Тема: Изменение имен прилагательных по родам. Класс: 3-й. Тип урока: Изучение нового материала.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Цель урока: формирование умения устанавливать связь слов в предложении, правильно писать окончания имен прилагательных.
Задачи урока:
· Образовательная: познакомить обучающихся с алгоритмом рассуждения при определении рода имени прилагательного.
· Развивающая: развивать аналитическое мышление, внимание обучающихся, устную и письменную речь.
· Воспитательная: воспитывать культуру общения, интерес к предмету.
Оборудование: сигнальные карточки с обозначениями рода (м.р., ср.р., ж.р.)
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Внимание на доску. (В записи даты пропущены подчеркнутые буквы.)
Семнадцатое марта
Классная работа.
- На какие орфограммы у меня пропущены буквы?
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Минутка чистописания
- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать буквы, которые являются начальными в названии части речи, обозначающий признак предмета.
- Какие это буквы?
Ип ипп иип
- Какое соединение вы видите в сочетании этих букв?
- Напишите эти соединения в тетрадь.
- Кто мне напомнит, каким должно быть письмо? (Безотрывным, безнажимным, аккуратным.)
- Обратите внимание, как вы сидите, как у вас лежит тетрадь.
III. Словарная работа
- А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.
(Один ученик идет к доске, записывает отгадки с обратной стороны доски.)
1. Не казиста шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна».
(Картофель)
2. Я румяную матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, пока Матрешка
Упадет сама в траву.
(Яблоко)
3. Не живая, а идет,
Неподвижна, а ведет.
(Дорога)
4. Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)
5. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)
6. В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Улица)
7. Что за дорога?
Кто по ней идет, -
Тот хромает?
(Лестница)
8. Я в любое время года
И в любую непогоду.
Очень часто, в час любой
Провезу вас под землей.
(Метро)
9. Днем спит на ней подушка,
А по ночам –
Андрюшка.
(Кровать)
- Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.
- А теперь произведем фонетический разбор слова картофель.
Картофель – 3 слога, 8 звуков, 9 букв; 3 гласных, 5 согласных; [к] – согл., глухой, твердый, [а] – гл., безударная, [р] – согл., звонкий, твердый, [т] – согл., глухой, твердый, [о] – гл, ударная, [ф] – согл., глухой, мягкий, [э] - гл, безударная, [л,] – согл., звонкий, мягкий.
IV. Изучение нового материала
На доске сделана запись:
лес |
| большая |
| зимняя |
|
|
дорога |
| большое |
| зимнее |
|
|
озеро |
| большой |
| зимний |
| суровый |
- Прочитайте слова в левом и правом столбиках. Охарактеризуйте их как части речи.
(В левом столбике написаны имена существительные. Они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. В правом столбике написаны имена прилагательные. Они отвечают на вопросы какой? какая? какое? и обозначают признак предмета.)
- Какого рода данные имена существительные? (Сущ. «лес» мужского рода, сущ. «дорога» женского рода, сущ. «озеро» среднего рода.)
- Подберите к существительному «лес» подходящие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. Запишите словосочетание. («Лес» какой? большой зимний суровый.)
- Подберите к существительному «дорога» подходящие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. Запишите словосочетание. («Дорога» какая? большая, зимняя.)
- Сделайте такую же работу в отношении существительного «озеро». Запишите словосочетание. («Озеро» какое? большое зимнее.)
- Когда существительное одного рода заменяется существительным другого рода, то меняется род относящегося к нему имени прилагательного. Род прилагательного определяется по роду существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительное, такого рода и имя прилагательное. Определите род прилагательных, которые относятся к существительному «лес», и обоснуйте вой ответ. (Прилагательные «большой», «зимний», «суровый» м.р., так как они относятся к существительному мужского рода «лес».)
- Определите род прилагательных, связанных с сущ. «дорога». (Прилагательные «большая» «зимняя» женского рода, потому что они связаны с сущ. женского рода дорога.)
- Определите род прилагательных «большое», «зимнее». (Прилагательные «большое» «зимнее» среднего рода, так как они относятся к сущ. «озеро», которое ср. рода.)
- На какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные мужского рода? (Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончания -ой, -ий, -ый.)
- Назовите вопрос и окончание имен прилагательных женского рода. (Имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос какая? и имеют окончания -ая, -яя.)
- На какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные мужского рода, (женского рода и среднего рода).
- Итак, как изменяется имя прилагательное?
- Как определяется род имени прилагательного?
(Имя прилагательное изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительного, такого рода имя прилагательное. Имена прилагат. м.р. отвечают на вопрос какой? Они имеют окончания -ой, -ый, -ий. Имена прилагательные ж.р. отвечают на вопрос какая? Они имеют окончания -ая, -яя. Имена прилагательные с.р. отвечают на вопрос какое? Они имеют окончания -ое, -ее.)
А сейчас по этой таблице расскажите все, что вы узнали про изменение имен прилагательных по родам.
Изменение имен прилагательных по родам | ||
мужской род | женский род | средний род |
какой? | какая? | какое? |
-ой, -ий, -ый | -ая, -яя | -ое, -ее |
V. Первичное закрепление изученного материала
Посмотрите на текст на доске. Я вам прочитаю его, а вы подумайте, почему этот текст так назван.
Лесн… аптека
Аптечн… ромашка, полев… хвощ, болотн… багульник, горьк… полынь, болотн… сушеница – ценные лекарственные растения. Школьники – активные участники сбора этих растений. Каждый год они ведут заготовку цветов, трав и плодов.
- Поднимите руку, кто из вас участвовал в сборе лекарственных трав? Знаете ли вы другие лекарственные (растения) травы?
- Кто видел эти растения?
- Какие из этих трав растут на территории Кузбасса?
- Кто знает, в какое время их собирают?
- Но, к сожалению, в последнее время этих трав стало меньше. Как вы думайте от чего?
- «Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. И эти сокровища мы должны охранять и беречь. Охранить природу – значит охранять Родину».
- А вот при каких болезнях используются эти травы, вы можете прочитать в библиотеке.
- Посмотрите на текст. Что вы интересного заметили? Какой частью речи являются слова с пропущенными окончаниями?
- А теперь внимательно послушайте задание, которое вам нужно будет выполнить. Списать текст, вставляя пропущенные окончания.
- Но, для того, чтобы не допустить ошибок при выполнении упражнения, ответьте на мой вопрос. Как правильно определить, какое написать окончание в прилагательном? Что нужно для этого сделать? (1. найти сущ., задать вопрос к прилагательному; 2. определить род имени существительного; 3. узнать род имени прилагательного и вспомнить окончание.) При выполнении этого упражнения вам поможет таблица.
- А сейчас разбираем слово заготовку по составу. Молодцы!
Прочитайте «про себя» текст, который записан на доске.
На опушке среди берез спрятался в траве (крепкие боровики), чуть вдали розовеет (мокрые сыроежки). Словно ребенок, боязливо выглядывает (красноголовые подосиновики). Важно стоит (нарядные мухоморы).
- Запишите предложение. Поставьте словосочетания в скобках в единственное число.
Сверху буквами укажите род и число прилагательных.
- Проверку производим сигнальными карточками. Я называю вам словосочетание, а вы поднимаете нужную карточку.
Творческая работа
Написать весеннюю зарисовку в 2-х предложениях со следующими словосочетаниями:
- весеннее солнышко,
- прозрачный воздух.
VII. Домашнее задание
Составить по два словосочетания прил. + сущ. каждого рода.
VIII. Итог урока
- Как изменяется имя прилагательное?
- Как определяется род имени прилагательного?
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное м.р?
- Какие имеет окончания?
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное ж.р?
- Какие имеет окончания?
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное с.р?
- Какие имеет окончания?
- Спасибо всем за работу. До свидания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilagatelnye_14.03.docx | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Изменение имен прилагательных по родам.
Класс: 3-й.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: формирование умения устанавливать связь слов в предложении, правильно писать окончания имен прилагательных.
Задачи урока:
- Образовательная: познакомить обучающихся с алгоритмом рассуждения при определении рода имени прилагательного.
- Развивающая: развивать аналитическое мышление, внимание обучающихся, устную и письменную речь.
- Воспитательная: воспитывать культуру общения, интерес к предмету.
Оборудование: сигнальные карточки с обозначениями рода (м.р., ср.р., ж.р.)
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Внимание на доску. (В записи даты пропущены подчеркнутые буквы.)
Семнадцатое марта
Классная работа.
- На какие орфограммы у меня пропущены буквы?
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Минутка чистописания
- Сегодня на минутке чистописания мы будем писать буквы, которые являются начальными в названии части речи, обозначающий признак предмета.
- Какие это буквы?
Ип ипп иип
- Какое соединение вы видите в сочетании этих букв?
- Напишите эти соединения в тетрадь.
- Кто мне напомнит, каким должно быть письмо? (Безотрывным, безнажимным, аккуратным.)
- Обратите внимание, как вы сидите, как у вас лежит тетрадь.
III. Словарная работа
- А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.
(Один ученик идет к доске, записывает отгадки с обратной стороны доски.)
1. Не казиста шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна».
(Картофель)
2. Я румяную матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, пока Матрешка
Упадет сама в траву.
(Яблоко)
3. Не живая, а идет,
Неподвижна, а ведет.
(Дорога)
4. Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)
5. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)
6. В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Улица)
7. Что за дорога?
Кто по ней идет, -
Тот хромает?
(Лестница)
8. Я в любое время года
И в любую непогоду.
Очень часто, в час любой
Провезу вас под землей.
(Метро)
9. Днем спит на ней подушка,
А по ночам –
Андрюшка.
(Кровать)
- Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.
- А теперь произведем фонетический разбор слова картофель.
Картофель – 3 слога, 8 звуков, 9 букв; 3 гласных, 5 согласных; [к] – согл., глухой, твердый, [а] – гл., безударная, [р] – согл., звонкий, твердый, [т] – согл., глухой, твердый, [о] – гл, ударная, [ф] – согл., глухой, мягкий, [э] - гл, безударная, [л,] – согл., звонкий, мягкий.
IV. Изучение нового материала
На доске сделана запись:
лес |
| большая |
| зимняя |
|
|
дорога |
| большое |
| зимнее |
|
|
озеро |
| большой |
| зимний |
| суровый |
- Прочитайте слова в левом и правом столбиках. Охарактеризуйте их как части речи.
(В левом столбике написаны имена существительные. Они отвечают на вопрос что? и обозначают предмет. В правом столбике написаны имена прилагательные. Они отвечают на вопросы какой? какая? какое? и обозначают признак предмета.)
- Какого рода данные имена существительные? (Сущ. «лес» мужского рода, сущ. «дорога» женского рода, сущ. «озеро» среднего рода.)
- Подберите к существительному «лес» подходящие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. Запишите словосочетание. («Лес» какой? большой зимний суровый.)
- Подберите к существительному «дорога» подходящие ему имена прилагательные из правого столбика. Задайте к ним вопрос. Запишите словосочетание. («Дорога» какая? большая, зимняя.)
- Сделайте такую же работу в отношении существительного «озеро». Запишите словосочетание. («Озеро» какое? большое зимнее.)
- Когда существительное одного рода заменяется существительным другого рода, то меняется род относящегося к нему имени прилагательного. Род прилагательного определяется по роду существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительное, такого рода и имя прилагательное. Определите род прилагательных, которые относятся к существительному «лес», и обоснуйте вой ответ. (Прилагательные «большой», «зимний», «суровый» м.р., так как они относятся к существительному мужского рода «лес».)
- Определите род прилагательных, связанных с сущ. «дорога». (Прилагательные «большая» «зимняя» женского рода, потому что они связаны с сущ. женского рода дорога.)
- Определите род прилагательных «большое», «зимнее». (Прилагательные «большое» «зимнее» среднего рода, так как они относятся к сущ. «озеро», которое ср. рода.)
- На какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные мужского рода? (Имена прилагательные мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончания -ой, -ий, -ый.)
- Назовите вопрос и окончание имен прилагательных женского рода. (Имена прилагательные женского рода отвечают на вопрос какая? и имеют окончания -ая, -яя.)
- На какой вопрос отвечают и какие имеют окончания имена прилагательные мужского рода, (женского рода и среднего рода).
- Итак, как изменяется имя прилагательное?
- Как определяется род имени прилагательного?
(Имя прилагательное изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительного, такого рода имя прилагательное. Имена прилагат. м.р. отвечают на вопрос какой? Они имеют окончания -ой, -ый, -ий. Имена прилагательные ж.р. отвечают на вопрос какая? Они имеют окончания -ая, -яя. Имена прилагательные с.р. отвечают на вопрос какое? Они имеют окончания -ое, -ее.)
А сейчас по этой таблице расскажите все, что вы узнали про изменение имен прилагательных по родам.
Изменение имен прилагательных по родам | ||
мужской род | женский род | средний род |
какой? | какая? | какое? |
-ой, -ий, -ый | -ая, -яя | -ое, -ее |
V. Первичное закрепление изученного материала
Посмотрите на текст на доске. Я вам прочитаю его, а вы подумайте, почему этот текст так назван.
Лесн… аптека
Аптечн… ромашка, полев… хвощ, болотн… багульник, горьк… полынь, болотн… сушеница – ценные лекарственные растения. Школьники – активные участники сбора этих растений. Каждый год они ведут заготовку цветов, трав и плодов.
- Поднимите руку, кто из вас участвовал в сборе лекарственных трав? Знаете ли вы другие лекарственные (растения) травы?
- Кто видел эти растения?
- Какие из этих трав растут на территории Кузбасса?
- Кто знает, в какое время их собирают?
- Но, к сожалению, в последнее время этих трав стало меньше. Как вы думайте от чего?
- «Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. И эти сокровища мы должны охранять и беречь. Охранить природу – значит охранять Родину».
- А вот при каких болезнях используются эти травы, вы можете прочитать в библиотеке.
- Посмотрите на текст. Что вы интересного заметили? Какой частью речи являются слова с пропущенными окончаниями?
- А теперь внимательно послушайте задание, которое вам нужно будет выполнить. Списать текст, вставляя пропущенные окончания.
- Но, для того, чтобы не допустить ошибок при выполнении упражнения, ответьте на мой вопрос. Как правильно определить, какое написать окончание в прилагательном? Что нужно для этого сделать? (1. найти сущ., задать вопрос к прилагательному; 2. определить род имени существительного; 3. узнать род имени прилагательного и вспомнить окончание.) При выполнении этого упражнения вам поможет таблица.
- А сейчас разбираем слово заготовку по составу. Молодцы!
Прочитайте «про себя» текст, который записан на доске.
На опушке среди берез спрятался в траве (крепкие боровики), чуть вдали розовеет (мокрые сыроежки). Словно ребенок, боязливо выглядывает (красноголовые подосиновики). Важно стоит (нарядные мухоморы).
- Запишите предложение. Поставьте словосочетания в скобках в единственное число.
Сверху буквами укажите род и число прилагательных.
- Проверку производим сигнальными карточками. Я называю вам словосочетание, а вы поднимаете нужную карточку.
Творческая работа
Написать весеннюю зарисовку в 2-х предложениях со следующими словосочетаниями:
- весеннее солнышко,
- прозрачный воздух.
VII. Домашнее задание
Составить по два словосочетания прил. + сущ. каждого рода.
VIII. Итог урока
- Как изменяется имя прилагательное?
- Как определяется род имени прилагательного?
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное м.р?
- Какие имеет окончания?
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное ж.р?
- Какие имеет окончания?
- На какой вопрос отвечает имя прилагательное с.р?
- Какие имеет окончания?
- Спасибо всем за работу. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Изменение имен прилагательных по родам".
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по системе Л.В.Занкова по теме "Изменение имен прилагательных по родам"....
презентация к уроку по теме "Изменение имен прилагательных по родам и числам. Прилагательные синонимы и антонимы."
Данная презентация поможет познакомить с изменением имён прилагательных по родам и числам; поможет развитию умения определять род и число прилагательных; углубить представлени...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Изменение имен прилагательных по родам.
Тема: Изменение имен прилагательных по родам....
Конспект урока на тему:"Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе" 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему:"Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе" 3 класс...
Урок русского языка по теме: «Изменение имен прилагательных по родам» (3 класс, УМК «Школа России»)
Урок построен в соответствии с ФГОС. В ходе урока создается проблемная ситуация, устанавливается взаимосвязь между существительным и прилагательным, совершенствуется навык определения рода имени прила...
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему «Изменение имен прилагательных по родам»
Технологическая карта урока русского языка в 3 «А» классе на тему «Изменение имен прилагательных по родам». Программа "Школа России"....
Конспект урока. Тема: "Изменение имен прилагательных по родам" 3 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение имен прилагательных по родам" 3 класс...