Урок русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок закрепления новых знаний. Основные понятия:Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные, предложение, текст. Предметные умения:· сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;
· подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;
расширить словарный запас учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urog_fgos.docx | 329.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Стригай Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»
Технологическая карта к уроку
русского языка во 2 классе по теме:
«Слова с безударными гласными
в корне слова»
(УМК «Планета знаний)
Тип урока: закрепление новых знаний
Учитель начальных классов высшей категории Прохорова Татьяна Васильевна
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Тема урока | Слова с безударными гласными в корне слова | |
Тип урока | закрепление новых знаний; | |
Цель | Научить школьников проверять написание слов с безударными гласными | |
Планируемый результат | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) |
| Личностные:
Метапредметные Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| |
Основные понятия | Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные, предложение, текст. | |
Межпредметные связи | Русский язык – развитие речи – литературное чтение | |
Ресурсы: - основные -дополнительные | Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник для 2 класса. Часть 1 Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными». Карточки «Лесенка успеха» | |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия |
Мотивация к учебной деятельности | Включение в деловой ритм Устное сообщение учителя Ребята, а встречались ли вы с трудностями в жизни? А на уроках русского языка? -Как называется место в слове, где можно допустить ошибку? -Что такое орфограмма? Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? | Готовятся к работе Да..
Орфограмма
Трудное и опасное место в слове… Буква для обозначения звука в слабой позиции… Об орфограммах.
| Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
леса, лесной, лесок.
Лесник, лесоруб, перелесок
- Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.
Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание |
На доске записаны слова:
Л.са, л.сной, л.сок.
- Что можете сказать о данных словах? (однокоренные, корень ЛЕС)
-Разбор по составу.
ПАМЯТКА!
-Проверим ваши результаты. (Слово ЛЕСА: окончание – А, корень - ЛЕС,
Слово ЛЕСНОЙ: окончание – ой, корень - ЛЕС, суффикс – Н;
Слово ЛЕСОК: окончание – нулевое, корень - ЛЕС, суффикс – ОК)
- Какой частью речи являются данные слова? (лес, лесок – существительное, лесной - прилагательное )
- Подберите еще существительные, которые являются родственными словами (лесник, лесоруб, перелесок )
- Объясните значение слова ПЕРЕЛЕСОК (это молодой редкий лес, отделенный полянами от большого леса)
Проверка:
леса, лесной, лесок.
Лесник, лесоруб, перелесок
- Выясните, является ли слово ЛИСА однокоренным.
Л*СА Л*СА
(Лиса – это
Леса – это )
Значения слов разные, значит, это не родственные слова.
Постановка учебной задачи | Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. | Ставят цели, выявляют место и причины затруднения. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы. |
- А когда слова называются РОДСТВЕННЫМИ? (в которых одинаковый корень и значение, близкое по смыслу)
- А что можно сказать о корне?
-Объясните, почему вы считаете, что корень разный, ведь при произношении слышится звук И. (для этого нужно подобрать проверочное слово)
- Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? (Будем учиться записывать буквы безударных гласных в корне слова)
-Давайте спрогнозируем свою оценку, используя «Лесенку успеха» (таблица самооценки)
Оцените свои знания и умения по теме « Безударные гласные в корне слова".
Алгоритм выявления безударной гласной и способ ее проверки.
На доске – слайд:
УДАРНАЯ –
СИЛЬНАЯ –
ЧЕТКАЯ –
-Подберите к этим словам антонимы. Вот нам и понадобились эти слова.
Ученики называют:
БЕЗУДАРНАЯ
СЛАБАЯ
НЕЧЕТКАЯ
-Попробуем сформулировать способ проверки безударной гласной в корне слова с помощью этой схемы.
-Что значит понятие «безударная гласная»? ( нечеткая).
Дальше дети рассуждают по выше составленной схеме:
Чтобы написать правильно нечеткую гласную, надо сделать ее четкой, т.е. из слабой позиции поставить в сильную, из безударной сделать ударную.
-А какая позиция для гласной считается сильной? ( под ударением)
-А что для этого надо сделать? ( изменить слово или подобрать такое проверочное, чтобы гласная стала ударной, т. е. обрела сильную позицию и стала четкой.
-Как называем слово, которое помогает нам понять какую гласную надо писать?(проверочное)
-А как называем слово, в котором позиция гласной в корне слабая? (проверяемое)
Сформулируйте тему нашего урока (Правописание букв безударных гласных в корне слова)
Построение проекта выхода из затруднения | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
_ Почему возникло затруднение в написании буквы гласного в корне? (Гласный звук И в слабой позиции , значит, он - орфограмма )
Запись в тетрадь. Учитель записывает на доске.
Л.са – перелесок, лес – леса
Л.са – лисий, лис – лиса
- Как действовали при написании буквы гласного в корне?
- Какую цель ставили? (Узнать какая орфограмма в этом слове, как ее проверить)
-Какое наше действие следующее? 1. Называем орфограмму в слове, ставим ударение.
2. Выделяем корень, находим букву безударного гласного
3. Подбираем родственные слова, выбираем слово с буквой гласного в сильной позиции.
4. Записываем слово, выделяем корень.)
Физкультминутка
Обобщение новых знаний | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. | Выполняют задания с объяснением | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. |
На доске записаны слова: з . ма
д . рев.я
сн . жок
- Что видите? (Написаны слова с буквами безударного гласного )
- По составленному алгоритму найдите буквы безударного гласного.
- Какие шаги выполняли? ( 1.Называем орфограмму в слове, ставим ударение.
2. Выделяем корень, находим букву безударного гласного
3. Подбираем родственные слова, выбираем слово с буквой гласного в сильной позиции.
4. Записываем слово, выделяем корень.)
Запись в тетрадь (коллективная работа)
Д.рев.я – дерево - деревья
- Вспомним правило.
- Решим орфографические задачи.
- Графически выделите орфограмму.
- Остальные слова запишите работая в парах
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРЕ
РАБОТАТЬ ДОЛЖНЫ ОБА
ОДИН ГОВОРИТ, ДРУГОЙ СЛУШАЕТ
СВОЁ НЕСОГЛАСИЕ ВЫСКАЗЫВАЙ ВЕЖЛИВО
ЕСЛИ НЕ ПОНЯЛ, ПЕРЕСПРОСИ
ПРОВЕРЬ СЕБЯ:
З*МА- ЗИМЫ- ЗИМА
Д*РЕВ*Я-ДЕРЕВО-ДЕРЕВЬЯ
СН*ЖОК-СНЕГ-СНЕЖОК
ЗАЯЦ
- У в ас так же? А что не так? (другие проверочные слова)
- Какие проверочные слова подобрали вы? (зимушка, зимний, зимы )
- Почему? (потому, что можно по-разному подбирать проверочные слова:
1. Изменять форму слова
2. Родственные слова)
- Кто из вас проверял, изменяя форму слова?
- Как? (по числам, по вопросам)
- Кто подбирал родственные слова? Какие?
- Итак, сколько способов проверки мы знаем? Какие?
На доске высвечивается иллюстрация, на которой дети лепят снеговика.
-Ребята, составьте предложение по этой иллюстрации.
Ученики предлагают разные предложения, останавливаемся на предложении «Ребята слепили снеговика.»
На доске появляется : Р.бята сл.пили сн.говика.
-Какие орфограммы пропущены в предложении? (безударные гласные)
Анализируя предложение, дети приходят к выводу, что не все безударные гласные в корне можно проверить. Например, в слове «ребята» нельзя проверить «е».
-Это словарное слово, его надо запомнить. А чтобы легче было запомнить, можно придумать ассоциацию к этому слову.
Детям была предложена ассоциация в виде рисунка, на котором изображены дети, играющие в игру. Для этого они выстроились на поляне в виде буквы Е. Учащиеся запоминают это, а когда надо будет написать это слово, вспомнят иллюстрацию с построением.
- Как поступить в этом случае? (обратиться к словарю)
- Значит, всегда можно проверить букву безударного гласного в корне слова? (в словарных - нельзя)
Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону | Организует деятельность по применению новых знаний | Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
- Используя алгоритм, выполним упражнение 1, стр.102.
–Прочитайте.
- Спишите, используя алгоритм, вставьте буквы безударных гласных, обозначьте орфограмму, выделите корень.
- Взаимопроверка
- Почему достаточно проверить всего два слова?(это форма одного слова)
Включение в систему знаний | Организует выполнение творческого задания | Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение. | Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
На доске запись:
На дв .ре ст .ит снежная з .ма тр .щат м .розы д .твора п .строила горку.
- Сколько предложений? (3: в 1 говорится о зиме, во 2 – о морозах, в 3 – о детях)
- Что можно сказать об этих предложениях? (Связаны по смыслу, это текст)
- Озаглавьте. (Зима. Зимой.)
- Какую букву гласного напишите в словах заглавия? Почему?
- Какое еще задание к этому тексту? (вставить буквы безударных гласных)
- Что для этого потребуется?(алгоритм)
Работа в парах
Рефлексия деятельности | Организует рефлексию Определение критериев оценки достижений по данной теме и прогностическая оценка | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Регулятивные: ( удержание цели) действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала. Личностные: Осознают свои возможности в учении; способны судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
- Давайте объединим наши знания в кластер, вы будете помогать.
Составление кластера
БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА
может ли быть в сильной позиции в других формах слова или родственных словах?
Да нет
Пишем такую же букву Словарь (вспомнить)
- Это можно повторить на странице 102 нашего учебника.
- С какой орфограммой познакомились на уроке?
Кто научился записывать букву безударного гласного в корне?
- Подберите устно слово на эту орфограмму.
- Все учебные задачи решены?
- Решение каких задач вызвало у вас затруднение?
- Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
- Оцените свои знания и умения по теме «Проверяемые орфограммы в корне слова» в конце урока, используя «Лесенку знаний».
- Встаньте те, у кого оценки в начале и в конце урока совпали?
- Встаньте те, у кого оценка изменилась?
- Встаньте те, у кого в начале урока оценка была ниже, чем в конце?
- Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."
В технологической карте предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...
Урок русского языка во 2 классе по теме "Правописание безударных в корне слова"
В уроке идет работа со словарным словом снегирь. У рок соответствует требованиям ФГОС НОО...
Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.
Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...
Конспект урока по русскому языку 1 класс по теме:"Проверяемые безударные гласные в корне слова"
Конспект урока, презентация, дополнительный материал....
Конспект урока русского языка во 2 классе Тема урока: «Безударная гласная в корне слова»
Тема урока. Безударная гласная в корне слова.Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.Планируемые результаты:Предметные : использование новых знаний в практической деятельности....
план к уроку русского языка 2 кл по теме правописание безударных гласных в корне слова
план к уроку русскогоязыка 2 кл по теме правописание безударных гласных в корне слова...
Контрольный диктант по русскому языку 2 класс по теме " Правописание безударных гласных в корне слова"
Контрольный диктант по русскому языку 2 класс по теме " Правописание безударных гласных в корне слова"...