Урок по русскому языку во 2 классе ( по учебнику Р.Н. Бунеева) Тема: Буква ь знак на конце и в середине слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Формировать у учащихся представление об употреблении мягкого знака на конце и в середине слова, как показателе мягкости согласных и правописании слов с мягким знаком на конце и в середине слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_urokov_damaskina_a.a.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Заявка на участие.
Урок по русскому языку во 2 классе ( по учебнику Р.Н. Бунеева)
Тема: Буква ь знак на конце и в середине слова.
Подготовила: Дамаскина Анжела Анатольевна.
МБОУ СОШ № 36, Алданского района, г.Томмот
Должность: учитель начальных классов
Категория: первая
Контактный телефон: 8411-45)45-665, сот.8-924-465-92-29
Урок по русскому языку во 2 классе ( по учебнику Р.Н. Бунеева)
Тема: Буква ь знак на конце и в середине слова.
Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.
Основные дидактические задачи урока :Обеспечение осознания и усвоения понятий, , правил, закономерностей.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная и групповая формы обучения, работа в парах.
Методы обучения: беседа, игра.
Технологии обучения:1) Здоровьесберегающее обучение. Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии. 2)Гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.3) Технологии развивающего обучения
Цели:
Обучающая: Формировать у учащихся представление об употреблении мягкого знака на конце и в середине слова, как показателе мягкости согласных и правописании слов с мягким знаком на конце и в середине слова.
Развивающая: Продолжать работу над развитием речи, произвольного внимания, логического мышления.
Воспитывающая: Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение друг к другу. Воспитывать чувство любви к своей Родине
Оборудование: На столы разложить мордашки –настроения . У детей лежат учебники, тетради, пеналы. На доске оформлена полянка - на ней грибочки с заданиями, две клубнички.
Этапы урока |
Ход урока | Развитие УУД на уроке |
I. II. III. IV. V. VI. | Организационный момент. (слайд №1) -Добрый день, ребята. Сейчас у нас урок русского языка и по вашим добрым и милым лицам, я вижу, что мы с вами узнаем много интересного и откроем еще один орфографический секрет. А какой вы мне расскажете сами (Слайд 2) Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все на месте, все в порядке: книги, ручки и тетрадки? Проверка знаний. Сегодня нам по электронной почте пришло письмо. ( Имя ученика), прочитай пожалуйста .( 3 слайд) Здравствуй, дорогой друг! Я приглашаю тебя в лесную школу. Мы со зверятами приготовили много интересных заданий. С уважением ….. А кто это вы, ребята, узнаете, если вспомните что это за фразеологизм. Неумелая услуга, приносящая вместо помощи вред. (Медвежья услуга) -Ребята, а среди вас есть такие ребята, которые оказывают медвежью услугу? - Это хорошо или плохо?( я надеюсь, что сегодня никто не будет подсказывать на уроке.) -Так кто позвал нас в лесную школу? (Медведь)(слайд4) Откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишите это слово, вставив пропущенную букву. Что это за орфограмма?( Безударная гласная, которую нужно запомнить) Давайте проверим (Слайд5). Мишка привел с собой своих друзей, давайте посмотрим кто это и запишем их названия, вставив правильно букву.(заяц,(слайд 6, проверка7) ворона(слайд 8. Проверка 9)( а какой фразеологизм можно подобрать к слову ворона)(белая ворона)Как вы его понимаете?, воробей,( слайд 10, проверка 11) собака ,(слайд 12, проверка 13)сорока (слайд14, проверка 15) Раз наши герои из лесной школы, то мы с вами попадаем на лесную полянку. (слайд 16) ( На доске ягодки и грибочки) А)Вот пенек , а нем ягодки, а на ягодках задания. –Кто хочет сорвать ягодку и выполнить задание? 1 ягодка. На какие две группы делятся буквы в русском языке? ( гласные и согласные) 2 ягодка. Что ты можешь сказать о согласных звуках? ( Бываю твердые, мягкие, звонкие, глухие) (проверка 17, 18.19,20 слайды) б) Но это еще не все . На пути у нас поляна с грибами, а на грибах буквы. Кто пойдет собирать грибы? Девочки будут собирать грибы со звонкими согласными, а мальчики грибы с глухими согласными. Выполняем задание по рядам по очереди. ( Грибочки лежат на столах у ребят) -Покажите грибочки с буквами, которые всегда обозначают только мягкий звук (ч,щ,й) -Покажите грибочки с буквами, которые всегда обозначают только твердые звуки. ( ц, ж, ш) в)А на пути у нас новое задание от медведя.(Слайд21) Посмотрите наш герой написал буквы. (а,о,у,и,ы,я,е,ё,ю,э,) Кто может сказать, как мы их называем (гласные) - А на какие 2 группы мы их можем разбить? Показатели мягкости согласного и показатели твердости согласного) Давайте проверим. ( Слайд 22, слайд 23, слайд 24, 25, 26) Молодцы! А теперь встанут ребята, у которых имена начинаются на мягкий согласный звук,(назовите ваши имена)сейчас ребята, у которых имена начинаются на твердый согласный звук ( назовите ваши имена) Физ.минутка с воспитательным моментом. Ребята, а звери в лесной школе очень дружные. Они даже к нам на урок пришли все вместе. Я смотрю, что вы тоже очень дружный класс. Это действительно так? А как вы понимаете слово дружба? Что значит дружить? ( Помогать друг другу в трудную минуту, когда товарищу плохо. Не бросать друга в беде. Всегда прийти на помощь) Даже есть такая пословица. Сам погибай, а товарища выручай. Как вы понимаете смысл этой пословицы.( что , чтобы не случилось, никогда нельзя бросать товарища в беде, а прийти ему на помощь) -А вы знаете пословицы о дружбе? (Не имей 100 рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух.Человек без друзей, как дерево без корней.) Молодцы! А теперь я предлагаю вам отдохнуть под веселую песенку о дружбе из м.ф( Барбарики). ( Поставить детей в круг, показывать движения, а они повторяют, затем менять ведущего) Молодцы, хорошо отдохнули. Открытие новых знаний. 1.Ну, что , ребята, для открытия новых знаний звери из лесной школы приготовили вам свои задания (слайд27) Задание от зайчишки -трусишки. (на слайде буквы и, ю, я, е, ь, ё) Нужно узнать какая буква пришла в гости? (ь) Так кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? -Действительно это буква ь знак. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ Я вам сейчас предлагаю поработать в группах. 1 группа должна сказать –эта буква гласная или согласная. 2 группа – звук у этой буквы звонкий или глухой, 3 группа – какой он твердый или мягкий. ( Дети должны сказать, что мягкий знак звука не обозначает, поэтому не может быть ни гласным не согласным, поэтому не может быть звонким и глухим, твердым и мягким)) Какие вы молодцы! А я думала вас поймать на этом вопросе, а вы все прекрасно все знаете! Мягкий знак, хитрый знак! Он не произносится, но в слово часто просится 2. А как вы думаете, случайно ли он пришел в гости к этим гласным?? Предположения детей. ( Потому что ь знак так же как и гласные е,ё,ю,я,и служит для смягчения согласных) - А разве мы этого не знали? -как вы думаете, так чему мы должны сегодня научиться ? (Узнать где пишется мягкий знак в словах.) 1. Следующее задание от тетушки Сороки.( Слайд 28) Давайте прочитаем слова ( Дети читают: бол, автомобил, долка, корол,совест, топол,сирен, борба, лошад, мелница, писмо, полза) Вы знаете такие слова? Все ли здесь правильно ( Предположения детей. Согласные звуки звучат твердо. ) А как мы должны произносить эти слова правильно?( Согласный должен произносится мягко) А что его смягчает?(ь знак) Давайте проверим и прочитаем. ( Слайд 29)( Дети читают боль, автомобиль, долька, король, совесть, тополь, сирень, борьба, лошадь, мельница, письмо, польза) 2. Тетушка Сорока просит вас, ребята, сравнить эти слова и посмотреть чем они похожи и чем отличаются. ( ь знак в словах стоит на конце слова и в середине). Запишите эти слова и подчеркните мягкий знак: 1 группа – слова с мягким знаком на конце. 2 –группа– слова, где мягкий знак в середине. Прочитайте первую группу, вторую. проверим ( Слайд 30) Кто обратил внимание , где стоит мягкий знак в 1 столбике (После согласных), А во втором столбике? ( Между согласными). Разбор правила на стр.113 учебника.( 2часть) Закрепление полученных знаний. (слайд 31 с текстом). Московский Кремль. Кремль - исторический центр Москвы. Более восьмисот лет назад стены Кремля были из толстых дубовых брёвен. Потом стены построили из белого камня, и стала зваться белокаменной. Кремль, который мы знаем, построен почти пятьсот лет назад. Он имеет двадцать башен. Самая красивая – Спасская. В Кремле стоят Царь-пушка и царь- колокол. Красная площадь – часть Кремля. Красная означает «красивая». Здесь был большой торговый центр, где собиралось много людей. Московский Кремль, Красная площадь – это наша история, они дороги каждому жителю России.
Ребята, перед вами текст. -прочитайте его название. -значит о чем будет этот текст? (Имя ученика), прочитай громко.(чтение текста) А сейчас я хочу посмотреть, как вы умеете работать в парах. Вы должны договорится, кто из вас будет подчеркивать в тексте слова с ь знаком, а кто будет диктовать, чтобы записать эти слова. Подчеркните мягкий знак. Задание понятно? ( Работа 3-4 минуты) Какие слова записали? 1 группа читает слова, где мягкий знак стоит на конце слова, 2 группа – где мягкий знак –показатель мягкости в середине слова, а третья группа - контролеры, проверяет все ли сказали первые две группы. (Кремль, восьмисот, зваться, пятьсот, двадцать, царь, часть, большой) Опрос по тексту: а) О чем был текст? б) Каким Раньше был Кремль? в) А потом? г) Кто знает из чего стены Кремля в наше время? ( из красного кирпича) д) Что значит «красная»? (Показ слайдов о Кремле) Как называют Москву и Красную площадь? ( Сердцем нашей Родины) -Какой синоним можно подобрать к слову Родина? ( Отчизна). -А вы любите свою Родину? За что? Давайте попробуем составить предложение. ( На слайде слова : Родину любим нашу мы) (слайд32) Проверка ( Слайд 33)( Мы любим нашу Родину) Рефлексия Подведение итогов урока. Ну, что, ребята, вот и подходит к концу наш урок, -как вы думаете, мы выполнили поставленные цели? -А какие они были? (Узнать где пишется мягкий знак-показатель мягкости согласных) ( Слайд 34) Начните свой ответ со слов- ( начало высказываний на доске) - Я сегодня узнал.. ( Что мягкость согласных на письме обозначается не только гласными е, ё,я, ю, и, но и мягким знаком. Что ь знак может стоять в середине между согласными и в конце слова после согласного) -Я сегодня научился… -Я себя могу похвалить… ( На столах у детей мордашки человечков, улыбающегося, обыкновенного, и недовольного) (слайд 35) А сейчас мне хочется узнать какое у вас настроение от сегодняшнего урока. Поднимите мордашку человечка, которая вам больше всего импонирует. Молодцы! Спасибо вам за урок. Мне хочется всем вам сегодня поставить за урок оценку с мягким знаком на конце! - Что это за оценка? (5) -А как вы себя оцениваете? - Встаньте те ребята, кто поработал сегодня хорошо. ( Слайд 36. Молодцы! Хорошо поработали!) Д/з Выучить правило с.113 ( Узнать и подготовить небольшой рассказ о царь пушке и царь колоколе. Почему их так называют) | ( Моральный выбор, самоопределение) Формирование познавательных УД.(логических, классификация) Коррекция Создание условий для самовыражения учащихся Выделение нравственных ценностей. -моральный выбор -самоопределение Постановка проблемы Коммуникативные УД: -планирование учебного сотрудничества; Целепологание -Осознание цели обучения Причинно-следственные связи. Анализ( выделение существенного, рассуждение , доказательство) Коммуникативные УД, -планирование учебного сотрудничества; распределение обязанностей в паре. -Чтение текста с извлечением информации - Контроль ( проверяют друг друга ) Речевые высказывания Рефлексия условий Самооценка Информационный поиск |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по письму и развитию речи в коррекционной школе по теме: "Правописание парных согласных на конце и в середине слова"
Предлагаю разработку урока письма и развития речи в коррекционной школе 8 вида для обучающихся 4 класса по теме «Правописание парных согласных на конце и в середине слова». На уроке созданы соот...
презентация по русскому языку "Буква мягкий знак на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком"
презентация урока русского языка"Буква мягкий знак на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком"...
Разработка урока на тему "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком"
Разработка урока на тему "Правописание мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком" (программа "Школа России")...
Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными"
Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным"....
Тема: Правописание мягкого знака в конце и в середине слова перед другими согласными
Цель урока : Систематизировать знания учащихся о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласного на письме....
Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с "ь" знаком на конце и в середине слова" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: находить слова, в котрых мягкость согласных обозначена буквой "ь" в конце и в середине слова, писать слова с этой орфиграммой. Планируемые результаты: Пр...
Конспект урока во 2 классе по русскому языку "Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласными"
Цели: - совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь;- формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки.УУД:Регулятивные: - учиться принимать у...