Мастер - класс "Проектная работа "Рассказ о слове" на уроке русского языка"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) по теме

Галкина Наталья Николаевна

Проектная работа по русскому языку в 3-4 классах "Рассказ о слове береза"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           Мастер – класс

« Работа над проектом «Рассказ о слове»  на уроках русского языка»

Мастер-класс подготовила и провела учитель начальных классов 1 квалификационной категории Галкина Н.Н.

Место работы: МБОУ СОШ №1 г. Морозовск.

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приемами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.

Практическая значимость: ознакомление с приемами работы по формированию УУД на уроках русского языка в начальной школе.

Материально-техническое и методическое обеспечение :  компьютер, проектор, экран, презентация, карточки, энциклопедии,  « Словарь русского языка» С. И. Ожегова.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

                                     Ход мастер класса:

1.Орг.момент

Добрый день , уважаемые коллеги! Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения . Я хочу познакомить присутствующих с приемами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий. Сегодня представляю вам  мастер-класс на тему: « Работа над проектом «Рассказ о слове» на уроках русского языка».    Слайд 1

Я попрошу участников выйти ко мне ( 9 человек). Мы поиграем. Слайд 2 Сейчас я вам раздам карточки с буквами.  ( з , б, р ё, а, е) Кому не хватило карточек будете моими помощниками. Вы должны стать в соответствии с буквами в алфавитном порядке. ( а, б, е, ё, з, р)

Послушайте загадку и составьте слово-отгадку из этих букв. (читает помощник)    Стоит Алёна: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан.

       Б е р ё з а     Слайд    3

- Скажите, что помогло Вам выполнить это задание быстро? Какие УУД формировали? ( Коммуникативные, познавательные)

- Сегодня на занятии мы будем  выполнять с вами проект «Рассказ о слове берёза». Слайд 4 Для этого разделимся на  3 группы:  гласные, согласные, помощники.

Садитесь за свои столы. ( На столах карточки-названия групп, памятки, технологические карты, деформированный текст, словари, энциклопедии, карточки с текстовой информацией, фото.)

Чтобы приступить к заданию, нужно вспомнить правила работы в группе. Возьмите желтый лист. Читаем. ( Каждая группа по очереди зачитывает 3 правила)    ---говорим вежливо           Слайд 5

                     ---называем собеседника по имени

                     ---говорим по очереди, не перебивая друг друга

                     ---внимательно слушаем

                     ---четко высказываем своё мнение

                     ---уважаем мнение собеседника

                     ---соблюдаем порядок на парте

Сегодня мы будем работать со словом берёза.

- Кто сможет ответить почему это дерево назвали именно так?  Слайд 6

- Этимология.  У древних славян существовало слово бер ,означающее   «светлый», «ясный», «блестящий», «белый». Именно от бер и образовалась сначала берза, а потом берёза.      Слайд 7

Итак, начнем нашу работу.

1группа. Гласные.  Работает со словом берёза по технологической карте.(Словарь С.И. Ожегова,  Словарь Даля   , технологическая карта, ручки)

2группа. Помощники. Почему в стародавние времена люди нарекли её деревом четырёх дел? ( карточки с текстовой информацией, фото, энциклопедии)

3группа. Согласные. Восстановление стихотворного деформированного текста и выразительное чтение. ( конверт с деформированным текстом, клей, лист бумаги)

Группы работают.

Работа с залом. Звучит музыка и фото берёз меняется на слайдах презентации.  Слайд 8

1. Подберите однокоренные слова к слову берёза . ( Берёзка, берёзонька, берёзовый, подберёзовик, березняк, березник, берёзовик)

2. Подберите слова ,обозначающие действие берёзы. ( Шумит,  качается, тянется,  растёт, стоит.)

3. Назовите слова-признаки . (Весёлая, тонкая, белоствольная)

4. Вспомните строчки из художественных произведений, где встречается это слово.

Защита проектов по группам.

1группа.

Берёза-6б., 6зв., 3слога. Берёза – лиственное дерево с белой (реже тёмной) корой и с сердцевидными листьями.

3группа.  Для меня берёзка – часть России.  Слайд 13

                  Есть она, и будет, и была…

                  Вот берёзку росы оросили,

                  И стоит она белым - бела.

                  Снова у родного перекрёстка

                  Я стою, взволнованный с утра –

                 Вот она, заветная берёзка,

                 Тёплый образ света и добра!

Слайды 9, 10, 11, 12.

2группа. Первое дело – мир освещает. Лучина,  береста – берёзовая кора на ней писали наши предки.    Другое дело – крик утешает. Из древесины делали дёготь. Им смазывали ворота, телеги, чтоб не скрипели.      Третье дело – больных исцеляет. Берёзовый сок, почки, листья применяются в медицине. Русская баня и берёзовый веник хорошее лекарство от многих болезней. Четвертое дело – чистоту соблюдает. Из ветвей делают мётлы и веники.

Дрова, посуда,украшения, фанера, мебель, скипидар, древесный спирт, уксус.

Слайд 14

Сегодня во время работы над проектом мы формировали коммуникативные, познавательные, регулятивные универсальные учебные действия.                      

 Спасибо за внимание!

       

                                            Приложение

Для меня берёзка – часть России.

Есть она, и будет, и была…

Вот берёзку росы оросили,

И стоит она белым – бела.

Снова у родного перекрёстка

Я стою, взволнованный с утра –

Вот она, заветная берёзка,

Тёплый образ света и добра!

            Технологическая карта

1

Запиши слово, поставь ударение. ( определи ударный слог)

2

Определи количество букв, звуков, слогов в слове.

3

Отметь, где написание расходится с произношением.

4

Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.

5

Составь предложение со словом.

6

Составь загадку о берёзе, используя материал технологической карты.

                            П А М Я Т К А

           « Правила работы в группе»

1. Говорим вежливо.

2. Называем собеседника по имени.

3. Говорим по очереди, не перебивая друг друга.

4.Внимательно слушаем.

5.Четко высказываем своё мнение.

6.Уважаем мнение собеседника.

7. Соблюдаем порядок на парте.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование схемы "Река слов" в разделе "Состав слова" уроков русского языка, с применением знаково-символических систем в интегрированных уроках.

Актуальность и эффективность использования знаково-символических систем подтверждается опытом работы сними в учебном процессе. Представленная методическая разработка является продуктом поиска новых ин...

Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе в условиях введения ФГОС»

Проект - это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, когта мы говорим о методепроектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели, которая завершится практическим результатом. Сегод...

Мастер - класс "Интеллектуальное развитие на уроках русского языка"

Презентация. Цель: повышение эффективности учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка...

Мастер - класс "Интеллектуальное развитие на уроках русского языка"

Цель: повышение эффективности учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка на примере ...

Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе» 07.02.2017

Проект "Слово"   Цель: обогощение, уточнение и активизация словарного состава речи....