Конспект урока русского языка 3класс Перспектива Тема: Что рассказало слово. Фразеологизмы.Общение жестами.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Конспект урока с презентацией по теме "Что рассказало слово. Фразеологизмы."

Тип урока- "открытие новых знаний"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Урок русского языка

Урок «открытия»  нового знания

Тема: Что сказало слово. Фразеологизмы. Общение жестами.

№ п/п

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности.

5 мин

1. -Проверили готовность к уроку.

2. - Сегодняшний тип урока- урок- открытия нового знания. Вспомните этапы данного типа урока. СЛАЙД1

3. Чтобы нам настроиться на урок нужно провести СЛАЙД2

Чистоговорку

Рок-рок-рок-начинается…

Прок-прок-прок-он пойдет ребятам в…

Ять-ять-ять-постарайтесь все…

Ать-ать –ать-будем грамотно…

 - Подумайте зачем мы изучаем русский язык?

4. - Кто пришёл на урок в отличном настроении. Покажите сигнальную знаком. (Жестом)

- У кого просто хорошее настроение – поднимите соответствующий жест.

-  Кто не может определить, какое у него настроение, пусть поднимет соответствующий жест.

-Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.

Настраиваются на урок

М

2

Актуализация и пробное учебное действие.

«Найди слово». СЛАЙД3

На доске написаны слова: уточка, столб, укол, зубр, коса, полк, волк, крот, краны.

- в каждом из этих слов «спряталось» еще одно слово, найдите и запишите его. Где нужно подчеркните орфограмму и подберите проверочное слово. Определите род имен существительных (в ед.ч.)

-Выполните звукобуквенный анализ слова обозначающее жалящее насекомое.

- Чему мы сейчас учились? Самооцените свою работу

Два человека работают за доской

Точка

Стол

Кол

Зуб-зубы

Оса-осы

Пол

Вол

Рот

Раны

3

Выявление места и причины затруднения

-Перед вами Синквейн СЛАЙД 4

-Ваша задача по словам-помощникам определить тему сегодняшнего урока

1.------

2.Звучащее, грамотное

3.Пишут, читают, произносят.

4.С помощью него общаются.

5.Общение.

Думают рассуждают делают выводы

4

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

-Чему посвящена тема сегодняшнего урока?

-Мы должны ответить на вопрос «Что сказало слово?»

Формулируют тему урока

5

Реализация построенного проекта.

1. Жесты- помощники в общении

- Скажите, а до возникновения слова, как человечество общалось между собой? С помощью чего?

Итак, давайте поиграем в игру «Угадай жест» СЛАЙД 5

-Скажите легко ли человечеству было так общаться? Чем являются жесты в нашем общении? (помощники)

С помощью презентации угадывают значение жестов

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

2.Фразеологизмы

Продолжаем наш урок наш урок.

 Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте вас ждёт успех!

- Все вам было понятно в моем пожелании?

-Что значат выделенные словосочетания?

-Замените другими словами, скажите по-другому?

Зарубите себе на носу – запоминать

Работать засучив рукава – усердно работать

Не падайте духом – не унывать в случае неудачи

Возьмите себя в руки – работать сосредоточенно

- Как называются данные сочетания слов?

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Слово фразеологизм произошло путём сложения двух греческих слов Phrasis  (фразис) – «выражение»

Logos(логос) – понятие, слово.

Таким образом, понятие фразеологизм означает устойчивые неделимые выражения

В каком значении – прямом или переносном употребляются слова в устойчивых выражениях?

-О чем вам сказало слово?

Работают над понятием «фразиологизм»

Выводят понятие

Делают выводы- Что сказало слово?

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работая в группах, обсуждая выполните задание.

Замените фразеологизм словом. Фразеологизмов со словом «рука» насчитывается более 50. Вот некоторые из них:

  • Отбиться от рук                  (не слушаться)
  • Все валится от рук ( не получается, не клеится)
  • На скорую руку (быстро)
  • Умывать руки (отходить от дела)
  • Сходить с рук (избежать наказания)

Работают в группах, с последующей проверкой по эталону

8

Включение в систему знаний и повторение.

Работа по учебнику с. 61 Упр.94

Выше голову- прямое – поднять голову, переносное- не унывай

Надуть губы  прямое – надуть , вытянуть губы, переносное- обидеться

- Закончите фразеологизм нужным словом. Что объединяет все ваши ответы?

  • Голоден как …..(волк)
  • Надут как ……(индюк)
  • Хитер как лис ….(лиса).
  • Нем как (рыба).
  • Труслив как… (заяц)
  • Грязный как …(свинья).
  • Здоров как …(бык).
  • Упрям как… (осел.)
  • Изворотлив как… (уж).
  • Колючий как …(ёж)
  • Болтлив как… (сорока).

Уточняют понятие фразеологизм

9

Рефлексии учебной деятельности.

Подведите итог урока.

- Что же нам рассказало слово на сегодняшнем уроке?

- С каким понятием познакомились?

- В каком значении употреблены слова во фразеологизмах?

- А для чего служат нам жесты?

-Просигнальте о своем настроении .

Подводят итог

Д.з.  уч. С. 95

+ принести свои примеры фразеологизмов (5 )

«Здравствуй, солнце, я твой лучик. Здравствуй, я – от сердца ключик». (После этих слов поворачиваются , глядя в глаза своему партнёру, проговаривают) «Здравствуй, друг, здравствуй, друг. Ты прекрасней всех вокруг!». Ребята, давайте протянем правую руку и достанем удачу, протянем левую руку и достанем успех. Они нам пригодятся сегодня на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Тип урока- «Открытие» новых знаний Этапы?

Слайд 2

Чистоговорка Рок-рок-рок-начинается… Прок-прок-прок-он пойдет ребятам в… Ять-ять-ять-постарайтесь все… Ать-ать – ать -будем грамотно… ЗАЧЕМ МЫ ИЗУЧАЕМ РУССКИЙ ЯЗЫК???

Слайд 3

Задания: Запишите «спрятанные» слова. Где нужно подчеркните орфограмму и подберите проверочное слово. Определите род имен существительных (в ед.ч .) 4. Выполните звукобуквенный анализ слова обозначающее жалящее насекомое.

Слайд 4

СИНКВЕЙН 1. СЛОВО 2.Звучащее, грамотное 3.Пишут, читают, произносят. 4.С помощью него общаются. 5.Общение. «Что рассказало слово?»

Слайд 6

Зарубите себе на носу , вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом , а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте вас ждёт успех! Зарубите себе на носу – запоминать Работать засучив рукава – усердно работать Не падайте духом – не унывать в случае неудачи Возьмите себя в руки – работать сосредоточенно ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ произошло путём сложения двух греческих слов Phrasis ( фразис ) – «выражение» Logos (логос) – понятие, слово.

Слайд 7

Отбиться от рук - Все валится от рук - На скорую руку - Умывать руки - Сходить с рук - не слушаться не получается, не клеится быстро отходить от дела избежать наказания

Слайд 8

Выше голову прямое значение: поднять высоко голову переносное значение: не унывай! Надуть губы прямое значение: вытянуть надуть губы переносное значение : обидеться

Слайд 10

Итог урока: - О чем нам рассказало слово? - С каким понятием вы познакомились? -Что такое фразеологизм? - В каком значении употребляются слова в фразеологизмах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка УМК Перспектива Слова с несколькими значениями

Урок  соответствует  ФГОС НОО, построен на системно-деятельностном подходе....

Конспект урока Русский язык 2 класс Тема: "Закрепление. Правописание слов со звонкими и глухими согласными"

Конспект урока   Русский язык  2 класс Тема: "Закрепление. Правописание слов со звонкими и глухими согласными"Тип урока: закрепление с использованием краеведческого материала...

Конспект урока русского языка 3класс Перспектива Тема: Что рассказало слово. Внешняя и внутренняя сторона слова

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Что сказало слово. Внешняяя и внутренняя сторона слова"...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: : учить правильно пи­сать слова с предлогами и приставками; совершенствовать ум...

Учебно - методический комплекс к уроку русского языка. 2 класс. Тема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. ( УМК Перспектива)

Конспект урока по русскому языкуТема: Как делаются слова. Образование слов с помощью приставкиЦели деятельности учителя: дать определение слова «приставка»; значение приставки; учить образ...

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"

Конспект урока русского языка 2 класс. Тема: "Значимая часть слова – основа. Закрепление". Система "Д. Б. Эльконин - В. В. Давыдов"...