Урок русского языка в 4 классе Тема: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

 

 Цель:

образовательные:

Ø  формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;

Ø  отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов

 

развивающие:

Ø  учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста;

Ø  способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух

 

воспитательные:

Ø  содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_avtosokhranennyy.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок русского языка в 4 классе

Тема: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное»  

                                                                Подготовила и провела учитель МКОУ СОШ №7                      п. Талинка

 Шимон Светлана  Владимировна    

 Цель:

образовательные:

  • формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;
  • отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов

развивающие:

  • учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста;
  • способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух

воспитательные:

  • содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.

Ход.

1 Орг. момент.

Ребята, давайте начнем наш урок с установки, которую каждый даст для себя.

Прочитайте «про себя» эти слова:  (Слайд 2)

Я буду внимательным.

Буду думать.

Буду  размышлять.

Буду догадлив, старателен.

2 Актуализация знаний.

Среди букв спряталось слово, вы найдете его, если исключите глухие согласные буквы. (Слайд 3)

П

Х

Г

Л

С

Ш

А

Г

К

О

Л

У нас получилось слово глагол.

Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе.

 Расскажите, что вы знаете о глаголе по плану. (Слайд 4)

           Глагол – это  (самостоятельная часть речи).

 Отвечает на вопросы (что делать? что сделать?)

 Обозначает (действие предмета).

             Глаголы бывают (1 и 2 )спряжения.

Спряжение глаголов – это изменение (по лицам и числам в настоящем и будущем времени).

 Спряжение – это (постоянный признак) глагола.

Вспомните  личные окончания глаголов.

1 вариант вставит пропущенные гласные в личных окончаниях глаголов 1 спряжения, 2 вариант –  в глаголах 2 спряжения.

(работа по карточкам)

Карточка 1

                     Iспряжение
        ед.ч.                мн.ч.                
1 –е л.  -у (-ю)                          - …м (-…м)

2 – е л. – …шь (…шь)             - …те (-…те)

3 – е л. – …т (-…т)                   - …т (- …т)

                                                                                       

                       

Карточка 2

                     IIспряжение
        ед.ч.                     мн.ч              .                          
1 –е л.  -у (-ю)                          - …м

2 – е л. – …шь                         - …те

3 – е л. – …т                            - …т (- …т)

                                                                                       

                       

Проведем взаимопроверку по ключу. (Слайд 5)

Верните друг другу карточки.

Кто выполнил работу без ошибок?

Какой совет вы дадите ребятам, допустившим ошибки?

Запишите глаголы в 2 столбика по спряжениям, подчеркните орфограммы.

                                                                                                                           (Слайд 6)

Говорит, бежит, пьёт, шьёт, сидит

Какие глаголы относятся к первому спряжению?

Прочитайте глаголы второго спряжения.

Какая орфограмма объединяет глаголы первого спряжения, глаголы второго спряжения?

Ребята, а что вам помогло определить спряжение глаголов?

Какие окончания в записанных вами глаголах?

3 Постановка проблемы.

А сейчас, ребята, я хочу предложить вам заглянуть на минутку на урок русского языка в один 4 класс. (Слайд 7).

Ребята изучили спряжение глаголов и писали диктант.  Саша написал:  «Ярко светит солнце», а Маша написала: «Ярко светет солнце»

В написании какого слова у ребят возникли разногласия?

Какого спряжения глагол в предложении Саши. Почему?

А в предложении Маши?

А может ли один и тот же глагол быть и первого и второго спряжения?

Значит кто – то из ребят допустил ошибку.

Попробуем разобраться в этом.

Но сначала скажите, почему возникла ошибка?

 

4 Определение темы и задач урока.

Умеем ли мы определять спряжение глагола по безударному окончанию?

Какой возникает вопрос?  (Как определить спряжение глагола, если окончание безударное?)   (Слайд 8)

Это и есть тема нашего урока.

Какие задачи для себя вы бы определили на урок?

5 Открытие нового знания.

Вы верно определили тему и задачи урока. Готовы ли вы открыть новое знание?

 Я вижу, что вы все готовы к дальнейшей работе.

Работаем в парах.

 Выполним упр. 254 на стр. 71 учебника.  (Слайд 9)

 Прочитайте задание, обсудите, что надо сделать.

Понятно ли вам задание? Начинайте работу.

 Задание: Поставьте данные глаголы в неопределенную форму и запишите их в столбик. Выделите суффиксы неопределенной формы.

 Благодарят –

 Владеет –

 Летаете –

 Колете –

 Учащиеся работают в парах, затем проводим обсуждение работы.

Какого спряжения глагол благодарят?  

Как вы определили?

Какой глагольный суффикс записали в глаголе неопределенной формы перед суффиксом – ть?

  Аналогично работаем с другими глаголами.

 Посмотрите внимательно на записанные глаголы. Обсудите в парах, какие глагольные суффиксы в неопределенной форме указывают на 1,2 спряжение. Попробуйте сформулировать правило.

 Дети обсуждают работу.

 К какому выводу вы пришли?

  Проверьте свое предположение по учебнику на стр. 72.

 Дети знакомятся с правилом, приходим к выводу, что предположения верны.

                                                                                           Физминутка.

6 Закрепление материала.

Отдохнули?

Готовы ли вы применить полученные знания на практике?

Тогда приступим к работе.

Прочитайте и закончите предложения. (Слайд 10)

1 Ставлю ударение и определяю, какое окончание (ударное или безударное)

2 Если ударное – пишу (как слышу).

А теперь поработайте в группах и составьте алгоритм работы над глаголами с безударными личными окончаниями.

Дети получают листы, на которых должны составить алгоритм.

Поможет вам в составлении алгоритма упражнение 256.

Прочитайте, как мы должны пошагово действовать и впишите текст в фигуры.

Проводим проверку алгоритма. (Слайд 11)

Определяем, окончание ударное, если нет, ставим в неопределенную форму. Оканчивается на – ить, значит второе спряжение.

Если нет – первое спряжение.

  Алгоритм работы мы с вами составили.

Опираясь на алгоритм выполним упражнение 257.

Часть упражнения выполняем с комментированием.

Груст…м в разлуке, ребята спор..т, брат боле..т, давно друж..м, он приход…т поздно, книга леж..т в портфеле.

Вторую часть задания ребята выполняют самостоятельно.

Забот…мся о родителях, слуша…те музыку, встрет..м его у школы, они люб…т читать.

Проводим проверку с объяснением.

Давайте вернемся к глаголу светить.

Можете ли вы определить, кто написал правильно безударное личное окончание в глаголе?

Какую орфограмму не усвоила Маша?

Ребята, как вы думаете, для чего надо уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием?

Можно ли сказать, что правописание глаголов с безударным личным окончанием – это орфограмма?

За 4 года обучения в школе мы с вами изучили много орфограмм, которыми пользуемся при письме.

Каждый раз мы открываем что – то новое для себя.

Прочитайте текст упражнения 259 из «Энциклопедического словаря юного филолога».

К какой группе славянских языков относится русский язык?

Какое задание нужно выполнить?

Выпишите глаголы самостоятельно, вставьте пропущенные окончания, определите спряжение.

При работе пользуйтесь алгоритмом.

Проводим взаимопроверку.

7 Итог урока.

Ребята, какую задачу мы сегодня ставили перед собой на уроке?

Как нужно действовать, чтобы определить какую гласную надо писать в безударном личном окончании глагола?

Закончить урок я хочу пословицей: Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Объясните смысл пословицы.

Как она связана с нашим уроком?

Запишите пословицу, определите спряжение глагола.

Дети записывают пословицу.

Какое окончание вы записали в глаголе вытащишь? Почему?

Оцените себя, достаточно ли вы хорошо усвоили это правило?

8 Д/з

Выучить правило на стр. 72, упр. 258.

Ласточка день начинает, а соловей ______________ (кончает).

Мир строит, а война_______________ (разрушает).

Дождик вымочит, а солнышко_____________ (высушит).

По одёжке встречают, а по уму _______________ (провожают).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе Тема: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное»

Цель: образовательные:Ø  формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;Ø  отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных ...

Урок русского языка для 4 класса по теме "Как определить спряжение глагола, если окончание безударное"

В данном материале представлен конспект и презентация к уроку русского языка в 4 классе. Урок разработан по УМК «Школа 2100».Тема урока: Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.Тип...

Конспект урока по русскому языку (4 класс). Тема: Способы определения спряжения глагола. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: развитие умений в определении спряжения глаголов по не­определённой форме; правильной постановки вопроса к глаголам; напи­сание безударных личных окончаний глаголов....