Рабочая программа учебного курса "Русский язык" (4 класс)
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Фомина Ольга Николаевна

Рабочая программы учебного курса "Русский язык" (4 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4_klass.doc434.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Рузаевского муниципального района РМ

Рассмотрена и одобрена                 Согласовано                      Утверждена

на заседании МО                         с зам. директора                   директором

 Председатель МО                    по УВР                               МБОУ    «СОШ № 7»

_______∕Г.А.Мадяева               ______/ Е.А. Пилюгина        _______/ И.В. Строкова

 Протокол №______                    «____»________20___г.       Приказ № ____________

от «__»_______20___г,                                                                от «____» ______20___г.

                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса "Русский язык"

(4Б класс)

по учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В. «Русский язык».

Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений.- М: Баласс, 2013г.

Образовательная система «Школа 2100».

                                                                

                                                              Составитель;

                                                              О.Н. Фомина,

       учитель первой

       квалификационной категории        

Рузаевка, 2014 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа  по русскому языку составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе авторской программы «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, Баласс, УМК «Школа 2100», 2011г.

Описание места в учебном плане школы

         Рабочая  программа предназначена для обучения учащихся 4-го класса МБОУ «СОШ № 7» г. Рузаевки. По учебному плану начального общего образования на 2014-2015 учебный год в 4 классе отведено 5 часов в неделю, что составляет 170 часов в год.

                                       

Цели  изучения учебного предмета

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  3. формирование у детей чувства языка;
  4. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  5. сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения: 
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»: 
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.

Разделы «Предложение» и «Текст»

В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).

Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

Раздел «Слово»

В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.

В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:

  1. мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
  2. безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
  3. безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания ,  в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;
  4. раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов

В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).

Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для разви- тия орфографических умений.

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В  4-м классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии».

Основные направления работы по развитию речи.

  1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
  2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
  3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
  4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
  • производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
  • правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
  • находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
  • пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
  • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
  • ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
  • производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
  • разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
  • писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
  • читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
  • воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
  • создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Всего

Контрольные

работы

Самостоятель

ные

Работы по развитию речи

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык»

2

1

2

Повторение

15

1

2

3

Предложение. Текст

35

3

2

8

Слово. Части речи и члены предложения

4

Имя существительное

45

2

3

9

5

Имя прилагательное

20

1

1

4

6

Глагол

36

3

1

5

7

Повторение

17

2

Всего:

170

13

7

28

Содержание учебного предмета «Русский язык»

4-й класс
170 ч (5 часов в неделю)

Повторение (15 ч)

Предложение. Текст (35ч)

Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Слово

1. Части речи и члены предложения.

Имя существительное (45ч)

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.

Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.

Имя прилагательное.(20 ч)

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Глагол (36 ч)

Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания  в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Повторение (17 ч)

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.


Календарно-тематический план

№ п∕п

Наименование разделов и тем

Характеристика деятельности учащихся

Количество часов

Дата проведения занятия

Плани- руемая

Факти-ческая

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык»

Использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения.

1

2

Контрольное списывание

1

Повторение

Проводить фонетический разбор слова.

Группировать звуки по их характеристикам.

Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв.

Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания.

Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой.

Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.

15

3

Повторение фонетики и графики

1

4

Повторение фонетики. Слог и ударение

1

5

Что такое графика

1

6

Фонетический разбор слова

1

7

Повторение орфографии

1

8

Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения

1

9

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания

1

10

Повторение состава слова

1

11

Повторение изученного о частях речи

1

12

Повторение изученного по синтаксису

1

13, 14

Р∕р Обучающее изложение «Золотой рубль»

2

15

Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение»

1

16

Контрольный диктант № 1

1

17

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Предложение. Текст

35

Простое предложение. Предложение с однородными членами

13

18

Как отличить простое предложение от сложного

Различать простые и сложные предложения на слух в письменном тексте.   Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения.                Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.                  Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком.     Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»)

           

1

19

Предложение с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и

1

20

Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но

1

21, 22

Р∕р Обучающее изложение «Что я люблю»

2

23

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

1

24, 25

Р∕р Обучающее сочинение «Что я люблю»

2

26

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

1

27

Упражнения на повторение. Проверочная работа   № 1

1

28

Развитие пунктуационных умений

1

29

Контрольный диктант № 2

1

30

«Пишу правильно» (работа над ошибками) Упражнения на редактирование текста изложения и сочинения

1

Сложные предложения с союзами и, а, но

11

31

Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью

Проверять и редактировать текст сочинения.   Находить и исправлять орфографические  и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму.

1

32,  33

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

2

34

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но

Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а. но и без союзов).                Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями.  Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»).  Выделять на слух в тексте предложения с прямой речью.              Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления.  Продуцировать текст с использованием предложений с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»).  Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью ( после предварительной подготовки).  Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план ( в группах, парах).   Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием.

1

35

Р∕р Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант

1

36

Знаки препинания в сложном предложении

1

37

Р∕р Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома»

1

38

Упражнение на повторение. Проверочная работа   № 2

1

39

Подготовка к диктанту

1

40

Контрольный диктант   № 3

1

41

«Пишу правильно» (работа над ошибками) Редактирование сочинения. Контрольный словарный диктант

1

Предложения с прямой речью

11

42

Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью

1

43

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора

1

44

Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора

1

45

Р∕р Сочинение «Что сказала бы мама» Использование в тексте предложений с прямой речью

1

46

Запись цитаты в  виде предложения с прямой речью

1

47

Развитие умения ставить знаки препинания  в простом предложении, сложном и в предложении с прямой речью

1

48, 49

Р∕р Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух»

2

50

Развитие пунктуационных умений

1

51

Контрольный диктант № 4

1

52

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Слово. Части речи и члены предложения

Имя существительное

45

Что мы уже знаем об имени существительном?

Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи.  Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму. Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж. Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять само- контроль. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог. Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость.

5

53, 54

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных

2

55

Роль имён существительных в предложении, в речи.

1

56

Р∕р Сочинение-миниатюра «Вид из окна»

1

57

Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, амонимы

1

Изменение имён существительных по падежам

12

58

Наблюдение за словоизменением имён существительных

1

59

Развитие умения изменять имёна существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы

1

60, 61, 62

Изменение по падежам имён существительных в единственном и во множественном числе

Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения).  Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор). Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм.  Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков.

3

63

Именительный и винительный падежи

1

64

Родительный падеж

1

65

Дательный падеж

1

66

Творительный падеж

1

67

Предложный падеж

1

68

Обобщение знаний о падежах.                      Р∕р Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам»

1

69

Упражнение на повторение. Проверочная работа   № 3

1

Три склонения имён существительных

7

70

Что такое склонение? Три склонения имён существительных

1

71, 72

Развитие умения определять склонение имён существительных

2

73, 74

Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного

2

75

Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления

1

76

Р∕р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь». Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами

1

Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных

8

77

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода

1

78 - 80

Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имён существительных», графически обозначать выбор написания

3

81

Упражнение на повторение. Проверочная работа   № 4

1

82

Подготовка к диктанту

1

83

Контрольный диктант № 5

1

84

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

13

85

Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных

1

86

Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму

1

87, 88

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Контрольный словарный диктант

2

89- 90

Р∕р Обучающее изложение «Первая газета»

2

91

Развитие орфографических умений

1

92

Р∕р Сочинение-описание «Прогулка»

1

93

Развитие орфографических умений

1

94

Упражнения на повторение. Проверочная работа   № 5

1

95

Подготовка к диктанту

1

96

Контрольный диктант № 6

1

97

«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование текстов творческих работ

1

Имя прилагательное

20

Что мы уже знаем об имени прилагательном

5

98, 99

Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи

Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания. Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи.  Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму.           Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль.     Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание). Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил.+сущ.

2

100

Роль прилагательных-антонимов в речи

1

101, 102

Морфологический разбор имени прилагательного

2

Словоизменение имён прилагательных

4

103, 104

Изменение имён прилагательных по падежам

2

105, 106

Словосочетания сущ.+прил. Главное и зависимое слово в словосочетании

2

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных

11

107

Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных

1

108

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания.       Р∕р Свободный диктант

1

109

Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания

1

110,111

Р∕р Обучающее изложение «Первое путешествие»

2

112

Развитие орфографических умений

1

113

Р∕р Сочинение-описание «Моя любимая игрушка»

1

114

Упражнение на повторение. Проверочная работа   № 6

1

115

Подготовка к диктанту

1

116

Контрольный диктант № 7

1

117

«Пишу правильно» ( работа над ошибками). Редактирование творческих работ

1

Глагол

36

Что мы уже знаем о глаголе

4

118

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не

Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола.             Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить самоанализ и взаимоанализ выполнения заданий.

1

119, 120

Значение и грамматические признаки глагола

2

121

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе

1

Словоизменение глаголов

2

122

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения

1

123

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов

17

124

Как определить спряжение глагола, если окончание безударное

1

125

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму

1

126

Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола

Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие  изложения и сочинения по теме).                      Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).

1

127, 128

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

2

129

Р∕р Сочинение по картинкам

1

130

Разбор глагола как части речи

1

131

Контрольный диктант № 8

1

132

«Пишу правильно»        ( работа над ошибками). Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и -ться

1

133

Знакомство с орфограммой «Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом

1

134, 135

Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Контрольное списывание

2

136, 137

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями

2

138, 139

Р∕р Обучающее изложение «Первые школы»

2

140

Работа над ошибками в изложении

1

Разбор глагола по составу

13

141

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом

1

142, 143

Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов

2

144

Р ∕р Обучающее сочинение. Использование в тексте глаголов с изученными орфограммами в форме настоящего времени

1

145

Развитие умений писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении

1

146

Обучающее сочинение «День моей мамы»

1

147

Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении. Редактирование текста

1

148

Упражнения на повторение. Проверочная работа   № 7

1

149, 150

Развитие орфографических умений. Контрольный словарный диктант

2

151

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», подготовка к диктанту

1

152

Контрольный диктант № 9

1

153

«Пишу правильно»        ( работа над ошибками)

1

Повторение

17

154, 155

Повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение»

Систематизировать и обобщить изученный материал в виде таблиц, схем, текста.    Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу. Проводить в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в виде связного высказывания.

2

156, 157

Повторение материала, изученного в разделах «Предложение», «Текст»

2

158

Контрольное изложение «Странный дуэт»

1

159, 160

Комплексное повторение изученного материала. Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово»

2

161

Подготовка к диктанту

1

162

Итоговый контрольный диктант

1

163

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

164

Повторение. Части речи

1

165, 166

Повторение. Имя существительное

2

167

Повторение. Имя прилагательное

1

168, 169

Повторение. Глагол

2

170

Итоговый урок

1


Контрольно – измерительные материалы

Тетрадь на печатной основе «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»

4 класс (1 вариант,2 вариант), Е.В. Бунеева, М, Баласс, 2013 г., (Образовательная система «Школа 2100»)

Название работы

На каком уроке проводится

Страницы тетради

Контрольное списывание

Урок  2

2 -3

Контрольный диктант № 1

Урок 16

1

Проверочная работа № 1

Урок 27

4 - 5

Контрольный диктант № 2

Урок 29

6 - 7

Проверочная работа № 2

Урок 38

8 - 9

Контрольный диктант № 3

Урок 40

10 -11

Контрольный диктант № 4

Урок 51

12 - 13

Проверочная работа № 3

Урок 69

14 - 15

Проверочная работа № 4

Урок 81

16 - 17

Контрольный диктант № 5

Урок 83

18 - 19

Проверочная работа № 5

Урок 94

20 - 21

Контрольный диктант № 6

Урок 96

22 - 23

Проверочная работа № 6

Урок 114

24 - 25

Контрольный диктант № 7

Урок 116

26 -27

Контрольный диктант № 8

Урок 131

28 -29

Контрольное списывание

Урок 135

30 - 31

Проверочная работа № 7

Урок 148

32 - 34

Контрольный диктант № 9

Урок 152

35 - 37

Контрольное изложение

Урок 158

44 - 45

Итоговый контрольный диктант

Урок 162

43

Критерии оценивания работ учеников

Проверочные работы предлагаются с моделью контроля и оценивания, разработанной в Образовательной системе «Школа 2100».

Проверочная работа состоит из заданий трёх уровней: базовый, программный, максимальный.

Цель работы – проверить базовые знания по теме (задание 1) и умения использовать этот материал для решения различных задач (остальные задания). Отметки ставятся и за знание теоретического материала, и за учебно-языковые, правописные и речевые умения. Поскольку каждое задание позволяет ученикам продемонстрировать определённое умение, то и оценивать выполнение этих заданий предлагается отдельно.

Если задание необходимого уровня выполнено без ошибок – это отметка «5». Если ученик выполнил одно задание на нескольких уровнях, отметкой за это задание будет более высокий балл.

Тексты контрольного изложения и контрольных диктантов  включены в методическое пособие учителя.


Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд

Авторская программа «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, Баласс, УМК «Школа 2100», 2011г.

Методические рекомендации «Русский язык» 4 класс Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева М.,Баласс, 2011 г.

Учебник «Русский язык» 4 класс в 2-х ч, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина М..Баласс, 2013 г.

Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» 4 класс Л.Ю.Комиссарова М., Баласс, 2013 г.

Тетрадь «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2)  4 класс; Е.В.Бунеева М., Баласс, 2013 г.

Д

Д

К

К

К

Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ.

Печатные пособия

Таблицы к основным разделам грамматического материала

Наборы сюжетных предметных  картинок  Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный и словообразовательный словари.

Репродукции картин

Д

Д

Д

Д

Кабинет русского языка и литературы

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронный образовательный комплекс на DVD –диск.

Русский язык 1-4 классы.

       Д

Технические средства обучения

Классная доска

Магнитная доска.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор

Д

Д

Д

Д

Кабинет информатики

Кабинет информатики

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов.

Настольные развивающие игры .

Ф

Список литературы

1.Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2009.- 23с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022138-2.

2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.- 151с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–019148-7.

3.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний [Текст]. В 2 ч. Ч. 1./[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.- 215с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09- 021056- 0.

4.Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ [Л.А.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–023809-0.

5.Примерные программы начального общего образования [Текст]. В 2 ч. Ч. 2.- М.: Просвещение, 2008.- 232с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–020462 -0.

6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки  Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–022995-1.7.

7.Специфика работы учителя с примерными программами в рамках нового Федерального государственного стандарта [Текст]// Начальная школа. Плюс до и после.- 2009.- № 12.- С.3 – 9.

8. Авторская программа «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, Баласс, УМК «Школа 2100», 2011г.

9.Методические рекомендации «Русский язык» 4 класс Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева М.,Баласс, 2011 г.

10.Учебник «Русский язык» 4 класс в 2-х ч, Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина М..Баласс, 2013 г.

11. Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» 4 класс Л.Ю.Комиссарова М., Баласс, 2013 г.

12.Тетрадь «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» (вар. 1 и 2)  4 класс; Е.В.Бунеева М., Баласс, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по английскому языку класс 3 Enjoy English М.З. Биболетовой, Н.Н.Трубанёвой,

Рабочая программа  по  английскому языку  класс  3  Enjoy English М.З. Биболетовой,  Н.Н.Трубанёвой, календарно-тематическое планирование 3класс с УУД...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...

Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование к рабочей программе учебного предмета Иностранный язык: (Английский язык) 3д классе

Календарно-тематическое планирование и Рабочая программа разработана к УМК English 3 класс под ред. Верещагиной И.Н. и Притыкиной Т.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 1 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России

Рабочая программа Учебный курс 3 класс УМК Школа России...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса 2 класса (развивающая система Занкова)

Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условия...