Мастер - класс "Интеллектуальное развитие на уроках русского языка"
презентация к уроку по русскому языку на тему
Цель: повышение эффективности учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников.
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка на примере словарно-орфографической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальное развитие младших школьников
на уроках русского языка
( на примере словарно-орфографической работы).
Я приветствую, вас на мастер - классе по теме «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» (слайд № 1).
Цель: повышение эффективности учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников. (слайд №2)
Пятый год я работаю по методике «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». Автором данной методики является Бакулина Галина Александровна (слайд № 3)
Считаю эту методику эффективной в обучении детей русскому языку, т. к. она направлена не только на усвоение детьми программного содержания, но и на интенсивное развитие важнейших интеллектуальных качеств.
В основу предлагаемой методики положено представление об интеллекте (слайд № 4) Что такое интеллект?
Очень важным является то, что многие компоненты интеллекта индивида (память, внимание, воображение, способность к логическому мышлению, речь, эрудиция и др.) взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это в свою очередь означает, что нормальное интеллектуальное развитие личности предполагает одновременное комплексное развитие нескольких качеств интеллекта.
Методика проведения словарно-орфографической работы
Сегодня на мастер-классе остановлюсь более подробно на нескольких этапах - представление учащимся нового словарного слова.
В первую группу входят упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объем внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление. Например, учитель предлагает: «Определите и назовите новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке (слайд № 5). Для этого расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них и соедините имеющиеся в них буквы».
Постепенно количество конкретных указаний учителя уменьшается. Так, учитель сообщает: «Вы сможете назвать новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдете прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв искомого слова. (слайд № 6)
По мере выработки умения выполнять задания с ограниченным количеством устных указаний, учитель вводит в учебный процесс упражнения, предусматривающие полное их отсутствие. Например, внимательно посмотрите на данную запись и определите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке: (слайд № 7)
. . . . . . .
О З А Б В Т Е Р А Д К
. . . .
Какие это слова? Как вы их нашли? Возможный ответ: «Сегодня мы познакомимся со словами завтрак и обед.
Уменьшение или отсутствие координирующих установок учителя заставляет детей более напряженно и сосредоточенно мыслить, включать свою интуицию, волю, сообразительность, наблюдательность, развивает четкую, обоснованную речь.
Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и, наряду с ним, совершенствовать ряд других качеств интеллекта.
«Назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел.
(слайд № 8)
Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1.
Второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8.
Каждому числу соответствует определенная буква:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т
Какие это слова?» (Искомые слова капуста и картофель.)
Пример задания с частичными указаниями учителя: «Внимательно посмотрите на данный шифр: (слайд №9)
3 4 5 6 7 8 9 10
1 А М Н О Р К В У
2 С Г Д Я Л Ч Ц Т
и ключ к нему: 2–3, 1–6, 2–7, 1–6, 1–4,1-3. Разгадав ключ данного шифра, вы сможете назвать слово, с которым мы познакомимся на уроке». (Искомое слово солома.)
В третью группу входят упражнения, так или иначе связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом. Пример закрепление знаний по фонетике: «Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке: (слайд № 10)
ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА
Или нетрадиционный фонетический разбор, частичный разбор слова по составу, деление слов на слоги, орфографическая работа и т.д., в процессе которых осуществляется многоплановая аналитико-синтетическая работа, развиваются внимание, оперативная память.
1 – первая буква искомого слова является согласной в последнем слоге слова комната
2 - вторая буква – последняя согласная в корне слова север.
3 – третья буква – непроверяемая безуд. гласная в слове завтрак
4 – четвертая буква обозначает первый непарный звонкий твердый согл. звук в слове малина.
5 – с пятой буквы начинается второй слог в слове овес.
6 – является окончанием в слове солома
7 – обозначает всегда звонкий мягкий согласный звук, который есть в слове урожай.
В четвертую группу входят упражнения, связанные с другими дисциплинами, например, математика. (слайд № 11)
Новые слова вы узнаете, если вместо каждого квадрата поставите соответствующую букву. О 0 квадрат, у которого заштрихована ½ часть, Ш – ¼, С – ¾, Ф – полностью заштрихованный квадрат.
Посмотрите на изображенный шифр и квадрат к нему. Используя действие умножение определите слово. (слайд 12)
Практическая работа для присутствующих:
-Составьте задания для детей, используя не менее 3-х видов групп.
Таким образом, на этапе словарно-орфографической работы, в процессе выполнения упражнений у учащихся активизируется речевая деятельность, но при этом формируется речь доказательная, аргументированная, логичная.
Данная методика, наряду с совершенствованием орфографической зоркости, развивает внимание, различные виды памяти, умение сосредоточиться на одном объекте определенный период времени.
Систематическое использование данной методики позволяет обеспечить эффективное развитие важнейших интеллектуальных качеств учащихся, необходимых для успешного овладения русским языком, а учебно-воспитательный процесс сделать увлекательным и интересным для обучающихся.
Рефлексия.
Смайлики: улыбающийся — понравилось, узнала новое
равнодушный — понравилось, но для себя не открыла ничего
нового, все это знакомо
грустный — не понравилось.
1. Насколько полно, на Ваш взгляд, раскрыта тема мастер-класса?
2. Что нового узнали?
3. Какие трудности Вы испытывали в ходе выполнения заданий?
4. Есть необходимость в продолжении работы?
Пожелание коллегам: (слайд № 32)
Учитель! Труд твой кропотливый,
С каким трудом еще сравнишь?
Ты словно сеятель над нивой,
Бесценный урожай растишь!
Ты будто первооткрыватель,
Ведешь по жизни молодежь,
Ты в тоннах знаний, как старатель,
Крупицу золота найдешь!
- Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное интеллектуальное развитие на уроках русского языка
Данная система предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом структурном...
Обучение младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии на уроках русского языка
В представленных материалах рассматриваются проблемы обучения русскому языку умственно отсталых младших школьников. Показана коррекционная и практическая направленность материала ...
Интеллектуальное развитие на уроках русского языка.
Описание из опыта работы....
Речевое развитие на уроках русского языка как канал развития интеллекта у учащихся с ЗПР
Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут, и поэтому развитие и усвоение их – задача школы. Основная педагогическая идея опыта заключается в работе...
Мастер - класс "Интеллектуальное развитие на уроках русского языка"
Презентация. Цель: повышение эффективности учебной деятельности через развитие интеллектуальных способностей школьников. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка...
Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития на уроках русского языка, 1 класс
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений...
Сборник коррекционно-развивающих заданий для развития орфографической грамотности обучающихся 3 класса с задержкой психического развития на уроках русского языка
В данном сборнике представлены коррекционно-развивающие задания, направленные на развитие орфографической грамотности обучающихся 3 класса с задержкой психического развития. Данный сборник адресован п...