | 1 | |||||
139 | Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами. | Запятая в предложениях с однородными членами предложения. | 1 | ||||
140 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | Запятая в предложениях с однородными членами предложения. | 1 | ||||
141 | Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения. | 1 | |||||
142 | Запятая в предложениях с однородными членами. | 1 | |||||
143 | Повторение изученного. Р/р Свободный диктант «Еж». | Изложение текста (повествование). | 1 | ||||
32. Простые и сложные предложения. 6ч | |||||||
144 | Понятия о простом и сложном предложении. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Прогнозировать последствия коллективных решений | 1 | ||||
145 | Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения. | 1 | |||||
146 | Развитие умения различить сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые. | Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. Изложение текста (повествование). | 1 | ||||
147 | Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении Р/р Свободный диктант | 1 | |||||
148 | Разбор простого и сложного предложений. | 1 | |||||
149 | Повторение. Проверочная работа №12 по теме «Предложение». | 1 | |||||
150-152 | Резервные уроки по разделу «Предложение», планируются по усмотрению учителя | 3 | |||||
33. Повторение. 5ч | |||||||
153 | Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольное списывание. | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
| 1 | ||||
154 | Повторение изученных орфограмм и состава слова. | 1 | |||||
155-156 | Итоговый контроль. | 2 | |||||
157 | Итоговая контрольная работа. | 1 | |||||
158-170 | Резервные уроки. | 12 |
Результаты обучения
В результате обучения в 3-м классе учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность;
- умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
- сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
3-й класс
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
- производить звуко-буквенный анализ доступных слов;
- видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;
- находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
- распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;
- определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
- разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
- видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);
- составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
- осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
- читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
- читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
- письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведсний литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальны; явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней;
формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: ее истории, языку, культуре, её жизни и сё народу.
Ценность человечества - осознание себя не только 1ражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе
«5» (отлично) - отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения
«4» (хорошо) - использование дополнительного материала, полнота раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных
«3» (удовлетворительно) достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала неполнота раскрытия вопроса.
«2» (плохо) - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений
Контрольный диктант
объем соответствует количеству слов по чтению;
-негрубые ошибки: исключения из правил, повторение одной и той же буквы, перенос слов, единичный пропуск буквы на конце слова, 2 негрубые ошибки + 1 ошибка;
-однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку;
-при трех поправках оценка снижается на 1 балл.
Оценки за контрольный диктант: «5» - не ставится при 3-х исправлениях, но при 1-й негрубой ошибке можно ставить; «4» - 2-орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационных; «3» - 3-4 орфографических и 4 пунктуационных, а также при5 орфографических ошибках допускается «3»; «2» - более 5-8 ошибок. | Оценки за грамматические задания: «5» - все верно; «4» - не менее ¾ заданий верно; «3» - не менее ½ заданий верно; «2» - не выполнено больше половины. | Словарный диктант Оценки за словарный диктант: Количество слов: «5» - нет ошибок; 1 кл. – 7-8 слов; «4» - 1-2 ошибки; 2 кл. – 10-12 слов; «3» - 3-4 ошибки при количестве 15-20 слов 3 кл. – 12-15 слов; «2» - 5-7 ошибок 4 кл. – до 20 слов. | Контрольное списывание Оценки за контрольное списывание: «5» - нет ошибок; «4» - 1-2 ошибки или 1 исправление (1 класс); 1 ошибка или 1 исправление (2-4 класс); «3» - 3 ошибки и 1 исправление (1класс); 2 ошибки и 1исправление (2-4 класс); «2» - 4 ошибки (1 класс); 3 ошибки (2-4 классы). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ДЛЯ 4 КЛАССА НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса (далее Рабочая программа) является частью образовательной программы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразоват...
Рабочая программа по курcу «Русский язык» 3 класс на 2014 – 2015 учебный год УМК «Перспективная начальная школа» Авторы М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова
Рабочая программа по курcу «Русский язык» 3 классна 2014 – 2015 учебный год УМК «Перспективная начальная школа» Авторы М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова...
Рабочая программа коррекционно - логопедической работы начального общего образования на 2014 – 2015 учебный год
Рабочая программа коррекционно - логопедической работы начального общего образования на 2014 – 2015 учебный год...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса на 2014-2015 учебный год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная шко...
Рабочая программа по физической культуре для 1 класса на 2014-2015 уч.год
Рабочая программа по физической культуре для 1 класса на 2014-2015 уч.год...
Рабочие программы по информатике для 3-4 классов на 2014-2015 учебный год
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №337), основной ...
Приложение к рабочей программе по развитию слуха и формированию произношения на 2014 – 2015 учебный год(3 класс)
3 класс школы слабослышащих...