ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья

Кравченко Оксана Михайловна

     Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

     Недавние исследования социологов свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы «кризиса чтения», а результаты международного педагогического исследования PISA говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников и о постепенном понижении этого уровня в стране. Сегодняшний мир - иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

     Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому-восьмому классу читают все хуже и хуже. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кравченко Оксана Михайловна, учитель начальных классов

                                                             МОСШ № 22, г. Нижневартовск

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

     Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003–2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

     Недавние исследования социологов свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы «кризиса чтения», а результаты международного педагогического исследования PISA говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников и о постепенном понижении этого уровня в стране. Сегодняшний мир - иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

     Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому-восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

     Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания, от которой зависит умственная работоспособность.

     Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.

     Цель моей работы заключается в создании условий для развития читательского интереса у младших школьников.

     Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  • развитие потребности в чтении посредством использования разнообразных форм на уроках литературного чтения и во внеклассной деятельности;
  • развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
  • стимулирование творчества детей.

     В ведущих документах по модернизации отечественной школы существенное внимание уделяется достижению учащимися в образовательном процессе ключевых компетентностей, которые и являются ведущими показателями в оценке качества образовательного процесса. Под читательской компетентностью понимают необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.

     В качестве критериев интереса рассматривают:

  • активную познавательную направленность ребенка на чтение детской литературы;
  • положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению;
  • творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.

     Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются:

  • положительное отношение к самой читательской деятельности («люблю читать»);
  • заинтересованность конкретными книгами («хочу эти книги»);
  • увлечение самим процессом чтения («не могу оторваться от книги»);
  • стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой («хочу, чтобы другие об этой книге узнали»).

     С. Соловейчик говорил: «Нет наслаждения книгой, - нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге - это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, - вот чтение».

     Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом. В системе развивающего обучения Л. В. Занкова, по которой я работаю, авторы учебников по литературному чтению Н. А. Чуракова и В. Ю. Свиридова, затрагивают основные направления по формированию вдумчивого читателя.

     А так как в данной системе нет традиционных уроков внеклассного чтения, то в своей работе я использую такие виды работы с дополнительной литературой как:

-презентация любимой книги;

-ведение читательских дневников (1-2 класс);

-написание аннотации на прочитанную книгу (3-4 класс);

-конкурс на лучшего читателя месяца, года

-изготовление книжки своими руками и защита ее перед ребятами класса и др.

     Внеклассную работу я использую как составную часть учебно-воспитательного процесса, как одну из форм организации досуга. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.

     Я считаю, что эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм:

  • внеклассных занятий,
  • работы с родителями,
  • работы с учреждениями культуры.

     Педагог для ребенка - прежде всего читатель, который постоянно демонстрирует образец отношения к книге и чтению, доброжелательно и уверенно передает детям свои читательские привычки.

Организация разнообразных форм внеклассных занятий

    В своей работе я практикую такие формы внеклассных занятий:

  • беседа;
  • состязание чтецов;
  • реклама книги;
  • литературный праздник, игра;
  • библиотечный час;
  • час «тихого чтения».
  • коллективное чтение;

     Центральным звеном в работе по развитию читательского интереса младших школьников является организация литературных праздников и литературных игр. Игры могут быть следующих видов:

  • игры и упражнения по развитию речи;
  • литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.);
  • викторины;
  • «стилизованные» игры («Умники и умницы», «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Поле чудес», «Крестики-нолики», «Пойми меня», и т. д.).

     Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В их основе лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк, по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по прочитанным произведениям (викторины, кроссворды) и т. д.

     В определенный срок предлагаю детям самостоятельно прочесть то или иное произведение, а затем проводим литературные игры. Моим ребятам очень нравится принимать участие в таких мероприятиях, и они с нетерпением ждут того дня, когда будут подводиться итоги прочитанного.

     С огромным желанием пробуют они свои силы в составлении игровых заданий для одноклассников (викторины, кроссворды, игры со словами, создание иллюстраций и т. д.).

В процессе литературных игр подобного рода развиваются интеллектуальные качества играющих, проявляется и совершенствуется кругозор, активизируются задатки и способности детей.

     Каждый ученик моего класса имеет свою «страничку достижений», где отражены его успехи за четыре года обучения. «Страничка достижений» растет вместе с ребенком от класса к классу, и я не сравниваю результаты учащихся друг с другом, а лишь с самим собой. В конце каждого учебного года выявляются интеллектуальные лидеры и активные читатели года. Победителям литературных игр, активным участникам творческих заданий вручаются грамоты, благодарности. Уже традицией стало проведение «Праздника Букваря», инсценирование сказок, моими пятиклассниками для первоклассников.

     В своей практике я использую такие формы работы с учреждениями культуры:

  • библиотечные часы, проводимые на базе ЦДБ «Читай-город»;
  • экскурсии в музеи, посещение выставок;
  • городской конкурс чтецов;
  • посещение театров.

     Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения ЦДБ «Читай-город». Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя. Совместными усилиями мы показываем детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой. С этой целью мы со своими учениками посещаем различные внеклассные мероприятия. Четыре моих ученика получили дипломы «Самого активного читателя» в ЦДБ, а их фотографии висят на доске почета.

Организация разнообразных форм работы с родителями

     Часто бывает так, что ребенок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать. Неужели тебе не хочется самому прочитать книжку?» И тогда в ход идет принуждение: «Прочитай еже хоть строчку», «Пока не дочитаешь страницу, не будешь играть» и т. д. Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? В этом деле очень полезны игры, в процессе которых обучение чтению идет непринужденно и весело.

     Огромную роль играют и вечера семейных чтений, наполненные живым, умным словом. Во время семейного чтения родители сближаются с детьми, открываются, с другой стороны. Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный читатель. Своевременный и тесный контакт с родителями учащихся позволяет мне обрести в их лице необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей интерес к чтению. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его -  привычка ребенка читать. Анализ ответов анкет родительского коллектива нашего класса это подтвердил.

     Я использую следующие формы работы с родителями:

  • коллективную (родительские собрания, беседы, дискуссии, лекции, круглые столы, литературные праздники);
  • групповую (тематические консультации);
  • индивидуальную (консультации).

     Мною подобран материал для бесед с младшими школьниками и их родителями, разработаны конспекты литературных игр и праздников для начальной школы.    

     Проведя диагностические исследования, я заметила, что читательский интерес у моих учеников возрос, помимо этого улучшились навык и техника чтения. Дети стали более внимательно и вдумчиво читать литературные произведения. Все ученики посещают центральную городскую и школьную библиотеки. Данные формы оказались весьма эффективными, что подтверждается результатами диагностики.

     Используя накопленный собственный опыт, прибегая к помощи старших (учителей, библиотекарей, родителей), ребята проявляют свои творческие способности (создают собственные иллюстрации к литературным произведениям, сочиняют стихи, пишут сказки, рассказы). Мои учащиеся являются участниками творческих школьных и городских конкурсов.

     Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть - задача взрослых (будь то родитель, писатель, издатель, учитель, библиотекарь, воспитатель), задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О. М. Кравченко учитель начальных классов МБОУ «СШ № 22» Г. Нижневартовск Проблемы формирования читательской культуры младших школьников Окружная научно-практическая конференция по теме «Развитие личности в дошкольном и школьном образовании: опыт, проблемы, перспективы»

Слайд 2

Цель работы: Создание условий для развития читательского интереса у младших школьников

Слайд 3

Развитие потребности в чтении посредством использования разнообразных форм на уроках литературного чтения и во внеклассной деятельности; Развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации; Стимулирование творчества детей. Задачи:

Слайд 4

Положительное отношение к самой читательской деятельности («люблю читать»); Заинтересованность конкретными книгами («хочу эти книги»); Увлечение самим процессом чтения («не могу оторваться от книги»); Стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой («хочу, чтобы другие узнали об этой книге»). Показатели читательского интереса младших школьников:

Слайд 5

С. Соловейчик говорил: «Нет наслаждения книгой, - нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге – это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, - вот чтение».

Слайд 6

Виды работы с дополнительной литературой: Презентация любимой книги; Ведение читательских дневников (1-2 класс); Написание аннотации на прочитанную книгу (3-4 класс); Конкурс на лучшего читателя месяца, года; Изготовление книжки своими руками и защита её перед классом.

Слайд 7

Работа с родителями Внеклассные занятия Работа с учреждениями культуры Формы работы

Слайд 8

Беседа Состязание чтецов Коллективное чтение Библиотечный час Реклама книги Литературный праздник, игра Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Китайская пословица) Формы работы Час «тихого чтения»

Слайд 9

Игры: Игры и упражнения по развитию речи; Литературные головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды и т. д.); Викторины; «Стилизованные» игры («Умники и умницы», «Брейн-ринг», «Счастливый случай», «Поле чудес», «Крестики-нолики», «Пойми меня», и т. д.)

Слайд 10

Сказка «Лиса и заяц»

Слайд 11

«Праздник Первой пятёрки»

Слайд 12

Праздник Букваря Праздник «В стране сказок»

Слайд 13

Посещение театров Городской конкурс чтецов Библиотечные часы, проводимые на базе ЦДБ «Читай-город» Формы работы с учреждениями культуры Экскурсии в музеи, посещение выставок

Слайд 14

Групповые (тематические консультации) Коллективные (родительские собрания, беседы, дискуссии, лекции, круглые столы, литературные праздники) Индивидуальная (консультаци) Формы работы с родителями:

Слайд 15

Результативность

Слайд 16

Результативность:

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

Читательский дневник как средство формирования читательской культуры младшего школьника

В статье описаны составляющие читательский культуры, возможности читательский дневника в их формировании, описан опыт использования дневника в первом классе...

Формирование читательской культуры у школьников как составная часть учебно-воспитательного процесса

Составные понятия читательской культуры Читательский интерес ‒ это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности ...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников. (из опыта работы)

В материале рассматривается применение на уроках и во неурочной деятельности читательского дневника как средства формирования читательской компетенции младших школьников....

Применение технологии «Мой читательский дневник» как средство формирования читательской самостоятельности младших школьников

Актуальность работы заключается в увеличении людей, способных творчески мыслить, обладающих гибкостью ума, а также умеющих делать правильный выбор. Кроме этого учитывая, что наш филиал считается малок...