Творительный падеж имён существительных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка в 3 классе по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvoritelnyy_padezh_imyon_sushchestvitelnyh_3_klass.docx683.45 КБ

Предварительный просмотр:

Сыйразова Хамдия Галихановна,

                                                                                      учитель начальных классов                                      высшей кв. категории

МБОУ «Комсомольская СОШ»

Тукаевский район

Республика Татарстан

Русский язык. 3 класс

Урок 86.

Тема: Творительный падеж имён существительных.

Цель: способствовать формированию представлений  об особенностях  имени существительного

            в форме творительного  падежа и развитию умения определять падеж по вопросу и

            предлогу.

Задачи:

Обучающие: 

  • актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных;
  • дать представление о творительном падеже имён существительных;

Развивающие: 

  • развивать критическое мышление, обобщать полученные данные и делать выводы;
  • развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость,  умения работать с текстом.

Воспитательные:

  • создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку и толерантности

Планируемые результаты:  

Учащиеся  научатся распознавать имена существительные в творительном падеже; определять грамматические признаки имён существительных (род, число, падеж); изменять имена существительные по падежам.

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
  • устанавливать алгоритм  распознавания падежа имени существительного;

Коммуникативные УУД:

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формирование личностных результатов:

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

Оборудование:

  • интерактивная доска, мультимедийный проектор;
  • электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого  Русский язык, 3 класс;
  • презентация к уроку;
  • учебник  + рабочая тетрадь «Русский  язык», 3 класс, часть 2 (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий);  

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Мотивация к  учебной деятельности.

  1. Мотивация к учебной деятельности   (Слайд 2.)

- Давайте встанем! Настроимся на работу!  Протрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь поделимся теплом друг с другом: потяните ладони соседям! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

- Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке.

Личностные результаты: 

  1. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  2. развитие этических чувств (доброжелательности)

ΙΙ. Актуализация знаний.

Слайд 3.

  1. Проверка домашнего задания.

У: Скажите, легко или трудно было определить падеж существительного конь в каждом предложении?

  • Почему?

Д: конь – существительное  м.р., имеет одинаковое окончание в  р.п. и  в.п.

  • Что вам помогло распознать падеж?

Д: помогло существительное ж.р. лошадка

  1. Минутка чистописания.

–Ребята откройте тетради и запишите число.

–Напишите: «Классная работа».

  1. Запись строчной буквы п 

У: Сегодня мы с вами напишем полстрочки букву п и  новое словарное слово пятница

  1. Словарная работа

Работа над словарным словом пятница (значение, произношение, написание).

У: Ребята, у нас  сегодня на уроке в гостях новое словарное слово пятница.

У: Кто знает лексическое значение этого слова? Что означает слово пятница?

     У: В написании какой буквы в выделенном слове можно допустить ошибку? Почему?

Д: Слышится звук [э].

У: Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.

 Прочитайте предложение: У него семь пятниц на неделе.

        Как вы понимаете смысл?  О ком так говорят?

Д: О человеке, который легко меняет свои решения, намерения.

  1. Что мы знаем об имени существи-тельном?             Слайд 4.

- Ребята, давайте освежим наши знания по изучаемой теме. За одну минуту вам необходимо придумать вопросы для одноклассников по теме « Имя существительное», используя вопросительные слова. 

  • Что…  ( называется именем существительным?  Что такое падеж?)
  • Сколько… ( падежей в русском языке?)
  • Как … ( изменяются имена существительные?)
  • На какие …( вопросы отвечают имена существительные?   вопросы отвечают существительные в …падеже?)
  • Какие … ( предлоги употребляются с … падежом?)
  • Какую …( роль в предложении выполняют существительные…?)

  1. Определи падеж по признакам.   Слайд 5–6.

Вопросы: кто? что?

Предлоги:  нет

Член предложения: подлежащее

Вопросы: кого? что?

Предлоги: за, через, про

Член предложения: второстепенный

Вопросы: кого? чего?

Предлоги: от, до, без, из

Член предложения: второстепенный

Построили теремок  …

Пришёл волк  …

Выглянул из окошка  …

Подошёл к волку  …

Регулятивные УУД:

  1. принимать и сохранять в памяти учебную задачу;
  2. высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи;
  3. в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

Познавательные УУД:

  1. осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
  2. воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

Коммуникативные УУД: 

  1. слушать собеседника и понимать речь других;
  2. высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
  1. Формулирование темы и постановка учебной задачи.

  1. Введение в тему урока. (Слайд 7.)

Работа в группах.

Вдоль гря_ки, на праз_ник, без в_ды,  про со_нце, на _кно, без фла_ка, от доро_ки,  

под  лес_ницей, с тр_пинки

У.: Прочитайте и подумайте, на какие группы можно разделить эти слова?

Д: слова с парными согласными и с непроизносимыми согласными, с безударными гласными в корне.

У.: 1 группе выписать слова с парными согласными в корне,  2 группе   – слова с непроизносимыми согласными, 3 – с безударными гласными

  • А  ещё по какому признаку можно группировать эти существительные?

Д: по падежам.

У.: Как определим падеж у имён существительных?

Д.: по вопросу и по предлогу

У.: На какие группы разделили существительные  по падежам?

Д.: на Р.п  и В.п.

Проверка (Слайд 7.)

У.: Что заметили?

Д.: под лестницей не относится к этим падежам

У.: Над чем будем работать сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

Д.:         Творительный  падеж имён

                    существительных.

(Открывается тема урока. Слайд 8.) 

У.: Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны падежей русского языка.

Чтоб от всех не отставать,

Слыть сообразительным

Надо всё теперь понять

В падеже творительном. ( Т. Рик)

- Какие задачи мы можем поставить на сегодняшний урок?

Д.: расширить знания об особенностях  творительного падежа, учиться определять существительные в творительном падеже в словосочетании и предложении…

У.: По ходу изучения сегодняшней темы мы с вами составим кластер («гроздь, пучок» - представление информации в графическом оформлении)

(открывается на доске)

Регулятивные УУД:

прогнозировать (совместно с учителем) предстоящую работу;

Коммуникативные УУД:

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные УУД:

  1. осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);
  2. Развитие умения извлекать информацию из текста.
  3.  На основе анализа объектов делать выводы.

IV. Построение проекта учебных действий.

http://www.openclass.ru/sites/default/files/article/2009/12/sh1_jpg_68551.jpg

  1.  Фронтальная работа с классом

Слайд 9.

У.: Какую информацию мы можем сразу внести в кластер?

Д.: вопросы, вспомогательное слово, роль в предложении)

  1. Упр.94, с.52
  • Поставьте вопросы к выделенным именам существительным  от слов, с которыми они связаны по смыслу и определите падеж.
  • С какими предлогами употребляются имена существительные в творительном падеже?
  • Выделите окончания имён существительных в творительном падеже.
  • 4-ое предложение разберите по членам:

Бабушка испекла (что?) пироги (с чем?) с черникой. (повествовательное, невосклицательное)

Сделайте вывод.

 Продолжите предложение:

Имена существительные в творительном падеже являются второстепенным членом предложения.

Физкультминутка.

Регулятивные УУД:

  1. планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  3. Развитие  умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные УУД:

  1. Развитие умения слушать и понимать других.
  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  3. Оформлять свои мысли в устной форме.
  4. Умение работать в паре.

Познавательные УУД:

  1. Выявлять сущность, особенности объектов.
  2.  На основе анализа объектов делать выводы.
  3.  Обобщать и классифицировать по признакам.
  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  1. Фронтальная работа.

Упр. 96 (устно)

– Назовите имена существительные в творительном падеже?

– Найдите в предложениях сравнения. Какой частью речи выражено сравнение в каждом предложении? 

Слайд 10.

2) Работа в парах с проверкой

а)Составь и запиши словосочетания глаг.+сущ. в Т.п.

б) Выделите окончания существительных

присмотреть за …                 сестра

остановился перед …           река

повстречался с …                 ручей

зашла за …                            вода

пролетели над …                  тропа

прополз под …                      мост

                                                 голова

                                                гнездо

                                                молоко

                                                конь  

Слайд 11.

У.: Откройте рабочую тетрадь,

3) Упр.81,с.38.

Прочитайте. Назовите слова, называющие признаки имён существительных в Т.п.  и впишите вопросы в карточку

Д.: вопросы: кем?  чем?                 

Предлоги: перед, под, над

Вспомогательное слово: доволен       

Познавательные УУД:

ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

Регулятивные УУД:

  1. выполнять действия по намеченному плану;
  2. оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД: 

формулировать собственное мнение и аргументировать его;

слушать собеседника и понимать речь других;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Упр.85.   Устный словарный диктант с самопроверкой (с сигнальными карточками):

Смириться с неволей, клевал руку, кружить под потолком, вылетел на улицу, суп с лапшой, ветка осины, вьюга кружила.

Познавательные УУД:

  1. пользоваться знаками для решения учебных и практических задач;

     обосновать свой выбор;

VII. Обобщение знаний о творительном падеже.

У.: Ребята, давайте сделаем вывод. (Слайд13) Проведя практическую работу, мы получили полное представление о грамматических признаках творительного падежа.

Сейчас мы с вами эти признаки добавим в наш кластер.

Коммуникативные УУД: 

формулировать собственное мнение и аргументировать его;

слушать собеседника и понимать речь других;

VIII. Рефлексия

  • Какую цель мы с вами поставили перед собой в начале урока?
  • Как вы думаете, достигли мы цели?
  • Как можно определить падеж имён существительных?

– Всё ли  получалось сегодня у вас?

– В чём испытали затруднения?

Оцените себя цветными магнитами.

Регулятивные УУД:

  1. осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать совместно с учителем результат своих действий;
  2. понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

Домашнее задание

Упр. 95, с.53, правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 4 классе: «Творительный падеж имён существительных»

Цели:1. Учить правильному написанию окончаний имён существительных Т. п. в ударном и безударном положении.2. Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся.3. Воспитывать любознательность, интерес ...

Открытый урок по русскому языку. Творительный падеж имён существительных в 3 классе

   Конспект урока по теме: "Творительный падеж существительных, умение находить и определять их"....

Творительный падеж имён существительных

Разработка урока по русскому языку по теме "Творительный падеж" 3 класс УМК ПНШ с использованием SMART доски....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Творительный падеж имён существительных"

Данная презентация поможет провести урок по теме, по учебнику Т.Г.Рамзаевой....

Урок русского языка в 4 классе .Творительный падеж имён существительных.

Урок русского языка в 4 классе .Творительный падеж имён существительных....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Творительный падеж имён существительных"

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Творительный падеж имён существительных"...

"Творительный падеж имён существительных"

Разработка урока  русского языка соответствует программе русског языка 3 класс УМК "Школа России".Составлена с учётом требований ФГОС. Образовательная цель: познакомитьс особенностями творительно...