"Местоимения. Личные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartochki.docx | 15.36 КБ |
konspekt_uroka.docx | 28.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по карточкам:
I. Выберите правильный ответ:
1. Местоимения называют предметы.
2. Местоимения указывают на предметы, но не называют их.
II. Назовите местоимения, которые указывают:
- на того, кто говорит____________________________
- на того, к кому обращаются______________________
- на того, о ком (или о чём) говорят_________________
Личные местоимения
Число | 1-е лицо | 2-е лицо | 3- лицо |
Единственное | |||
Множественное |
Обведи цифру, которая соответствует результату твоей работы на уроке
4 СТУПЕНЬ: я всё понял(а), не было ошибок, могу рассказать другим
3 СТУПЕНЬ: я понял(а), но была 1 ошибка
2 СТУПЕНЬ: я понял(а), но было более двух ошибок
1 СТУПЕНЬ: я не понял(а), были ошибки
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тип урока: ОНЗ
Тема урока: «Местоимение. Личные местоимения».
Автор урока: Шебаршова Виктория Сергеевна, учитель начальных классов.
Цели урока:
Личностные: формировать интерес к изучению русского языка
Предметные:
- распознавать местоимения среди других частей речи;
- определять лицо и число местоимений
Метапредметные:
- содействовать развитию связной речи и расширению лексического запаса учащихся;
- определять успешность собственной деятельности.
- находить в учебнике необходимую информацию и ответ на заданный вопрос.
- осуществлять взаимопроверку и оценивать результат своей деятельности.
Оборудование:
- Канакина В. П. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение »
- Тетрадь
- Разрезные карточки
- Компьютер
- Проектор
Аннотация к работе: сценарий урока русского языка для учащихся 3 класса по теме: «Местоимение. Личные местоимения» по учебнику В. П. Канакиной «Русский язык» состоит из конспекта урока, презентации, раздаточного материала. Урок ОНЗ построен в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон.
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности.
-Посмотрите на себя, на свою парту. Всё ли в порядке, всё ли готово к уроку? Посмотрите друг на друга.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте, дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь!
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
—Ребята, наш урок мы начнём с минутки чистописания:
Что посеешь, то и пожнёшь.(пословица)
-Как вы понимаете смысл пословицы?
Лексический диктант:
- Растение семейства бобовых, а также его круглые семена, зёрна (горох)
- Полукустарниковое растение со сладкими обычно красными ягодами, а также сами ягоды (малина)
- Огородное растение; томат (помидор)
- Цвет золота (жёлтый)
- Четвёртый день недели (четверг)
- Цвет угля (чёрный)
- Приветствие при встрече (здравствуйте)
- Железнодорожный подземный электрический транспорт (метро)
- Овощ, растение с клубнями, богатыми крахмалом (картофель)
- Национальность и язык основного коренного населения России (русский)
(Дети объясняют написание словарных слов)
-Давайте прочитаем текст:
Лосята увидели в лесу стог сена. Лосята принялись есть сено. Лосят охранял старый лось.
-Что заметили вы в этом тексте? (В каждом предложении повторяется слово «лосята».)
- Какие слова мы можем употребить, чтобы не было повторов? (Он, она, оно и др.)
3. Выявление причины затруднения.
—Ребята, а кто из вас помнит, как называется эта часть речи? (местоимение)
—Молодцы! Хорошо ли мы знаем эту часть речи? Что вы можете сказать о ней? (дети затрудняются ответить)
Я уже давно мечтаю о нём. Иногда даже вижу его во сне. Мне кажется, если он будет у меня, я буду лучше учиться. Я буду всех-всех любить, и у меня всегда будет весёлое настроение.
- О ком или о чем речь? (велосипед, брат и т.д.)
- Почему вы по-разному отвечаете? (Слово "он" не называет предмета, УКАЗЫВАЕТ НА предмет.)
- Построение проекта и выхода их затруднения.
- Значит, какие задачи мы поставим перед собой на уроке?
—Мы должны узнать что-то новое о местоимении.
—Что это за часть речи, что обозначает, на какие вопросы отвечает?
—Как изменяется, как отличить её от других частей речи.
—Когда в речи мы употребляем местоимения - это тоже важно знать.
- Как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Местоимения. Личные местоимения)
—Чтобы поближе узнать, что такое местоимение, давайте послушаем грамматическую сказку.
«Достойная замена»
-Будьте любезны,- обратилось как-то Существительное к Местоимению, - займите моё место на время, я уже всем глаза намозолило…
Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное, Прилагательное и Числительное вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения. Заместители имён такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае местоимения он, она, они, оно могут заменить любое Существительное.
5. Реализация построенного проекта.
- Во время разговора мы часто пользуемся местоимениями. Без них трудно обойтись в нашей речи— будут повторы.
Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.
Работа по карточкам:
I. Выберите правильный ответ:
1. Местоимения называют предметы.
2. Местоимения указывают на предметы, но не называют их.
II. Назовите местоимения, которые указывают:
- на того, кто говорит____________________________
- на того, к кому обращаются______________________
- на того, о ком (или о чём) говорят_________________
- В учебнике у нас тоже есть правило. Прочитайте его и скажите, что нового вы узнали об этой части речи из правила? (Местоимения имеют лицо и число)
- Сравните свои выводы с эталоном и заполните таблицу.
Личные местоимения
Число | 1-е лицо | 2-е лицо | 3- лицо |
Единственное | |||
Множественное |
- Сравните с эталоном.
Личные местоимения
Число | 1-е лицо | 2-е лицо | 3- лицо |
Единственное | я | ты | он, она, оно |
Множественное | мы | вы | они |
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Найдите местоимения в стихотворении, определите лицо и число:
-Солнце, солнце,
Ты откуда?
-Я из зорьки
Золотой!
-Дождик, дождик,
Ты откуда?
- Я из тучки
Грозовой!
О. Высотская
- Какие местоимения встретились в этом стихотворении? (я , ты)
— Что вы о них можете сказать? Чем вы можете воспользоваться? (Таблицей учебника)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Зачем нужна самостоятельная работа? (Чтобы проверить, сможем ли мы найти местоимения и правильно определить лицо и число)
Игра «Найди местоимение»
-Отгадайте загадку:
Моё стихотворение-
Про местоимения…
Утром-
Так заведено-
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар-птицей…
А стемнеет- ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый,-
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл – плывёт ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА? (месяц, солнце и луна)
-Какие местоимения вы услышали? Запишите их в тетрадь. Проверьте по эталону
(Услышав местоимения, дети хлопают в ладоши.)
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет доброты,
И не будет красоты,
Если только я и ты,
Если мы сорвём цветы.
8. Включение в систему знаний и повторение
- Придумайте и запишите предложение с местоимением (Я живу в Москве)
- Подчеркните грамматическую основу предложения.
- Какой частью речи является подлежащее? Определите лицо и число местоимения.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Что нового мы узнали о местоимении?
Зачем мы используем местоимения в речи?
Что сегодняшний урок принёс вам?
Оцените себя по лесенке успеха.
Спасибо за урок!
Обведи цифру, которая соответствует результату твоей работы на уроке
4 СТУПЕНЬ: я всё понял(а), не было ошибок, могу рассказать другим
3 СТУПЕНЬ: я понял(а), но была 1 ошибка
2 СТУПЕНЬ: я понял(а), но было более двух ошибок
1 СТУПЕНЬ: я не понял(а), были ошибки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе по теме: "Понятие о местоимении, личные местоимения"
Урок русского языка в 3 классе.Тема: Понятие о местоимении, личные местоименияТип урока: Урок-исследованиеЦели: 1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить у...
Урок русского языка по теме:«Понятие о местоимении. Личные местоимения».
Знакомство с новой частью речи - личными местоимениями, формирование умения выделять их в речи и правильно употреблять....
Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка « Понятие о местоимении. Личные местоимения» (УМК «Школа 2100», 3 класс)
Урок русского языка в 3-м классе.Тема урока: «Понятие о местоимении. Личные местоимения».(образовательная система "Школа 2100", учебник "Русский язык» для 3 кл.", часть 2, стр.61-64; авт.:...
Урок русского языка в 3 классе. "Понятия о местоимениях. Личные местоимения"
Урок открытия нового знания по системе "Школа 2100"....
Конспект урока-исследования «Понятие о местоимении. Личные местоимения». , 3 класс
Тип урока. Урок открытия новых знанийВид урока. Доминирует исследовательская деятельность учащихся. Структура урока соответствует уроку ОНЗ на основе системно-деятельностного подхода.На уро...
План-конспект урока русского языка в 3 классе, УМК «Школа 2100». Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
Цель урока:формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в устной и письменной речиЗадачи урока:образовательные: формирование интереса к учению, способн...
Урок русского языка в 4 классе. Тема урока "Понятие о местоимении. Личные местоимения".
Урок открытий новых знаний, урок - исследования по теме "Понятие о местоимении. Личные местоимения"....