"Местоимения. Личные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шебаршова Виктория Сергеевна
Сценарий урока русского языка для учащихся 3 класса по теме: «Местоимение. Личные местоимения» состоит из конспекта и раздаточного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartochki.docx15.36 КБ
Файл konspekt_uroka.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по карточкам:

I. Выберите правильный ответ:

1. Местоимения называют предметы.

2. Местоимения указывают на предметы, но не называют их.

II. Назовите местоимения, которые указывают:

  1.  на того, кто говорит____________________________

  1. на того, к кому обращаются______________________

  1. на того, о ком (или о чём) говорят_________________

Личные местоимения

Число

1-е лицо

2-е лицо

3- лицо

Единственное

Множественное

Обведи цифру, которая соответствует результату твоей работы на уроке

4 СТУПЕНЬ: я всё понял(а), не было ошибок, могу рассказать другим

3 СТУПЕНЬ: я понял(а), но была 1 ошибка

2 СТУПЕНЬ: я понял(а), но было более двух ошибок

1 СТУПЕНЬ: я не понял(а), были ошибки



Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тип урока: ОНЗ

Тема урока: «Местоимение. Личные местоимения».

Автор урока: Шебаршова Виктория Сергеевна, учитель начальных классов.

Цели урока:

Личностные:  формировать интерес к изучению русского языка

Предметные:

  • распознавать местоимения среди других частей речи;
  • определять лицо и число местоимений

Метапредметные:

  • содействовать развитию связной речи и расширению лексического запаса учащихся;
  • определять успешность собственной деятельности.
  • находить в учебнике необходимую информацию и ответ на заданный вопрос.
  • осуществлять взаимопроверку и оценивать результат своей деятельности.

Оборудование:

  1. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство «Просвещение »
  2. Тетрадь
  3. Разрезные карточки
  4. Компьютер
  5. Проектор

Аннотация к работе: сценарий урока русского языка для учащихся 3 класса по теме: «Местоимение. Личные местоимения» по учебнику В. П. Канакиной «Русский язык» состоит из конспекта урока, презентации, раздаточного материала. Урок ОНЗ построен в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон.

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

-Посмотрите на себя, на свою парту. Всё ли в порядке, всё ли готово к уроку? Посмотрите друг на друга.

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте, дети, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Ребята, наш урок мы начнём с минутки чистописания:

Что посеешь, то и пожнёшь.(пословица)

-Как вы понимаете смысл пословицы?

Лексический диктант:

  1. Растение семейства бобовых, а также его круглые семена, зёрна (горох)
  2. Полукустарниковое растение со сладкими обычно красными ягодами, а также сами ягоды (малина)
  3. Огородное растение; томат (помидор)
  4. Цвет золота (жёлтый)
  5. Четвёртый день недели (четверг)
  6. Цвет угля (чёрный)
  7. Приветствие при встрече (здравствуйте)
  8. Железнодорожный подземный электрический транспорт (метро)
  9. Овощ, растение с клубнями, богатыми крахмалом (картофель)
  10. Национальность и язык основного коренного населения России (русский)

 (Дети объясняют написание словарных слов)

-Давайте прочитаем текст:

 

Лосята увидели в лесу стог сена. Лосята принялись есть сено. Лосят охранял старый лось.

-Что заметили вы в этом тексте? (В каждом предложении повторяется слово «лосята».)

- Какие слова мы можем употребить, чтобы не было повторов? (Он, она, оно и др.)

3. Выявление причины затруднения.

—Ребята, а кто из вас помнит, как называется эта часть речи? (местоимение)

—Молодцы! Хорошо ли мы знаем эту часть речи? Что вы можете  сказать о ней? (дети затрудняются ответить)

Я уже давно мечтаю о нём. Иногда даже вижу его во сне. Мне кажется, если он будет у меня, я буду лучше учиться. Я буду всех-всех любить, и у меня всегда будет весёлое настроение.

- О ком или о чем речь? (велосипед, брат и т.д.)

- Почему вы по-разному отвечаете? (Слово "он" не называет предмета, УКАЗЫВАЕТ НА предмет.)

  1. Построение проекта и выхода их затруднения.

- Значит, какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

—Мы должны узнать что-то новое о местоимении.

—Что это за часть речи, что обозначает, на какие вопросы отвечает?

—Как изменяется, как отличить её от других частей речи.

—Когда в речи мы употребляем  местоимения - это тоже важно знать.

- Как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Местоимения. Личные местоимения)

—Чтобы поближе  узнать, что такое местоимение, давайте послушаем грамматическую сказку.

«Достойная замена»

-Будьте любезны,- обратилось как-то Существительное к Местоимению, - займите моё место на время, я уже всем глаза намозолило…

Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное, Прилагательное и Числительное вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения. Заместители имён такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае местоимения он, она, они, оно могут заменить любое Существительное.

5. Реализация построенного проекта.

- Во время разговора мы часто пользуемся местоимениями. Без них трудно обойтись в нашей речи— будут повторы.

Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Все местоимения.

  Работа по карточкам:

I. Выберите правильный ответ:

1. Местоимения называют предметы.

2. Местоимения указывают на предметы, но не называют их.

II. Назовите местоимения, которые указывают:

  1.  на того, кто говорит____________________________

  1. на того, к кому обращаются______________________

  1. на того, о ком (или о чём) говорят_________________

- В учебнике у нас тоже есть правило. Прочитайте его и скажите, что нового вы узнали об этой части речи из правила?  (Местоимения имеют лицо и число)

- Сравните свои выводы с эталоном и заполните таблицу.

Личные местоимения

Число

1-е лицо

2-е лицо

3- лицо

Единственное

Множественное

- Сравните с эталоном.

Личные местоимения

Число

1-е лицо

2-е лицо

3- лицо

Единственное

я

ты

он, она, оно

Множественное

мы

вы

они

6. Первичное закрепление во внешней речи.

- Найдите местоимения в стихотворении, определите  лицо и число:

-Солнце, солнце,

Ты откуда?

-Я из зорьки

Золотой!

-Дождик, дождик,

Ты откуда?

- Я из тучки

Грозовой!

О. Высотская

-  Какие местоимения встретились в этом стихотворении? (я , ты)

— Что вы о них можете сказать? Чем вы можете воспользоваться? (Таблицей учебника)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Зачем нужна самостоятельная работа? (Чтобы проверить, сможем ли мы найти местоимения и правильно определить лицо и число)

Игра «Найди  местоимение»

-Отгадайте загадку:

Моё стихотворение-

Про местоимения…

Утром-

Так заведено-

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт ОНО

Розовой жар-птицей…

А стемнеет- ОН придёт:

Тоненький,

Смущённый,-

Он на цыпочках войдёт

Долькою лимонной.

Срок прошёл – плывёт ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…

Кто же ОН, ОНО, ОНА? (месяц, солнце и луна)

-Какие местоимения вы услышали? Запишите их в тетрадь. Проверьте по эталону

(Услышав местоимения, дети хлопают в ладоши.)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет доброты,

И не будет красоты,

Если только я и ты,

Если мы сорвём цветы.

8. Включение в систему знаний и повторение

- Придумайте и запишите предложение с местоимением (Я живу в Москве)

- Подчеркните грамматическую основу предложения.

- Какой частью речи является подлежащее? Определите лицо и число местоимения.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Что нового мы узнали о местоимении?

Зачем мы используем местоимения в речи?

Что сегодняшний урок принёс вам?

Оцените себя по лесенке успеха.

Спасибо за урок!

Обведи цифру, которая соответствует результату твоей работы на уроке

4 СТУПЕНЬ: я всё понял(а), не было ошибок, могу рассказать другим

3 СТУПЕНЬ: я понял(а), но была 1 ошибка

2 СТУПЕНЬ: я понял(а), но было более двух ошибок

1 СТУПЕНЬ: я не понял(а), были ошибки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Понятие о местоимении, личные местоимения"

Урок русского языка в 3 классе.Тема: Понятие о местоимении, личные местоименияТип урока: Урок-исследованиеЦели:  1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить у...

Урок русского языка по теме:«Понятие о местоимении. Личные местоимения».

Знакомство с новой частью ре­чи - личными местоимениями, фор­мирование умения выделять их в ре­чи и правильно употреблять....

Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка « Понятие о местоимении. Личные местоимения» (УМК «Школа 2100», 3 класс)

Урок русского языка в 3-м классе.Тема урока: «Понятие  о местоимении. Личные местоимения».(образовательная система "Школа 2100", учебник "Русский язык» для 3 кл.", часть 2, стр.61-64; авт.:...

Урок русского языка в 3 классе. "Понятия о местоимениях. Личные местоимения"

Урок открытия нового знания по системе "Школа 2100"....

Конспект урока-исследования «Понятие о местоимении. Личные местоимения». , 3 класс

Тип урока. Урок открытия новых знанийВид урока. Доминирует исследовательская деятельность учащихся. Структура урока соответствует уроку ОНЗ на основе системно-деятельностного подхода.На уро...

План-конспект урока русского языка в 3 классе, УМК «Школа 2100». Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Цель урока:формирование знаний о местоимении, как части речи, умений употреблять местоимения в устной и письменной речиЗадачи урока:образовательные:  формирование интереса к учению, способн...

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока "Понятие о местоимении. Личные местоимения".

Урок открытий новых знаний, урок - исследования по теме "Понятие о местоимении. Личные местоимения"....