Модульные обучение в начальной школе с применением ИКТ с целью вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.
материал по теме
Выступление на МО по теме: "Модульные обучение в начальной школе с применением ИКТ с целью вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 42.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Модульные обучение в начальной школе с применением ИКТ с целью вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.
Особенностью проектных уроков является их направленность на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности с учетом постепенного возрастания самостоятельности детей, повышения их творческой активности.
Вот уже второй год я работаю по УМК «Планета знаний», программа которой, предполагает работу над проектами по окончании изучения тематического раздела.
Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для нас на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. В процессе игровой деятельности, например, ученик может в непринужденной форме раскрыть скрытые до сих пор таланты, а учитель — создать необычный по замыслу и организации урок, без строгого, но логично выстроенного режима работы, ярких, запоминающихся моментов, где будут соседствовать привычное и непривычное. Это творческий урок в творческой лаборатории.
Как ввести учащихся в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, как заинтересовать тематикой проекта, поддерживать любознательность, устойчивый интерес к проекту? Вот здесь мне на помощь пришла идея использования ИКТ. Я действую по принципу: « лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
В настоящее время стоит остро вопрос об отмене традиционной системе оценивания для выработки основных компетенций
- Особенности организации проектной деятельности в начальной школе с использованием ИКТ.
Так сложилось, что еще в 1 классе у детей были заложены основы исследовательской деятельности как неотъемлемой составляющей образовательного процесса в начальной школе. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга “к тайнам” превращает его в “исследователя”. Успех выполнения таких задач формирует “интеллектуальную” радость, положительные эмоции.
Начиная работу над проектом, взрослые не должны навязывать тему. Надо дать учащимся возможность самим определиться с выбором. Возникает вопрос: а как научить их работать над проектом, особенно если речь идет о целом классе, ничего им не объясняя? Как объяснить, что такое проект? Мы сами должны быть увлеченными людьми, знать и любить что-то, чтобы учащиеся это увидели и полюбили так, как мы это любим.
Во всех учебниках по Окружающему миру (Ивченко Г.Г., Потапов И.В. УМК «Планета знаний» ) по окончанию изучения темы детям предлагаются варианты проектов. Помочь учащимся разобраться и определится на начальном этапе работы мне помогает презентация – алгоритм (для учащихся «путеводитель») имеющий общую структуру для всех проектов:
- Название темы проекта.
- Обобщение полученных знаний в результате изучения раздела программы по теме проекта.
- Источники дополнительной информации.
- Варианты проектов по заданной теме.
Во 2 классе по программе Окружающий мир детям предлагается четыре модуля для проектной деятельности:
- «Знание –сила»
- «Мы живем в космосе»
- «Жизнь леса»
- «Наши питомцы»
Для каждой из этих тем я составила презентацию, помощь на начальном этапе «погружения» в проблему.
Далее я детям раздаю памятку - Маршрутный лист проектной работы:
Маршрутный лист проектной работы I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы, темы) . II этап: Сбор и обработка информации . III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
IV этап: Реализация плана действий (проекта) . V этап: Подготовка к защите проекта . VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.) VII этап: Самооценка проделанной работы, свои впечатления. |
Мы видим что в памятке четко прослеживаются этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
Погружение в проект.
На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.
2 этап. Организационный.
На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.
3 этап. Осуществление деятельности.
Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.
4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).
На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.
5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).
Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы. Проверяются выдвинутые гипотезы, обсуждаются возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.
Особое внимание в начальной школе требует этап проектной деятельности – презентация проекта. Необходимо помочь ученикам произвести самооценку проекта. Для этого задаются вопросы:
- Обращаясь к определённой потребности: почему вы начали разрабатывать этот проект?
- Обращаясь к критериям: соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям?
- Обращаясь к оценке: каковы комментарии посторонних людей и тех, кто будет использовать ваш проект?
- Обращаясь к полученным результатам: как улучшить проект и (или) каковы направления для дальнейшего исследования?
Также необходимо помочь учащимся оценить процесс проектирования. Для этого тоже можно задать им следующие вопросы, которые могут быть упрощены в зависимости от ситуации:
- Правильно ли сформулировали задачу?
- Соответствовало ли ваше исследование поставленным целям?
- Обосновали ли вы каждый из критериев?
- Разнообразны ли были идеи? Учитывали ли они местные условия?
- Обосновали ли вы своё решение пи выборе одной идеи?
- Была ли достаточна полной проработка выбранной идеи?
- Соответствовал ли результат проработки идеи тому проекту, который вы собирались выполнять?
- Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?
- Предусматривает ли реализация проекта решение экономических и экологических проблем?
- Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?
А также, необходимо помочь учащимся подготовить проект к презентации. Иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своём проекте по плану.
Но самое главное – на презентации школьники учатся анализировать свои идеи, отмечать удачные творческие находки, стараются оценить вклад каждого и умение работать в команде.
Весьма важный вопрос – оценка выполнения проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрён каждый ученик, участвовавший в выполнении проекта.
В современной педагогике метод учебного проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий. Внутри проектной деятельности учащиеся являются субъектами этого процесса: они усваивают цели и задачи деятельности, заданные извне как личностно и общественно значимые, активно овладевают её содержанием и по мере овладения в большей степени самостоятельно организуют и реализуют собственную проектную деятельность.
Но основное её преимущество по сравнению со многими другими видами учебной деятельности состоит в том, что данная основная цель учебной деятельности выступает перед учениками в косвенной форме, неявно. И необходимость её достижения усваивается школьниками постепенно, принимает характер самостоятельно найденной и принятой цели, т.е. цели, имеющей в силу этого значительную личностную ценность.
Проектная деятельность школьников, предоставляя школьнику широкое поле новой для него деятельности, тем самым способствует появлению широкого круга интересов и, затем, через них, косвенным образом оказывает воздействие на формирование идеалов, убеждений, привычек и мировоззрения личности.
В проектной деятельности младших школьников выделяют следующие этапы, соответствующие структуре ученой деятельности:
мотивационный (учитель заявляет общий смысл, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);
планирующий - подготовительным (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение модульной технологии в начальной школе на уроках русского языка при прохождении темы: "Слова с непроверяемыми написаниями"
Доклад для МО на тему: "Обучающие модули"...
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе через применение активных методов обучения.
Непременным условием эффективности процесса обучения является развитие познавательной активности обучающегося и ее поддержание в течение всего периода обучения в начальной школе.В процессе обучения пр...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе посредством применения ИКТ
Активизация познавательной деятельности – важная проблема для начальной школы....
Технология модульного обучения в начальной школе
Ребята работают в группах по определенному заданию...
Использование технологии модульного обучения в начальной школе.
я использую технологию модульного обучения на уроках русского языка и математики . Это приносит свои плоды....
Инновационные педагогические технологии. Проектно - исследовательская деятельность как одна из активных методов обучения в начальной школе.
Наиболее целесообразной, активной, развивающей формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проекта....