«Согласный звук [ч']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс) на тему

Создать условия для формирования умения писать заглавную букву Ч; содействовать развитию моторики, развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творческие способности, способствовать воспитанию аккуратности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konsp_bukva_ch.doc68 КБ
Файл bukva_chch.pptx151.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       

Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе

Технологическая карта урока

Педагогическая цель

Создать условия для формирования умения писать заглавную букву Ч; содействовать развитию моторики, развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творческие способности, способствовать воспитанию аккуратности.

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Сравнивают строчную и заглавную, печатную и письменную буквы; выполняют слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’]; обводят элементы буквы Ч безотрывно; воспроизводят форму изучаемой буквы и ее соединения с другой буквой по алгоритму; правильно пишут имена собственные; списывают без ошибок с печатного шрифта; дополняют предложения, данные в прописи; соблюдают соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона

Личностные
результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, выполняют слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Основное содержание темы, понятия
и термины

«Согласный звук [ч']. Строчная буква  ч. Правописание сочетаний ча, чу».

Оборудование:

Карточки с буквой Чч, презентация, компьютер, интерактивная доска,  лента букв, сигнальные карточки со звуками.

Электронные  образовательные
ресурсы

1. Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mentemirova.my1.ru/news/1-0-1

2. Презентация «Живая азбука» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1677/download/


Ход урока

Этапы
урока

Формы,
методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма
контроля

осуществляемые
действия

формируемые
умения

I. Организация
начала урока

Фронтальная, индивидуальная

Вы очень дружные ребята

Успехов на уроке вам желаю.

Вы пишите, ведёте счёт, читаете

И про всё на свете знаете.

– Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим одноклассникам и нашим гостям. А я дарю вам свою улыбку…

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок

Индивидуальный. Проверка готовности к уроку

II. Усвоение новых знаний и способов
деятельности.

1. Пальчиковая гимнастика

Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития
мелкой
моторики

– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику

Физкультминутка (моторика).

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке 

Будут буковки писать.

Руки сжаты в кулачки. Кисти встряхивают.

Внимательно
слушают, выполняют упражнение в соответствии с показом
учителя

Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук

2. Правила посадки за столом во время письма

Индивидуальная. Практический

– Проверим посадку, правила обращения
с ручкой

Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку

Правильно держат осанку при письме, верно обращаются
с ручкой

Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения
с ручкой

3. Орфографическая разминка

Практическая

1.        Сколько букв в русском алфавите?  

2.        На какие группы делятся буквы?  – Покажите на ленте букв все гласные, все звонкие согласные, все изученные глухие согласные звуки.   Что можно составить из звуков и букв?

– Как называются слова, написание которых нельзя проверить, а надо запомнить?

– Потренируемся в написании словарных слов. (Слайд №3)

_бед                         ябл...ня

м_л_ко        х...р...шо

в_рона                 к...пуста

ч_й                         ч...до

33

гласные и согласные

слова

словарные слова

Внимательно
слушают, отвечают на вопросы учителя, выполняют упражнения на интерактивной доске

Индивидуальный

4.Постановка учебной задачи

Ребята, прочитайте последнее слово на доске

– На какую букву они начинаются?

У нас появилась проблема! О чём мы сегодня будем говорить на уроке, чтобы её решить?.. Мы должны всё узнать о звуке [ч'] и букве ч, а также о сочетании ча, чу. Посмотрите на ленту букв и найдем букву Чч. Какой он: гласный или согласный?

Звонкий или глухой? Парный или глухой? Мягкий или твердый?

чай, чудо

буква ч

о букве ч

Внимательно
слушают, отвечают на вопросы учителя

Индивидуальный

5. Построение проекта выхода  из затруднения. Анализ начертания и написание за-главной буквы Ч
в «Прописи 3» стр. 23

Фронтальная, индивидуальная. Практический, наглядно-демонстрационный, словесный. Объяснение с опорой на показ, беседа, письмо

Попробуем вместе открыть новые знания о звуке [ч'].

Откройте азбуку на с. 132 (Р.Н. Бунеев и др. "Моя любимая азбука"). Сделайте схемы-«звуковичка» Ч.  

Нарисуем шляпку, раскрасим башмачки . (слайд №4)

Прочитаем 1 и 2 столбик.

Проведите анализ слова человек (разделите на слоги, поставьте ударение, сколько в слове букв и звуков).

Сделайте вывод о звуке [ч']. (слайд №5)

Прочитайте слова. Какой звук в них общий?

Где он стоит: в начале, середине или конце слова?

Какое слово лишнее и почему? Черника,  кирпич, чайник, стрекочет, , мяч,  трубач, книга (слайд №6) 

Читают и анализируют прочитанный текст и новый звук «ч».

Обводят по контуру элементы букв. Рассматривают прописную букву Ч, прописывают элементы буквы, букву Ч и слова, проводят слого-звуковой анализ.

( согласный, глухой, мягкий)

лишняя книга, нет буквы Чч

Анализируют образец изучаемой буквы, выделяют элементы в прописной букве.

Сравнивают печатную и письменную буквы.

Пишут букву Ч

в соответствии
с образцом

Индивидуальный. Проверка правильной ориентировки в рабочей строке. Верное называние и написание элементов и заглавной буквы Ч

Физкультминутка

Коллективная, индивидуальная. Практическая работа

Физкультминутка.

Отдых наш – физкультминутка

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ногами не смотрите,

Раз и два, раз и два!

– Спасибо. Продолжаем работу.

 Повторить 2 раза.

Встать из-за парт
в проход.

Осуществляют профилактику утомления

Фронтальный. Правильное выполнение упражнения

6. Работа

с предложениями

(с. 29)

Работа в парах. Словесный, практический. Чтение, письмо

 подчеркнуть простым карандашом самую красивую букву, самый красивый слог.

Прочитайте слоги вверху в прописях. (Слайд№ 8-12) Давайте их обведем.

– На какие две группы можно разделить слова с? (Слайд №13)

– Почему эти сочетания являются опасными?

- А теперь мальчики напишите  слова со слогом ча, а девочки - со слогом чу.

 Ча пиши с буквой а. Чу пиши с буквой у. (Слайд №14)

 Вот оно – маленькое чудо. Мы открыли для себя новые знания!

Читают, пишут предложения. Отвечают
на вопросы учителя

(Звук [ч'] всегда мягкий, и мы можем по ошибке написать буквы я  и ю, которые указывают на мягкость.)

(Группы ча, чу.)

Выполняют письмо  по образцу. Списывают правильно с печатного шрифта

Индивидуальный. Письмо, чтение

7. Закрепление. Упражнения в чтении

Сегодня мы очень много узнали о букве ч. Но мы ещё не знаем, что буква ч «почемучка». Как вы думаете, почему?

– Откройте азбуку на с. 132. Прочитайте вполголоса рассказ «Буква-почемучка». Давайте прочитаем 1 абзац.

– О какой букве идёт речь?

– Как её называет авторы? Почему?

- На что она похожа?

Ответьте подробно на вопрос:

"Почему букву  ч назвали буквой-почемучкой?"

 Хорошо это – быть почемучкой?

А кого называют почемучкой?

После работы с текстом посмотреть на слайд 15.Чай - чистый……

Резерв (слайд№ 16) (Загадки)

Читают и анализируют текст.  Отвечают
на вопросы учителя

(тот, кто много задает вопросов)

Читают и анализируют текст

Индивидуальный. Письмо, чтение

III. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Буква Ч довольна вашей работой. А вы?

– Какую букву вы учились писать? Как на письме используется заглавная буква?

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают свою работу
на уроке

Фронтальный. Устные ответы

IV. Домашнее задание

прочитать 2 абзац текста с 132


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Класс: 1 «г» Учитель: Параева Б.В. Согласный звук Чч Строчная буква Чч

Слайд 2

Девиз урока «Мы - самые дружные ребята!»

Слайд 3

Словарные слова _бед м_л_ко в_рона ч_й ябл_ня х_р_шо к_пуста ч_до

Слайд 4

ч

Слайд 5

Вывод: Звук [ ч ] Согласный Непарный Всегда мягкий Глухой

Слайд 6

ч ерника кирпич с трекочет мяч трубач книга

Слайд 8

Ч О

Слайд 9

ч а

Слайд 10

Ч Е

Слайд 11

Ч Ё

Слайд 12

Ч У

Слайд 13

ч ч у ж с а ы й ш а а о д у ч ч ч а к и н к о й

Слайд 14

ЗАПОМНИ ЧА пиши с буквой а . ЧУ пиши с буквой У .

Слайд 15

чай точные чудесный честный чистые чашки человек часы

Слайд 16

жи чи сы ча ту чик лет

Слайд 17

Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ЧА, ЧУ».

Урок по программе "Школа 2100", интегрированный, с применением деятельностного метода, коллективной и групповой формы работы. ...

Согласный звук [Ж]. Буквы Ж, ж. Сочетание ЖИ.

Урок имеет четкую структуру, один этап плавно перетекает в другой. Использованы различные виды работы. Знакомство с новым звуком происходит в игровой форме....

Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: «Согласный звук [ч\']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».

Цель урока:дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч\'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творчес...

Проект урока по литературному чтению "Твердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"

Тема урокаТвердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши. Класс1классПредметЛитературное чтениеПедагогическая цель Создать условия для открытия новых знаний, познакомить учащихся с тверд...

Согласный звук «л». Строчной согласный звук «Л».

- познакомить со звуками [л], [л ] и буквой «л»;- отрабатывать навык слогового чтения слов с изученными буквами;- обогащать словарный запас учащихся;- развивать интерес к чтению;- научить писать...

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема"Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши".

Урок литературного чтения. 1 класс. Тема "Твёрдый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"....

Обучение грамоте. 1 класс. Тема: звук [Ж ] , буква Ж . Правописание сочетания ЖИ .

1.Актуализация знаний.   Задача учителя на этой стадии - вызвать уже имеющиеся у учащихся знания (на данном уроке      это : умение назвать буквы, дифференцировать и...