Технологическая карта урока русского языка в 4 классе учебник Нечаевой Н В. по теме "Виды глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Кочетова Элла Геннадьевна

Тип урока - отработка умений и рефлексии. При проведении урока использован прием "Дерево понятий".

Скачать:


Предварительный просмотр:

        УМК Занкова

Предметная область: Русский язык  (Н.В.Нечаева)

Класс: 4 (2 часть, 3 четверть)

Тема: Виды глагола

Тип урока: отработка  умений и рефлексии

Цель: Создание условия для отработки умений учащихся распознавать глаголы совершенного и несовершенного видов  и для формирования рефлексии через систему продуктивных заданий.

Задачи:

Личностные

Предметные

Метапредметные

Содействовать

- Осознанию причастности к успеху в учебной деятельности;

- формированию предпосылок для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

- формированию целостного социально-ориентированного взгляда на мир;

- проявлению самостоятельности в информационной деятельности.

-способствовать формированию умения распознавать глаголы совершенного и несовершенного видов;

- актуализировать знания учащихся о глаголе;

- отрабатывать умение правильно употреблять глаголы.

Регулятивные:

 - самостоятельно определять цель своей деятельности;

- планировать её достижение;

действовать согласно поставленной задаче;

- оценивать и корректировать полученный результат. 
Познавательные:

- осуществлять анализ, сравнение. 
Коммуникативные:

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе. 

Оборудование:

  • учебник «Русский язык» Н.В. Нечаева, 4 класс, 2 часть;
  • ватман для работы в группах; маршрутный лист с таблицей  самоконтроля
  • компьютер, проектор, экран

Этапы урока 

 

 

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.  Мотивация и стимулирование деятельности  учащихся

Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность, вызвать интерес

Предлагаю урок начать с отгадывания шифрограммы

4

13

1

4

16

13

(глагол)

Проверьте и выставьте баллы в «Лист самоконтроля»

Организация  внимания.  Отгадывание шифрограммы

2.  Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 

Актуализация  знаний, достаточных для  построения нового знания, фиксация учащимися затруднения в выполнении учебного действия    

 1.Каллиграфическая орфографическая работа.

Буквы Д и д.

   Задания  к пословице: Друг познается в беде. Что означает эта пословица?

-  Найдите в пословице глагол. Докажите.

Попробуйте вспомнить, что мы знаем о глаголе. Задание на интерактивной доске.

 Выбери нужное: часть (слова, речи), обозначает (признак предмета, действие предмета), отвечает на вопросы, изменяется (по временам, по падежам, по числам, по лицам). Проверьте и выставьте баллы в «Лист самоконтроля» 

Работа в группах. Составить «дерево понятия» по теме «Глагол». Рассказать о глаголе по составленной схеме.

Написание букв.

Выполняют задания:

находят в пословице глагол. Доказывают. Выписывают понятия о глаголе.

Проверяют и оценивают себя в листе самоконтроля.

Работа в группах. Учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве 

3. Постановка  цели урока. Построение проекта выхода из затруднения.

Сформулировать и согласовать тему и цель урока,  построить план достижения цели

Задание. Имея данную опору, определить формы глагола по морфеме:

 КУЗАМЯЛА, НИРЕСТИ, ТИРАНУТЬ,  ЗАКОДУЕМ Проверьте и выставьте баллы в «Лист самоконтроля»

На какие 2 группы можно разделить глаголы?
Сформулируйте тему урока (Виды глагола.) 

Какие учебные задачи вы поставите перед собой?

Формулируют   учебную  задачу: уметь определять виды глаголов, правильно употреблять их формы в речи.

4.Реализация построенного  проекта.

Апробация  способов действия, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование

Задание: 
А) Определите и исправьте речевые ошибки. 
Однажды Кот и Пес решали пойти на прогулку в лес. Долго собрались и ,наконец, отправлялись. Пошли они, пошли. Как вдруг замечали, что заблудились. Сначала они пугались, но потом успокаивались. «Надо садиться и съедать бутерброды, а там видно будет»,- сказывал Пес. И, правда, после еды звери повеселели и быстро находили дорогу домой. Проверьте и выставьте баллы в «Лист самоконтроля»
Задание: Выпиши пары глаголов: из данного текста и замененные. Определите способы образования глаголов совершенного и несовершенного видов. 
Проверка. 
А) при помощи приставок
Б) суффиксов
В) чередования звуков

Работа по учебнику с 17

Нахождение 4 способа

Г) ударения  

Проверьте и выставьте баллы в «Лист самоконтроля»

Задание. Замените фразеологизмы глаголами.

Зарубить себе на носу

Клевать носом.

Вставлять палки в колёса.

Делать из мухи слона.

Обвести вокруг пальца.

 (обмануть, преувеличивать, не слушать, молчать, мешать, запомнить, дремать)

Какие глаголы подобрали к фразеологизмам? Исследование.

Задание: вписать глаголы несовершенного вида и совершенного вида в таблицу, изменить по временам. Отыскать отличительные признаки глаголов совершенного и несовершенного видов.

Проверьте и выставьте баллы в «Лист самоконтроля»

Вывод: глаголы совершенного вида не могут быть в форме настоящего времени или глаголы в форме настоящего времени не могут быть совершенного вида. 

Выполняют действия согласно заданию.

    Оценивают себя в листе самоконтроля.

Учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве .

Находят информацию в учебнике.

Проводят исследование. Делают вывод об изменении глаголов по временам

5.Обобщение затруднений во внешней речи

Повторение и закрепление ранее изученного при выполнении заданий  практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера

Задание. Дополните схему «Дерево понятий». Прикрепите  свои схемы на доске. Расскажите, какими данными о глаголах совершенного и несовершенного видов дополнили «Деревья понятия глагол».

Работа со схемой «Дерево понятий». Строят логическую цепочку рассуждений.  

Учитывают разные мнения и стремятся к координации разных позиций в сотрудничестве .  

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и вслух.

Самопроверка  усвоения понятий, индивидуальная рефлексия достижения цели.

Экспресс – опрос (на обратной стороне маршрутных листов)

1.Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: что делал?, что делает? (-)

2.У глаголов неопределённой формы не определяется время, число. (+)

3.Глаголы неопределённой формы оканчиваются на –ть, -ти, -чь. (+)

4.У глаголов неопределённой формы можно определить лицо. (-)

5.В глаголах неопределённой формы перед -ся всегда пишется ь. (+)

6.Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделаешь? (+)

7.Глаголы обозначают действие предмета. (+)

8.Глагол это часть слова. (-)

Подсчёт самостоятельно количества правильных ответов. (сверяем с интерактивной доской)

Проверьте и выставьте баллы в «Лист самоконтроля»

Выполняют задание , используя схему.
Оценивают правильность выполнения действий.

Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности.

Осознание метода преодоления затруднений и самооценка результатов

-Достигли мы цели? Справились мы с задачами, которые ставили?
Приём  
Все в моих руках  (Л.С. Кожуховская)

Цель: формирование навыков личностной рефлексии.

Учащиеся обводят свою ладошку и оценивают результаты работы с помощью пальцев: большой палец (над этой темой еще поработать), указательный (даны конкретные указания), средний (совсем не понравилось), безымянный (психологическая атмосфера), мизинец (мне здесь не хватало). Затем прикрепляют к ладошке стикеры: красный (если не удовлетворен), зеленый (если понравилось и запомнилось)

Осуществляют  самооценку своей деятельности на уроке,  соотносят цель и  результаты.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 4 класс ПНШ по теме "Разноспрягаемые глаголы"

Представлена технологическая карта урока русского языка 4 класс ПНШ...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс " Обобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола."

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе  ТемаОбобщение знаний о глаголе. Морфологический разбор глагола. Цели Образовательные: закрепить знания о глаголе; закрепить умения опре...