Рабочая программа учебного курса "Русский язык" (4 класс)
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программы учебного курса "Русский язык" (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_klass.doc | 434.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Рузаевского муниципального района РМ
Рассмотрена и одобрена Согласовано Утверждена
на заседании МО с зам. директора директором
Председатель МО по УВР МБОУ «СОШ № 7»
_______∕Г.А.Мадяева ______/ Е.А. Пилюгина _______/ И.В. Строкова
Протокол №______ «____»________20___г. Приказ № ____________
от «__»_______20___г, от «____» ______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса "Русский язык"
(4Б класс)
по учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В. «Русский язык».
Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений.- М: Баласс, 2013г.
Образовательная система «Школа 2100».
Составитель;
О.Н. Фомина,
учитель первой
квалификационной категории
Рузаевка, 2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе авторской программы «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, Баласс, УМК «Школа 2100», 2011г.
Описание места в учебном плане школы
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 4-го класса МБОУ «СОШ № 7» г. Рузаевки. По учебному плану начального общего образования на 2014-2015 учебный год в 4 классе отведено 5 часов в неделю, что составляет 170 часов в год.
Цели изучения учебного предмета
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
- формирование у детей чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.
Разделы «Предложение» и «Текст»
В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).
Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.
Раздел «Слово»
В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.
В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:
- мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
- безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
- безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов
В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).
Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для разви- тия орфографических умений.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 4-м классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии».
Основные направления работы по развитию речи.
- Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
- Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
- Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
- Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
- производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | |||
Всего | Контрольные работы | Самостоятель ные | Работы по развитию речи | ||
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык» | 2 | 1 | ||
2 | Повторение | 15 | 1 | 2 | |
3 | Предложение. Текст | 35 | 3 | 2 | 8 |
Слово. Части речи и члены предложения | |||||
4 | Имя существительное | 45 | 2 | 3 | 9 |
5 | Имя прилагательное | 20 | 1 | 1 | 4 |
6 | Глагол | 36 | 3 | 1 | 5 |
7 | Повторение | 17 | 2 | ||
Всего: | 170 | 13 | 7 | 28 |
Содержание учебного предмета «Русский язык»
4-й класс
170 ч (5 часов в неделю)
Повторение (15 ч)
Предложение. Текст (35ч)
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово
1. Части речи и члены предложения.
Имя существительное (45ч)
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное.(20 ч)
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол (36 ч)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся−-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о−-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Повторение (17 ч)
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
Календарно-тематический план
№ п∕п | Наименование разделов и тем | Характеристика деятельности учащихся | Количество часов | Дата проведения занятия | |
Плани- руемая | Факти-ческая | ||||
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык» | Использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения. | 1 | ||
2 | Контрольное списывание | 1 | |||
Повторение | Проводить фонетический разбор слова. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. | 15 | |||
3 | Повторение фонетики и графики | 1 | |||
4 | Повторение фонетики. Слог и ударение | 1 | |||
5 | Что такое графика | 1 | |||
6 | Фонетический разбор слова | 1 | |||
7 | Повторение орфографии | 1 | |||
8 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения | 1 | |||
9 | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания | 1 | |||
10 | Повторение состава слова | 1 | |||
11 | Повторение изученного о частях речи | 1 | |||
12 | Повторение изученного по синтаксису | 1 | |||
13, 14 | Р∕р Обучающее изложение «Золотой рубль» | 2 | |||
15 | Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение» | 1 | |||
16 | Контрольный диктант № 1 | 1 | |||
17 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | |||
Предложение. Текст | 35 | ||||
Простое предложение. Предложение с однородными членами | 13 | ||||
18 | Как отличить простое предложение от сложного | Различать простые и сложные предложения на слух в письменном тексте. Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком. Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»)
| 1 | ||
19 | Предложение с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и | 1 | |||
20 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но | 1 | |||
21, 22 | Р∕р Обучающее изложение «Что я люблю» | 2 | |||
23 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 1 | |||
24, 25 | Р∕р Обучающее сочинение «Что я люблю» | 2 | |||
26 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 1 | |||
27 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 1 | 1 | |||
28 | Развитие пунктуационных умений | 1 | |||
29 | Контрольный диктант № 2 | 1 | |||
30 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения | 1 | |||
Сложные предложения с союзами и, а, но | 11 | ||||
31 | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью | Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. | 1 | ||
32, 33 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но | 2 | |||
34 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но | Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а. но и без союзов). Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями. Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»). Выделять на слух в тексте предложения с прямой речью. Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления. Продуцировать текст с использованием предложений с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»). Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью ( после предварительной подготовки). Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план ( в группах, парах). Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием. | 1 | ||
35 | Р∕р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант | 1 | |||
36 | Знаки препинания в сложном предложении | 1 | |||
37 | Р∕р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» | 1 | |||
38 | Упражнение на повторение. Проверочная работа № 2 | 1 | |||
39 | Подготовка к диктанту | 1 | |||
40 | Контрольный диктант № 3 | 1 | |||
41 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) Редактирование сочинения. Контрольный словарный диктант | 1 | |||
Предложения с прямой речью | 11 | ||||
42 | Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью | 1 | |||
43 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора | 1 | |||
44 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора | 1 | |||
45 | Р∕р Сочинение «Что сказала бы мама» Использование в тексте предложений с прямой речью | 1 | |||
46 | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью | 1 | |||
47 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью | 1 | |||
48, 49 | Р∕р Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух» | 2 | |||
50 | Развитие пунктуационных умений | 1 | |||
51 | Контрольный диктант № 4 | 1 | |||
52 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | |||
Слово. Части речи и члены предложения | |||||
Имя существительное | 45 | ||||
Что мы уже знаем об имени существительном? | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму. Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж. Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять само- контроль. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог. Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. | 5 | |||
53, 54 | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных | 2 | |||
55 | Роль имён существительных в предложении, в речи. | 1 | |||
56 | Р∕р Сочинение-миниатюра «Вид из окна» | 1 | |||
57 | Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, амонимы | 1 | |||
Изменение имён существительных по падежам | 12 | ||||
58 | Наблюдение за словоизменением имён существительных | 1 | |||
59 | Развитие умения изменять имёна существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы | 1 | |||
60, 61, 62 | Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе | Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения). Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор). Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков. | 3 | ||
63 | Именительный и винительный падежи | 1 | |||
64 | Родительный падеж | 1 | |||
65 | Дательный падеж | 1 | |||
66 | Творительный падеж | 1 | |||
67 | Предложный падеж | 1 | |||
68 | Обобщение знаний о падежах. Р∕р Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам» | 1 | |||
69 | Упражнение на повторение. Проверочная работа № 3 | 1 | |||
Три склонения имён существительных | 7 | ||||
70 | Что такое склонение? Три склонения имён существительных | 1 | |||
71, 72 | Развитие умения определять склонение имён существительных | 2 | |||
73, 74 | Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного | 2 | |||
75 | Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления | 1 | |||
76 | Р∕р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь». Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами | 1 | |||
Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных | 8 | ||||
77 | Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода | 1 | |||
78 - 80 | Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать выбор написания | 3 | |||
81 | Упражнение на повторение. Проверочная работа № 4 | 1 | |||
82 | Подготовка к диктанту | 1 | |||
83 | Контрольный диктант № 5 | 1 | |||
84 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | |||
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных | 13 | ||||
85 | Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных | 1 | |||
86 | Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму | 1 | |||
87, 88 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Контрольный словарный диктант | 2 | |||
89- 90 | Р∕р Обучающее изложение «Первая газета» | 2 | |||
91 | Развитие орфографических умений | 1 | |||
92 | Р∕р Сочинение-описание «Прогулка» | 1 | |||
93 | Развитие орфографических умений | 1 | |||
94 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 5 | 1 | |||
95 | Подготовка к диктанту | 1 | |||
96 | Контрольный диктант № 6 | 1 | |||
97 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование текстов творческих работ | 1 | |||
Имя прилагательное | 20 | ||||
Что мы уже знаем об имени прилагательном | 5 | ||||
98, 99 | Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи | Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания. Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму. Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание). Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил.+сущ. | 2 | ||
100 | Роль прилагательных-антонимов в речи | 1 | |||
101, 102 | Морфологический разбор имени прилагательного | 2 | |||
Словоизменение имён прилагательных | 4 | ||||
103, 104 | Изменение имён прилагательных по падежам | 2 | |||
105, 106 | Словосочетания сущ.+прил. Главное и зависимое слово в словосочетании | 2 | |||
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных | 11 | ||||
107 | Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных | 1 | |||
108 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Р∕р Свободный диктант | 1 | |||
109 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания | 1 | |||
110,111 | Р∕р Обучающее изложение «Первое путешествие» | 2 | |||
112 | Развитие орфографических умений | 1 | |||
113 | Р∕р Сочинение-описание «Моя любимая игрушка» | 1 | |||
114 | Упражнение на повторение. Проверочная работа № 6 | 1 | |||
115 | Подготовка к диктанту | 1 | |||
116 | Контрольный диктант № 7 | 1 | |||
117 | «Пишу правильно» ( работа над ошибками). Редактирование творческих работ | 1 | |||
Глагол | 36 | ||||
Что мы уже знаем о глаголе | 4 | ||||
118 | Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не | Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить самоанализ и взаимоанализ выполнения заданий. | 1 | ||
119, 120 | Значение и грамматические признаки глагола | 2 | |||
121 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе | 1 | |||
Словоизменение глаголов | 2 | ||||
122 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения | 1 | |||
123 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное | 1 | |||
Правописание безударных личных окончаний глаголов | 17 | ||||
124 | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное | 1 | |||
125 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму | 1 | |||
126 | Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола | Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор). | 1 | ||
127, 128 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | 2 | |||
129 | Р∕р Сочинение по картинкам | 1 | |||
130 | Разбор глагола как части речи | 1 | |||
131 | Контрольный диктант № 8 | 1 | |||
132 | «Пишу правильно» ( работа над ошибками). Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и -ться | 1 | |||
133 | Знакомство с орфограммой «Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом | 1 | |||
134, 135 | Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Контрольное списывание | 2 | |||
136, 137 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | 2 | |||
138, 139 | Р∕р Обучающее изложение «Первые школы» | 2 | |||
140 | Работа над ошибками в изложении | 1 | |||
Разбор глагола по составу | 13 | ||||
141 | Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом | 1 | |||
142, 143 | Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов | 2 | |||
144 | Р ∕р Обучающее сочинение. Использование в тексте глаголов с изученными орфограммами в форме настоящего времени | 1 | |||
145 | Развитие умений писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении | 1 | |||
146 | Обучающее сочинение «День моей мамы» | 1 | |||
147 | Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении. Редактирование текста | 1 | |||
148 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7 | 1 | |||
149, 150 | Развитие орфографических умений. Контрольный словарный диктант | 2 | |||
151 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», подготовка к диктанту | 1 | |||
152 | Контрольный диктант № 9 | 1 | |||
153 | «Пишу правильно» ( работа над ошибками) | 1 | |||
Повторение | 17 | ||||
154, 155 | Повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение» | Систематизировать и обобщить изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу. Проводить в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в виде связного высказывания. | 2 | ||
156, 157 | Повторение материала, изученного в разделах «Предложение», «Текст» | 2 | |||
158 | Контрольное изложение «Странный дуэт» | 1 | |||
159, 160 | Комплексное повторение изученного материала. Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово» | 2 | |||
161 | Подготовка к диктанту | 1 | |||
162 | Итоговый контрольный диктант | 1 | |||
163 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 1 | |||
164 | Повторение. Части речи | 1 | |||
165, 166 | Повторение. Имя существительное | 2 | |||
167 | Повторение. Имя прилагательное | 1 | |||
168, 169 | Повторение. Глагол | 2 | |||
170 | Итоговый урок | 1 |
Контрольно – измерительные материалы
Тетрадь на печатной основе «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»
4 класс (1 вариант,2 вариант), Е.В. Бунеева, М, Баласс, 2013 г., (Образовательная система «Школа 2100»)
Название работы | На каком уроке проводится | Страницы тетради |
Контрольное списывание | Урок 2 | 2 -3 |
Контрольный диктант № 1 | Урок 16 | 1 |
Проверочная работа № 1 | Урок 27 | 4 - 5 |
Контрольный диктант № 2 | Урок 29 | 6 - 7 |
Проверочная работа № 2 | Урок 38 | 8 - 9 |
Контрольный диктант № 3 | Урок 40 | 10 -11 |
Контрольный диктант № 4 | Урок 51 | 12 - 13 |
Проверочная работа № 3 | Урок 69 | 14 - 15 |
Проверочная работа № 4 | Урок 81 | 16 - 17 |
Контрольный диктант № 5 | Урок 83 | 18 - 19 |
Проверочная работа № 5 | Урок 94 | 20 - 21 |
Контрольный диктант № 6 | Урок 96 | 22 - 23 |
Проверочная работа № 6 | Урок 114 | 24 - 25 |
Контрольный диктант № 7 | Урок 116 | 26 -27 |
Контрольный диктант № 8 | Урок 131 | 28 -29 |
Контрольное списывание | Урок 135 | 30 - 31 |
Проверочная работа № 7 | Урок 148 | 32 - 34 |
Контрольный диктант № 9 | Урок 152 | 35 - 37 |
Контрольное изложение | Урок 158 | 44 - 45 |
Итоговый контрольный диктант | Урок 162 | 43 |
Критерии оценивания работ учеников
Проверочные работы предлагаются с моделью контроля и оценивания, разработанной в Образовательной системе «Школа 2100».
Проверочная работа состоит из заданий трёх уровней: базовый, программный, максимальный.
Цель работы – проверить базовые знания по теме (задание 1) и умения использовать этот материал для решения различных задач (остальные задания). Отметки ставятся и за знание теоретического материала, и за учебно-языковые, правописные и речевые умения. Поскольку каждое задание позволяет ученикам продемонстрировать определённое умение, то и оценивать выполнение этих заданий предлагается отдельно.
Если задание необходимого уровня выполнено без ошибок – это отметка «5». Если ученик выполнил одно задание на нескольких уровнях, отметкой за это задание будет более высокий балл.
Тексты контрольного изложения и контрольных диктантов включены в методическое пособие учителя.
Материально-техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Библиотечный фонд | ||
Авторская программа «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, Баласс, УМК «Школа 2100», 2011г. Методические рекомендации «Русский язык» 4 класс Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева М.,Баласс, 2011 г. Учебник «Русский язык» 4 класс в 2-х ч, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина М..Баласс, 2013 г. Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» 4 класс Л.Ю.Комиссарова М., Баласс, 2013 г. Тетрадь «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) 4 класс; Е.В.Бунеева М., Баласс, 2013 г. | Д Д К К К | Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ. |
Печатные пособия | ||
Таблицы к основным разделам грамматического материала Наборы сюжетных предметных картинок Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари. Репродукции картин | Д Д Д Д | Кабинет русского языка и литературы |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Электронный образовательный комплекс на DVD –диск. Русский язык 1-4 классы. | Д | |
Технические средства обучения | ||
Классная доска Магнитная доска. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор | Д Д Д Д | Кабинет информатики Кабинет информатики |
Игры и игрушки | ||
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов. Настольные развивающие игры . | Ф |
Список литературы
1.Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2009.- 23с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022138-2.
2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.- 151с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–019148-7.
3.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний [Текст]. В 2 ч. Ч. 1./[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.- 215с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09- 021056- 0.
4.Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ [Л.А.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–023809-0.
5.Примерные программы начального общего образования [Текст]. В 2 ч. Ч. 2.- М.: Просвещение, 2008.- 232с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–020462 -0.
6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–022995-1.7.
7.Специфика работы учителя с примерными программами в рамках нового Федерального государственного стандарта [Текст]// Начальная школа. Плюс до и после.- 2009.- № 12.- С.3 – 9.
8. Авторская программа «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, Баласс, УМК «Школа 2100», 2011г.
9.Методические рекомендации «Русский язык» 4 класс Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева М.,Баласс, 2011 г.
10.Учебник «Русский язык» 4 класс в 2-х ч, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина М..Баласс, 2013 г.
11. Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» 4 класс Л.Ю.Комиссарова М., Баласс, 2013 г.
12.Тетрадь «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2) 4 класс; Е.В.Бунеева М., Баласс, 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по английскому языку класс 3 Enjoy English М.З. Биболетовой, Н.Н.Трубанёвой,
Рабочая программа по английскому языку класс 3 Enjoy English М.З. Биболетовой, Н.Н.Трубанёвой, календарно-тематическое планирование 3класс с УУД...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...
Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе
Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 1 класса (развивающая система Занкова)
Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...
Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России
Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 2 класса (развивающая система Занкова)
Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...