Проблемы формирования навыков правописания младших школьников
статья по русскому языку на тему

Савченко Людмила Николаевна

Сущность орфографии и ее принципы. Психологические закономерности формирования навыков правописания у учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

 на заседании ШМО начальных классов.

Тема: «Проблемы формирования навыков

правописания младших школьников»

Учитель: Савченко Л.Н.

ГБОУ «Школа Перспектива»

г. Москва, 2015г.

1. Теоретическое обоснование проблемы навыков правописания

1.1 .Сущность орфографии и ее принципы.

Поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся

начальных классов является одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка Именно в начальной школе закладываются основы правильного, орфографически грамотного письма.

Сфера орфографии - это написания, где перед пишущим стоит задача выбора буквы для обозначения того или иного звука, котогая соответствовала бы принятой в обществе норме правописания.

Русская орфография — это система правил написания слов. Она состоит из пяти основных разделов:

 1) передача буквами фонемного состава слов;

2) слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания слов и их частей;

3) употребление прописных и строчных букв;

4) перенос части слова с одной строки на другую;

5) графические сокращения слов.

Разделы орфографии — это большие группы орфографических правил, связанные с разными видами трудностей передачи слов на письме.

В сильных позиция звуки (фонемы) обозначая каждый звук своей буквой, пишущий не решает орфографических задач. Исключение составляет обозначение гласных после шипящих и —ц- что имеет свое фонологическое, морфологическое и историческое обоснование.

При своем возникновении любое звуковое письмо бывает фонетическим (рпопв - гр - звук речи), то есть буквы пишутся непосредственно по произношению.

1.2.Понятие об орфограмме. Типы орфограмм.

Для удобства работы по правописанию необходимо выделить практическую, конкретную единицу. Основной орфографической единицей служит орфограмма.

Орфограмма — это написание, которое не устанавливается на слух.

Есть несколько определений орфограммы. Обобщая их, выделяют следующие признаки орфограммы.

  • написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, морфема, позиция между словами, стык морфем, место разделения слова при переносе);
  • наличие не менее двух возможных вариантов написания, лишь один из которых правильный.

Состав русских орфограмм следующий:

  1. орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами:

а)        на месте слабых позиций звуков,

б)        отдельные случаи обозначения звуков в сильных позициях;

  1. орфограммы, не связанные с обозначением звукового состава морфем:

а)        прописная буква,

б)        слитно-раздельные написания,

г) сокращения слов.

Для проверки каждой орфограммы, пишущий обращается к правилу, так как осознает наличие орфограммы в слове. В этом случае говорят, что имеет место орфографическое действие. В орфографическом действии выделяются две ступени:

  1. постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);
  2. решение орфографической задачи (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

При этом речь идет именно об орфографическом действии, направленном на достижение сознаваемой цели. Для совершения орфографического действия необходимо определенное пространство, называемое орфографическим полем. В пределах этого пространства осуществляется орфографическое действие, т.е. проверка орфограммы. Например:

  1. для проверки буквы у в слове чужой достаточно сочетания чу, т.е. минимальное орфографическое поле — две буквы чу, которые являются традиционным написанием;
  2. при проверке безударного гласного в корне слова весна минимальное пространство, необходимое для проверки (орфографическое поле), — это корень -весн- в слове весна и проверочном вёсны;
  3. при проверке безударного гласного в личном окончании глагола тает в предложении Быстро тает снег, необходимое поле для проверки — словосочетание снег тает, которое позволяет определить лицо и число глагола и, опираясь на спряжение, установить окончание;
  4. при проверке заглавной буквы в слове орёл необходимым орфографическим полем является все предложение -Мы едем на экскурсию в Орёл,- так как без этого непонятно, о чем идет речь.

При обучении правописанию большое значение имеют опознавательные признаки орфограмм, для каждого вида — свои.

Общими опознавательными признаками орфограмм являются:

  1. расхождение между звуком и буквой, между произношением и написанием;
  2. «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочетания), их запоминание и постоянное внимание к ним;
  3. морфемы, их выделение, прогнозирование в них орфограмм и проверка.

Обычно принято считать, что главный признак орфограммы — это несовпадение буквы и звука, написания и произношения. Но этот признак

«срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащиеся слышат слово и одновременно видят его буквенное изображение (при списывании, при анализе написанного), В процессе письма под диктовку данный признак «не срабатывает», т.е. младший школьник не может по всех случаях обнаружить несовпадения звука и буквы.

Второй опознавательный признак орфограммы — это сами звуки (звукосочетания, место звуков в словах, буквы, буквосочетания), дающие наибольшее количество несовпадений, «опасные» звуки (буквы):

а)        гласные о—а, и—е;

б)        пары звонких и глухих согласных б—п, г—к, в—ф и т.д.;

в)        сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу;

г)        сочетания стн, сн, здн, зн (непроизносимые согласные);

д)        сочетания нч, нщ;

согласные буквы б, г, в, д, з, ж на конпе слова которые могут

/        -«■»•«■        —        7        У        7 Г <7        у        ' 1        7        .Г        в/

обозначать глухие согласные звуки [п],[к],[ф],[т],[с],[ш];

ж) буквы я, е, ю, ё, обозначающие два звука,

В памяти детей накапливается набор тех звуков и звукосочетаний (букв и буквосочетаний), которые могут представлять собой орфограммы и привести к ошибке. Такие «опасные» сочетания запоминаются учащимися уже в период обучения грамоте.

Третий опознавательный признак орфограмм — это морфемы в словах, сочетания морфем. Обнаруживая в слове морфему, учащийся целенаправленно ищет орфограмму, ибо уже знает, какие орфограммы могут встретиться в приставке, какие — в корне, какие — в окончании или на стыке морфем. Так, школьник знает из практики, что в приставке под- вообще ничего проверять не нужно, достаточно только убедиться, что это приставка (например, в словах подставка, подвёз), так как приставки пад- или пот- в русском языке нет.

На основе опознавательных признаков орфограмм у учащихся

формируются алгоритмы орфографических действий. Работа над первой

группой опознавательных признаков орфограмм— это фонетический уровень орфографической подготовки, направленной на развитие языкового чутья, речевого слуха.

Работа над второй группой опознавательных признаков в большей степени направлена на запоминание. В процессе этой работы у детей развивается внимание, своего рода бдительность в отношении орфограмм.

Работая над третьей группой опознавательных признаков орфограмм, учащиеся подготавливаются к использованию грамматической основы в проверке орфограмм, т.е. в решении орфографических задач.

1.3.Психологические закономерности формирования навыков правописания у учащихся.

Обучение будет успешным, если занятия ученика (его учебная

V        «/ гЧ        J        J        ^        XV

деятельность) направлены на освоение не только знания (содержания ппелмета! но и способа получения этого знания. Ппименительно к

1' - Г л        /7        " " -        ■                        • -        J        '        2.

орфографии это значит, что только знания правил правописания недостаточно для успешного формирования орфографических навыков: содержание правила, его теоретическая суть усваиваются в ходе учебной деятельности, в результате выполнения упражнений, которые формируют умения действовать согласно правилу.

Когда правило правописания проверяемых безударных гласных корня ориентировано на подбор «проверочных слов» («Безударные гласные в корне пишутся так же, как они пишутся под ударением в словах с тем же корнем»), то от учащихся ускользает сама суть явления, а именно: безударные гласные обозначаются той же буквой, что и ударные в корнях с общим значением, т. е. в однокоренных словах.

Признаки, на которые предстоит ориентироваться ученику в своей практической деятельности, обычно уже намечены в формулировке орфографического правила. Но чтобы правило «работало», чтобы ученик, решая вопросы написания, руководствовался именно данными в правиле ориентирами, направленность упражнений (исполнительная часть) должна согласовываться с содержанием правила (ориентировочной частью). В практике же обучения такого соответствия часто не бывает, чем и объясняется нередко наблюдаемый разрыв между знанием словесной формулировки правила (установки) и произвольно складывающимся орфографическим навыком.} Например, правило правописания о — е после шипящих в корне, как оно дано в учебнике (установка на запоминание слов- исключений), не соответствует исполнительной части (упражнения требуют подбора однокоренных слов). Рассогласование установки и действия ослабляет результаты обучения: ориентировочные признаки «по правилу» не

совпадают с фактической направленностью действия ученика «по заданию» упражнения. Навык формируется в условиях несовпадения, рассогласования ориентировочной и исполнительной частей орфографического действия, что не может не сказаться на его качестве.

Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. Так как большую часть орфограмм составляют орфограммы слабых позиций, то с точки зрения фонематической концепции русского правописания орфографическую зоркость можно определить как умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой и, значит, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие).

Способность выделять орфограммы и определять их тип необходимо воспитывать с 1 класса. Но во многих действующих учебниках недостаточно представлены упражнения, направленные на ее развитие.

Учителя, как показывают наблюдения, уделяя основное внимание отработке приемов проверки написаний, тоже не включают (или включают крайне редко) такие упражнения в уроки правописания и в работу по развитию речи. При этом обучение умению находить орфограммы, ставить орфографические задачи - рассматривается как первоначальный и специальный период в обучении правописанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков чтения младших школьников

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Как же сделать этот процесс увлекательным и интересным? Предлагаю несколько приемов работы по формированию навыков осоз...

Формирование навыка чтения младших школьников

Формирование навыка чтения младших школьников...

Программа факультативного валеологического курса по формированию навыка ЗОЖ младших школьников (1 класс)

  Целью  данного курса является  формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний...

Методический семинар по теме " Работа по формированию навыка чтения младших школьников".

Научить каждого ученика начальных классов бегло, правильно ивыразительно читать, осмысленно и эмоционально восприниматьпрочитанное – значит положить в основу уроков чтения такую работу стекстом произв...

Проблема формирования учебной мотивации младших школьников к изучению предмета " Русский язык

Проблема формирования учебной мотивации младших школьников к изучению предмета " Русский язык"...

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования исследовательских умений младших школьников. Дается теоретическое обоснование модели формирования исследовательских умений младших школьников в...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Под термином социализация чаще всего понимают процесс, который необходим человеку, для получения определенных навыков, для достижения полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, ч...