Урок русского языка в 4 классе Тема: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Цель:
образовательные:
Ø формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;
Ø отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов
развивающие:
Ø учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста;
Ø способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух
воспитательные:
Ø содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse_avtosokhranennyy.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Тема: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное»
Подготовила и провела учитель МКОУ СОШ №7 п. Талинка
Шимон Светлана Владимировна
Цель:
образовательные:
- формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;
- отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов
развивающие:
- учить обучающихся приемам осмысленного чтения информационного текста;
- способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух
воспитательные:
- содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах, группах.
Ход.
1 Орг. момент.
Ребята, давайте начнем наш урок с установки, которую каждый даст для себя.
Прочитайте «про себя» эти слова: (Слайд 2)
Я буду внимательным.
Буду думать.
Буду размышлять.
Буду догадлив, старателен.
2 Актуализация знаний.
Среди букв спряталось слово, вы найдете его, если исключите глухие согласные буквы. (Слайд 3)
П | Х | Г | Л | С | Ш | А | Г | К | О | Л |
У нас получилось слово глагол.
Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе.
Расскажите, что вы знаете о глаголе по плану. (Слайд 4)
Глагол – это (самостоятельная часть речи).
Отвечает на вопросы (что делать? что сделать?)
Обозначает (действие предмета).
Глаголы бывают (1 и 2 )спряжения.
Спряжение глаголов – это изменение (по лицам и числам в настоящем и будущем времени).
Спряжение – это (постоянный признак) глагола.
Вспомните личные окончания глаголов.
1 вариант вставит пропущенные гласные в личных окончаниях глаголов 1 спряжения, 2 вариант – в глаголах 2 спряжения.
(работа по карточкам)
Карточка 1
Iспряжение 2 – е л. – …шь (…шь) - …те (-…те) 3 – е л. – …т (-…т) - …т (- …т) |
Карточка 2
IIспряжение 2 – е л. – …шь - …те 3 – е л. – …т - …т (- …т) |
Проведем взаимопроверку по ключу. (Слайд 5)
Верните друг другу карточки.
Кто выполнил работу без ошибок?
Какой совет вы дадите ребятам, допустившим ошибки?
Запишите глаголы в 2 столбика по спряжениям, подчеркните орфограммы.
(Слайд 6)
Говорит, бежит, пьёт, шьёт, сидит
Какие глаголы относятся к первому спряжению?
Прочитайте глаголы второго спряжения.
Какая орфограмма объединяет глаголы первого спряжения, глаголы второго спряжения?
Ребята, а что вам помогло определить спряжение глаголов?
Какие окончания в записанных вами глаголах?
3 Постановка проблемы.
А сейчас, ребята, я хочу предложить вам заглянуть на минутку на урок русского языка в один 4 класс. (Слайд 7).
Ребята изучили спряжение глаголов и писали диктант. Саша написал: «Ярко светит солнце», а Маша написала: «Ярко светет солнце»
В написании какого слова у ребят возникли разногласия?
Какого спряжения глагол в предложении Саши. Почему?
А в предложении Маши?
А может ли один и тот же глагол быть и первого и второго спряжения?
Значит кто – то из ребят допустил ошибку.
Попробуем разобраться в этом.
Но сначала скажите, почему возникла ошибка?
4 Определение темы и задач урока.
Умеем ли мы определять спряжение глагола по безударному окончанию?
Какой возникает вопрос? (Как определить спряжение глагола, если окончание безударное?) (Слайд 8)
Это и есть тема нашего урока.
Какие задачи для себя вы бы определили на урок?
5 Открытие нового знания.
Вы верно определили тему и задачи урока. Готовы ли вы открыть новое знание?
Я вижу, что вы все готовы к дальнейшей работе.
Работаем в парах.
Выполним упр. 254 на стр. 71 учебника. (Слайд 9)
Прочитайте задание, обсудите, что надо сделать.
Понятно ли вам задание? Начинайте работу.
Задание: Поставьте данные глаголы в неопределенную форму и запишите их в столбик. Выделите суффиксы неопределенной формы.
Благодарят –
Владеет –
Летаете –
Колете –
Учащиеся работают в парах, затем проводим обсуждение работы.
Какого спряжения глагол благодарят?
Как вы определили?
Какой глагольный суффикс записали в глаголе неопределенной формы перед суффиксом – ть?
Аналогично работаем с другими глаголами.
Посмотрите внимательно на записанные глаголы. Обсудите в парах, какие глагольные суффиксы в неопределенной форме указывают на 1,2 спряжение. Попробуйте сформулировать правило.
Дети обсуждают работу.
К какому выводу вы пришли?
Проверьте свое предположение по учебнику на стр. 72.
Дети знакомятся с правилом, приходим к выводу, что предположения верны.
Физминутка.
6 Закрепление материала.
Отдохнули?
Готовы ли вы применить полученные знания на практике?
Тогда приступим к работе.
Прочитайте и закончите предложения. (Слайд 10)
1 Ставлю ударение и определяю, какое окончание (ударное или безударное)
2 Если ударное – пишу (как слышу).
А теперь поработайте в группах и составьте алгоритм работы над глаголами с безударными личными окончаниями.
Дети получают листы, на которых должны составить алгоритм.
Поможет вам в составлении алгоритма упражнение 256.
Прочитайте, как мы должны пошагово действовать и впишите текст в фигуры.
Проводим проверку алгоритма. (Слайд 11)
Определяем, окончание ударное, если нет, ставим в неопределенную форму. Оканчивается на – ить, значит второе спряжение.
Если нет – первое спряжение.
Алгоритм работы мы с вами составили.
Опираясь на алгоритм выполним упражнение 257.
Часть упражнения выполняем с комментированием.
Груст…м в разлуке, ребята спор..т, брат боле..т, давно друж..м, он приход…т поздно, книга леж..т в портфеле.
Вторую часть задания ребята выполняют самостоятельно.
Забот…мся о родителях, слуша…те музыку, встрет..м его у школы, они люб…т читать.
Проводим проверку с объяснением.
Давайте вернемся к глаголу светить.
Можете ли вы определить, кто написал правильно безударное личное окончание в глаголе?
Какую орфограмму не усвоила Маша?
Ребята, как вы думаете, для чего надо уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием?
Можно ли сказать, что правописание глаголов с безударным личным окончанием – это орфограмма?
За 4 года обучения в школе мы с вами изучили много орфограмм, которыми пользуемся при письме.
Каждый раз мы открываем что – то новое для себя.
Прочитайте текст упражнения 259 из «Энциклопедического словаря юного филолога».
К какой группе славянских языков относится русский язык?
Какое задание нужно выполнить?
Выпишите глаголы самостоятельно, вставьте пропущенные окончания, определите спряжение.
При работе пользуйтесь алгоритмом.
Проводим взаимопроверку.
7 Итог урока.
Ребята, какую задачу мы сегодня ставили перед собой на уроке?
Как нужно действовать, чтобы определить какую гласную надо писать в безударном личном окончании глагола?
Закончить урок я хочу пословицей: Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Объясните смысл пословицы.
Как она связана с нашим уроком?
Запишите пословицу, определите спряжение глагола.
Дети записывают пословицу.
Какое окончание вы записали в глаголе вытащишь? Почему?
Оцените себя, достаточно ли вы хорошо усвоили это правило?
8 Д/з
Выучить правило на стр. 72, упр. 258.
Ласточка день начинает, а соловей ______________ (кончает).
Мир строит, а война_______________ (разрушает).
Дождик вымочит, а солнышко_____________ (высушит).
По одёжке встречают, а по уму _______________ (провожают).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 4 класс Тема «Понятие о спряжении глагола."
Этот урок построен на основе ФГОС....
Урок русского языка в 4 классе Тема: «Как определить спряжение глагола, если окончание безударное»
Цель: образовательные:Ø формировать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы;Ø отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных ...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Как определить спряжение глагола, если окончание безударное"
Презентация к уроку русского языка по ОС "Школа 2100"...
Урок русского языка для 4 класса по теме "Как определить спряжение глагола, если окончание безударное"
В данном материале представлен конспект и презентация к уроку русского языка в 4 классе. Урок разработан по УМК «Школа 2100».Тема урока: Как определить спряжение глагола, если окончание безударное.Тип...
Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Как определить спряжение глагола, если окончание ударное».
Цель: развитие умения определять спряжение глагола по ударному окончанию....
Конспект урока по русскому языку (4 класс). Тема: Способы определения спряжения глагола. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: развитие умений в определении спряжения глаголов по неопределённой форме; правильной постановки вопроса к глаголам; написание безударных личных окончаний глаголов....
Конспект урока русского языка , 4 класс. 1 и 2 спряжение глаголов
открытие нового знания...