рабочая программа по русскому языку 4 класс перспектива
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
календарно-тематический план по русскому языку 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno_temat_plan.docx | 57.69 КБ |
list_vnesyon._izm.docx | 15.19 КБ |
literatura.docx | 17.1 КБ |
osnovn_treb.docx | 16.61 КБ |
poyasn_zapiska_russ._yaz_4_kl.docx | 40.85 КБ |
tituln._list.docx | 13.93 КБ |
trebov.docx | 14.81 КБ |
uchebno_-_tematicheskiy_plan_4kl_russk._yaz.docx | 14.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план
№ п/п урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | УУД | примечание | |
план | факт | |||||
«Повторяем-узнаём новое» | 24 | Личностные: • Проявлять: — интерес к изучению темы; — желание научиться высказывать свои мысли так, чтобы вас понимали разные собеседники; — творческое отношение к составлению и написанию текста приглашения друзей на совместную прогуку на катере; — понимание успешности при изучении темы. Предметные: • Рассказывать правила речевого этикета. • Рассказывать правила успешного общения. • Составлять и писать текст монолога диалога, используя общепринятые нормы русского языка. • Составлять и писать текст успешного диалога, используя предложенные высказывания. • Составлять и оформлять текст приглашения друзей на совместную прогулку на катере. Регулятивные: — планировать свои действия в соответствии с целью и с учебным заданием; — выполнять учебное задание, используя правила; — выполнять самопроверку, взаимопроверку, взаимооценку и корректировку учебного задания; — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; — оценивать результат собственной деятельности. Коммуникативные: — самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения; — учитывать правила при общении в совместной деятельности; — адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — адекватно использовать речь для представления результата. | ||||
1. | Речевое общение. Речь устная и письменная Требования к устной и письменной речи | 1 | ||||
2. | Определение отличия диалога и спора | 1 | ||||
3. | Цель речевого общения Тематическая беседа | 1 | ||||
4. | Цели общения героев произведений и возможности достижения поставленной цели | 1 | ||||
5. | Правила общения | 1 | ||||
6. | Цель речевого общения Правила общения | 1 | ||||
7. | Речевая культура. Обращение Речевой этикет | 1 | ||||
8. | Использование формул речевого этикета в различных сферах общения (в школе, клубе, театре и дома) | 1 | ||||
9. | Деловая речь или официальная. Сравнение её с речью разговорной | 1 | ||||
10. | План как вид деловой речи | 1 | ||||
11. | Научная речь, её отличие от художественной речи | 1 | ||||
12. | Средства создания образности и выразительности в художественной речи | 1 | ||||
13. | Метафора. Синонимы | 1 | ||||
14. | Повторение основных орфограмм | 1 | ||||
Входной контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | |||||
15. | Работа над ошибками, допущенными в диктанте | 1 | Личностные: • Проявлять: — интерес к изучению темы; — желание изучать правила орфографии; — творческое отношение к процессу составления и оформления текста письма; — понимание успешности при освоении темы. Предметные: • Рассказывать о средствах языка, используя иллюстрацию. • Составлять и писать слова из предложенных букв. • Составлять и писать анаграмму к слову. | |||
16. | Текст как речевое произведение. Тема, главная мысль, заглавие, опорные слова, абзацы | 1 | ||||
17. | Активизация знаний о типах текста | 1 | ||||
18. | Речевая культура. Обращение Средства создания образности и выразительности в художественной речи | 1 | • Писать проверочное слово к выделенной орфограмме в словах омофонах. • Писать текст письма, используя известные слова омофоны. Регулятивные: — выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — выполнять самопроверку, взаимопроверку, взаимооценку и корректировку при работе в паре; — ориентироваться в разных способах выполнения задания; — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные: — адекватно воспринимать оценку своих действий и вносить коррективы; — формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины; — оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществляя взаимный контроль; — адекватно использовать речь для представления результата. | |||
19. | Изложение по тексту упр. 38. Технология произведения | 1 | ||||
20. | Работа над ошибками. Составление текста-описания по заданной теме | 1 | ||||
21. | Изложение по рассказу В. Осеевой - упр. 41 | 1 | ||||
22. | Работа над ошибками. Пропедевтические наблюдения над отражением личности автора в его произведении | 1 | ||||
23. | Проверочная работа по вопросам раздела «Проверь себя» | 1 | ||||
24. | Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе | 1 | ||||
Язык как средство общения. | 38 | |||||
25. | Средства общения. Звуковой язык как средство человеческого общения | 1 | ||||
26. | Систематизация знаний об основных языковых единицах | 1 | ||||
27. | Роль письменности в истории человечества | 1 | ||||
28. | Систематизация знаний об основных языковых единицах: звуках, буквах | 1 | ||||
29. | Повторение основных орфограмм | 1 | ||||
30. | Правила написания разделительных твёрдого и мягкого знаков, жи-ши, ча-ща, чу-щу | 1 | ||||
31. | Повторение правил употребления прописной буквы. Правила переноса | 1 | ||||
32. | Закрепление и отработка устойчивого навыка определения вида орфограммы | 1 | ||||
33. | Повторение основных орфограмм. Контрольное списывание | 1 | ||||
34. | Написание слов с безударными гласными в корне | 1 | ||||
35. | Языковые средства в общении (обобщение) | 1 | ||||
36. | Проверочная работа по разделу «Проверь себя» | 1 | ||||
37. | Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе | 1 | ||||
38. | Предложение. Повторение знаний о предложении | 1 | ||||
39. | Повествовательные и побудительные предложения | 1 | ||||
40. | Главные члены предложения | 1 | ||||
41. | Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения Роль второстепенных членов предложения | 1 | ||||
42. | Способы выражения подлежащего и сказуемого Связь слов в предложении | 1 | ||||
43. | Нахождение главных членов предложения | 1 | ||||
44. | Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 четверть | 1 | ||||
45. | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте | 1 | ||||
46. | Предложения с однородными членами. Отработка навыка нахождения однородных членов предложения | 1 | ||||
47 | Составление предложений с однородными членами | |||||
48 | Смысловая ёмкость предложений с однородными членами | 1 | Личностные: ∙ Проявлять: — интерес к изучению темы; — желание раскрывать значение слова выражения; — творческое отношение к употреблению в речи соответствующего слова -выражения; — понимание успешности при освоении темы Предметные: ∙ Классифицировать и писать родственные слова по группам соответственно орфограмме в корне, вставляя пропущенную букву. ∙ Рассказывать о правописании приставок о-, об-, от-, до-, по-, про-, под-, на-, за-, над-, с-, без-, раз-, из-, воз-, низ-, ∙ Писать слова, вставляя пропущенную букву в приставке. ∙ Списывать текст, вставляя подходящий по смыслу суффикс. ∙ Редактировать и оформлять текст высказывания так, чтобы при употреблении в речи оно имело смысл. Регулятивные: — выполнять учебное задание, используя правило; — выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом; — выполнять самопроверку и корректировку, взаимопроверку и взаимооценку при работе в паре; — ориентироваться в разных способах выполнения задания; — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные: — адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения; — адекватно использовать речь для представления результата. | |||
49. | Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов | 1 | ||||
50. | Простые и сложные предложения. Введение понятия сложного предложения | 1 | ||||
51. | Выявление различий сложного предложения и простого предложения с однородными членами | 1 | ||||
52. | Словосочетание. Различия между словом, предложением и словосочетанием | 1 | ||||
53. | Распространение предложения с помощью словосочетаний | 1 | ||||
54. | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | ||||
55. | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте | 1 | ||||
56. | Слово и его значение. Обобщение представлений о лексическом значении слова | 1 | ||||
57. | Знакомство с различными видами лингвистических словарей | 1 | ||||
58. | Слово как языковый знак | 1 | ||||
59. | Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова | 1 | ||||
60 | Многозначные слова | 1 | ||||
61 | Диктант с творческим заданием | 1 | ||||
62 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Многозначные слова | 1 | ||||
«Состав слова» | 12 | |||||
64 | Повторение и систематизация основных орфограмм корня | 1 | ||||
65 | Значение приставок в словах | 1 | ||||
66 | Разделительный ъ и ь Отработка навыка в различении ь и ъ | 1 | ||||
67 | Образование слов с помощью суффиксов | 1 | ||||
68 | Правописание суффиксов – ек, - ик Сочинение | 1 | ||||
69 | Корень слова. Контрольное списывание | 1 | ||||
70 | Однокоренные слова Закрепление орфографических навыков при написании корней слова | 1 | ||||
71 | Обобщение знаний. Корень слова | 1 | ||||
72 | Повторение и систематизация основных орфограмм корня | 1 | ||||
73 | Сложные слова. Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов | 1 | ||||
74 | Нахождение сложных слов | 1 | ||||
75 | Диктант за 2 четверть | 1 | ||||
«Слово как часть речи» | 6 | |||||
76 | Уточнение представления о разных подходах к анализу слова | 1 | ||||
77 | Ознакомление с общими и частными грамматическими значениями | 1 | ||||
78 | Грамматическое значение частей речи. | 1 | ||||
79 | Закрепление умения распределять слова по частям речи. | 1 | ||||
80 | Проверочная работа по разделу «Части речи» | 1 | ||||
81 | Уточнение представления о разных подходах к анализу слова | 1 | ||||
Части речи | 82 | |||||
82. | Общее значение предметности существительных, вопросы | |||||
83. | Повторение падежей имён существительных | 1 | Личностные: ∙ Проявлять: — интерес к изучению темы; — желание употреблять служебные части речи так, чтобы в SMS не было ошибок; — творческое отношение к составлению и оформлению текста SMS, используя норму употребления предлогов; — понимание успешности при освоении темы. Предметные: ∙ Определять общее грамматическое значение группы слов значимой части речи, выделяя графически их окончания. ∙ Определять часть речи, не имеющую лексического значения, используя её грамматические признаки. ∙ Дополнять текст подходящими по смыслу служебными частями речи и писать его. ∙ Редактировать словосочетание, учитывая нормы употребления предлогов, и оформлять результат письменно. ∙ Составлять и оформлять текст SMS, используя нормы употребления предлогов. Регулятивные: — планировать своё действие в соответствии с целью задания; — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — выполнять самопроверку, взаимопроверку, взаимооценку и корректировку при работе в паре; — ориентироваться в разных способах выполнения задания; — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: — использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога; — выслушивать мнение партнёра в рамках учебного диалога; — учитывать мнение партнёра при работе в паре; — адекватно использовать речь для представления результата Предметные: Определять в предложении (тексте) падеж существительного • Склонять существительное. • Разбирать существительное как часть речи. • Определять и указывать в тексте местоимения. • Редактировать и писать текст, заменяя существительное подходящим местоимением. • Склонять существительное. • Разбирать существительное как часть речи. • Определять и указывать в тексте местоимения. • Редактировать и писать текст, заменяя существительное подходящим местоимением. Личностные: Проявлять: — интерес к изучению темы; • Оценивать результат собственной деятельности. • Осознавать собственные достижения при освоении учебной темы. Регулятивные: — выполнять учебное действие в соответствии с планом; — выполнять учебное действие, используя алгоритм; — ориентироваться в разных способах выполнения задания; — выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания; — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные: — формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; — учитывать мнение партнёра при принятии общего решения в рамках учебного диалога; — конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — адекватно использовать речь для представления результата. | |||
84. | Закрепление алгоритма определения падежа имени существительного | 1 | ||||
85. | Обобщение сведений об имени существительном | 1 | ||||
86. | Определение падежа у несклоняемых имен существительных | 1 | ||||
87. | Склонение имён существительных в единственном числе | 1 | ||||
88. | Три склонения имён существительных | 1 | ||||
89. | Три склонения имён существительных | 1 | ||||
90. | Закрепление знаний о трёх склонениях имён существительных | 1 | ||||
91. | Нахождение наиболее сложных для написания падежных окончаний | 1 | ||||
92. | Отработка навыка написания окончаний имён существительных 1-го склонения в предложном падеже | 1 | ||||
93. | Отработка двух способов определения верного написания окончаний имён существительных | 1 | ||||
94. | Окончания имён существительных 2-го склонения в разных падежах. Контрольное списывание | 1 | ||||
95. | Работа над ошибками Способы проверки правописания окончаний имён существительных 2-го склонения | 1 | ||||
96. | Варианты падежных окончаний имён существительных 2-го склонения | 1 | ||||
97. | Окончания имён существительных 3-го склонения в разных падежах | 1 | ||||
98. | Определение падежа имён существительных 3-го склонения | 1 | ||||
99. | Сравнение падежных окончаний имён существительных разных склонений. Словарный диктант | 1 | ||||
100. | Работа над ошибками Сравнение падежных окончаний имён существительных разных склонений | 1 | ||||
101. | Изложение по тексту упр. 62 | 1 | ||||
102 | Работа над ошибками Варианты падежных окончаний имён существительных | 1 | ||||
103 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | ||||
104 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте Три склонения имён существительных | 1 | ||||
105 | Наблюдение над падежными окончаниями имён существительных во множественном числе | 1 | ||||
106 | Отработка навыка образования формы именительного падежа множественного числа | 1 | ||||
107 | Обобщение правил написания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих | 1 | ||||
108 | Изложение по тексту упр. 76 | 1 | ||||
109 | Работа над ошибками Закрепление знаний о правописании падежных окончаний имён существительных в единственном и во множественном числе | 1 | ||||
110 | Проверочная работа по теме «Имя существительное» | 1 | ||||
111 | Работа над ошибками. Склонение имён существительных | 1 | ||||
112 | Имя прилагательное. Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи | 1 | ||||
113 | Наблюдение над окончаниями имён прилагательных единственного числа | 1 | ||||
114 | Работа над проверкой безударных гласных в окончаниях имён прилагательных единственного числа | 1 | ||||
115 | Наблюдение над окончаниями имён прилагательных множественного числа. Диктант. | 1 | ||||
116 | Разбор имени прилагательного как части речи | 1 | ||||
117 | Использование имён прилагательных в текстах разных типов | 1 | ||||
118 | Устное изложение с грамматическим заданием - упр. 109. | 1 | ||||
119 | Проверка уровня знаний грамматических признаков имени прилагательного. Проверочная работа «Проверь себя» | 1 | ||||
120 | Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных. | 1 | ||||
121 | Местоимение. Общие сведения о местоимении как части речи | 1 | ||||
122. | Местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа | 1 | ||||
123. | Склонение личных местоимений | 1 | ||||
124. | Наблюдение над склонением местоимений 3-го лица | 1 | ||||
125. | Контрольная работа по разделу «Проверь себя» | 1 | ||||
126. | Работа над ошибками. Склонение местоимений | 1 | ||||
127. | Глагол «Повторяем, что знаем» Сочинение | 1 | ||||
128. | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | ||||
129. | Работа над ошибками. Изменение глагола по временам | 1 | ||||
130. | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. | 1 | ||||
131. | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Закрепление изученного | 1 | ||||
132. | Спряжение глаголов | 1 | ||||
133. | Наблюдение над двумя способами образования формы будущего времени | 1 | ||||
134. | Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа | 1 | ||||
135. | Личные окончания глаголов первого и второго спряжения | 1 | ||||
136. | Закрепление знаний личных окончаний глаголов первого и второго спряжения | 1 | ||||
137. | Определение написания безударного окончания глагола | 1 | ||||
138. | Правописание глаголов 3-го лица единственного числа | 1 | ||||
139. | Контрольное списывание Работа с глаголами | 1 | ||||
140. | Наблюдение над личными окончаниями глаголов будущего времени | 1 | ||||
141. | Неопределённая форма глагола | 1 | Предметные: Определять: — морфологические признаки глагола; — глагол неопределённой формы; — член предложения, выраженный глаголом. • Писать: — глаголы неопределённой формы, настоящего, прошедшего и будущего времени; — глаголы с частицей не. • Составлять и писать окончание сказки. Коммуникативные умения: — действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров; — формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога; — договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе; — учитывать общепризнанные правила в совместной деятельности; — адекватно использовать речь для представления результат | |||
142. | Правописание глаголов на – тся и -ться | 1 | ||||
143. | Обобщение случаев постановки мягкого знака в глагольных формах | 1 | ||||
143. | Глаголы-исключения. Словарный диктант | 1 | ||||
144. | Написание окончаний в глаголах-исключениях первого и второго спряжения | 1 | ||||
145. | Отработка навыка написания безударных личных окончаний глагола | 1 | ||||
146. | Глагол (обобщение). Способы определения спряжения глагола | 1 | ||||
147. | Систематизация знаний о глаголе | 1 | ||||
148. | Глагол. Повторение | 1 | ||||
149. | Контрольная работа по заданиям раздела «Проверь себя» | 1 | ||||
150. | Работа над ошибками. Глагол. | 1 | ||||
151. | Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. | 1 | ||||
152. | Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функции. | 1 | ||||
153 | Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные. | 1 | ||||
154. | Употребление числительных в речи | 1 | Личностные: Проявлять: — интерес к изучению темы; — понимание успешности при освоении учебной темы. | |||
155. | Наречие. Вопросы к наречиям. | 1 | ||||
156. | Неизменяемость наречий. | 1 | ||||
157. | Роль наречий в речи. | 1 | ||||
158. | Повторение. Классификация слов в русском языке | 1 | ||||
159 | Служебные части речи. Предлоги. Союзы. | 1 | ||||
160 | Общее представление, значение и роль в предложении. | 1 | ||||
161 | Повторение частей речи | 1 | ||||
162 | Контрольный диктант | |||||
Повторение | 8 | |||||
163 | Повторение состава слова | 1 | ||||
164 | Повторение изученных орфограмм | 1 | ||||
165 | Повторение алгоритмов проверки окончаний слов разных частей речи. | 1 | ||||
166 | Коррекция знаний. Повторение. | 1 | ||||
167 | Типы текстов. | 1 | ||||
168 | Повторение изученных орфограмм | 1 | ||||
169 | Повторение изученных орфограмм | 1 | ||||
170 | Повторение изученных орфограмм | 1 |
Предварительный просмотр:
Для учителя:
1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2012год.
2. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. — М., 1998.
3. «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2012.
4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». Диктанты, срезовые работы. М., «Просвещение», 2012 год.
5. Перфокарты, карточки.
Для учащихся:
- КлимановаГ.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» в двух частях, М., «Просвещение», 2014год.
- КлимановаГ.Ф., Бабушкина Т.В. «Рабочая тетрадь» по русскому языку в двух частях М., «Просвещение», 2014 год
- Игнатьева Т.В., Тикунова Л.И.. Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку. М., «Экзамен», 2012 год.
- 2.Ракитина М.Г. Тесты. М., «Айрис-Пресс», 2011 год.
Предварительный просмотр:
Требования к уровню знаний обучающихся
Учащиеся должны иметь представление: о русском языке как культурной ценности русского народа, проявлять интерес к изучению родного языка; о языке как главном средстве речевого общения; его вспомогательных средствах (мимика, жесты, выразительные движения, интонация, пауза); диалоговой модели общения, о значении цели, темы, условий, результатах общения; правилах речевого этикета.
Учащиеся должны знать:
— признаки предложения, главные и второстепенные члены предложения;
- признаки однородных членов предложения;
-части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог;
-признаки 1, 2, 3-го склонения имён существительных;
- признаки 1 и 2 спряжения глаголов;
-изученные орфограммы.
Учащиеся должны уметь:
— проводить фонетический разбор слов;
-объяснять написание слова с точки зрения орфографии;
-разбирать слова по составу, выделяя корень, приставку, суффикс, окончание;
-производить разбор слова как части речи (начальная форма, род, склонение, падеж и число имени существительного; начальная (неопределённая) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола;
-производить синтаксический разбор предложений с однородными членами;
-определять тему и основную мысль текста;
-озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль; составлять план текста;
-распознавать виды текста: повествование, рассуждение, описание;
-писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием в них элементов рассуждения и описания.
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по русскому языку и авторской программы Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);
социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объёма;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Филология»:
● формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
● развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
● развитие коммуникативных умений;
● развитие нравственных и эстетических чувств;
● развитие способностей к творческой деятельности.
Общая характеристика курса
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:
коммуникативного;
познавательного;
принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Коммуникативный принцип предусматривает:
● осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
● развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
● знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
● формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
● развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записка, письмо, объявление и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;
● организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.
Познавательный принцип предполагает:
● усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
● развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;
● поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;
● осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
● освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
● осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;
● рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;
● формирование смыслового, а не озвучивающего чтения; объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл,значение;
● поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.
Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
● пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
● формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
● развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке»(последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
● знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
● творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.
Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.
Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребёнка», становится доступным и интересным для учащихся.
Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:
● сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
● развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
● формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
● формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
● приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.
Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.
Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода. Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова (без термина), с многозначностью слов и синонимией.
Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому
языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.
Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления. Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.
Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса —анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях(сравнение, классификация, систематизация и обобщение).
В число основных содержательных линий Программы входят:
● основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
● орфография и пунктуация;
● развитие речи.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком РФ, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и на основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
Овладение следующими логическими действиями:
● сравнение;
● анализ;
● синтез;
● классификация и обобщение по родовидовым признакам;
● установление аналогий и причинно-следственных связей;
● построение рассуждений;
● отнесение к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Место курса в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется всего 675 ч.— 165 ч
2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, по 34 учебные недели в каждом классе).
Содержание курса
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели, ситуации и результата устного общения с помощью наглядно-образных моделей. Адекватное восприятие звучащей речи. Восприятие на слух информации, содержащейся в предлагаемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Умение отчётливо произносить слова, чётко артикулируя их. Практическое овладение диалогической формой речи.
Овладение умениями начать, поддержать и закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных рисунков, серий рисунков, просмотренного фрагмента видео-записи и т. п.).
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:
● раздельное написание слов;
● обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
● употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;
● употребление ъ и ь как разделительных знаков;
● прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
● перенос слов по слогам без стечения согласных;
● знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.
Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.
Систематический курс русского языка
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости- мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Практическое представление о слове как единице языка. Понимание слова, единства звучания и значения. Различение внешней (звуко-буквенной) стороны и внутренней (значения слова) с помощью наглядно-образных моделей. Первоначальное представление о слове как знаке, как заместителе реальных предметов (их действий и свойств).
Определение значения слов по тексту, выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Номинативная функция слова (называть предметы окружающего мира).
Слова — имена собственные (наименование единичных предметов), имена нарицательные (общее наименование ряда подобных предметов). Дифференциация слов по вопросам «кто?», «что?» для обозначения одушевлённых и неодушевлённых предметов. Различение слов с конкретным и общим значением (шуба — одежда). Знакомство со словарями.
Наблюдения за использованием в речи антонимов и синонимов. Первоначальные представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Роль окончаний в словах (для связи слов в предложении). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Общее представление о частях речи.
Классификация слов по частям речи. Знание средств их выделения (вопросы и общее значение). Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1,2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Дифференциация и группировка слов по вопросам. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на "ий,"ья, "ов, "ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи. Употребление числительных в речи.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3_го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Роль местоимения в речи.
Глагол. Значение и употребление в речи. Основные признаки. Классификация глаголов по вопросам. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Неизменяемость наречий. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы (и, а, но), их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Выделение признаков предложения. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.
Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция.
Орфография и пунктуация. Практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
● сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
● сочетания чк—чн, чт, щн;
● перенос слов;
● заглавная буква в начале предложения, в именах собственных;
● проверяемые безударные гласные в корне слова;
● парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
● непроизносимые согласные;
● непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
● гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
● разделительные ъ и ь;
● мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь,рожь, мышь);
● безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на-мя, "ий, "ья, "ье, "ия, "ов, "ин);
● безударные окончания имён прилагательных;
● раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
● не с глаголами;
● мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь);
● мягкий знак в глаголах на _ться;
● безударные личные окончания глаголов;
● раздельное написание предлогов с другими словами;
● знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
● знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к предлагаемым текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Освоение позитивной, духовно-нравственной модели общения, основанной на взаимопонимании, терпении, уважении к собеседнику и внимании к иному мнению.
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «СОШ ст. Курдюм» _____ /______________/ ФИО «___» _________20__г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ ст. Курдюм» _____ /______________/ ФИО «___» _________20__г. Приказ от _______№__ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Русский язык» 4 класс
(базовый уровень)
Составитель: Шевцова Наталия Петровна, учитель начальных классов, I квалификационная категория.
|
Предварительный просмотр:
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны знать:
- отличительные особенности произведений различных жанров:сказки (элементы чудесного, волшебные предметы, волшебные события), стихотворения, басни;
- наизусть 10-12 стихотворений;
-5-6 книг по темам детского чтения.
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 80 слов в минуту;
- читать про себя произведения различных жанров;
- читать текст выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста;
-выражать своё отношение к прочитанному как к произведению словесного искусства;
-находить средства художественной выразительности: олицетворение, сравнение, эпитет;
- находить метафоры и сравнения на примере загадки;
-различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии их авторов;
-пересказывать тексты произведений подробно, выборочно и кратко;
- соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий;
-составлять план, озаглавливать текст;
-различать художественный и научно-познавательный текст, высказывать своё отношение к прочитанным произведениям;
- пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героя. Обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием;
-выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию произведения;
-находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;
-соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;
-находить в произведениях слова и выражения, подтверждающие собственные мысли о герое, событиях;
-пользоваться ориентировочно-справочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, задания, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы);
-выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на фамилию автора, заглавие и тематику книг;
-определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрации, предисловие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями ФГОС II поколения...
Рабочая программа по русскому языку УМК «Перспектива » 3 класс
Рабочая программа по русскому языку УМК «Перспектива » 3 класс...
Рабочая программа по Русскому языку УМК Перспектива 1 класс по ФГОС с КТП
Рабочая программа по учебно-методической системы «Перспектива» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:1. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия уч...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс
Рабочая программа разработана для учителей работающих по УМК "Перспектива" в 3 классе . Авторы учебников Климанова, Бабушкина. Программа разработана по ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 4 класс
В соответствии с п.19.5 ФГОС НОО (в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 г. №1643) рабочая программа включает восемь разделов:пояснительную записку, в которой...
Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспектива" 1 класс
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса разработана на основе: примерной основной образовательной программы начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Де...