Тематическое планирование по русскому языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку (3 класс) на тему
Тематическое планирование по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russkiy_yazyk_3g_klass.doc | 507 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Количество часов в году: 170 часов
Количество часов в неделю: 5 часов
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Характеристика деятельности учащихся (основные учебные умения и действия) | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание | ||
Язык и речь 2 ч | 2 | |||||||
1 | Виды речи. Речь, её назначение. | 1 | Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке. Составлять текст по рисунку. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя». | 1 | 01.09.15 | |||
2 | Язык, его назначение | 1 | 1 | 02.09.15 | ||||
Текст. Предложение. Словосочетание. 14ч | 14 | |||||||
3 | Текст. | 1 | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст, подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания, находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое ударение и интонацию конца предложения. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Анализировать содержание таблицы и составлять сообщение о типах предложений. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Рассматривать репродукции картин, составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст. Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях — обращения. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте. Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения. Составлять из двух простых предложений одно сложное. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику | 1 | 03.09.15 | |||
4 | Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. | 1 | 1 | 04.09.15 | ||||
5 | Предложение. | 1 | 1 | 07.09.15 | ||||
6 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | 1 | 08.09.15 | ||||
7 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | 1 | 09.09.15 | ||||
8 | Р/р. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» | 1 | 1 | 10.09.15 | ||||
9 | Виды предложений по интонации.Предложения с обращением | 1 | 1 | 11.09.15 | ||||
10 | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | 1 | 14.09.15 | ||||
11 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 | 1 | 15.09.15 | ||||
12 | Простое и сложное предложения (общее представление) | 1 | 1 | 16.09.15 | ||||
13 | Простое и сложное предложения | 1 | 1 | 17.09.15 | ||||
14 | Словосочетание | 1 | 1 | 18.09.15 | ||||
15 | Р/р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В.Д.Поленова «Золотая осень». | 1 | 1 | 21.09.15 | ||||
16 | Проверочная работа по теме «Текст. Предложение. Словосочетание» | 1 | 1 | 22.09.15 | ||||
Слово в языке и речи 19ч | 19 | |||||||
17 | Лексическое значение слова | 1 | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Находить синонимы, антонимы среди других слов, в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы. Работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов: находить в них необходимую информацию о слове. Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. Различатъ слово и словосочетание как сложное название предмета. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста-образца. Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделении. Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках. Распознавать имя числительное по значению и по вопросам, объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры имён числительных. Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы, слова с омонимичными корнями. Приводить примеры однокоренных слов с заданным корнем. Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах. Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы. Приводить примеры с заданной орфограммой. Определять среди других слов слова, которые появились в нашем языке сравнительно недавно. Излагать письменно содержание повествовательного текста по данным вопросам или коллективно составленному плану. Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в ее презентации. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | 1 | 23.09.15 | |||
18 | Работа с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов. | 1 | 1 | 24.09.15 | ||||
19 | Омонимы | 1 | 1 | 25.09.15 | ||||
20 | Слово и словосочетание | 1 | 1 | 28.09.15 | ||||
21 | Контрольный словарный диктант №1. Фразеологизмы | 1 | 1 | 29.09.15 | ||||
22 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Р/р. Подробное изложение с языковым анализом текста. | 1 | 1 | 30.09.15 | ||||
23 | Обобщение представлений об изученных частях речи | 1 | 1 | 01.10.15 | ||||
24 | Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи | 1 | 1 | 02.10.15 | ||||
25 | Р/р. Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хрупкого «Цветы и плоды». | 1 | 1 | 05.10.15 | ||||
26 | Имя числительное | 1 | 1 | 06.10.15 | ||||
27 | Проверочная работа по теме: «Предложение». | 1 | 07.10.15 | |||||
28 | Однокоренные слова. | 1 | 1 | 08.10.15 | ||||
29 | Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | 1 | 09.10.15 | ||||
30 | Согласные звуки и буквы для их обозначения. | 1 | 1 | 12.10.15 | ||||
31 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. | 1 | 1 | 13.10.15 | ||||
32 | Р/р. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. | 1 | 1 | 14.10.15 | ||||
33 | Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком. Проверочная работа | 1 | 1 | 15.10.15 | ||||
34 | Проект №1 «Рассказ о слове». | 1 | 1 | 16.10.15 | ||||
35 | Контрольная работа №1 за I четверть | 1 | 1 | 19.10.15 | ||||
Состав слова 16ч | 16 | |||||||
36 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова, выделять к них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слона и формы одного и того же слова. Различать сложные слова, находить в них корни. Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Выделять в словах основу слова. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования. Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу. Анализировать, составлять модели разбора слова но составу и подбирать слова по этим моделям. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слона и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Редактировать предложения с однокоренными словами. Подробно излагать содержание повествовательного текста по данному плану и самостоятельно подобранному заголовку к тексту. Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы. | 1 | 20.10.15 | |||
37 | Чередование согласных в корне. | 1 | 1 | 21.10.15 | ||||
38 | Сложные слова. | 1 | 1 | 22.10.15 | ||||
39 | Формы слова. Окончание. | 1 | 1 | 23.10.15 | ||||
40 | Формы слова. Окончание. | 1 | 02.11.15 | |||||
41 | Приставка. Что такое приставка? | 1 | 1 | 03.11.15 | ||||
42 | Приставка. Как найти в слове приставку? | 1 | 05.11.15 | |||||
43 | Значения приставок | 1 | 1 | 06.11.15 | ||||
44 | Суффикс | 1 | 1 | 09.11.15 | ||||
45 | Значения суффиксов | 1 | 1 | 10.11.15 | ||||
46 | Р/р. Сочинение по репродукции картины А. Д. Рылова «В голубом просторе». | 1 | 1 | 11.11.15 | ||||
47 | Основа слова | 1 | 1 | 12.11.15 | ||||
48 | Обобщение знаний о составе слова | 1 | 1 | 13.11.15 | ||||
49 | Р/р. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом. | 1 | 1 | 16.11.15 | ||||
50 | Проверочная работа по теме «Состав слова». | 1 | 1 | 17.11.15 | ||||
51 | Проект №2 «Семья слов». | 1 | 1 | 18.11.15 | ||||
Правописание частей слова 29ч | 29 | |||||||
52 | Общее представление о правописании частей слова. | 1 | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Работать со страничкой для любознательных (знакомство со старославянизмами) Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Приводить примеры с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. Работать с орфографическим словарём. Составлять словарики слов с определённой орфограммой. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Составлять текст по репродукции картины и опорным словам. Восстанавливать содержание повествовательного деформированного текста, составлять письменный пересказ данного текста по самостоятельно составленному плану Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Составлять объявление. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления обучающихся; оценивать свои достижения и достижения других обучающихся. | 1 | 19.11.15 | |||
53 | Контрольный словарный диктант №2. Правописание безударных гласных в корне слова. (с.104-105) | 1 | 1 | 20.11.15 | ||||
54 | Анализ контрольной работы .Работа над ошибками. Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | 1 | 23.11.15 | ||||
55 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. | 1 | 1 | 24.11.15 | ||||
56 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | 1 | 25.11.15 | ||||
57 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. | 1 | 1 | 26.11.15 | ||||
58 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. | 1 | 1 | 27.11.15 | ||||
59 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. | 1 | 1 | 30.12.15 | ||||
60 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. | 1 | 1 | 01.12.15 | ||||
61 | Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне. | 1 | 1 | 03.12.15 | ||||
62 | Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне. | 1 | 1 | 03.12.15 | ||||
63 | Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне. | 1 | 1 | 04.12.15 | ||||
64 | Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне. | 1 | 1 | 07.12.15 | ||||
65 | Правописание слов с парными согласными на конце слов и перед согласным в корне. | 1 | 1 | 08.12.15 | ||||
66 | Контрольная работа №1 по теме «Правописание частей слова». | 1 | 1 | 09.12.15 | ||||
67 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | 1 | 10.12.15 | ||||
68 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | 1 | 11.12.15 | ||||
69 | Р/р. Составление текста по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка». | 1 | 1 | 14.12.15 | ||||
70 | Административная контрольная работа (диктант №2) за I полу- годие. | 1 | 15.12.15 | |||||
71 | Правописание суффиксов и приставок | 1 | 1 | 16.12.15 | ||||
72 | Правописание суффиксов и приставок | 1 | 1 | 17.12.15 | ||||
73 | Правописание суффиксов и приставок | 1 | 1 | 18.12.15 | ||||
74 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | 1 | 21.12.15 | ||||
75 | Правописание приставок и предлогов. | 1 | 1 | 22.12.15 | ||||
76 | Проект «Составляем орфографический словарик». | 1 | 1 | 23.12.15 | ||||
77 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 | 1 | 24.12.15 | ||||
78 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). | 1 | 1 | 25.12.15 | ||||
79 | Р/р. Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельно составленному плану. | 1 | 1 | 28.12.15 | ||||
80 | Презентация проектов «Рассказ о слове», «Семья слов», «Составляем орфографический словарик». | 1 | 1 | 29.12.15 | ||||
Части речи 76ч | 76 | |||||||
81 | Части речи | 1 | Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. | 1 | 13.01.16 | |||
Имя существительное (30ч) | ||||||||
82 | Значение и употребление имён существительных в речи. | 1 | Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова — имена существительные. Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевленные (по вопросу и по значению). Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Наблюдать над толкованием значения некоторых имён. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о своём имени. Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Работать с текстом: определять тему, главную мысль, тип текста, выделять в тексте части, соответствующие плану, выписать трудные слова, записать текст по памяти. Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка — большая умница.) Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком па конце и контролировать правильность записи. Подробно письменно излагать содержание текста-образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картин. Записывать текст под диктовку и проверять написанное.. Анализировать таблицу «Склонение имен существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных. Составлять рассказ по репродукции картины (под руководством учителя). Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме. Сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имён существительных одушевлённых мужского рода и др.). Работать с текстом: осмысленно читать, отвечать на вопросы к тексту, определять тип текста, тему и главную мысль, подбирать заголовок, самостоятельно составлять план, подробно излагать содержание по самостоятельно составленному плану. Проверять письменную работу (сочинение). Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных. Определять начальную форму имени существительного. Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного». Распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения. Составлять устно текст по репродукции картины художника К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень», пользуясь опорными словами (под руководством учителя). Подбирать слова — имена существительные на тему «Зима», составлять словарь зимних слов, анализировать поэтические тексты, посвящённые зимней природе. Писать диктат и проверять написанное. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | 1 | 14.01.16 | |||
83 | Значение и употребление имён существительных в речи. | 1 | 15.01.16 | |||||
84 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | 1 | 1 | 18.01.16 | ||||
85 | Р/р. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. | 1 | 1 | 19.01.16 | ||||
86 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | 1 | 20.01.16 | ||||
87 | Проект «Тайна имени». | 1 | 1 | 21.01.16 | ||||
88 | Изменение имён существительных по числам. | 1 | 1 | 22.01.16 | ||||
89 | Имена существительные, имеющие форму одного числа. | 1 | 1 | 25.01.16 | ||||
90 | Контрольный словарный диктант №3. Род имён существительных. | 1 | 1 | 26.01.16 | ||||
91 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Род имён существительных | 1 | 1 | 27.01.16 | ||||
92 | Имена существительные общего рода. | 1 | 1 | 28.01.16 | ||||
93 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода. | 1 | 1 | 29.01.16 | ||||
94 | Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода | 1 | 29.01.16 | |||||
95 | Р/р. Подробное изложение повествовательного текста. Составление устного рассказа по серии картин. | 1 | 1 | 01.02.16 | ||||
96 | Проверочная работа по теме: «Правописание имён существитель- ных» | 1 | 1 | 02.02.16 | ||||
97 | Анализ проверочной работы. Работа над ошибками. Изменение имён существительных по падежам. | 1 | 1 | 03.02.16 | ||||
98 | Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. | 1 | 1 | 04.02.16 | ||||
99 | Неизменяемые имена существительные. | 1 | 1 | 05.02.16 | ||||
100 | Р/р. Составление рассказа по репро-дукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | 1 | 1 | 08.02.16 | ||||
101 | Именительный падеж имён существительных. | 1 | 1 | 09.02.16 | ||||
102 | Родительный падеж имён существительных. | 1 | 1 | 10.02.16 | ||||
103 | Дательный падеж имён существительных. | 1 | 1 | 11.02.16 | ||||
104 | Винительный падеж имён существительных. | 1 | 1 | 12.02.16 | ||||
105 | Творительный падеж имён существительных. | 1 | 1 | 13.02.16 | ||||
106 | Предложный падеж имён существительных. | 1 | 1 | 15.02.16 | ||||
107 | Р/р. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа. | 1 | 1 | 17.02.16 | ||||
108 | Проект «Зимняя страничка». | 1 | 1 | 18.02.16 | ||||
109 | Р/р. Составление сочинения по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | 1 | 1 | 19.02.16 | ||||
110 | Контрольное тестирование №1 по теме «Имя существительное» | 1 | 1 | 22.02.16 | ||||
111 | Обобщение знаний о падежах имён существительных. | 1 | 1 | 24.02.16 | ||||
Имя прилагательное (19 ч.) | ||||||||
112 | Лексическое значение имён прилагательных. | 1 | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имён прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными из предложения. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. а к именам прилагательным — имена существительные. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать (серебристо-белый и др). Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Распознавать художественное и научное описания, наблюдать над употреблением имён прилагательных в таких текстах. Выделять в текстах художественного стиля выразительные средства языка. Составлять текст-описание о растении в научном стиле. Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте. Рассматривать репродукцию картины и высказывать своё отношение к ней. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением названий цветов (голубой, лазоревый, бирюзовый}. Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имен существительных. Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый лебедь и др. Определять форму числа имени прилагательного, изменять имена прилагательные по числам. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Составлять (устно) текст-описание о животном по личным наблюдениям с предварительным обсуждением структуры текста. Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам. Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж, имён прилагательных по падежу имён существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже (доброго здоровья). Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке. Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать правильность их выделения. Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками» и опорным словам. Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | 1 | 25.02.16 | |||
113 | Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. | 1 | 1 | 26.02.16 | ||||
114 | Связь имени прилагательного с именем существительным. | 1 | 1 | 29.02.16 | ||||
115 | Текст-описание. Р/р. Составление текста-описания растения в научном стиле. | 1 | 1 | 01.03.16 | ||||
116 | Р/р. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | 1 | 1 | 02.03.16 | ||||
117 | Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. | 1 | 1 | 03.03.16 | ||||
118 | Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). | 1 | 1 | 04.03.16 | ||||
119 | Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). | 1 | 1 | 07.03.16 | ||||
120 | Число имён прилагательных. | 1 | 1 | 09.03.16 | ||||
121 | Число Контрольная работа №3 по теме: «Правописание имён прилагательных»имён прилагательных. | 1 | 1 | 10.03.16 | ||||
122 | Р/р.. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. | 1 | 1 | 11.03.16 | ||||
123 | Падеж имён прилагательных. (общее представление) | 1 | 1 | 14.03.16 | ||||
124 | Начальная форма имени прилагательного. Контрольный диктант №3 за III четверть. | 1 | 1 | 15.03.16 | ||||
125 | Начальная форма имени прилагательного. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 16.03.16 | |||||
126 | Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | 1 | 17.03.16 | ||||
127 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном. | 1 | 1 | 28.03.16 | ||||
128 | Р/р. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками». | 1 | 1 | 29.03.16 | ||||
129 | Обобщение знаний об имени прилагательном. Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». | 1 | 1 | 30.03.16 | ||||
130 | Проект «Имена прилагательные в загадках». | 1 | 1 | 31.03.16 | ||||
Местоимение (5 ч.) | ||||||||
131 | Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. | 1 | Распознавать личные местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа). Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Составлять письмо другу или кому-либо из родственников. | 1 | 31.03.16 | |||
132 | Личные местоимения единственного и множественного числа. | 1 | 1 | 01.04.16 | ||||
133 | Род местоимений 3-го лица единственного числа. | 1 | 1 | 04.04.16 | ||||
134 | Род местоимений 3-го лица единственного числа. Р/р.. Составление письма. | 1 | 1 | 05.04.16 | ||||
135 | Проверочная работа по теме «Местоимение». | 1 | 1 | 06.04.16 | ||||
136 | Глагол (21 ч.) | |||||||
Повторение и углубление представлений о глаголе. | 1 | Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Составлять рассказ по сюжетным рисункам (под руководством учителя). Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глаголов. Анализировать текст, отбирать содержание для выборочного изложения, составлять план предстоящего текста, выбирать опорные слова, письменно излагать содержание текста. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Правильно произносить глаголы в прошедшем времени. Работать с орфоэпическим словарем. Трансформировать предложения (записать глаголы в прошедшем времени), определить тему предложений, установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст. Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не. Работать с памяткой «Порядок разбора глагола». Пользуясь памяткой. разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Самостоятельно выбирать тему и подготовить материал для доклада на конференции «Части речи в русском языке» | 1 | 07.04.16 | ||||
137 | Повторение и углубление представлений о глаголе. | 1 | 08.04.16 | |||||
138 | Число. Изменение глаголов по числам. | 1 | 1 | 08.04.16 | ||||
139 | Р/р. Составление текста по сюжетным рисункам. (с. 105 упр.180) | 1 | 1 | 11.04.16 | ||||
140 | Начальная (неопределенная) форма глагола. | 1 | 1 | 12.04.16 | ||||
141 | Начальная (неопределенная) форма глагола. | 1 | 1 | 13.04.16 | ||||
142 | Комплексная контрольная работа. | 1 | 1 | 14.04.16 | ||||
143 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Число глаголов. | 1 | 1 | 15.04.16 | ||||
144 | Изменение глаголов по числам. | 1 | 1 | 18.04.16 | ||||
145 | Контрольный словарный диктант. Времена глагола. | 1 | 1 | 19.04.16 | ||||
146 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Изменение глаголов по временам. | 1 | 1 | 20.04.16 | ||||
147 | Изменение глаголов по временам. | 1 | 1 | 21.04.16 | ||||
148 | Р/р. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. | 1 | 1 | 22.04.16 | ||||
149 | Род глаголов в прошедшем времени. | 1 | 1 | 25.04.16 | ||||
150 | Род глаголов в прошедшем времени. Р/р. Составление предложений и текста. | 1 | 1 | 26.04.16 | ||||
151 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | 1 | 27.04.16 | ||||
152 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | 1 | 28.04.16 | ||||
153 | Контрольная работа (№4) по теме: «Правописание глаголов» | 1 | 1 | 29.04.16 | ||||
154 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе. | 1 | 1 | 02.05.16 | ||||
155 | Р/р. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке» | 1 | 1 | 03.05.16 | ||||
156 | Контрольное тестирование №2 по теме «Части речи» | 1 | 1 | 04.05.16 | ||||
Повторение | 14ч | 14 | ||||||
157 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Текст и предложение. | 1 | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделении. | 1 | 05.05.16 | |||
158 | Р/р. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. | 1 | 1 | 06.05.16 | ||||
159 | Презентация проектов «Тайна имени», «Зимняя страничка», «Имена прилагательные в загадках». | 1 | 1 | 10.05.16 | ||||
160 | Повторение. Части речи. Имя существительное. | 1 | 1 | 11.05.16 | ||||
161 | Повторение. Имя существительное. | 1 | 12.05.16 | |||||
162 | Повторение. Имя прилагательное. | 1 | 1 | 13.05.16 | ||||
163 | Административная контрольная работа (диктант №4) за год. | 1 | 1 | 16.05.16 | ||||
164 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Повторение. Местоимение. | 1 | 1 | 17.05.16 | ||||
165 | Повторение. Глагол. | 1 | 1 | 18.05.16 | ||||
166 | Повторение. Состав слова. | 1 | 1 | 19.05.16 | ||||
167 | Работа с текстом. | 1 | 1 | 20.05.16 | ||||
168 | Р/р.Изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. | 1 | 23.05.16 | |||||
169 | Работа с текстом. | 1 | 1 | 24.05.16 | ||||
170 | Итоговый урок. | 1 | 1 | 25.05.16 |
СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Словарные диктанты : I полугодие — 12 слов, II полугодие — 14 слова
Словарный диктант №1
Праздник, альбом, погода, заря, восток, овощи, овёс, пшеница, огород, вместе, понедельник, ракета.
Словарный диктант №2
Обед, пирог, ужин, помидор, огурец, столица, четверг, шоссе, компьютер, вторник, среда, трактор.
Словарный диктант №3
Самолёт, трамвай, комната, север, берег, однажды, чувство, лестница, пятница, коллектив, килограмм, интересный, аккуратный, вокруг.
Словарный диктант №4
Герой, завтрак, квартира, воскресенье, сирень, животное, поэт, гвоздика, одуванчик, песок, кровать, вторник, ромашка, растение.
Оценки : «5» - без ошибок
«4» - 1 ошибка и 1 исправление
«3» - 2 ошибки и 1 исправление
«2» - 3-5 ошибок
Контрольный диктант №3 за III четверть
Помоги птицам!
Весной
Весеннее солнце пригрело зимой. Зазвенела веселая капель. У домов галдят крикливые воробьи. С пригорков побежали говорливые ручейки. На полях зазеленели хлеба. Ветки ивы покрылись золотыми шарами. В лесу зацвели голубенькие подснежники. Синички весело перелетали с ветки на ветку. Они искали в складках коры деревьев червячков. Тетерева слетелись на поляны. Они чертили по земле крыльями и затевали шумные игры.Скоро прилетят на свою родину журавли. (65 слов.)
З а д а н и я : 1) указать над словами части речи (третье или четвертое предложение); 2) разобрать слова по составу: прилетят, говорливые, подснежники; 3) разобрать по членам предложения седьмое предложение
Оценки за диктант : «5» - без ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-5 ошибки
«2» - более 5 ошибок
Оценки за грамматическое задание : «5» - без ошибок
«4» - правильно выполнено ¾ задания
«3» - правильно выполнено ½ заданий
«2» - правильно выполнено менее ½ заданий
Контрольная работа №1 за 1 четверть
Осенний лес
Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чашу.
Слова для справок: сбросили, рябчик.
З а д а н и я: 1) подчеркнуть главные члены в любом предложении; 2)из 2 предложения выписать словосочетания
Критерии оценивания результатов выполнения работы :
- За правильно записанный текст — 5б.
- За правильно выполненное 1 задание — 2б.
- За правильно выполненное 2 задание — 3б.
Максимум — 10б. При наличии 1-2 орфографических ошибок — минус 1б., 3-5 орфографических оши- бок — минус 2б., 5 и более орфографических ошибок — минус 3б.
Оценки : «5» - 10б.
«4» - 9б.- 8б.
«3» - 6б.- 7б.
«2» - ниже 5б.
Контрольная работа №2 «Состав слова. Правописание частей слова»
I вариант
1. Прочитай предложения:
1. Дикая утка вывела из осоки своих утят. 2. Цветет над водою водяная кашка. 3. Снежинки родились высоко над землей в снежных облаках. 4. Со своей волчихою голодной выходит на дорогу волк.
З а д а н и я: 1) выпиши однокоренные слова, выдели в них корень; 2) выпиши слова определенной структуры:
2. Образуй однокоренные слова от данных слов: 1) при помощи приставок (ходить, писать); 2) при помощи суффиксов (туман, береза, двор); 3) при помощи суффикса и приставки (сад, сказ).
3. Разбери слова по составу: беленький, моряки, перестрелка, медведица, увидит, заморозки.
4. Запиши предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы:
1. (В)теплые страны (у)л.тают журавли. 2. Тихо падают (с)бере. лист.я.3. Около н.ры играют л.сята. 4. Над душ.стой кашкой круж.лась пч.ла. 5. (В)траве сверкали капли р.сы.
II вариант
1. Прочитай предложения:
1. Жил старик со своею старухой у самого синего моря. 2. Скворчиха быстро влетела в скворечник. Скворец сел на ветку и запел. 3. Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка тоже. 4. Гусь степенный в луже моет свой гусиный красный нос.
З а д а н и я: 1) выпиши однокоренные слова, выдели в них корень; 2) выпиши слова определенной структуры:
2. Образуй однокоренные слова от данных слов: 1) при помощи приставок (лить, плыть); 2) при помощи суффиксов (лес, глаз, стол); 3) при помощи суффикса и приставки (снег, мороз).
3. Разбери слова по составу: гнездышко, старушка, подкормка, посмотрим, длинный, перелески.
4. Запиши предложения раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы:
- (Под)н.гами шурш.т сухая листва. 2. (В)воздухе л.тят паутинки. 3. В.дяной паук (с)мастерил домик (из)воздуха. 4. Вспыхнул первый луч со.нца. 5. (За)булькали на д.рогах в..селые руч.ики.
Контрольная работа №3 «Имя прилагательное»
I вариант
1. Подчеркни в словах изученные орфограммы, подбери к каждому имени прилагательному подходящее по смыслу существительное:
Солёный …
морозные …
резкий …
классный …
известная …
сладкое…
2. Выпиши из предложений словосочетания с именами прилагательными. Определи их число и род (в единственном числе):
1) Воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна (С.Есенин). 2) И сверкает на морозе серебристый гладкий лёд (С.Маршак). 3) Чудная картина, как ты мне родна!(А.Фет).
3. К данным словам подобрать однокоренные имена прилагательные с любым из суффиксов: - ов-, -н-, -ск-, -ист-, -оньк-, -еньк-, -оват-, -лив-:
Урожай – урожайный, сентябрь - …, пух - …, сон - …, старик - …, берёза - …, холод - ….
4. Подбери к каждому имени прилагательному антоним:
Тяжёлый – лёгкий
большой -
близкий –
старый –
горький –
печальный –
5. Выпиши те словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в переносном значении:
1) богатый урожай, богатый голос; 2) воздушная струя, воздушное печенье; 3) кудрявые волосы, кудрявая берёза.
II вариант
1. Подчеркни в словах изученные орфограммы, подбери к каждому имени прилагательному подходящее по смыслу существительное:
Осенний …
гибкая …
субботнее …
морковный …
прелестный …
счастливые…
2. Выпиши из предложений словосочетания с именами прилагательными. Определи их число и род (в единственном числе):
1) Раннее утро. Голубой расцвет. (В.Шишков). 2) Что, дремучий лес, призадумался? (А.Кольцов). 3) Сыплет дождик большие горошины, рвётся ветер (Н.Заболоцкий).
3. К данным словам подобрать однокоренные имена прилагательные с любым из суффиксов: - ов-, -н-, -ск-, -ист-, -оньк-, -еньк-, -оват-, -лив-:
Урожай – урожайный, декабрь - …, камень - …, забота - …, синева - …, красный - …, осина - ….
4. Подбери к каждому имени прилагательному антоним:
Тяжёлый – лёгкий
плохой -
глупый –
высокий –
здоровый –
жёсткий –
5. Выпиши те словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены в переносном значении:
- злой человек, злая вьюга; 2) горькое лекарство, горькая доля; 3) золотое кольцо, золотые руки.
Контрольная работа №4 «Правописание глаголов»
I вариант
1. Подбери к данным словам однокоренные глаголы:
Подарок - подарить
помощь -
сторож –
обед –
дежурный –
весёлый –
полёт -
2. Подчеркни изученные орфограммы, выдели в глаголах приставки, а в именах существительных - корень:
Забивать молотком, посадить овёс, переходить дорогу, подъехать к берегу, нарисовать картину.
3. Выпиши глаголы, укажи время:
1) Скорый поезд прибыл в Москву. 2) Ярко светит весеннее солнышко. 3) В мае зазвучат в лесу птичьи песни. 4) Под лежачий камень вода не течёт. 5) Весной снег быстро растаял.
4. Подбери к данным глаголам глаголы с приставками:
Летать - улетать
плыть -
учить –
везти –
жалеть –
пить –
5. Выпиши те словосочетания, в которых глаголы употреблены в переносном значении:
1) летит время, летят самолёты; 2) играть на скрипке, нельзя играть с огнём; 3) бежит мальчик, бежит река.
- II вариант
1. Подбери к данным словам однокоренные глаголы:
Подарок - подарить
просьба -
больной –
решение –
морозный –
зелёный –
строитель –
2. Подчеркни изученные орфограммы, выдели в глаголах приставки, а в именах существительных - корень:
Прочитать про медведя, подарить мальчику, вычистить посуду, подвести к магазину, въехать в деревню.
3. Выпиши глаголы, укажи время:
1) Утренняя роса покрыла луговые травы. 2) Пушистые серёжки висят на осине. 3) Скоро прилетят на родину скворцы. 4) Умелые руки не знают скуки. 5) По небу плыло пушистое облако.
4. Подбери к данным глаголам глаголы с приставками:
Летать - улетать
ехать -
ходить –
нести –
читать –
лить –
5. Выпиши те словосочетания, в которых глаголы употреблены в переносном значении:
1) шепчет листва, шепчет подруга; 2) мчится поезд, мчатся года; 3) перейти улицу, перейти к новой теме.
Критерии оценивания контрольных работ «Состав слова. Правописание частей слова» , «Имя прилагательное» , «Правописание глаголов» :
«5» - если работа выполнена без ошибок
«4» - если сделано не менее 75% объема работы
«3» - если сделано не менее 50% объема работы
Контрольное тестирование по теме «Имя существительное»
Вариант I
А1. Что обозначают имена существительные?
1) признак 3) предмет
2) действие 4) количество
А2. На какие вопросы отвечают имена существительные?
1) где? как? 3) какой? как?
2) что делать? 4) кто? что?
А3. Найди ошибочное утверждение.
1) Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
2) Имена существительные изменяются по родам.
3) Имена существительные изменяются по числам.
4) Имена существительные изменяются по падежам.
А4. Найди имя существительное.
1) спортивный 3) читать
2) тринадцать 4) космонавт
А5. Отметь существительное, соответствующее схеме
- подъезд
- разговоры
- дорожка
- посадка
В1. В какой строке приведены существительные только среднего рода?
1) край, колос, праздник, бабочка, метро, кофе, плечо
2) тарелка, лампа, бабушка, стрекоза, погода, дочь
3) гнездо, яблоко, крыло, пальто, полотенце, облако
4) конструктор, дедушка, проспект, учебник, учитель
В2. В каком варианте падежные вопросы поставлены ошибочно?
1) родительный падеж — где? как?
2) винительный падеж — кого? что?
3) предложный падеж — о ком? о чём?
4) творительный падеж — кем? чем?
В3. Сколько существительных в стихотворении?
Белка щёлкает орешки
На дубу без всякой спешки.
Чистит десять штук за час,
Будет на зиму запас.
1) 5 2) 6 3) 8 4) 10
С1. В каком предложении выделенное существительное употреблено в творительном падеже?
1) Лесник расчищал в лесу просеку.
2) К обеду ребята наловили много рыбы.
3) Бабушка сварила вкусную уху.
4) Неожиданно из куста вылетела птичка и закружилась над нашими головами.
С2. В какой строке во все слова необходимо вставить Ь?
1) овощ.., мяч.., ёрш.., дич.., ноч.., крепыш..
2) реч.., вещ.., доч.., помощ.., мыш.., тиш..
3) печ.., малыш.., гараж.., лещ.., врач..
4) ёж.., карандаш.., чиж.., камыш.., калач..
Вариант II
А1. Что обозначают имена существительные?
1) признак 3) действие
2) предмет 4) количество
А2. На какие вопросы отвечают имена существительные?
1) как? где? 3) кто? что?
2) что делать? 4) какой? как?
А3. Найди ошибочное утверждение.
1) Имена существительные изменяются по числам.
2) Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
3) Имена существительные изменяются по падежам.
4) Имена существительные изменяются по родам.
А4. Найди имя существительное.
1) увлекательный 3) писать
2) двенадцать 4) машинист
А5. Отметь существительное, соответствующее схеме
- сумочка
- переход
- газетка
- походка
В1. В какой строке приведены существительные только мужского рода?
1) край, колос, праздник, бабочка, метро, кофе, плечо
2) тарелка, лампа, бабушка, стрекоза, погода, дочь
3) гнездо, яблоко, крыло, пальто, полотенце, облако
4) конструктор, дедушка, проспект, учебник, учитель
В2. В каком варианте падежные вопросы поставлены ошибочно?
1) дательный падеж — кому? чему?
2) винительный падеж — кого? что?
3) предложный падеж — о ком? о чём?
4) творительный падеж — кого? чего?
В3. Сколько существительных в стихотворении?
У зайчика короткий хвост,
Чуткий нос и малый рост.
А на выпуклой макушке
Вверх торчат прямые ушки.
1) 5 2) 6 3) 8 4) 10
С1. В каком предложении выделенное существительное употреблено в родительном падеже?
1) Иду я с ружьём по лесу.
2) Мы просидели в палатке до ночи.
3) В спальне на кровати сидела бабушка.
4) Остров покрылся зеленью.
С2. В какой строке во все слова не надо вставлять Ь?
1) ёж.., карандаш.., чиж.., камыш.., калач..
2) овощ.., мяч.., ёрш.., дич.., ноч.., крепыш..
3) реч.., вещ.., доч.., помощ.., мыш.., тиш..
4) печ.., малыш.., гараж.., лещ.., врач..
Критерии оценивания :
за каждый правильный ответ по 1б.
12б. - 11б. - «5»
10б. - 9б. - «4»
8б. - 6б. - «3»
ниже 6б. - «2»
Контрольное тестирование по теме «Части речи»
Вариант I
1. Укажи слово, в котором звуков меньше, чем букв.
- Человек 2)чувство 3)черепаха 4)Яков
2. Отметь словосочетание, в котором ударение падает на второй слог глагола.
- парить в бане
- парить в воздухе (о птице)
- бегать по траве
- думать о друге
3. Отметь слово, имеющее значение сильный дождь.
- Ураган 2)ливень 3)буря 4)смерч
4. Укажи пару прилагательных, не являющихся синонимами.
- маленький — крошечный
- вежливый — любезный
- большой — огромный
- яркий — тусклый
5. Отметь предложение, содержащее фразеологизм.
- Раскалённое железо хорошо меняет форму.
- Мой друг довёл меня до белого каления глупыми вопросами.
- Раскалённое солнце садилось за горизонт.
- Для выпечки блинов необходима раскалённая сковорода.
6. Укажи слово с приставкой.
- Беседа 2)бесполезный 3)белить 4)беседка
7. Отметь слово, соответствующее схеме •
1)Подъезд 2)разговоры 3)дорожка 4)бесцветный
8. В каком слове на месте пропуска пишется буква А?
- пр...шло 2) подготовка 3) д…зволил 4) з...капал
9. Укажи раздельное написание.
- (с)пасибо 2)(по)мощь 3)(от)несли 4)(по)оврагам
10. В каком ряду оба слова пишутся с разделительным Ь?
- от...явленный, прол...ёт
- печен...е, пал...то
- подоб...ёт, крыл...я
- в...езд, гус...ком (идти)
11. Выбери букву, которую нужно вставить в слова д...бро, д...лина, ук...лоть, м...лоденький.
- а 2)о 3)е 4)и
12. Отметь словосочетание, в котором на месте пропуска ничего не пишется.
- прелес...ное дитя
- рез...ное оконце
- влас...ный голос
- говорил радос...но
13. Какое слово является проверочным для существительного моро...цы?
- розы
- моросить
- морозный
- морока
14. В каком ряду оба слова пишутся с двойными согласными?
- билет(н, нн)ая (касса), ва(н, нн)а
- воскре(с, сс)ный (день), хо(к, кк)еист
- су(б, бб)отник, дли(н, нн)ый
- И(н, нн)а, мали(н, нн)а
15. В предложении Дружным чириканьем провожали воробьи весенний день. именем существительным является слово
- Весенний 2)провожали 3)чириканьем 4)дружным
16. Укажи ряд, в котором оба существительных среднего рода единственного числа.
- метро, забор
- мороз, иней
- кино, шоссе
- светофор, морковь
17. В каком имени существительном на конце не пишется Ь?
- мощ... 2)плющ.. 3)рож... 4)глуш...
18. В каком из словосочетаний имя прилагательное употреблено в форме мужского рода?
- нов... полотенце 2)нов... пальто 3)нов... куртка 4)нов... листок
19. Отметь предложение, в котором род прилагательного не определяется.
- Сильный дождь начался неожиданно.
- Ночное небо было затянуто тучами.
- Зелёные травы были в росе.
- Мы посмотрели интересный фильм.
20. Выбери прилагательное, подходящее по форме к существительному метро.
- Глубокая 2)новое 3)красивые 4)чистый
21. Отметь словосочетание, в котором глагол употреблён в форме множественного числа.
- решает задачу 2)перевозит груз 3)рисуют на песке 4)громко кричит
22. Укажи предложение, в котором глагол употреблён в форме настоящего времени.
- Поплавок запрыгал по воде.
- Дёргается тонкая удочка.
- Вот и поймалась рыбка.
- Рыбак закинул удочку ещё раз.
23. В каком предложении НЕ с глаголом пишется слитно?
- (Не) имей сто рублей, а имей сто друзей.
- За один раз дерева (не) срубить.
- В дом чужого (не) пущу, без хозяина грущу.
- Учитель (не) доумевал по поводу отказа ученика от участия в конкурсе.
24. Укажи повествовательное, невосклицательное предложение.
- Ветер приносит с лугов цветочный аромат.
- Хорошо живёт на свете Винни-Пух!
- Почему у ёжика столько иголок?
- Принеси, пожалуйста, мне воды.
25. В предложении Солнце уже довольно высоко стояло на чистом, небе грамматической основой является
- стояло высоко
- солнце стояло
- уже довольно
- на чистом небе
26. В предложении До самых бровей нахлобучила зима белоснежные шапки на ели и сосны словосочетанием является
- зима нахлобучила 2)шапки на ели 3)нахлобучила на ели 4)до бровей
27. Укажи предложение без однородных членов.
- Стоят лесные богатыри чинно и спокойно.
- В траве гудят жуки и мошки.
- И соловей эту песню пропел.
- Бабочки, стрекозы кружились над душистыми цветами.
28. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
- Они живут на печке.
Б) У кошки шесть котят.
- Она кормит их своим молоком.
Г) Слепые котята пищат и ищут мать.
- Г, В, Б, А
- Б, А, Г, В
- В, Б, А, Г
- А, Б, В, Г
29. Запиши пропущенные буквы в клеточки по порядку.
З...лёные ёлочки выг...баютп св...и к...лючие ве...ки.
30. Укажи имя прилагательное.
- Тенёк 2)затенять 3)тенистый 4)тень
31.* Прочитай текст.
Электромагнитные волны улавливает особый прибор. Он изобретён русским учёным Поповым. Прибор теперь называется радиоприёмником. Попов построил первую в мире радиостанцию. Началось применение радиосвязи на морских судах. Радиосигналы помогают спасать тысячи людей.
( По JI. Гумилевскому )
Выпиши в таблицу слова, соответствующие заданию.
Безударная проверяемая гласная в корне глагола | Глаголы в настоящем времени | Сложные слова |
32.* Подбери синоним к слову изобретён и составь с ним предложение.
_____________________________________________________________________________
33.* Найди и выпиши из текста задания №31* слово, имеющее значение колебательное движение в какой-либо среде. С какими словами оно может сочетаться? Составь с ним словосочетания и запиши их.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант II
1. Укажи слово, в котором все согласные твёрдые.
- часики
- морозы
- дыхание
- решётки
2. Отметь слово, в котором ударение падает на третий слог.
- бронзовый
- высокий
- выскочка
- выражение
3. Укажи значение слова заголовок.
- содержание литературного произведения
- название произведения
- основная мысль произведения
- часть произведения
4. Найди синоним к слову пёстрый.
- разноцветный
- тусклый
- серый
- тёмный
5. Дополни фразеологизм после ... в четверг.
- снега
- дождичка
- работы
- прогулки
6. Укажи слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- котёнок
- водитель
- щётка
- речной
7. Отметь слово, соответствующее схеме.
- добрый 2)сумочка 3)газетка
- довоенный
8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
- закрепление
- п...чувствовать
- н…дводный
- н…вредил
9. Укажи раздельное написание.
- (у)крашение
- (у)зверька
- (у)пал
- (у)равнение
10. В каком ряду оба слова пишутся с разделительным Ь?
- прут...я, л...вята
- в...юга, ш...ю
- поп...ёт, сил...ный
- мален...кий, гост...я
11. Выбери букву, которую нужно вставить в слова в...лежник, тр...вянистый, нападение, вд...ли.
- е 2) и 3) о 4)а
12. Отметь словосочетание, в котором на месте пропуска пишется буква Т.
- ранняя вес...на
- гряз...ные ботинки
- неумес.-.ное замечание
- полез...ный совет
13. Какое слово является проверочным для существительного перегоро...ка?
- город
- горка
- городки
- городить
14. В каком ряду оба слова пишутся с двойными согласными?
- Ро(с, сс)ия, ра(с, сс)каз
- тро(л, лл)ейбусный (парк), ряби(н, нн)овые (бусы)
- гра(н, нн)ица, ра(с, сс)матривать
- ра(с, сс)колоть, ма(с, сс)а
15. В предложении Здесь берёт начало великая русская река Волга именем существительным является слово
- берёт
- здесь
- начало
- великая
16. Укажи ряд, в котором оба существительных мужского рода единственного числа.
- стол, столешница
- изморозь, карандаш
- города,стол
- москвич, огурец
17. В каком имени существительном пишется на конце Ь?
- тиш…
- нож…
- грач…
- уж…
18. В каком из словосочетаний имя прилагательное употреблено в форме среднего рода?
- хорош... ученик
- хорош... папка
- хорош... дело
- хорош... осанка
19. Отметь предложение, в котором род прилагатель ного не определяется.
- Перед нами была высокая гора.
- Мы попали в старый город.
- Старику помогала тонкая трость.
- Весёлые клоуны пели песню.
20. Выбери прилагательное, подходящее по форме к существительному погода.
- весенняя
- хмурый
- печальное
- осенние
21. Отметь словосочетание, в котором глагол употреблён в форме единственного числа.
- учились писать
- говорили тихо
- ровно дышал
- увидели радугу
22. Укажи предложение, в котором глагол употреблён в форме настоящего времени.
- Почтовый ящик не открылся.
- Мне придёт письмо.
- Я стою на деревянной скамейке.
- Бабочка вспорхнула с цветка.
23. В каком предложении НЕ с глаголом пишется слитно?
- В хмурый день наш кот Васька (не) лежит на крыльце.
- Прошли годы, но ничего (не) изменилось на нашей улице.
- Алёше в этот день (не) здоровилось.
- (Не) ищи красоты, ищи добра.
24. Укажи вопросительное предложение (знаки препинания не расставлены).
- Где находят корм зимующие птицы
- В саду шуршит сухой лист
- Хороша ель в лесу зимой
- Надо бороться с грязью и пылью
25. В предложении Нежно светится под кустом серебристый ландыш грамматической основой является
- светится под кустом
- серебристый ландыш
- светится ландыш
- нежно светится
26. В предложении Охотник в густой траве наткнулся на маленького зайчишку словосочетанием является
- охотник в траве
- наткнулся на маленького
- в густой траве
- охотник наткнулся
27. Укажи предложение с однородными членами.
- Звенит золотой голосок малиновки.
- Не трещат в высокой траве кузнечики.
- Алиса сплела венок из маргариток.
- По дороге шла молодая женщина в белом платье и шляпке.
28. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный текст?
А) Целый месяц лечили ворону.
Б) Мальчик принёс ворону домой.
В) У вороны было сломано крыло.
Г) У леса Костя увидел большую ворону.
- Г, В, Б, А
- Б, А, Г, В
- В, Б, А, Г
- А, Б, В, Г
29. Запиши пропущенные буквы в клеточки по порядку.
На в...ршине пологого х...лма в...днелась не- б...лыиая дер...венька.
30. Укажи имя прилагательное.
- стоять
- стойкий
- стойка
- стой
31.* Прочитай текст.
Прекрасна Волга летом под яркими лучами солнца. Тёплый ветер дует с заливных лугов и несёт оттуда запах свежего сена. На пристанях пассажирам предлагают душистую лесную землянику. В июне вечерние зори догорают медленно. Воды уснувшей реки отражают голубые и розовые краски. По Д. Мамину-Сибиряку )
Выпиши в таблицу слова, соответствующие типам орфограмм и заданий.
32.* Подбери синоним к слову прекрасная. Какими частями речи они являются?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
33.* Найди и выпиши из текста задания №31* слово, имеющее значение порт, причал. С какими именами прилагательными оно сочетается? Запиши построенные тобой словосочетания.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерии оценивания :
за каждый правильный ответ с 1 по 30 - по 1б.. с 31 по 33 - по 2б.
36б. - 34б. - «5»
33б. - 26б. - «4»
25б. - 18б. - «3»
ниже 18б. - «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...
Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...
Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно -тематическое планирование по русскому языку.)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 1 класс...
Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II
Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...
Рабочая программа по русскому языку по теме: Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по русскому языку(автор Канакина В.П.) и обучение грамоте ( автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) по ФГОС в 1 классе
Материал содержит пояснительную записку по русскому языку УМК " Школа России" по ФГОС в 1 класс, автор КанакинаВ.П. И обучение грамоте УМК "Школа 2100", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.по ФГОС...
Календарно – тематическое планирование курса русского языка в 1 классе примерной программы начального общего образования, авторской программы "Русский язык" Рамзаевой Т.Г.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...