по русскому языку в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Купоносова Валентина Васильевна

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Части речи в русском языке".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok1.docx74.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 88

Дата проведения урока 18.12.2015г.

Учебный предмет: русский язык

Класс 3

Тема «Части речи в русском языке»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: развитие умений выделять признаки классификации частей речи, группировать слова по этим признакам, выявлять разницу между ними, повторить изученные орфограммы.

Планируемые результаты: 

предметные – научиться определять части речи как большие группы с определенными признаками, находить различия между частями речи;

метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре и  оценивать товарища,  выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения;

познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.

личностные – уметь проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу, пытаться анализировать причины неуспеха в своей работе.

Формы работы: фронтально-коллективная, индивидуальная.

Оборудование: теремок, сказочный герой Буратино, карточки, учебник, схема, цветовой веер.

Технологическая карта

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

.      І. Организационный момент. Мотивация

Включение в деловой ритм урока.

Начинается урок,

Он пойдёт, ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Правильно сидеть, писать,

Слушать и запоминать.

Друг другу улыбнитесь, к солнцу потянись

И за парту вы садись.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 ІІ. Актуализация опорных знаний

- Я тетрадь свою открою и наклонно положу ,

   Я друзья от вас не скрою,  ручку я вот так держу

   Сяду прямо не согнусь , за работу я возьмусь.

 - А за какую работу мы будем браться?

 - Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

- А все слова, из которых состоит наша речь, образуются из букв. Давайте постараемся их сейчас красиво записать.

Аа ал ан ар ав ас аз ая

Не покладая…..

Допишите фразеологизм.

- Объясните значение полученного  фразеологизма.

Сегодня на уроке мы будем работать усердно и дружно.

1. Словарная работа.

В римской мифологии была богиня Земли, звали её Терра. В каких словах встречается это имя? Что обозначают эти слова? (Для этого откройте толковый словарь и найдите значение этих слов)

Территория – земельный участок с определёнными границами.

Терраса –

1) площадка на наклонной поверхности земли;

2) летнее открытое помещение в доме в виде пристройки.

Террариум – специальный ящик с землёй, песком для содержания пресмыкающихся: ящериц, змей.

– Запишите эти слова. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить. (Оцените работу друг друга)

2. Введение в тему урока.

Беседа о многообразии слов.

Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? А во всех языках, вместе взятых? (Предполагаемые ответы)

- Слова русского языка жили в сказочном теремке, в котором было много комнат. Подул ветер, открылись окна и разлетелись слова.

Познавательные: выявлять сущность, особенности объектов.

Личностные результаты:

развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

. ІІІ. Формирование темы урока, постановка цели

- Как их вернуть обратно в теремок? Что делать? Конечно, наводить порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Чтобы каждая группа слов жила в своей комнате.  Но можно ли на одну «комнату поместить» слова хлеб и плакать, на другую у и плохо? Будет ли порядок? (Нет)

 Эти слова оказались и на ваших партах ( на партах лежат слова : звучат, детские, голоса, погода, стоит, холодная). ( Думают. Работают в парах. Варианты ответов могут быть разные. Желающие могут выйти к доске объяснить свою версию)

Подумайте как можно решить эти проблему.

Познавательные: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

ІV. Открытие новых знаний.

- Сколько групп у слов у вас получилось? ( Три)

Назовите их.

Звучат        детские           голоса

стоит         холодная         погода

- Что общего у слов 1 столбика? (Они отвечают на один и тот же вопрос, обозначают действие)

- А чем похожи слова второго столбика? (Они отвечают на вопросы : какие, какая и обозначают признак предмета)

А что вы можете сказать о словах третьего столбика? (Это предметы и они отвечают на вопрос кто, что).

- Ребята , давайте сделаем вывод.

Вывод. В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости от того, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.

- Формулирование темы и цели урока.

– Эти группы слов называются частями речи. Значит тема урока: Части речи.

– Прочитайте название раздела. Предположите, о чём в нём будет идти речь. (О словах, которые отвечают на разные вопросы.)

– Сформулируйте цель урока. (Узнать, какие бывают части речи, и научиться их определять в предложении.)

Регулятивные:

прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.

 V. Динамическая пауза

Дружно встали – раз, два, три!

Мы теперь все моряки.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги широко расставим.

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво:

И налево надо тоже

Поглядеть из под ладошек

И на право, и еще

Через левое плечо.

Буквой «л» расставим ноги

Точно в пляске – руки в боки

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

- Передвигается корабль.

VІ.  . Закрепление полученных знаний

- Наблюдение за частями речи.

а) Упр. 206 – развивается умение группировать слова по вопросам и выявлять самую большую группу слов. ( Самостоятельная работа)  Выполняется по «шагам» в записи. Запись слов группами в начальной форме:

 Сделайте вывод: какая группа слов самая большая? Самая большая группа –

первая, в которой слова отвечают на вопросы кто? что?

- Как мы можем назвать эту часть речи? (Существительное)

- Аналогично обсуждают все остальные группы слов. ( прилагательное, глагол).

К каким словам не смогли задать вопрос? ( К предлогам)

- Почему? Как они называются? ( Есть маленькие слова – предлоги к ним вопрос поставить нельзя)

- Для чего они нужны? ( Для связи слов в предложении)

- Сделай вывод. ( Не ко всем словам можно поставить вопрос.)

Оцените свою работу.

Прочитайте определение на с. 5. Что же такое части речи? (Большие группы слов.)

– Как вы понимаете, что деление слов на части речи – это закон языка? (Все слова в русском языке относятся к какой-то группе, это обязательно должно быть в языке.)

– Рассмотрите схему на с. 6. На какие три большие группы делятся части речи? Посмотрите на рисунок. Как художник это объясняет?

– Какие части речи называют самостоятельными? служебными?

Познавательные: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

выявлять сущность, особенности объектов;  обобщать и классифицировать по признакам.

Личностные результаты: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

VІІ.  .  Развитие умений – применение знания.

Упр. 209 – выявление связи жизненных вопросов с темой урока.

Ученики объясняют смысл рисунка.

Малыши всегда задают очень много вопросов: кто это? что это? что он делает? почему? и т.д. Дети спрашивают, потому что познают мир. Но если вдуматься, какие вопросы они задают, то это будут вопросы, на которые отвечают слова разных частей речи. Ведь части речи – это слова, которые называют всё, что нас окружает: предметы, людей, их действия, признаки

- А теперь самостоятельно поработайте в парах со словами, определите, какими частями речи являются слова.

1 вариант.

Солнце, на, яркий, небо, светить.

2 вариант.

Кружиться, в, легкие, снежинки, воздух ( Проверяем устно, один человек от пары)

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

VІІІ.  .  Домашнее задание.

1. Упр. 210.

2. Выучить классификацию частей речи.

7.    ІХ.  .  Рефлексия деятельности (итог урока)

-  Что вы нового, интересного узнали на уроке? Чему научились? Для чего вам нужно новое знание? Ребята, вы молодцы, справились успешно с заданиями. Наш сказочный персонаж оставил в мешке послание.

Части речи нужно знать!

Как богатырей могучих ряд,

На страже красоты родного

Языка они стоят!

- Давайте подведём итог урока и по настроению и по трудностям, возникающих у вас на уроке.( На доске появляются смалики)    

1. Я хорошо усвоил тему!

2.  Я ещё затрудняюсь, но  уверен, что справлюсь.

3. Мне нужна помощь.

Я довольна тем, что настроение почти всех ребят класса передаёт радостное.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование;

формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование порусскому языку 1 класс

календарно-тематическое планирование порусскому языку 1 класс...

Конспект урока порусскому языку по теме"Значение наречий"

В конспекте урока дан материал на нахождение наречий в предложениях ,определение значений наречий....

Подготовка второклассников к олимпиаде порусскому языку.

ПРезентация позволяет наглядно продемонстрировать выполнение олимпиадных заданий. Можно работать и с классом , и сгруппой учащихся....

Календарно-тематическое планирование порусскому языку 2класс

Календарно-тематическое планирование порусскому языку 2класс...

КВН порусскому языку для 3 классов

КВН проведённый в 3 классе на" неделе русского языка"...

Проверочная работа по теме "Повторение" 4 класс порусскому языку.

В данной работе вопросы по определению типа текста, знаки припенания при написании диалога, обращения, работа с грамматической основой....