Урок русского языка в 4 классе "1 и 2 спряжения глаголов"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок организации усвоения ФГОС всеми учениками класса. В конце урока дети выполняют тест достижений, что позволяет и учителю, и детям понять уровень усвоения материала на данном уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo.rar301.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 4 класс | Варанкина Елена Валерьвна

Урок русского языка в 4 классе. Учитель Варанкина Елена Валерьвна.

Тип урока: урок организации усвоения ФГОС

Тема: I и II спряжения глаголов.

Задачи урока:

  1. помочь учащимся «открыть» наличие у глаголов двух спряжений и запомнить окончания каждого,
  2. учить анализировать данную и полученную информацию и кодировать её с помощью кластера,
  3. развивать сотрудничество с одноклассниками в условиях парной работы.

План урока.

Целеполагание               

Сегодня на уроке мы узнаем на какие ещё группы можно разделить все глаголы. Будьте внимательны, в конце урока вам нужно будет ответить на вопросы небольшого теста по новому материалу, но если вы его выполните успешно, то вам не будет домашнего задания. Итак, начинаем!

  1. Актуализация.

-Прочитайте слова с доски, какое из предложенных слов вы считаете лишним?

(На доске записаны слова: иду, молчит, проход, читает, учил, стоишь, ходят)

Дети находят и выделяют лишнее слово «проход», т.к. это существительное. Учитель стирает это слово.

-Что общего у всех остальных слов?

-Какое слово сейчас будет лишним?

(лишнее  - слово «учил», т.к. это глагол прошедшего времени)

-Что общего у оставшихся слов? (глаголы настоящего времени)

-Формы каких времён есть у глаголов? (прошедшего, настоящего и будущего)

-Какое слово сейчас будет лишним? (глагол ходят – мн.ч.)

-Какие морфологические признаки есть у глаголов? (лицо, число, время)

-Как изменяются глаголы? А как называется изменение глаголов по лицам и числам? (спряжение)

- Сегодня мы узнаем ещё об одном морфологическом признаке глаголов, но сначала заполните кластер по теме «Глагол».

(Дети могут в парах, могут индивидуально заполнить кластер) Приложение1.

  1. Изучение нового материала.

-Чтобы закончить заполнение кластера нам надо познакомиться с ещё одним морфологическим признаком. Я предлагаю глаголы, которые остались на доске проспрягать и понаблюдать за окончаниями. Заполните карточки, что лежат перед вами. Приложение 2.

Дети в парах работают по спряжению глаголов. На доску выписываются окончания.

-Проанализируйте окончания наших глаголов. На сколько групп можно их разделить? (2)

-Какие окончания у глаголов в 1 группе? (у,ю ,ёшь,  ешь, ет, ем, ете, ут, ют)

-Какие окончания у 2 группы? (у,ю, ишь,ит,им,ите,ат,ят)

-Что одинаково в окончаниях, кроме 1 и 3 лица? (буква Е в окончаниях)

-Что одинаково во 2 группе, кроме 1 и 3 лица? (буква И в окончаниях)

-Ту группу, в которой в окончаниях есть буква Е, а в 3 лице мн.числа окончания УТ или ЮТ – будем называть 1 спряжение. Другую группу – 2 спряжение. В русском языке принято спряжения глаголов указывать римскими цифрами.

-Для лучшего запоминания я подготовила для вас подсказку: Приложение 3

I

II

ЕдУТ

И   спЯТ

3. Первичное закрепление.

-Распределите слова в два столбика.  Приложение 4.

(дети работают в парах в тетрадях, на доске двое учеников – один выбирает 1 спр., другой  - 2 спр. )

Образец выполненного задания:

I спряжение

II спряжение

Обедаем

Хотят

Играют

Едим

Гуляете

кричит

Ругаешь

дарите

При проверке задания повторяются отличительные признаки окончаний глаголов каждого спряжения.

4.Применение знаний в новой ситуации. Презентация

-Определите спряжения у глаголов данной загадки:

Сам не едет, не идёт,

Не поддержишь – упадёт.

Если ноги пустишь в ход,

Он помчит тебя вперёд.

(Дети самостоятельно индивидуально выполняют задание)

-Проверка выполнения задания с повторением особенностей окончаний по подсказке.

5.Тест достижений. Презентация

- Сейчас вам необходимо выполнить тест по усвоенному материалу. Если вы выполните все задания верно на «5», то пойдёте без домашнего задания. Желаю успеха. Приложение 5.

1) В каком спряжении глаголы имеют в окончаниях букву «Е», а в 3 лице окончания –УТ (ЮТ)?

В I спряжении                                                     ВоII спряжении

2) Подчеркни глаголы Iспряжения:   даришь, прыгают, покажешь.

3) В каком спряжении глаголы имеют в окончаниях букву «И», а в 3 лице окончания –АТ (ЯТ)?

В I спряжении                                                     Во II спряжении

4) Подчеркни глаголы II спряжения: звучат, мерзнешь, готовите.

5) Какие окончания у глаголов множественного числа II спряжения:

а) –им, - ите, -ят  б) -у, - ешь, - ет     в) –ем, -ете, - ут.

6) В словосочетании тянешь верёвку глагол употреблён в форме:

а) 3 лица, ед.ч., Iспр;     б) 2 лица, ед.ч., Iспр.;        в) 2 лица, ед.ч., IIспр.

7) В каком предложении употреблён глагол I спряжения?

а) На морозе щёки горят. б) Плачут по крышам сосульки.

 в) Тихо журчит ручей.

8) Подчеркни глагол в форме 3 лица, ед.ч. II спряжения:

кричишь, стоит, несёт

9) Подчеркни глагол в форме 3 лица мн.ч. I спряжения:

думаете, висят, купают.

10) В каком лице, числе и спряжении у глагола будет окончание – ишь?

а) во 2 лице, ед.ч., IIспр.;                                      б) в 3 лице, ед.ч., I спряжения

в) во 2 лице, ед. ч., I спряжения

6. Проверка заданий теста достижений. (взаимопроверка по презентации). Обратно получают дети свой тест и анализируют ошибки. Отвечаю на вопросы детей по тесту.

7. Рефлексия и дача домашнего задания:

- Встаньте те, кто выполнил тест без ошибок. Вы сегодня замечательно поработали и не получаете домашнего задания. Хотя у меня есть одно интересное задание, пока работаю в школе его сделал только один ученик, если хотите получать такое задание, то я могу его предложить.                Приложение 6.

- Кто сделал ошибки в заданиях № 1,2,3,4,5? Вам нужно поупражняться ещё в определении спряжений, поэтому выполните задание из рабочей тетради стр 50, № 114.

- Кто допустил ошибки в заданиях с 6 по 10. Вам нужно поупражняться в определении и спряжений и лица глаголов. Вам задание с карточки. Приложение 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка в 4 классе "Спряжение глаголов"

урок русского языка в 4 классе "Спряжение глаголов" по программе "Начальная школа 21 века"...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе «Спряжение глагола» УМК «Начальная школа 21 века».

Материал содержит презентацию к уроку русского языка в 4 классе «Спряжение глагола» УМК «Начальная школа 21 века»....

Урок русского языка в 3 классе "Спряжение глагола"

Урок русского языка в 3 классе "Спряжение глагола"...

Конспект урока русского языка "I и II спряжение глаголов" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: знакомство учащихся с I и II спряжением глаголов; формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.Планируемые результаты:Предметные:Знать: алгоритм ...

Методическая разработка урока русского языка для 4 класса Спряжение глагола

Урок русского языка для 4 класса развивает орфографическую зоркость учащихся, помогает анализировать полученную информацию, делать выводы и обобщать новые знания.карточки для индивидуальной работы поз...

Урок русского языка " I и II спряжение глаголов" 4-й класс

Урок русского языка " I и II спряжение глаголов" 4-й класс...

Конспект урока русского языка «I и II спряжение глаголов будущего времени» (4 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с I и II спряжением глаголов будущего времени и их окончаниями; формирования умения правильно писать личные окончания глаголов I и...