«Согласный звук [ч']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему
Создать условия для формирования умения писать заглавную букву Ч; содействовать развитию моторики, развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творческие способности, способствовать воспитанию аккуратности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konsp_bukva_ch.doc | 68 КБ |
bukva_chch.pptx | 151.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе
Технологическая карта урока
Педагогическая цель | Создать условия для формирования умения писать заглавную букву Ч; содействовать развитию моторики, развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творческие способности, способствовать воспитанию аккуратности. |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые | Сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’]; обводят элементы буквы Ч безотрывно; воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму; правильно пишут имена собственные; списывают без ошибок с печатного шрифта; дополняют предложения, данные в прописи; соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона |
Личностные | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения |
Универсальные | Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, выполняют слого-звуковой анализ слов. Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
Основное содержание темы, понятия | «Согласный звук [ч']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу». |
Оборудование: | Карточки с буквой Чч, презентация, компьютер, интерактивная доска, лента букв, сигнальные карточки со звуками. |
Электронные образовательные | 1. Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mentemirova.my1.ru/news/1-0-1 2. Презентация «Живая азбука» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1677/download/ |
Ход урока
Этапы | Формы, | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма | |||
осуществляемые | формируемые | ||||||
I. Организация | Фронтальная, индивидуальная | Вы очень дружные ребята Успехов на уроке вам желаю. Вы пишите, ведёте счёт, читаете И про всё на свете знаете. – Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим одноклассникам и нашим гостям. А я дарю вам свою улыбку… | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку | ||
II. Усвоение новых знаний и способов 1. Пальчиковая гимнастика | Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития | – Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику Физкультминутка (моторика). Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. | Руки сжаты в кулачки. Кисти встряхивают. | Внимательно | Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук | ||
2. Правила посадки за столом во время письма | Индивидуальная. Практический | – Проверим посадку, правила обращения | Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку | Правильно держат осанку при письме, верно обращаются | Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения | ||
3. Орфографическая разминка | Практическая | 1. Сколько букв в русском алфавите? 2. На какие группы делятся буквы? – Покажите на ленте букв все гласные, все звонкие согласные, все изученные глухие согласные звуки. Что можно составить из звуков и букв? – Как называются слова, написание которых нельзя проверить, а надо запомнить? – Потренируемся в написании словарных слов. (Слайд №3) _бед ябл...ня м_л_ко х...р...шо в_рона к...пуста ч_й ч...до | 33 гласные и согласные слова словарные слова | Внимательно | Индивидуальный | ||
4.Постановка учебной задачи | Ребята, прочитайте последнее слово на доске – На какую букву они начинаются? У нас появилась проблема! О чём мы сегодня будем говорить на уроке, чтобы её решить?.. Мы должны всё узнать о звуке [ч'] и букве ч, а также о сочетании ча, чу. Посмотрите на ленту букв и найдем букву Чч. Какой он: гласный или согласный? Звонкий или глухой? Парный или глухой? Мягкий или твердый? | чай, чудо буква ч о букве ч | Внимательно | Индивидуальный | |||
5. Построение проекта выхода из затруднения. Анализ начертания и написание за-главной буквы Ч | Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо | Попробуем вместе открыть новые знания о звуке [ч']. Откройте азбуку на с. 132 (Р.Н. Бунеев и др. "Моя любимая азбука"). Сделайте схемы-«звуковичка» Ч. Нарисуем шляпку, раскрасим башмачки . (слайд №4) Прочитаем 1 и 2 столбик. Проведите анализ слова человек (разделите на слоги, поставьте ударение, сколько в слове букв и звуков). Сделайте вывод о звуке [ч']. (слайд №5) Прочитайте слова. Какой звук в них общий? Где он стоит: в начале, середине или конце слова? Какое слово лишнее и почему? Черника, кирпич, чайник, стрекочет, , мяч, трубач, книга (слайд №6) | Читают и анализируют прочитанный текст и новый звук «ч». Обводят по контуру элементы букв. Рассматривают прописную букву Ч, прописывают элементы буквы, букву Ч и слова, проводят слого-звуковой анализ. ( согласный, глухой, мягкий) лишняя книга, нет буквы Чч | Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в прописной букве. Сравнивают печатную и письменную буквы. Пишут букву Ч в соответствии | Индивидуальный. Проверка правильной ориентировки в рабочей строке. Верное называние и написание элементов и заглавной буквы Ч | ||
Физкультминутка | Коллективная, индивидуальная. Практическая работа | Физкультминутка. Отдых наш – физкультминутка Занимай свои места: Шаг на месте левой, правой, Раз и два, раз и два! Прямо спину все держите, Раз и два, раз и два! И под ногами не смотрите, Раз и два, раз и два! – Спасибо. Продолжаем работу. | Повторить 2 раза. Встать из-за парт | Осуществляют профилактику утомления | Фронтальный. Правильное выполнение упражнения | ||
6. Работа с предложениями (с. 29) | Работа в парах. Словесный, практический. Чтение, письмо | – подчеркнуть простым карандашом самую красивую букву, самый красивый слог. Прочитайте слоги вверху в прописях. (Слайд№ 8-12) Давайте их обведем. – На какие две группы можно разделить слова с? (Слайд №13) – Почему эти сочетания являются опасными? - А теперь мальчики напишите слова со слогом ча, а девочки - со слогом чу. Ча пиши с буквой а. Чу пиши с буквой у. (Слайд №14) Вот оно – маленькое чудо. Мы открыли для себя новые знания! | Читают, пишут предложения. Отвечают (Звук [ч'] всегда мягкий, и мы можем по ошибке написать буквы я и ю, которые указывают на мягкость.) (Группы ча, чу.) | Выполняют письмо по образцу. Списывают правильно с печатного шрифта | Индивидуальный. Письмо, чтение | ||
7. Закрепление. Упражнения в чтении | Сегодня мы очень много узнали о букве ч. Но мы ещё не знаем, что буква ч «почемучка». Как вы думаете, почему? – Откройте азбуку на с. 132. Прочитайте вполголоса рассказ «Буква-почемучка». Давайте прочитаем 1 абзац. – О какой букве идёт речь? – Как её называет авторы? Почему? - На что она похожа? Ответьте подробно на вопрос: "Почему букву ч назвали буквой-почемучкой?" Хорошо это – быть почемучкой? А кого называют почемучкой? После работы с текстом посмотреть на слайд 15.Чай - чистый…… Резерв (слайд№ 16) (Загадки) | Читают и анализируют текст. Отвечают (тот, кто много задает вопросов) | Читают и анализируют текст | Индивидуальный. Письмо, чтение | |||
III. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Буква Ч довольна вашей работой. А вы? – Какую букву вы учились писать? Как на письме используется заглавная буква? | Отвечают на вопросы учителя | Оценивают свою работу | Фронтальный. Устные ответы | ||
IV. Домашнее задание | прочитать 2 абзац текста с 132 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девиз урока «Мы - самые дружные ребята!»
Словарные слова _бед м_л_ко в_рона ч_й ябл_ня х_р_шо к_пуста ч_до
ч
Вывод: Звук [ ч ] Согласный Непарный Всегда мягкий Глухой
ч ерника кирпич с трекочет мяч трубач книга
Ч О
ч а
Ч Е
Ч Ё
Ч У
ч ч у ж с а ы й ш а а о д у ч ч ч а к и н к о й
ЗАПОМНИ ЧА пиши с буквой а . ЧУ пиши с буквой У .
чай точные чудесный честный чистые чашки человек часы
жи чи сы ча ту чик лет
Молодцы, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ЧА, ЧУ».
Урок по программе "Школа 2100", интегрированный, с применением деятельностного метода, коллективной и групповой формы работы. ...
Согласный звук [Ж]. Буквы Ж, ж. Сочетание ЖИ.
Урок имеет четкую структуру, один этап плавно перетекает в другой. Использованы различные виды работы. Знакомство с новым звуком происходит в игровой форме....
Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: «Согласный звук [ч\']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».
Цель урока:дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч\'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творчес...
Проект урока по литературному чтению "Твердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"
Тема урокаТвердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши. Класс1классПредметЛитературное чтениеПедагогическая цель Создать условия для открытия новых знаний, познакомить учащихся с тверд...
Согласный звук «л». Строчной согласный звук «Л».
- познакомить со звуками [л], [л ] и буквой «л»;- отрабатывать навык слогового чтения слов с изученными буквами;- обогащать словарный запас учащихся;- развивать интерес к чтению;- научить писать...
Урок литературного чтения. 1 класс. Тема"Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши".
Урок литературного чтения. 1 класс. Тема "Твёрдый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"....