Конспект урока русского языка по теме "Правильные действия - правильная буква", 4 класс УМК Гармония
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Конспект урока с презентацией составлен по учебнику М.С. Соловейчик для 4 класса УМК Гармония. Урок - закрепление изученных способов действий при написании личных окончаний глаголов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта.
Предмет: русский язык
Дата проведения: 17.02.12 г.
Место проведения: МОУ «СОШ №3 г. Свирска»
Класс: 4а. УМК «Гармония»
Учитель: Шаманова В.И.
Учебник: Соловейчик М.С.
Тема урока: Правильные действия - правильная буква
Цель урока:
1.(Предметная) Закрепление изученных способов действий при написании личных окончаний глаголов.
2.(Развивающая) Формирование у обучающихся способностей к рефлексии: учебного действия контроля и оценки.
3.(Коммуникативная) Воспитывать интерес к учению, развивать способности работать в коллективе.
Задачи урока (для учителя):
1.Создать условия для расширения и углубления представления обучающихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения писать безударные личные окончания глаголов.
Задачи урока (для обучающихся):
1.Учиться ставить учебные задачи.
2.Научиться без ошибок писать безударные личные окончания.
3.Научиться по личному окончанию глагола определять его грамматические признаки.
4.Учиться контролировать и оценивать свои действия.
Образовательная технология: личностно-ориентированная
Средства реализации поставленных целей:
1.Единая учебная цель.
2.Обобщение действий выбора букв в личных окончаниях глаголов.
3.Личный опыт детей.
4.Дефференцированная работа
5.Индивидуальная работа.
6.Организация проверки и оценки своих действий.
Оборудование:
1.Карточки с тестовыми заданиями.
2.Карточки для индивидуальной работы.
3.Мультимедийное сопровождение.
4.Схема-таблица «Спряжение глаголов».
5.Листы с дифференцированными заданиями.
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Давайте улыбнёмся друг другу, пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем уроке. А наша общая дружная работа поможет разобраться во всём и справиться с любой задачей.
-Запишем число и тему урока.
II.Повторение имеющихся знаний.
(Слайд 2)
-Писатель К.Г.Паустовский как-то сказал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий, и поистине волшебный русский язык».
-Чем же интересен русский язык? (В русском языке много интересных выражений, слов, множество секретов и тайн.)
-Каждый урок мы с вами в этом убеждаемся, что ни слово, то тайна, новый секрет.
-Над секретами какой части речи работаем в последнее время? (Над глаголами)
-Что вы знаете об этой части речи? (Изменяется по временам и числам, в прошедшем времени единственного числа – по родам, в будущем и настоящем времени – по лицам)
-Как называются окончания у глаголов прошедшего времени? (родовые)
-Как называются окончания у глаголов настоящего времени? (личные)
(Слайд 3)
-Какую орфографическую задачу научились решать? (Определять букву безударного личного окончания глаголов)
-Какие буквы чаще всего «спорят» на месте этой орфограммы? (Е и И)
-Над какой темой работали на прошлом уроке? (Правильные действия – правильная буква)
-Как понимаете данное утверждение? (Если правильно определишь спряжение глагола, то правильно выберешь букву в окончании)
III.Постановка темы и цели урока.
-Сегодня мы продолжим работать по теме «Правильные действия – правильная буква».
-Какова же цель сегодняшнего урока? (Повторить действия определения буквы в безударных личных окончаниях глаголов)
-Молодцы!
IIIV.Повторение алгоритма действий «Как узнать букву в безударных личных окончаниях глаголов»
-Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить действия по выбору буквы в безударных личных окончаниях глаголов.
-Кто может назвать порядок действий?
Слайд 4
V.Работа над решением поставленных задач. Самопроверка и самооценивание.
(На доске записаны слова)
Вод.т по кни.к.
Ход.т ст.р.ной
Помож.т с.льнее
Выруч.т
Узна.шь
Стан.шь
-По какому признаку разбиты слова в два столбика? (глаголы и существительные)
-В каком столбике орфографические задачи в корне слова?
-Пойдёт к доске и решит эти орфографические задачи …., доказывая выбор букв. (1 ученик)
-А мы с вами решим орфографические задачи 1 столбика. Вам надо по правильным действиям узнать правильную букву. В рабочую тетрадь запишите в строчку буквы, которые вы выбрали. (И, И, Е, И, Е, Е)
-Проверим. К доске пойдёт …. и вставит нужные буквы.
-Кто согласен? Кто не согласен? Почему?
-Проверьте свои ответы и поставьте «+», если ответ правильный. Посчитайте количество плюсов и запишите число на полях.
(Дополнительно дать карточку с индивидуальным заданием).
-Проверьте ответ у ….. Кто согласен с выбором букв? Кто не согласен? Почему?
(Дополнительно дать карточку с индивидуальным заданием).
VI.Работа по учебнику. Самопроверка и самооценивание.
-Данные слова встречаются в упр. №431 учебника стр. 38. Прочитайте задание.
-Пословицы – это тоже достояние нашего народа. О каких только жизненных ситуациях не говорят они, чему только не учат!
-Как вы их понимаете?
-Спишите пословицы в тетрадь, укажите время глаголов.
-Для тех, кто выполнит работу раньше, дополнительно задание третьего квадратика. (Самостоятельная работа)
Слайд 5
-Проверьте свою работу по слайду знаком «+» и на полях укажите числом количество верных ответов. Те, кто выполнил дополнительное задание, тоже проверьте его и запишите рядом второе число, обведя в кружочек.
VII.Физкультминутка.
-Если я назову глагол – исключение, то вы хлопаете над головой, а если нет, то приседаете.
Держать, бродить, смотреть, брить, загладить, слушать, листать, дышать, переступить, вертеть, красить, думать, гудеть, стелить, терпеть.
VIII.Упражнение в написании личных окончаний глаголов. Дифференцированная работа.
1.Самостоятельная работа.
-Для того, чтобы с вами никогда так не случалось, как говорится в первой пословице и уметь грамотно писать, нам надо уметь применять свои знания на практике.
-Ребята, перед вами лежат листы с заданиями четырёх уровней.
1 уровень. По неопределённой форме, записанной в скобках, решить орфографические задачи. Указать спряжение глаголов. Все мы (испытывать) испытыва.м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега.т с полей. Солнце (обливать) облива.т весенний лес светом. Птицы (строить) стро.т гнёзда. (Оживать) Ожива.т природа. |
2 уровень. Решить орфографические задачи. Указать спряжение глагола. Под прямыми лучами солнца та.т снег. Ве.т теплом. Мартовское равноденствие буд.т природу. Ему втор.т ручей. Скоро высоко в небе повисн.т жаворонок. |
3 уровень. Решить орфографические задачи. Указать спряжение глагола. Смотр.шь на прозрачный лёд и вид.шь, как под этим льдом ручей гон.т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня.т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп.тся согнать их в одно место. |
4 уровень. Подобрать и записать подходящие по смыслу глаголы. Указать спряжение. ___________весна. _________солнце. _________тёплый ветерок. Последний снег ________ в лесу. Природа __________. Звери _________ приближения весны. |
-Ребята, как вы понимаете, что значат разные уровни? (Разные по степени сложности)
-Прочитайте задания каждого уровня. Подумайте, какое из заданий будет вам по силам выполнить, чтобы проверить и оценить свои знания и умения в правописании личных окончаний глаголов
-Выбрали? Задание выполняем в рабочей тетради. Выделяем орфограмму и доказываем выбор букв.
-Не забываем про правильную осанку. «Красивым человек делает себя сам!»
2.Проверка и самооценивание.
Слайд 6
-Закончили. Проверим свою работу знаком «+» и поставим на полях число по количеству правильных ответов.
IX.Обобщение.
-Итак, ребята. От чего зависит правильный выбор букв в личных окончаниях глаголов? (от правильных действий по определению спряжений)
-А вы все хорошо запомнили порядок действий по выбору букв?
-В тетради с ПО стр. 43 в упр.435 прочитайте задание.
- Вам надо отметить «галочкой» важные действия для верного написания личных окончаний глаголов.
- Затем пронумеровать основные действия.
-Если вы верно выполнили задание, то у вас получится памятка «Как узнавать буквы в безударных личных окончаниях глаголов».
-Сверьте свои ответы с памяткой в учебнике на стр. 139.
X. Домашнее задание.
-Мы сегодня на протяжении всего урока повторяли правильные действия к правильной букве. Это поможет вам выполнить упр. 437. Прочитайте задание.
-Кому понятно задание?
XI. Рефлексия.
-Ребята, как вы думаете, удалось ли нам выполнить поставленную в начале урока цель: Повторить действия определения безударной гласной в личных окончаниях глаголов?
-Посчитайте, сколько всего баллов вы заработали на уроке, и запишите число ниже на полях.
-А я при проверке оценю вашу работу и поставлю свои результаты. Сравним, совпадут ли ваши с моими. За дополнительное задание дополнительная оценка.
-А теперь проанализируйте свою работу на уроке. В тетрадях наверху есть кружочек. Если вы считаете, что тему урока усвоили на «отлично», то поставьте «+», а если где-то не уверены, поставьте «полуплюс», а если не поняли, то ставим «минус»
-Молодцы! Спасибо за урок!
ФИ ученика____________________________________________________
1 уровень. По неопределённой форме, записанной в скобках, решить орфографические задачи. Указать спряжение глаголов. Все мы (испытывать) испытыва.м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега.т с полей. Солнце (обливать) облива.т весенний лес светом. Птицы (строить) стро.т гнёзда. (Оживать) Ожива.т природа. |
2 уровень. Решить орфографические задачи. Указать спряжение глагола. Под прямыми лучами солнца та.т снег. Ве.т теплом. Мартовское равноденствие буд.т природу. Ему втор.т ручей. Скоро высоко в небе повисн.т жаворонок. |
3 уровень. Решить орфографические задачи. Указать спряжение глагола. Смотр.шь на прозрачный лёд и вид.шь, как под этим льдом ручей гон.т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня.т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп.тся согнать их в одно место. |
4 уровень. Подобрать и записать подходящие по смыслу глаголы. Указать спряжение. ___________долгожданная весна. Ярко _________ласковое солнце. _________тёплый ветерок. Последний снег ________ в лесу. Природа постепенно __________. Звери _________ приближения весны. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий, и поистине волшебный русский язык» К. Г. Паустовский
Глагол Число Время Спряжение Род наст. прош. будущ. ед. мн. 3 2 1 М. Ж. Ср. Лицо I II не на -ить на -ить
Правильные действия - правильная буква 1) 2) ? к гл. 3) ? н.ф 6) I - Е II - И 4) н.ф гл. на - ить не на - ить 5)
Правильные действия - правильная буква Проверь: вод и т II (наст. вр) ход и т II (наст. вр) помож е т I (буд. вр) выруч и т II (буд. вр) узна е шь I (буд. вр) стан е т I (буд. вр) Дополнительное задание глазами (Т.п.) по кни ж к е (Д.п.) разум (И.п.) ст о р о ной (Т.п.) книга (И.п.) в труде (П.п.) в беде (П.п.)
Правильные действия - правильная буква 1 уровень испытыва е м I спр. сбега е т I спр. облива е т I спр. стро я т II спр. ожива е т I спр. 2 уровень та е т I спр. ве е т I спр. буд и т II спр. втор и т II спр. повисн е т I спр. 3 уровень смотр и шь II спр. вид и шь II спр. гон и т II спр. выгоня е т I спр. тороп и тся II спр. 4 уровень наступа е т I спр. свет и т I спр. ве е т I спр. та е т I спр. ожива е т I спр. жд у т I спр.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония
Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....
План-конспект урока русского языка на тему: «Написание заглавной буквы в собственных именах существительных».
В конспекте представлены структура и ход урока русского языка в 1 классе с использованием электронных образовательных ресурсов в условиях реализации ФГОС нового поколения....
Урок русского языка "Из прошлого - в настоящее" 4 класс Программа Гармония
Урок по русскому языку. На котором организовано наблюдение за безударными личными окончаниями глаголов....
Конспект урока русского языка "Правило переноса слов с буквой й"
Конспект урока русского языка "Правило переноса слов с буквой й". 1 класс. УМК Гармония....
конспект урока русского языка на тему: "Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова"
представлен конспект авторского урока по русскому языку: "Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова"...
Конспект урока русского языка на тему "Звук и буква "Э""
Конспект урока по обучению грамоте: Звук и буква "Э" (ПНШ)....