Игровой урок русского языка в 3 классе по теме "Безударная гласная в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка в 3 классе по теме "Безударная гласная в корне слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского  языка

Тема: БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА. Упражнения в написании слов с безударными  гласными  в корне. Свободный диктант.

Класс: 3 класс

Цель: создать условия для совершенствования умения проверять написание безударных гласных в корне слова.

Задачи:

  – формировать  умения находить в тексте слова с безударными гласными в корне слова,объяснять и графически обозначать орфограммы;

– развивать умения разных видов устной и письменной речи; составлять (писать) текст, в котором будут слова с орфограммами-буквами безударных гласных в корне слова.

 создать условия для: положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; уважительного отношения к  иному мнению; умения  согласованно и продуктивно работать при выполнении коллективных заданий, принятия и сохранения учебных задач.

Оборудование к уроку: интерактивная доска, проектор, ноутбук, нетбуки с выходом в Интернет, толковые словари, конверты для  работы в группах.

Прилагаемые медиаматериалы:

1.Внешняя ссылка  http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1d343247-0e1c-4297-bb6c-5f7bb5f2cf67/%5BNS-RUS_3-06%5D_%5BQS_120%5D.html (Приложение 1)

2.Внешняя ссылка http://slovonline.ru/slovar_el_slova_odnokorennue/b-11/id-97487/koltso.html (Приложение 2)

3.Внешняя ссылка http://slovonline.ru/slovar_el_slova_odnokorennue/b-11/id-97105/kolobok.html (Приложение 3)

4. Внешняя ссылка http://slovonline.ru/slovar_el_slova_odnokorennue/b-11/id-96794/kolbasa.html (Приложение 4)

5.Внешняя ссылка http://slovonline.ru/slovar_el_slova_odnokorennue/b-15/id-154279/okolitsa.html (Приложение 5)

6. Внешняя ссылка http://tolkslovar.ru/k6523.html (Приложение 6)

7. Презентация (Приложение 7)

Этапы урока

Содержание урока

Планируемые результаты:

Ι. Актуализация знаний.

Сядьте ровно, повернитесь, 
И друг другу улыбнитесь ,
Каждый даст свою ладошку ,
И потрёт её немножко.
Мы друг друга уважаем, 
Никого не обижаем.

-Продолжаем путешествие по стране «Орфография».

– Откройте «Бортовой журнал» тетрадь.

Комментированная запись числа. «Классная работа».

Предметные: осознание  значимости орфографии для дальнейшего обучения.

Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные: осознавать необходимость нового знания.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать речь других.

Словарная работа. Письмо по памяти.

1.Порт «Повторялка» -Найдите  лишнее  слово.

Волосок, золото, медведь, молоток, голова. (Лишнее слово медведь – непроверяемая безударная гласная)

Упр. 112.

Вопросы после записи:– Почему медведя так называют? (Ведает мёдом.)

– На что похож ананас?

2. – Запишите «словарные» слова с буквой безударного гласного а в корне.

– На какие вопросы отвечают записанные слова?

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения

На доске ключевые слова урока: текст, орфограммы-буквы безударных гласных, корень.

Запас топлива «Корзина идей» (на доске)

– На основе ключевых слов сформулируйте задачи урока.

– Сформулируйте тему урока.– Составим план урока. План (примерный).

Работа с компасом «Знаем – Хотим узнать – Узнаем»

Учитель составляет план вместе с детьми.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Предметные: развивается умение находить проверочные  слова с безударными гласными в корне слова Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные: учить строить речевые высказывания в устной форме.

Регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение,

прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать речь других;

1.Самостоятельная работа Остров «Любознайка»

Предлагаю выбрать себе задание. Кто уверен в своих силах может отправиться в плавание на паруснике, выполняет задание 2 уровня. Кто сомневается в своих силах, выполняет задание 1 уровня, оправляется в самостоятельное плавание на лодке. Интерактивное задание  «Проверочные слова» () (Приложение 1)

ΙII. Развитие умений – применение знания. 

2.Работа в учебнике

– Как на уроке мы можем организовать работу путешествие?

– Разбейтесь на группы (по 3–4 человека), выберите капитана. Договоритесь о совместных действиях.

  1.-Найди общую часть(Приложение ) Слайд 1

    2.Упр. 111 –(развивается умение объяснять с опорой на этимологию правописание слов с буквами безударных гласных в корне, а также написание слов с известными орфограммами)

Диктант с подготовкой.

Экспедиция "Верите ли вы"

– Как вы думаете, образовались ли от слова коло слова: колодец, колобродить, колонна? Есть ли в современном языке слово коло? (Нет.) 

(работа групп «Справочное бюро» с толковыми словарями (Приложение2,3,4,5)Критерии сравнения, факты.)

 В каких словах оно живёт? (Колесо, колбаса...) В этих словах мы запоминаем написание буквы о, но, зная историю происхождения этих

слов, легко объяснить их правописание.(работа с словарями http: (Приложение 6)

Индивидуальная работа.

Презентация Слайд 2 тренажер «Узнай орфограмму» (Приложение 7)

3. Упр. 113 (развивается умение писать слова с изученными орфограммами и группировать их по видам орфограмм)

Мыс «Пишичитай».Выборочное списывание. На доске работают два ученика. Обратить внимание на правильное обозначение орфограмм.

Взаимопроверка в парах.

Физкультминутка 

– Внимательно сморите на доску. Если я назову слово с одной безударной гласной в корне, вы делаете поворот налево и делаете один хлопок в ладоши. Если я назову слово с двумя  безударными  гласными  в корне, вы делаете поворот направо и делаете два  хлопок в ладоши.

Запись на доске: моря, сорняк, голова, спасает, борода, колючки,  горбы, голоса, тропа, волчата, волосок.

2. Свободный диктант. Упр. 120.

1.Подготовительная работа. Пролив «Говорун»

а) Чтение текста. Беседа по содержанию:

– О чём текст? Кто главный герой?

– Чем любил заниматься лягушонок? Как к нему относились звери?

– Как можно озаглавить текст? (Маленький лягушонок. Необычный скульптор.)

Запись заглавия.

б) Чтение 1-го абзаца.

– Сколько в нём предложений? О чём этот абзац? (Где жил лягушонок, чем любил заниматься.)

– Как к нему относится автор? (С симпатией.)

в) Чтение 2-го абзаца.

– Сколько в нём предложений? Что вызывает читательскую улыбку? (Лев на лыжах и лошадь в лодке.)

– Перечислите, что лепил лягушонок сначала, а что потом.

г) Чтение 3-го абзаца.

– Сколько в нём предложений? О чём этот абзац? (Об отношении зверят к лягушонку.)

– Почему звери смеялись?

– Кем был лягушонок? (Выдумщиком, фантазёром, зелёным скульптором.)

  1. Орфографическая подготовка.

Залив " Толстые и тонкие вопросы". 

а) – Найдите слова, в которых есть безударные гласные звуки в корне. Подчеркните буквы, которыми они обозначены.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

- Как проверить безударную гласную в коне слова?

- Почему  в  некоторых  словах нужно проверять гласные?

Какие безударные гласные нужно запомнить?

–Что объединяет слова: лягушка, лимон, колобки? (Буква безударного гласного в корне, не проверяемая ударением.)

б) – Прочитайте слова с буквой ь. Какую «работу» она выполняет в словах?

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Какую «работу» она выполняет в словах?

- Почему  в  некоторых  словах необходим   ь?

- Что  будет, если из  слов  исчезнет ь ?

в) – Какие ещё знакомые орфограммы вы увидели в словах и между словами?

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Какие гласные пишутся  после шипящих букв ?

- Согласны ли вы , что после шипящих не пишутся буквы я,ю,ы?

Объясните, почему  после шипящих не пишутся буквы я,ю,ы?

 3. Запись текста.

Учитель читает 1-й абзац, ученики по памяти его записывают, затем 2-й и т.д.

4. Самопроверка (без помощи учебника).

Предметные: развивать умение находить проверочные  слова с орфограммами-буквами безударных гласных в корне слова; объяснять с опорой на этимологию правописание слов с буквами безударных гласных в корне, а также написание слов с известными орфограммами.

Личностные: развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Познавательные: развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов;

на основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

развивать умение слушать и понимать других;

учиться  работать в группе;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

ΙV. Итог урока.

Бухта «Успех»

– Назовите проверочные слова к слову носить: нос, носик, носильщик, носит, вынос; к слову голосок: голос, гол, отголосок.

– Какие буквы безударных гласных в корне слова надо проверять? (а, я, е, и, о.) 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

V. Домашнее задание.

Упр. 3, с. 101. По желанию продолжить искать  слов, которые образовались от слова коло.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Проверка безударной гласной в корне слова".

Способствовать закреплению знаний учащихся о правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне.Содействовать развитию речи, мышления, внимания, памяти учащихся.Воспитывать интерес к ...

Урок русского языка "Упражнение в написании безударной гласной в корне слов, проверяемой ударением" 1 класс.

"Упражнение в написании безударной гласной в корне слов, проверяемой ударением" 1 класс....

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"...

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема: «Безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые)».

Урок выстроен  в соответствии с программой "Перспектива".На урок отводится 4 часа - это второй час темы....

Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"

Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Правописание безударных глассных в корне слове". УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока. Русский язык 2 класс. Тема «Безударные гласные в корне слова».

Технологическая карта урока.   Русский язык 2 класс.  Тема «Безударные гласные в корне слова»....