"Модульные технологии в начальной школе"
статья по русскому языку (3 класс) на тему

Масленникова Ольга Владимировна

Доклад к научно-практической  конференции в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Масленникова Ольга Владимировна

учитель начальных классов

МОУ СОШ №3 г. Балашова

«Модульное обучение в начальной школе»

Введение

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития   становится очевидным взгляд на современное образование как на непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей. Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должны стать умения находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний.   Это означает переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного процесса.

В классе, где я работаю, обучаются дети с разными учебными возможностями. Из 17 ребят 7 учатся “4” и “5”, 3 ученика с очень низкими учебными способностями, остальные - дети, которых можно охарактеризовать как “тихих троечников”. Поэтому передо мной встала задача активизировать деятельность всего класса, включить в учебный процесс каждого ученика. На основе анализа мною была определена проблема, решение которой потребовало от меня организовать работу на основе исследовательского подхода Для поставленных достижения перед мною   целей  я решила воспользоваться  «технологией модульного обучения» разработанная профессором МГПУ П. И. Третьяковым. Прежде всего меня в этой методике привлекло то, что каждый ученик должен не только получать знания, но и учиться самому добывать их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учить общаться с одноклассниками и взрослыми и отвечать за результаты своего труда. Я решила опробовать данную технологию на уроках русского языка и окружающего мира. О своём небольшом опыте мне хотелось рассказать в данной работе

Модульное обучение: сущность, технология и её применение в начальной школе.

Итак, данная технология рассматривается как разновидность блочного.

 Слово “модуль” (от лат. modulus – “мера”) имеет различные значения в области математики, точных наук и архитектуры, но, в общем, он означает единицу меры, величину или коэффициент.

Модульное обучение предполагает жёсткое структурирование учебной информации, содержание обучения и организацию работы учащихся с полными, логически завершёнными учебными блоками.    Это такая организация процесса обучения, при которой ученик работает с учебной программой, состоящей из модулей, основывающейся на индивидуально-дифференцированном подходе.  

 Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий:

  • точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
  • банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы)
  • методическое руководство по достижению целей (как?)
  • практические занятия по формированию необходимых умений
  • контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Система контроля и оценки учебных достижений – рейтинговая; накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Самый любимый предмет у моих учеников- « Окружающий мир», поэтому с него я и начала работу с данной технологией . Поскольку модульное обучение требует достаточно высокого уровня организации от учеников, я вела подготовку к этой работе во время традиционных уроков. Такие формы работы как оформление «опорных конспектов», таблиц, «синквейнов» требует особой подготовки и практики.  Такую подготовку я вела, используя модули только на отдельных этапах урока. Например, на этапе закрепления знаний, при изучении темы  «Россия — твоя Родина», мы  оформили «опорный конспект».   Работая в группах, дети, в   заполняли  таблицу, на которой кроме вопросов указано время, отведённое на эту работу и графа для оценивания.  

(7 -10 минут)  

Цель: проверь и закрепи свои знания.

Оцени себя.

1-2б

Я живу в стране:

Её столица

Главный закон страны

Герб, гимн и  ___________ - это  __________ государства

Во главе государства стоит

Президент нашей страны сегодня

Назови 5 городов нашей страны

Нарисуй флаг.

Ребята в процессе работы, с удовольствием работают с учебником и предложенной литературой.

Подобные формы  работы мы использовали и на уроках русского языка. После такой подготовки я провела блок уроков с «использованием модульной технологии» по теме «Учимся писать буквы согласных и гласных в корне слова»  

Карта блочного обучения русскому языку (урок 44- 52)

                                                                                          «Учимся писать буквы согласных и гласных в корне слова.»

Название темы

Форма работы на  уроке

1.Однокоренные слова

Урок открытия новых знаний.

«Опорный конспект»

 

2.Учимся писать буквы согласных в корне слова

Урок путешествие в страну орфограмм

«Опорный конспект»

3.Учимся писать буквы согласных в корне слова

 .

Урок рефлексии

«Тестовые задания»

4.Учимся писать буквы согласных в корне слова 

 Урок-игра. (поле чудес)

«Творческие задания.»

5.Корень слова с чередованием согласных.

Урок – «творческая мастерская»

Оформление карточек-подсказок.

6.Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова.

Урок рефлексии.

Тестовые задания

7.Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова.

 Урок рефлексии.

Самостоятельная работа.

8.Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова.

Словарный

диктант.

Практичекая работа.(работа в парах по модулям )

9.Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова.

Комплексная работа

Работа с тестом

10.Учимся писать буквы гласных  и согласных в корне слова.

Контрольная работа.

Текущая контрольная работа, словарный диктант.

 Эта работа способствовала устранению тех проблем, которые существовали в классе -  увеличился темп работы, ребята научились работать самостоятельно, планировать свою работу, общаться и помогать друг другу, оценивать работу свою и своего товарища. Все эти качества отразились на уровне контрольных работ- дети успешно разбирают сложные разноуровневые задания, и допускают меньшее количество ошибок. Модули уроков я разрабатывала так, чтобы детям было работать удобно легко и понятно. В блок- модуль     я включаю уроки близкие данному школьному возрасту -это «уроки игры», «уроки -путешествия». Модульное обучение активизирует способности ребят, потому желающим часто предлагаю задания творческого характера.  

 Так на уроке изучения «букв согласных в корне слова», мы отправились в путешествие по морю «Грамотности». В процессе этого урока я предложила детям, как настоящим морякам, заполнять бортовые журналы, которые лежали у каждого на парте. Так ребята весь урок отрабатывали материал, по этапам, указанным в таблице. В таблицах я указываю не только этапы урока, но и расписываю подробно некоторые задания. Например, словарные слова и предложения, которые даны на доске. В конце урока ребята составили опорный конспект и оценили свою работу, в баллах. За каждый этап можно поставить любой балл от 1 до 5, в столбики напротив этапа урока, в конце урока дети суммируют балл и выставляют соответствующую отметку. Рядом находится соответствующий столбик для учителя. Здесь основной задачей является -научится давать себе адекватную оценку. При этом получается, что даже двойка перестаёт быть “приговором”. Получив неудовлетворительную отметку, ученик может самостоятельно исправить её, доработав материал.   При такой организации работы я имею возможность общаться практически с каждым учеником, помогать слабым и консультировать сильных учеников. Моя роль на модульном уроке – управление работой учащихся.  

 Домашнее задание зависит от качества работы на уроке, ученик может сам регулировать количество работы, которую он будет выполнять дома.

Проводить модульные уроки, а главное - готовить их, конечно же, непросто. Требуется большая подготовительная работа. Но все таблицы, конспекты и т.д. которые мы оформляем на уроке, ребята забирают домой и пользуются ими на протяжении всего учебного года. Это помогает и ребятам в дальнейшей работе и родителям, у которых зачастую возникают вопросы по оформлению работы, или её подготовке.  В этом году я воспользовалась данной технологией после карантина, решив проблему уплотнения материала.  Каждый ученик получил план работы с блоком тем по литературному чтению и русскому языку, таким образом, ребята могут заранее подготовится к любой теме, доработать материал,   самостоятельно.

Заключение

Возможности модульной технологии велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика, и для учителя.  Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях, повышает интерес к предмету, развивает коммуникативные способности, предполагает работу ученика с текстами   хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; а также экспериментальную работу. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.

По урокам – модулям класс работает в течение 2-хлет (2-3-й класс) месяцев. Результаты этой работы таковы: увеличился объём работы, появились навыки самоконтроля, самооценки, улучшилась организация учебного труда, чаще работали в парах, увеличилась накопляемость оценок.

         Я продолжаю вести работу по освоению данной технологии. С каждой новой темой вношу изменения и корректировки. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, нужно   проводить мониторинг и диагностирование, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным обучением. Думаю, что в этом направлении первые шаги сделаны.

Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.

Задания, которые подготовил учитель, предполагают работу ученика с текстами учебника, хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы; наблюдения; экспериментальную работу.

При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Всё это отличает модульное обучение от традиционного обучения.

Модульная технология обучения позволяет определить уровень усвоения нового материала учащимися и быстро выявить пробелы в знаниях.

Работу по освоению данной технологии я считаю незавершённой. Для того чтобы сравнить прохождение и усвоение тем по блокам, их нужно постоянно дорабатывать и дополнять. Необходимо также проводить мониторинг и диагностирование, составлять личные листы учёта контроля, затем сравнивать результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционным.

Думаю, что в этом направлении первые шаги сделаны.

ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ ПО МОДУЛЮ

Помни, что работу с учебными элементами (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в виду во время работы над (УЭ) и возвращаться к ней в конце каждого (УЭ).

У тебя есть право получить консультацию в учебнике, а также у учителя. Используй это право!

Помни о критериях выставления оценки за работу по предмету, используй их в самопроверке и взаимопроверке!

Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывай об этом! Фраза “Работа в парах” означает, что при выполнении этой работы тебе придётся, если не трудно, помочь своему товарищу, сидящему рядом, или обратиться к нему за помощью. Не спеши задавать вопросы учителю: внимательно прочитай пояснения к заданию. Не торопись, думай …

 Литература

  1. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Москва: 1989 г.
  2. Кульневич С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие. Ростов-на-Дону.: 2001 г.
  3. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок. Практическое пособие. Ростов-на-Дону. : 2001 г.
  4. Селевко Г.К.Современные образовательныё технологии. Москва.: 1998 г.
  5. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. Москва – Воронеж.: 1998 г.
  6. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. Москва.: 1988 г.
  7. Третьяков П.И. Сенновский И.Б. технология модульного обучения в школе. Практико-ориентированная монография. Москва.: 1997 г.
  8. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Москва.: 1996 г.
  9. Начальная школа.№2 – 2003. с.33.

 По данной технологии мною разработан весь курс русского языка 4 –го класса (Рамзаева) и природоведения (А.Плешаков) 4 –го класса.

МОДУЛЬ 4.

ТЕМА: В ТУНДРЕ

При изучении темы ты должен:

  • Знать природные условия тундры.
  • Знать особенности растительного и животного мира тундры.
  • Уметь показывать на карте зону тундры.

Оборудование: Фотоматериал “В тундре”, компьютер для показа, плакат “Тундра”, контурная карта “Природные зоны”, индивидуальные таблицы для работы с учебником, ключи для самоконтроля.

Учебный

элемент

Как делать? Методические рекомендации.

Время работы.

Контроль.

УЭ – 0

Повторение материала об Арктике.

Цель: Проверить выполнение домашнего задания.

Реши кроссворд.

Ответь на вопросы. (Домашний тест) Проверь по ключу.

Покажи на карте Арктическую зону.

3 мин.

Проверка по ключу №1.

Оценку поставь в тетради.

У Э – 1

Изучение

Нового материала.

Цель: Знать о природных условиях тундры. Знать особенности животного и растительного мира.

Входной контроль:

Тундру называют краем болот и озёр. Знаете ли вы почему?

Почему нельзя посадить дерево в тундре?

Послушай рассказ учителя. После объяснения ответь на вопросы. Беседа сопровождается показом фотоматериала “В тундре” подготовленном в Усть-Ленском заповеднике.

Почему растения тундры успевают отцвести и получить семена за такое короткое лето?

Как приспособились растения тундры к суровым природным условиям?

3) Найди на карте зону тундру. Закрась её.

Прочти о белой куропатке, белой сове, и об олене. Стр. 53.

Ответь на вопросы.

Почему от леммингов во многом зависит жизнь хищных зверей, каких?

Почему белая куропатка и белая сова – постоянно живут в тундре.

Какое значение имеет для оленя широкие копыта.

Прочти статью учебника стр 51. – 53.

Заполни таблицу “Зон” 1, 2, 3, 5, 6 колонки. Работай с учебником.

Дежурный, не забудь, что пора отдохнуть. Физкультминутка.

 

 

2 мин.

 

 

8 мин.

 

2 балла за ответ

 

3 мин.

 

 

1 балл за ответ

 

 

 

7 мин.

Комментирование

УЭ – 2

Закрепление

изученного.

Цель: Ответить на вопросы учебника. Выполнить задания.

Рассмотри цветной разворот учебника. Назови все растения и животных. Составь одну – две цепи питания.

Смотри подсказку.

Ива (цветы, кора) ---------*------------песец

Ягель ---------*---------- волк

*----------- * ----------- *

2) “Проверь себя” Подготовь ответы на вопросы 1, 2,3.(Устно.)

3) Прочти вывод. Стр. 58.

Работай в тетради.

3 мин

Сначала взаимопроверка, затем проверь по ключу №2.

 

6 мин

 

1 балл за ответ

УЭ – 3

Контроль.

Цель: Проверить, как усвоен изученный материал.

1) Объясни значение термина: многолетняя мерзлота.

2) Цифровой диктант. Под номерами подпиши названия растений и животных.

3) Тестовая работа. Допиши предложения.

  • Зона тундры следует за ……...
  • Зима здесь ……….
  • Лето в тундре ……….
  • Круглый год в тундре дуют …...
  • Многолетняя мерзлота не пропускает …...
  • Тундра – край ……..
  • Ягель называют …...
  • В тундре растут ….берёза и ……… ива.
  • Самое крупное животное - ……..

 

10 мин.

1 балл за ответ

Проверь по ключу№3.

Проверь по ключу №4.

 

 

 

 

 

 

 

Запиши задания к следующему уроку:

  1. Ответить на вопросы и задания стр.58.
  2. Прочитать статью “Тундра и человек” стр. 56.
  3. Нарисуй, как ты себе представляешь тундру.
  4. Подготовь сообщение о каком-нибудь растении тундры, животном тундры.
  5. Найди информацию об Усть-Ленском заповеднике.
  6. Прочитай в учебнике о Таймырском заповеднике.

Оцени свою работу на уроке.

  • 25 – 23 балла оценка “5”
  • 22 – 20 баллов оценка “4”
  • 19 – 17 баллов оценка “3”
  • 15 – 13 баллов оценка “2”

Спасибо за урок!

 Русский язык. 4 класс. Модуль № 10

Тема: творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

Тип урока: Комбинированный.

Цели:

  • знать правило правописания окончаний имён прилагательных в творительном и предложном падежах мужского и среднего рода.
  • уметь правильно писать окончания прилагательных в творительном и предложном падежах.
  • развивать устную речь.
  • учит работать в малых группах.
  • совершенствовать умение получать информацию.
  • развивать логическое мышление через сравнение и анализ слов и словосочетаний.

УЭ – 0

Повторение пройденного материала о правописании прилагательных в дательном падеже.

Цель: Повторить правописание окончаний имён прилагательных в дательном падеже. Проверить выполнение домашней работы.

Вспомни и расскажи правило о правописании окончаний прилагательных в дательном падеже.

Запиши под диктовку. Салют, трамвай, картина. выгон, пассажир, пальто, завтра, календарь.

Поставь ударение, подчеркни орфограммы.

Составь 4 словосочетания с любыми из данных слов в дательном падеже прилагательное + существительное. Выдели окончание. Докажи, что написали правильно.

Работа по развитию речи. У мудрого человека длинные уши и короткий язык. Прочтите пословицу.

Объясните, в каком значении употребили прилагательные длинные и короткий?

Пообдери ещё слова в переносном значении к слову ЯЗЫК.

Ещё раз сделай вывод. Какие окончания имеют прилагательные в дательном падеже в мужском и среднем роде?

Время работы 7 мин.

Эталон.

5 б – 0 ош.

4 б – 1 ош.

3 б – 2 ош.

2 б – 3 ош.

1 б – 4 и более ош.

 

 

2 балла за ответ.

УЭ – 1.

Изучение нового материала. Выучи правило о правописании окончаний прилагательных в творительном и предложном падежах.

Цель: выучит правило о правописании окончаний имени прилагательного в творительном и предложном падеже. Сравнить падежные вопросы и окончания имён прилагательных в этих падежах,, научиться их различать.

Спиши. Вставь прилагательные из скобок в словосочетание, изменив его по смыслу, запиши вопрос. Ставь ударение.

Окружён … кустарником. Спрятался в … кустарнике. (густой, колючий).

Встретился со … псом. Рассказал о … псе. (злой, дворовый).

Любовался … озером. Отдыхал на.. озере. (лесное, красивое).

В каких падежах употреблены прилагательные в данных предложениях?

Назовите ударные и безударные окончания прилагательных в творительном падеже.

Назови ударные и безударные окончания прилагательных в предложном падеже.

Назови вопросы творительного и предложного падежей.

Подумай, почему мы сравниваем эти падежные формы имен прилагательных?

Запишем правило в виде таблицы.

Какие окончания имеют прилагательные в творительным и предложном падежах в мужском и среднем роде?

Проверьте по учебнику стр. 135 верно ли вы сделали вывод.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Выпиши номера словосочетаний с прилагательными в творительном и предложном падежах

В зимнем уборе. 2. По длинному оврагу. 3. Зимним вечером. 4. Сильному морозу. 5. В дремучем лесу. 6. Доброго человека. 7. На синем небе.

Вернись к цели учебного элемента 1, скажи правило.

Дежурный! Не забудь, что пора отдохнуть!

Время работы 10 мин.

 

 

 

 

 

Взаимопроверка.

Оцени работу товарища.

 

 

 

 

1 балл за ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сверь с эталоном учителя. 4 балла за правильно выполненную работу.

Расскажи соседу по парте.

УЭ – 2

Первичное закрепление.

Цель: Закрепить полученные знания о правописании окончаний прилагательных в творительном и предложном падежах.

Выполни упражнение № 308 стр. 136. Сделай фонетический разбор слова весёлом.

Внимание! Аукцион прилагательных в творительном и предложном падежах “Кто больше?” по схемам.

Весёлым, красивым, печальном, хорошем.

Время работы 6 мин.

3 мин.

По 2 балла за слово.

 

 

УЭ – 3

Контроль полученных знаний.

Цель: Проверить, как усвоено правило о правописании окончаний прилагательных в творительном и предложном падежах.

Спиши предложения, вставь пропущенные буквы. Определи падеж, выдели окончания. Выполни задания.

Солнце село за даль … лесом.

Лес наполнился птичь.. гамом.

О дальн … походе в моря, мечтайте, мечтайте друзья!

В соседн … посёлке вырыли пруд.

Время работы 3 мин.

 

 

 

Проверка учителем.

УЭ – 4

Проверь себя.

Цель: Уточнить всё ли усвоил на уроке. Вернись к целям урока и ответь на вопросы.

На какие вопросы отвечают прилагательные в творительном и предложном падежах?

Какие окончания имеют прилагательные в творительном и предложном падежах?

Приведите примеры.

Время работы 3 мин.

Упражнения для самостоятельной работы дома. Упр. 307 стр. 136. Подготовься к диктанту упр.310 стр. 137.

Оцени свою работу на уроке.

  • 15 – 13 баллов “5”
  • 12 – 10 баллов “4”
  • 9 – 7 баллов “3”
  • Меньше 7 баллов “2”

Приложение 1 (ключи к модулю №4), Приложение 2 (характеристика природных зон), Приложение 3 (беседа учителя).

Спасибо за урок! Если что-то не получилось, не расстраивайся, прочти теоретический материал ещё раз, выполни дополнительно упражнения, спроси у учителя о том, что не понял.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Особенности применения модульной технологии в начальных классах

Модульная технология является актуальной и востребованной. В статье вы найдёте ответ на вопрос, как применять технологию в начальных классах....

Модульные обучение в начальной школе с применением ИКТ с целью вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.

Выступление на МО по теме: "Модульные обучение в начальной школе с применением ИКТ с целью вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность."...

Проект "Использование русско народных сказок с помощью модульного оригами в начальной школе

Изучение русских народных сказок с помощью модульной оригами в начальной школе Реальностью наших дней является рост числа детей  инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Чело...

Технология модульного обучения в начальной школе

Ребята работают в группах по определенному заданию...

Использование технологии модульного обучения в начальной школе.

я использую технологию модульного обучения на уроках русского языка и  математики . Это приносит свои плоды....