Урок русского языка во 2 классе по теме: «Слова с безударными гласными в корне слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Прохорова Татьяна Васильевна

Урок закрепления новых знаний. Основные понятия:Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные, предложение, текст. Предметные умения:·        сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;

·        подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;

расширить словарный запас учащихся

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urog_fgos.docx329.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Стригай Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области»

Технологическая карта  к уроку

русского языка во 2 классе по теме:

 «Слова с безударными гласными

в корне слова»

(УМК «Планета знаний)

Тип урока: закрепление новых знаний

                                Учитель начальных классов высшей категории Прохорова Татьяна Васильевна

        

 

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе

Тема урока

Слова с безударными гласными в корне слова

Тип урока

закрепление новых знаний;

      Цель

Научить школьников проверять написание слов с безударными гласными

Планируемый

    результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

  • сформировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;
  • подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными;
  • расширить словарный запас учащихся

Личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;
  • способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: 

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

  • освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

  • формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • принимать на себя ответственность за результат своих действий;
  • наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные, предложение, текст.

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи – литературное чтение

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник для 2 класса. Часть 1

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными».

Карточки «Лесенка успеха»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

                Формируемые

универсальные учебные действия

Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Ребята, а встречались  ли вы с трудностями в жизни?

А  на уроках русского языка?

-Как называется место в слове, где можно допустить ошибку?

-Что такое  орфограмма?

Кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Готовятся к работе

Да..

 

Орфограмма

 

Трудное и опасное место в слове…

Буква для обозначения звука в слабой позиции…

Об орфограммах.

 

 

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

   http://www.artscroll.ru/Images/2008/s/Shishkin%20Ivan%20Ivanovich/000213.jpg леса, лесной, лесок.

Лесник, лесоруб, перелесок

 - Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.

Актуализация знаний  и выявление индивидуальных затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

На доске записаны слова:

Л.са, л.сной, л.сок.

- Что можете сказать о данных словах? (однокоренные, корень ЛЕС)

-Разбор по составу.

    ПАМЯТКА!

-Проверим ваши результаты. (Слово ЛЕСА: окончание   – А, корень  -  ЛЕС,

                                                   Слово ЛЕСНОЙ: окончание  – ой, корень  - ЛЕС, суффикс – Н;

                                                   Слово ЛЕСОК: окончание  – нулевое, корень  - ЛЕС, суффикс – ОК)

- Какой частью речи являются данные слова? (лес, лесок – существительное, лесной - прилагательное )

- Подберите еще существительные, которые являются родственными словами (лесник, лесоруб, перелесок )

- Объясните значение слова ПЕРЕЛЕСОК (это молодой редкий лес, отделенный полянами от большого леса)

Проверка:

http://www.artscroll.ru/Images/2008/s/Shishkin%20Ivan%20Ivanovich/000213.jpg леса, лесной, лесок.

Лесник, лесоруб, перелесок

- Выясните, является ли слово ЛИСА однокоренным.

http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=258bc3221d6db71a&mb=imgdb_preview_1653        http://content.foto.mail.ru/bk/ira2010ira/_blogs/i-35271.jpg

Л*СА                                              Л*СА

(Лиса – это

Леса – это )

 Значения слов разные, значит, это не родственные слова.

Постановка учебной задачи

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;

логические –  формулирование проблемы.

- А когда слова называются РОДСТВЕННЫМИ? (в которых одинаковый корень и значение, близкое по смыслу)

- А что можно сказать о корне?

-Объясните, почему вы считаете, что корень разный, ведь при произношении слышится звук И. (для этого нужно подобрать проверочное слово)

- Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? (Будем учиться записывать буквы безударных гласных в корне слова)

-Давайте спрогнозируем свою оценку, используя «Лесенку успеха» (таблица самооценки)

Оцените свои знания и умения по теме « Безударные гласные в корне слова".

Алгоритм выявления безударной гласной и способ ее проверки.

 На доске – слайд:

УДАРНАЯ –

СИЛЬНАЯ –

ЧЕТКАЯ –

-Подберите к этим словам антонимы. Вот нам и понадобились эти слова.

Ученики называют:

БЕЗУДАРНАЯ

СЛАБАЯ

НЕЧЕТКАЯ

-Попробуем сформулировать способ проверки безударной гласной в корне слова с помощью этой схемы.

-Что значит понятие «безударная гласная»? ( нечеткая).

Дальше дети рассуждают по выше составленной схеме:

Чтобы  написать правильно нечеткую гласную, надо сделать ее четкой, т.е. из слабой позиции поставить  в сильную, из безударной сделать ударную.

-А какая позиция для гласной считается сильной? ( под ударением)

 что для этого надо сделать? ( изменить слово или подобрать такое проверочное, чтобы гласная стала ударной, т. е. обрела сильную позицию и стала четкой.

-Как называем слово, которое помогает нам понять какую гласную надо писать?(проверочное)

-А как называем слово, в котором позиция гласной в корне слабая? (проверяемое)

Сформулируйте тему нашего урока (Правописание букв безударных гласных в корне слова) 

Построение проекта выхода из затруднения

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

_ Почему возникло затруднение в написании буквы гласного в корне? (Гласный звук И в слабой позиции , значит, он - орфограмма )

Запись в тетрадь. Учитель записывает на доске.

Л.са – перелесок, лес – леса

Л.са – лисий, лис – лиса

- Как действовали при написании буквы гласного в корне?

- Какую цель ставили? (Узнать какая орфограмма в этом слове, как ее проверить)

-Какое наше действие следующее? 1. Называем орфограмму в слове, ставим ударение.

                                                             2. Выделяем корень, находим букву безударного гласного

                                                             3. Подбираем родственные слова, выбираем слово с буквой гласного в сильной позиции.

                                                             4. Записываем слово, выделяем корень.)

Физкультминутка

Обобщение новых знаний

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Выполняют задания с объяснением

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные:  общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

На доске записаны слова: з . ма

                                             д . рев.я

                                             сн . жок

- Что видите? (Написаны слова с буквами безударного гласного )

- По составленному алгоритму найдите буквы  безударного гласного.

- Какие шаги выполняли? ( 1.Называем орфограмму в слове, ставим ударение.

                                                2. Выделяем корень, находим букву безударного гласного

                                                3. Подбираем родственные слова, выбираем слово с буквой гласного в сильной позиции.

                                                4. Записываем слово, выделяем корень.)

Запись в тетрадь (коллективная работа)

Д.рев.я – дерево - деревья

- Вспомним правило.

-  Решим  орфографические задачи.  

- Графически выделите орфограмму.                                                            

- Остальные слова запишите работая в парах

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРЕ

РАБОТАТЬ ДОЛЖНЫ ОБА

ОДИН ГОВОРИТ, ДРУГОЙ СЛУШАЕТ

СВОЁ НЕСОГЛАСИЕ ВЫСКАЗЫВАЙ ВЕЖЛИВО

ЕСЛИ НЕ ПОНЯЛ, ПЕРЕСПРОСИ

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

З*МА- ЗИМЫ- ЗИМА  

 Д*РЕВ*Я-ДЕРЕВО-ДЕРЕВЬЯ

СН*ЖОК-СНЕГ-СНЕЖОК

ЗАЯЦ

- У в ас так же? А что не так? (другие проверочные слова)

- Какие проверочные слова подобрали вы? (зимушка, зимний, зимы )

- Почему? (потому, что можно по-разному подбирать проверочные слова:

    1. Изменять форму слова

    2. Родственные слова)

- Кто из вас проверял, изменяя форму слова?

- Как? (по числам, по вопросам)

- Кто подбирал родственные слова? Какие?

- Итак, сколько способов проверки мы знаем? Какие?

На доске высвечивается иллюстрация, на которой дети лепят снеговика.

http://i015.radikal.ru/0801/2d/f2ccc786519b.jpg

-Ребята, составьте предложение по этой иллюстрации.

Ученики предлагают разные предложения, останавливаемся на предложении «Ребята слепили снеговика.»

На доске появляется : Р.бята сл.пили сн.говика.

-Какие орфограммы пропущены в предложении? (безударные гласные)

Анализируя  предложение, дети приходят к выводу, что не все безударные гласные в корне можно проверить. Например, в слове «ребята» нельзя проверить «е».

-Это словарное слово, его надо запомнить. А чтобы легче было запомнить, можно придумать ассоциацию к этому слову.

Детям была предложена ассоциация в виде рисунка, на котором изображены дети, играющие в игру. Для этого они выстроились на поляне в виде буквы Е. Учащиеся запоминают это, а когда надо будет написать это слово, вспомнят иллюстрацию с построением.

- Как поступить в этом случае? (обратиться к словарю)

- Значит, всегда можно проверить букву безударного гласного в корне слова? (в словарных - нельзя)

Самостоятельная проверка  с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

  1. Используя алгоритм, выполним упражнение 1, стр.102.

–Прочитайте.

- Спишите, используя алгоритм, вставьте буквы безударных гласных, обозначьте орфограмму, выделите корень.

  1. Взаимопроверка

- Почему достаточно проверить всего два слова?(это форма одного слова)

Включение в систему знаний

Организует выполнение творческого задания

Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

На доске запись:

На  дв .ре  ст .ит  снежная  з .ма  тр .щат  м .розы  д .твора  п .строила  горку.

- Сколько предложений? (3: в 1 говорится о зиме, во 2 – о морозах, в 3 – о детях)

- Что можно сказать об этих предложениях? (Связаны по смыслу, это текст)

- Озаглавьте. (Зима. Зимой.)

- Какую букву гласного напишите в словах заглавия? Почему?

- Какое еще задание к этому тексту? (вставить буквы безударных гласных)

- Что для этого потребуется?(алгоритм)

  Работа в парах

Рефлексия деятельности

Организует рефлексию

Определение критериев оценки достижений по данной теме и прогностическая оценка

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Регулятивные:

( удержание цели)

действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала.

Личностные:

Осознают свои возможности в учении; способны судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении,

связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

- Давайте объединим наши знания в кластер, вы будете помогать.

Составление кластера                                    

                                                                     БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

                                    может ли быть в сильной позиции в других формах слова или родственных словах?

                                                                       

                                                                    Да                                                нет

                                Пишем такую же букву        Словарь (вспомнить)

- Это можно повторить на странице 102 нашего учебника.

- С какой орфограммой познакомились на уроке?

Кто научился записывать букву безударного гласного в корне?

- Подберите устно слово на эту орфограмму.

- Все учебные задачи решены?

- Решение каких задач  вызвало у вас затруднение?

- Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

- Оцените свои знания и умения по теме «Проверяемые орфограммы в корне слова» в конце урока, используя «Лесенку знаний».

- Встаньте те, у кого оценки в начале и в конце урока  совпали?

- Встаньте те, у  кого оценка изменилась?

- Встаньте те, у кого  в начале урока  оценка была ниже, чем в конце?

- Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...

Урок русского языка во 2 классе по теме "Правописание безударных в корне слова"

В уроке идет работа со словарным словом снегирь. У рок соответствует требованиям ФГОС НОО...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

Конспект урока русского языка во 2 классе Тема урока: «Безударная гласная в корне слова»

Тема урока. Безударная гласная в корне слова.Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.Планируемые результаты:Предметные : использование новых знаний в практической деятельности....

план к уроку русского языка 2 кл по теме правописание безударных гласных в корне слова

план к уроку  русскогоязыка 2 кл по теме правописание безударных гласных в корне слова...

Контрольный диктант по русскому языку 2 класс по теме " Правописание безударных гласных в корне слова"

Контрольный диктант по русскому языку  2 класс по теме " Правописание безударных гласных в корне слова"...